Конспект урока на тему: "Архитектура Барокко"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Трошкова Лидия Петровна

Конспект урока на тему: "Архитектура Барокко"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_2b_arkhitektura_barokko.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 26

Конспект урока

по изобразительному искусству, 8 класс

Тема: Архитектура барокко.

Цели:

- Ознакомить учащихся с основными чертами стиля барокко, знаменитыми мастерами этого стиля.

- Сформировать понимания единства конструкции и декора архитектурных сооружений.

Задачи:

  1. Научить  определять стиль барокко  по характерным особенностям стиля.
  2. Научить изготовлению элементов стиля – лепнины.

Материалы: соленое тесто, стеки.

Зрительный ряд: «Архитектура барокко»- Зимний дворец, Царскосельский дворец.

Музыкальное сопровождение: Антонио Вивальди  «Времена года»

                                                          Ход урока.

  1. Орнамент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся.

2.  Актуализация знаний.Фронтальный опрос:

-На предыдущих уроках, мы знакомились с искусством какой эпохи?

( Эпохи Возрождения).

-Какие были  архитектурные постройки Эпохи Возрождения  вам известны?

(Светские постройки представляли собой прямоугольные в плане здания, состояли из 2-3 этажей.  В архитектуре использовался античный ордер. Декоративно оформлялись окна, фризы и вход в здание).

  1. Сообщение новых знаний.

Учитель

- По сравнению  с искусством Возрождения искусство XVII – XVIII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.

- В конце XVI века в Италии появился новый художественный стиль – барокко (в переводе с итальянского «причудливый»).

Работа со словарем:

Барокко, фреска, канделябры

Если в эпоху Возрождения главной темой искусства был человек, теперь художники показывали все многообразие мира, окружающего человека.

 Стиль барокко сохранил некоторые   черты эпохи Возрождения, например радостный интерес к жизни и к людям. Но художники эпохи Возрождения создавали спокойные, благородные образы. А в искусстве барокко все как будто взорвалось от внутреннего напряжения, смешалось в бурном  водовороте красок и движений.

Дворцы и храмы в стиле барокко поражали пышным великолепием. Все части зданий «двигались» подобно растениям. Прямые линии «разрывались», стены «дробились» колоннами  и карнизами. Внутри зданий было настоящее пиршество красок.

- На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Все было направленно на возвеличивание правителей и знати. Потолки расписывались фресками с изображением декоративных пейзажей, ангелов, фантастических сказочных райских садов.  Росписи потолков как бы раздвигали пространство вверху.  

Стены украшались зеркалами, гобеленами – ткаными коврами, тяжелыми коврами, тяжелыми затейливыми канделябрами.   Застывшие в воздухе великолепные хрустальные люстры  отражались в зеркале паркетных полов с причудливыми орнаментами. В интерьере было много позолоты и лепнины. Все это создавало впечатление особой торжественности и необычайной декоративности.

В эпоху барокко засверкали своей красотой дворцово-парковые ансамбли. От дворцов расходились прямые аллеи, дорожки, каналы. В парках барокко любили разные веселые «диковины»:  фонтаны-шутихи, лабиринты, деревья в виде сказочных чудищ, спрятанные в ветвях разноцветные фонарики…

- Наиболее видными мастерами стиля барокко XVII века были итальянские мастера Л. Бернини и Ф. Борромини. В России – Растрелли.

Сообщение,  подготовленное учеником

(В.В.  Растрелли 1700-1771 гг.)

Он, русский сердцем, родом итальянец,

Плетя свои гирлянды и венцы,

В морозных зорях видел роз румянец

И на снегу выращивал дворцы.

                                          В. Рождественский. Отрывок из стихотворения «Варфоломей Растрелли»

Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внёс Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700-1771)-сын скульптора Б.К. Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной.

Всё, что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников.

Лучшие произведения Растрелли-Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт –Петербурга - Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец вСанкт - Петербурге.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве,-Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца-это настоящий гимн эпохе русского барокко.

Сложное по своим очертаниям сооружение, по замыслу автора, в плане приближалось к форме квадрата с замкнутым внутренним двором. Необозримая протяжённость фасадов, огромные размеры оконных проёмов и наличников подчёркивали колоссальность масштабов здания.

Красоту архитектурных форм подчёркивала и раскраска здания. На зелёных фасадах празднично выделялись белые колонны и различные виды орнамента.

Дворцовые сооружения поражали своими размерами. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая  протяжённость фасадов дворца составляла 210 м!

Это последнее творение Растрелли не было завершено самим мастером.

Учитель

- Давайте посмотрим фрагмент «Архитектура барокко», полюбуемся красотой и роскошью стиля.

Просмотр фрагмента из фильма «Санкт-Петербург и пригороды»

3. Вывод.

- Ну а теперь сделаем вывод:

-Барокко в переводе с итальянского что обозначает?

(«причудливый»)

- Какой девиз вы бы дали стилю барокко?

(«Монументальность, величие, богатство и красочность»).

4. Физкультминутка.

1) Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.

2) Исходное положение-сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочерёдно, разведение стоп в стороны.

3) Исходное положение - стоя. «Замочек»-вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

5. Формирование практических  умений.

Первичное закрепление знаний.

Сегодня на уроке перед нами стоит задача: выполнить элементы декора интерьера дворцовой комнаты в стиле барокко.  Вспомним, чем украшались стены?

(Фресками, коврами, лепниной,…)

6. Практическая работа.                                                                                                                               1) Задание: Лепка декоративных элементов убранства  дворцов в стиле барокко – гирлянда из  цветов.

Работа индивидуально-коллективная. Каждый лепит растительные элементы-цветы, бутоны, листочки, которые в итоге объединяем в одну композицию.

Лепить будем из солёного теста. Рецепт приготовления на доске: 2 стакана  муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды. Тесто нам уже приготовили, дежурные раздадут.                                                                  

 2) Показ учителем технологии изготовления цветов из солёного теста.

Тесто делим на две части; из первойчасти лепим цветок, из второй листочки и завитки.

Лепка цветка: а) 1 способ-тесто раскатываем в колбаску, пальцами делаем её приплюснутой, один конец  держим в руке-это центр, вокруг него, закручиваем спиралью полоску.

б) 2 способ-тесто раскатываем в колбаску, делим её на столько частей, сколько будет лепестков. Каждый лепесток-это шар приплюснутый формируем и прикрепляем к серцевине(центр-это шар).

3) Самостоятельная работа учащихся.

Во время практической работы звучит музыка Антонио Вивальди (1678-1741) «Времена года».

Вовремя практической работы, учитель делает ЦЕЛЕВЫЕ ОБХОДЫ, осуществляя при этом:

а) контроль организации рабочего места;

б) контроль правильности выполнения приёмов работы;

в) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

г) контроль объёма и качества выполненнойработы.

7. Итог урока.

1) Выставка коллективной работы  учащихся «Гирлянда цветов».

2) Заключительное слово учителя.

По вашей коллективной работе видно, что сегодня вы неплохо справились с дизайнерской работой по созданию элемента убранства дворцов барокко – гирлянды цветов.

8.Уборка рабочего места.

9. Домашнее задание.

Собрать материал о классицизме.

Подготовить сообщения о зодчих русского классицизма: В. И. Баженове и М. Ф. Казакове.

                      «Заверяю»

                  Директор                                                             Ю.А. Орлов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Архитектура Древней Греции. Ордерная система"

    Тема урока соответствует программе 8 класса по программе Б.М. Неменскому...

Презентация на тему "Архитектура барокко"

Презентация, выполненная учащимся 11 кл....

Конспект урока по английскому языку в 11 классе по теме "Архитектура". УМК Верещагиной И.Н. 11 класс

конспект урока по английскому языку в 11 классе по теме Архитектура, Unite 2....

Конспект урока на тему:"Архитектура ПК"

Архитектура компьютера - это общее описание основных устройств и принципов работы компьютера, достаточных для понимания пользователя и программиста....

Открытый урок по теме "Архитектура ПК"

Открытй урок по теме: Модели и моделирование...

Методическая разработка урока на тему Архитектура компьютера

Методическая разработка урока дисциплины «Информатика» на основе системно-деятельностного подхода при обучении информатикеТема: Архитектура компьютера. Основные устройства компьютера и их функции....

Конспект урока информатики (11 класс) по теме Архитектура персонального компьютера.

Конспект урока информатики (11 класс) по теме "Архитектура персонального компьютера"....