Программа по ИЗО для 8 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Программа по изобразительному искусству для 8 классов на основе авторской программы Б.М. Неменского .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_k_izo_plan.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по изобразительному искусству для  VIII класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009.

            Программа рассчитана в 8 классах на 33 часа и включает 2 часа резервного времени.   По учебному плану на изучения предмета  изобразительное искусство отводится 1 час в неделю.

            По учебному плану школы на предмет  изобразительное искусство отводится в 8 классах 35 часов.  

          Согласно годовому календарному графику МАОУ СОШ «Финист» № 30 на 2013-2014 учебный год фактических рабочих часов  в

8 «А» классе на 34 часа

8«Б» классе на 33 часа

8 «В» классе на 34 часа

8 «Г» классе на 34 часа

         Программа  реализуется полностью за счет   резервных часов.

        Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и  дополнительных пособий:

— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2006

— Л.А. Неменская учебник для 7-8 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008-2013.-176с.

– О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

 — Н.Н. Ростовцев. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учеб. пособие для студентов худож.-граф. Пед. Ин-ов. М.: «Просвещение, 1974

Цели художественного образования:

·  развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

·  воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

·  освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

·  овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

·  формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    VIII класс — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века. Любого народа является памятником человеческих отношений, закреплённых как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определённую среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживания в нём человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры – используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объём, пространство, фактура, цвет и т.д.)

   Дизайн как искусство возник в 20 веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т.п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Ныне трудно определить. К архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т.д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объём, форма, пространство, фактура, цвет и т.д.)

      Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной.

    Каждый современный человек живёт в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) жизненных функций. Оптимально эти  знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

        Изучение конструктивных искусств в 8 классе  прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работающими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности – изобразительный, декоративный, конструктивный). 

Учащиеся должны знать:

  • как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
  • особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
  • основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  • конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
  • моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
  • работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
  • конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
  • владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
  • использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки.

      Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 8 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК,  медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.

     Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

                                                       

К концу 8 класса обучающиеся должны знать:

- социальную функцию изобразительного искусства, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 19 –   начала 20 в. (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности – по рисунку, живописи, тематической или  декоративной композиции;

- систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение,   композиция).

  обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить развернутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства,  соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с   натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно-выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.п.), наиболее подходящие  для воплощения замысла.

Оснащение кабинета

Кабинет оснащён: 3 моноблоками, проектором, экраном, принтером.

Календарно-тематическое планирование.

Изобразительное искусство  8  классы.

 

п\п

дата

дата

Тема урока    

Содержательная деятельность

учебного процесса

    Основные виды      учебной деятельности

 

8 а,в,г

1

 5.09

7.09

Архитектура и ее функции в жизни людей

Архитектура. Ознакомление с научными основами деятельности.

Расширение знаний

2

12.09

14.09

Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры

Курган, Мегалит. Кромлех. Стоунхендж.

Расширение знаний

3

19.09

21.09

Место расположения памятника и его значение

Ландшафтная архитектура

Расширение знаний

4

26.09

28.09

 Место расположения памятника и его значение

Ландшафтная архитектура. Рисунок

Расширение знаний

5

3.10

5.10

Истоки монументальных видов искусства. Наскальная живопись

Монументальное искусство. Наскальная живопись

Вводный урок по теме: «Древние образы в нар. Искусстве»

6

10.10

12.10

Памятники культуры. Древнего Египта. Архитектура. Монументальная живопись

Пирамида. Масштаба. Обелиск. Сфинкс. Канон

Расширение знаний. Выполнение рельефа (бумажная пластика)

7

17.10

19.10

Памятники культуры. Древнего Египта. Архитектура. Монументальная живопись

Продолжение темы

Актуализация опорных знаний

8

24.10

26.10

Монументальная скульптура

Скульптура. Памятник.

9

31.10

2.11

 Монументальная скульптура

Продолжение темы

10

14.11

16. 11

Виды монументальной живописи. Фреска.

Знакомство  с понятием фреска, мозаика, витраж, панно.

Расширение знаний

11

21.11

23.11

Витраж. Картины-окна.

Витраж. Выполнение витражной розетки (бумажная пластика)

Расширение знаний

12

28.11

30.11

 Витраж. Картины-окна.

Витраж. Выполнение витражной розетки (бумажная пластика)

Актуализация опорных знаний

13

5.12

7.12

Мозаика.

Мозаика. Выполнение  мозаики по собственному эскизу

Расширение знаний

14

12.12

14.12

 Мозаика.

Мозаика. Выполнение  мозаики по собственному эскизу Витраж.

Актуализация опорных знаний

15

19.12

21.12

Интерьер как синтез искусств в архитектуре.

Интерьер. Оформление интерьера школы ( кол-ая работа)

Расширение знаний

16

26.12

28.12

 Интерьер как синтез искусств в архитектуре.

Интерьер. Оформление интерьера школы ( кол-ая работа)

Актуализация опорных знаний

17

16.01

11.01

Ордерная система и ее соизмеримость с человеком.

Практикум .Выполнение ордерной колонны (бумажная пластика)

Расширение знаний

18

23.01

18.01

 Ордерная система и ее соизмеримость с человеком.

Практикум .Выполнение ордерной колонны (бумажная пластика)

Обобщение знаний

19

 

30.01

25.01

Архитектура как отражение миропонимания. Античность.

Практикум. Выполнение макета храма Парфенона

Расширение знаний

20

6.02

1.02

 Архитектура как отражение миропонимания. Античность.

. Практикум. Выполнение макета храма Парфенона

Обобщение знаний

21

13.02

8.02

Романский и готический стили

Практикум. Выполнение макета феодального замка

Расширение знаний

 22

20.02

15.02

 Романский и готический стили

Практикум. Выполнение макета феодального замка

Обобщение знаний

23

27.02

22.02

Худ. образ архитектуры эпохи Возрождения.

. Знать  понятия центральный храм, купол

Расширение знаний

24

6.03

1.03

Архитектура барокко и классицизма.

Знать стили барокко, классицизм.

Расширение знаний

25

13.03

15.03

Стилевые направления в архитектуре 19-20 веков. Архитектор Антонио Гауди

Знать стилевые направления  ах-ры 19-20 веков. Биография и творчество арх-ра А. Гауди

Расширение знаний

26

3.04

5.04

Фантастический проект «Архитектура будущего»

Практикум. Сам. Работа по созданию картины

Контроль. Сам.  работа.

27

10.03

12.04

Архитектура Руси 10-12 веков.

Выполнение макета одноглавого храма.

Расширение знаний

28

17.03

19.04

 Архитектура Руси 10-12 веков.

Завершение работ

Обобщение знаний

29

24.04

26.04

Русская архитектура 13-17 в. Русские кремли

Выполнение эскиза кремля.

Контроль. Сам.работа

30

8.05

3.05

Архитектура 2-х столиц Москва. Санкт-Петербург

Знакомство  с историей архитектуры 2- столиц

Расширение знаний

31

15.05

10.05

 Архитектура 2-х столиц Москва. Санкт-Петербург

Московский кремль, Дворцы над Невой.

Расширение знаний

32

22.05

17.05

Архитектура моего города

Ознакомление с арх-рой города.

Расширение знаний

33

29.05

24.05

 Архитектура моего города

Выполнение работы. Памятники арх-ры города

Обобщение знаний

34

31.05

Обобщающий урок.

Подведение итогов. Выставка творческих работ.

Обобщение знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...