«Любимые места твоего города»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

В соответствии с программой тема «Любимые места твоего города» входит в раздел «Архитектурные стили в русском зодчестве 17-19 вв. Классицизм». Используемый вид работы: графика. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: - количества объёма; конкретности изображения; изобразительных и психофизических возможностей учащихся; - эстетически подобраны карточки с графическими изображениями архитектурных памятников, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroklyubimye_mesta_tvoego_goroda.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Рудого»

Методическая разработка урока

по изобразительному искусству

в 8 классе

Тема:

«Любимые места твоего города»

Учитель изобразительного искусства

Зиньковой Н.В.

п. Борисовка 2014 г.

Урок графики в 8 классе

«Любимые места твоего города»

Тема урока «Любимые места твоего поселка»

Цель урока: Расширение знаний учащихся об архитектуре - одного из видов изобразительного искусства. Сформировать у учащихся  представление  об архитектурных стилях в русском зодчестве 17-19 вв.

Задачи  урока:

  1. Обучающая:        

Обучение учащихся видению красоты, формированию понятия классицизма в архитектуре, точному выполнению графического изображения архитектурного здания; создать условия для проявления инициативности учащихся в процессе работы обучить рабочим приёмам графическим навыкам в работе акварельной кистью (теневым контуром)

  1. Развивающая:

Развивать художественно-творческие способности, образное  мышление, фантазию, воображение, зрительную и логическую память, моторные навыки, самостоятельность.

  1. Воспитывающая:  

Воспитывать художественный вкус, трудовую дисциплину, творческое начало личности, патриотизм.

Межпредметные связи: история, музыка, литература.

Наглядные пособия: образцы рисунков для сравнения (графические изображения Свято-Троицкой Сергеевой Лавры), электронное приложение к уроку, линейки-шаблоны, рисунок учителя на доске, графическая поэтапная разработка изображения.

Инструменты и принадлежности: простые карандаши, гелевые ручки, кисти, акварель, бумага, баночки для воды.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Метод обучения: беседа, объяснение, индивидуальная практическая работа.

План урока

1. Организационный момент                                                            (1 мин)

2. Сообщение темы и целей урока                                                    (2 мин)

3. Беседа по новой теме урока                                                           (12 мин)              

4. Выполнение самостоятельной творческой работы                     (20 мин)

5. Физкультминутка                                                                          (2 мин)

6. Подведение итогов урока                                                              (5 мин)

7. Домашнее задание                                                                          (1 мин)

8. Рефлексия                                                                                         (1 мин)

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку

2. Сообщение темы и целей урока

Я приглашаю вас прикоснуться к  истории архитектуры, окунуться в те времена, когда в архитектуре зарождалось такое течение как классицизм. Архитектура – вид изобразительного искусства, называют зодчеством, искусство проектировать и строить.

Виды архитектуры:

  • Объемные сооружения – культовые, общественные, промышленные и жилые здания.
  • Ландшафтная архитектура – беседки, мостики, фонари и лестницы для скверов, бульваров и парков
  • Градостроительство – сооружения новых городов и реконструкция старых.

Архитектор заботится о красоте, практической пользе и прочности создаваемых сооружений, т.е. эстетические, конструктивные и функциональные качества в архитектуре взаимосвязаны.

3. Беседа по новой теме урока

Понятие «русская усадебная культура» претерпело эволюцию от замкнутой средневековой культуры 17 века, когда усадьба имела ярко выраженный хозяйственный уклон, к середине 18 века и до первой половины 19 века к периоду расцвета. Именно в этот период создаются крупнейшие загородные резиденции Санкт-Петербурга и Москвы (Останкино, Кусково, Архангельское). С наибольшей последовательностью формируются усадебные ансамбли (доминирующую роль в ансамбле играл усадебный дом, хозяйственные постройки были вынесены в глубину сада, разбивался регулярный, по типу Версаля, парк).

Усадьба оставалась на всю жизнь местом досуга и творческого труда. Усадьба открывала огромные возможности для проявления личных вкусов владельцев, которые выражались в обустройстве усадебного дома, в разбивке садов и парков, в создании художественных, научных и иных коллекций, в собирании фамильных архивов и библиотек.

Мир усадьбы – это судьбы людей, семей, иногда нескольких поколений. Понять характер усадьбы – значит узнать, каков её хозяин.

Особенность формирования и бытования русской усадьбы состояла в её многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр.

Будни и праздники составляли повседневность обитателей усадьбы. Для одних приемы гостей, например, были обязательным торжественным и формальным ритуалом, для других – формой дружеского и творческого общения.

За видимым разнообразием художественных форм и прихотливостью композиционных решений прочитывался определённый иерархический порядок, структурированность замкнутого на себя усадебного пространства.

Парадные представительства императорских  загородных резиденций 18 века, свидетельствовали о значительных усилиях, прилагаемых к формированию нового художественного пространства, выстроенного по западноевропейскому образцу. Пышное великолепие живописных барочных дворцов, строгая геометрия регулярных партеров и малые содовые павильоны в театральных «кулисах», стриженых зелёных боскетов оживлялись прихотливой игрой потешных огней и фонтанов, пёстрыми красками костюмированных маскарадов и звуками старинной роговой музыке. Все художественные затеи культурные новшества18 века, внедряемые в жизнь русского общества, заполнили усадебные пространства, изменив их до неузнаваемости. Природа игры основана на изначальной ритуализированности культурного сознания, а её условленный порядок необходим для преодоления стихийности жизни как метод выживания, способ жизни живой и мыслящей «материи». В игре человек создаёт определённую  норму  нравам своего времени.

Известная игровая сущность созданных в 18 веке архитектурных ансамблей выразилась вполне определённо в их прямой предназначенности :выполнять роль сцены для торжественных светских приемов, маскарадов и театрализованных праздников. Всё разнообразие стилистических мотивов и форм 18 столетия явилось данью игре как способу познания жизни и повлекло за собой определенную стилизацию жизненного уклада.

Типология усадебного пространства строилась с учётом основной предназначенности архитектурно-парковых ансамблей, выделения для достижения своей задачи наиболее значимых пространств художественными средствами. Структура и художественный образ хранят в себе отголоски культурных напластований, которые частично трансформировались, приспосабливаясь к требованиям нового века, но не ушли из художественной практики. Их использование, не всегда осознаваемое, было данью традиции. Культурный ландшафт России 19 века, наряду с малыми и большими городами, деревнями и сёлами, крепостями и монастырями, включал усадьбы, которые играли едва ли не главную роль в этом ландшафте. В состав каждого усадебного комплекса входит как историко-культурный, так и природный компонент, имеющий достаточно сложную структуру. Ее элементами выступают пейзажные парки, сады и цветники.

К тому же широкое распространение  получили оранжереи, где выращивались экзотические южные растения. Рекреационные возможности русских усадеб ценились еще в 19 веке. Представители дворянского сословия с помощью лучших русских и зарубежных архитекторов, устроителей парков, садовников создавали идеальные условия для повседневной жизни, творческой деятельности и полноценного отдыха.

Русская усадьба была не только притягательна красотой своих архитектурных сооружений и тенистых парков и проявлением заботы о гостях.

Сложившийся тип помещичьей усадьбы 18-19 веков представлял собой комплексный архитектурно-парковый ансамбль, который включал обычно барский дом с флигелем (или флигелями), обслуживающие постройки – конюшни, оранжереи, сараи; парк, а в крупной усадьбе ещё и церковь. Разнообразны композиция и масштабы жилых усадебных домов, зависящих от уровня благосостояния и культуры владельца.

Но везде обязательным дополнением к усадебному дому служили флигели. По большей части их бывало два. Один для гостей, а другой – для молодой поросли рода.

Примером зажиточной усадьбы может служить усадьба в Спасском-Лутовинове, построенная отставным секунд-майором Иваном Ивановичем Лутовиновым, дядей матери И.С. Тургенева.

В первой четверти 19 века масштабы усадебного строительства в сравнении с предыдущим периодом сокращаются. Композиция усадеб упрощается, парки становятся меньше, церкви строятся лишь изредка. В облике среднепоместных усадеб продолжают сохраняться устойчивые черты русского классицизма, хотя в некоторых проектах и проскальзывают новые композиционные приёмы, те, что архитекторы величают зодчеством эпохи романтизма («псевдо- и нео- готика»). Однако все провинциальные архитекторы, как правило, используют уже наработанные, типовые, стандартные решения при строительстве усадебных зданий. К тому же сложные сооружения, их декорирование воспринимались в среде губернского дворянства как непомерная да, пожалуй, и ненужная роскошь.

Характерной чертой русских усадебных садов конца 18 – начала 19 века было то, что вблизи дома владельцы располагали цветник. Он связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Такой цветник мог быть остатком регулярного парка.

Судьбы русских усадеб похожи на людские судьбы, в принципе, в определённой степени зависимы от них – в них можно найти времена весны и расцвета, зрелости и увядания, они полны неожиданностей, роковых случайностей и, увы, также конечны. В этом, несомненно, еще одна тайна их привлекательности для потомка, историка, читателя. Усадьба – иногда прямое, опосредованное отражение судьбы рода, семьи, отдельной личности. Полученная по наследству или купленная молодой четой, она становится полем приложения их кипучей энергии, строительной и хозяйственной перестройки. (просмотр видиофильма)

  1. Выполнение самостоятельной творческой работы
  • Построение здания по двум точкам схода на линии горизонта
  • Определение коробки здания
  • Зарисовки архитектурных элементов фасада, портик,  изображение окон, балкона, колон, дверей, крыльца
  • Обводка найденных элементов видимым контуром (гелевой ручкой)
  • Построение ландшафтного дизайна в перспективе (беседка, мостик, клумба)

5. Подведение итогов урока

В конце урока свои работы ученики демонстрируют присутствующим. Проходит коллективное обсуждение выполненных работ, отмечают наиболее удачные, качественно выполненные рисунки. Учащиеся должны полюбоваться своими работами.

6. Кроссворд (домашнее задание)

  1. Деревянные дощечки, которыми закрывали на ночь окна. (Ставни)
  2. Узорная доска под крышей, прикрывающая края кровли. (Причелина)
  3. Обрамление окна, состоящее из двух частей: кокошника и фартука. (Наличник).
  4. Резная дощечка, перекрывающая стык причелин. (Полотенце)
  5. Лицевая сторона дома, выходящая на улицу. (Фасад)

7. Домашнее задание: рассмотреть фасады старинных домов п. Борисовка и сравнить с избами других регионов средней полосы России.

8. Рефлексия

На столах лежат геометрические тела разного цвета. Зафиксируйте на борометре настроения тот сектор, который соответствует вашему настроению и состоянию на уроке по описанию.

  • Было интересно, понятно и увлекательно.
  • Сначала было интересно, но потом заскучал.
  • Мне было скучно и неинтересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любимые места моего района

Краткий очерк детей о любимых местах своего района....

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Выступление на 9 городских педагогических чтениях - 2 место в городе

9 городские педагогические чтения "Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания"Тема работы : Личностный рост учащихся в условиях реализации программы гражданско-патриотическо...

Этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража".

В работе показаны основные этапы работы над проектом "Памятные места нашего города Суража". Работа помогает освоить основные этапы работы над проектом....

Конспект урока по эрзянскому языку «Вечкевикс таркатне ошсо, велесэ. Монь кудом. Любимые места в городе, селе. Мой дом».

Тема: «Вечкевикс таркатне ошсо, велесэ. Монь кудом. Любимые места в городе, селе. Мой дом».( васенце урокось) (6 класс)Цели и задачи: 1) практическая – совершенствование речевых навыков; (сопутст...

Урок контроля полученного знания по английскому языку в 3 классе по теме : Моё любимое место.

В методическом материале  представлена технологическая карта урока по теме : Моё любимое место....

Мое любимое место в доме

Описание Моего любимого места в доме...