Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Дронина Инесса Валерьевна

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».

Цели:

1.      Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.

2.      Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.

3.      Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

 

Оборудование:  для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка.

                             Для учителя: мультимидийный диск с презентацией «Русская матрёшка».

Технологическая последовательность изготовления матрешки.

 

Наглядный материал

1.      Презентация «Русская матрёшка».

2.      Работы учащихся.

3.      Матрешки.

4.      Болванки матрешек  расписные.

План урока.

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы и цели занятия.

3.      Изучение теоретического материала по плану:

3.1  У матрешки дед-японец.

3.2  Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.

3.3  Матрешка – символ русского народного искусства

3.4  Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

3.5  Современные авторские.

3.6  Особенности изготовления и этапы росписи.

4.      Закрепление изученного материала в игре «Угадай – ка».

5.      Физкультминутка

6.      Самостоятельная работа.

7.      Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon novaya_szhataya_zip-papka.zip1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 5 классе по теме «Русская матрешка».

Цели:

  1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.
  2. Развивать у детей познавательный интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
  3. Воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.

Оборудование:  для учащихся: лист бумаги, вырезанный силуэт матрешки, кисти, краски(гуашь), баночка, тряпочка.

                             Для учителя: мультимидийный диск с презентацией «Русская матрёшка».

Технологическая последовательность изготовления матрешки.

Наглядный материал

  1. Презентация «Русская матрёшка».
  2. Работы учащихся.
  3. Матрешки.
  4. Болванки матрешек  расписные.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Изучение теоретического материала по плану:
  1. У матрешки дед-японец.
  2. Матрешка - обобщенный образ русской красавицы.
  3. Матрешка – символ русского народного искусства
  4. Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.
  5. Современные авторские.
  6. Особенности изготовления и этапы росписи.
  1. Закрепление изученного материала в игре «Угадай – ка».
  2. Физкультминутка
  3. Самостоятельная работа.
  4. Подведение итогов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-  добрый день ребята. Я рада снова приветствовать вас на занятиях. Надеюсь, что настроение у вас отличное, и вы, несомненно, готовы к новым открытиям и творческим начинаниям.

                                                             

                                                                Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

                  Все ль на месте, все ль в порядке:

        Карандаш, альбом и краски

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь.

  1. Сообщение темы занятия.

-  чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня, ребята, отгадайте загадку.

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может 3, а может 6.

Кукла первая толста, а в нутрии она пуста,

Разнимается она на две половинки

В ней живет еще одна кукла в серединке

Разрумянилась немножко

Наша русская (матрешка).       (слайд №   1   )

- да мы сегодня поговорим о матрешке, о возникновении и видах русской матрешки, узнаем об особенностях изготовления и этапах росписи матрешки и выполним авторские матрешки.

3.Изучение теоретического материала.

  1. Беседа о возникновении матрешки.

-  Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрешка? (слайд № 2)

-  А на самом деле было так:

По легенде, на японском о. Хонсю обосновался беглый русский монах, который соединил восточную философию с детской игрушкой.

Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума – дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий.   (слайд №    3  )

     Внутри неё спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок. Всего таких кукол насчитывалась 5

     Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы, и еще одного буддийского святого – Дарумы  (слайд № 4) – Японии были распространены очень широко.

                                                        (слайд №   5 )

- В конце 19 века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов с о.Хонсю кто-то привез японскую точенную фигурку буддийского святого Фукуруму.

(слайд №   6)

   

        Предполагается, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание оригинальной игрушки стала мастерская – магазин «Детское воспитание» Мамонтовых в Москве, где 1898 года работал токарь Василий Звездочкин.    (слайд №  7).

     

 Василий Звездочкин на токарном станке выточил свою первую матрешку.

       Потом известный художник Сергей Малютин    (слайд № 8)

Расписал фигурку на русский лад – это была круглая румяная девушка в цветастом платке,    сарафане, в переднике, с черным петухом в руке.   (Слайд № 9).

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, отличались друг от друга, а последняя изображала спеленатого младенца.    (слайд №  10    ).

       Русскую деревянную куклу назвали матрешкой по имени Матрена, очень распространенному в народной среде.

-  Рассмотрим первых кукол. Сюжеты русских матрешек разнообразны. (слайд №  11, 12    )

- На Парижской всемирной выставке 1900 года деревянные расписные девушки с семьей получили медаль и всемирное признание. ( слайд №  13    ).

  1. Матрешка – обобщающий образ русской красавицы.

Условны форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.  (слайд №  14    ).

3.3. Матрешка – символ русского народного искусства.

- Знаменитая русская матрешка в 2010 году будет отмечать 110 лет с начала массового кустарного изготовления.

За этот небольшой период матрешка стала одним из символов русского искусства.

 В настоящее время существует несколько центров по изготовлению и росписи матрешек.

Это подмосковный Сергиев Посад, нижегородские центры в г.Семенове, в селах Полховский Майдан и Крутец

3.4. Традиционные русские матрешки и их отличительные особенности.

-  первые русские матрешки были созданы в Сергиевом Посаде, ( слайд № 15    )   как забава для детей, которые помогали усвоению понятия формы, цвета, количества и размера. Спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрешки  практически весь Сергиев Пасад делал этих обаятельных куколок.

(слайд № 16)

Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада.

                                         Мне художниками дан яркий русский сарафан.

                                         Я имею с давних пор на переднике узор.

                                         Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Матрешка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт:  плавно ровно круглится форма матрешки, медленно перетекает из одного объема в другой. Роспись гуашью  с черной графической наводкой и лаковое покрытие. Она наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках она держит узелок, корзинку или  цветы.

Матрешки из Полховского Майдана. (слайд № 17 )

Взял в руки кисти и краски,

                                                            Стал волшебником из сказки

                                                            На матрешке яркий сарафан

                                                            Расписал под Полховский Майдан.

Полхов – Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложиться темно-зеленый, а синий с желтым. Все объединяет черный контур. (слайд №18)

       Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан, Горьковской области.

У неё нет никаких конкретных деталей, как руки платок, сарафан, кофта, характерных для Сергиевской  матрешки. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда.

Женщины убирали волосы под кокошник,

Девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали «кудри» - черные, завитые штопором, перышки селезня.

       Эту интересную бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки.

Основным мотивом росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зеленые листья.   Цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрывали фигурку матрешки спереди.

Семеновская матрешка из г.Семенова, горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку их Загорска, но украшать её стали по-своему. (слайд №  19       )

       Сочетание красителей (анилиновых), желтых, зелёных, фиолетовых, красных дают выразительный колорит. (слайд №20)

       Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Черные на пробор волосы обрамляют овал лица, строго смотрят небольшие глаза, собран бантиком маленький рот. (слайд №21)

       Самое же главное – декор, крупная цветовая роспись заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды, листья собраны в разнообразные букеты. (слайд № 22)

Основной цвет в росписи – красный, черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове платок, украшенный по кайме.

Есть и авторские матрешки.

3.5 Современные авторские матрешки.

-   в настоящее время русская матрешка переживает своеобразное возрождение. Наибольший интерес стала представлять матрешка выполненная художником – индивидуалом, профессионалом или любителем по собственному замыслу. Появились различные варианты русской матрешки, одетой в народную одежду.    (Слайд №  23    ). 

    Фантазии современных художников нет границ. Матрешки- девушки, женщины с корзинками фруктов, самоварами  , различными ковшами и кувшинами. Предметы, которые матрешки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

По типу росписи фартука различают несколько разновидностей матрешек.

  1. На фартуках изображены сюжеты народных сказок. (слайд №  24, 25 )

  1. На фартуках изображены живописные пейзажи. (слайд №  26 )

            Часто используются известные картины русских художников – пейзажистов:

А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова.

  1. На фартуках изображены памятники архитектуры.  (слайд № 27 ).

Такая кукла – матрешка представляла собой памятный сувенир, с которым может быть        связано посещение того или иного исторического места.  

  1. Используются декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры. Приемы традиционной Хохломской росписи, (слайд №28)

«под Гжель»,  «под Жостово».   (слайд №  29 )

  1. Стилизованные изображения людей. (слайд №30)

  1. Изображение животных. (слайд №31,  32)

  1. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так называемая политическая матрешка, которая представляет целую галерею русских царей, российских и зарубежных государственных, общественных деятелей.   (слайд № 33 )

       К типу политической матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образы популярных артистов и спортсменов.

       Русская расписная матрешка представляет собой уникальное явление в современной мировой культуре. Недаром она привлекает внимание любителей и коллекционеров изобразительного искусства, как в нашей стране и за рубежом.

      Как у всякого большого культурного явления у матрешек есть свои музеи: первый Московский – открылся в 2001 году, нижегородский – 2004 г. (слайд № 34 )

3.6  Особенности изготовления и этапы росписи матрешки.

-    интересно а как же рождается матрешка?

Делают матрешки из лиственницы, липы и осины. Срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два-три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…

Этапы росписи

  • Шлифовка заготовки
  • Обводка контура узора
  • Прорисовывание фона
  • Прорисовывание деталей
  • Окончательная обводка.

  1. Закрепление изученного материала в игре «Угадай – ка».

По картинкам угадать какая матрешка. (слайд №      )

  1. Физкультминутка.
  1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
  2. Исходное положение – стоя, ноги вместе, руки опущены. На счет «раз»- поднять руки вверх, встать на носки, потянуться;. На счет «два» - вернуться в исходное положение (повторить упражнение 5-6 раз)
  3. Исходное положение стоя. «Замочек» ввести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить несколько раз, меняя положение рук.
  1. Самостоятельная работа.

-  и мы с вами ребята создадим свою матрешку не похожую на другие.

Последовательность выполнения работы.

  1. Обведи по контуру матрешку.
  2. Нарисуй платок
  3. Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа.
  4. Осторожно нанеси на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа- на прямой ряд), в средней части – глаза, в нижней – губы и щёки. Носик обозначим двумя точками на нижней горизонтальной линии
  5. Обрати внимание как у матрешки нарисованы руки.
  6. Заполни передний фон сарафана букетом цветов.
  7. Раскрась матрешку. Сначала основные части одежды, затем декоративные цветы.

-  сейчас создайте образ матрешки, который вам подскажет ваша фантазия.

(По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективное панно.

Дети вместе с учителем проводят анализ работ, что получилось, а что нет?)

  1. Подведение итогов.

Итогами работы является выставка рисунков.

-   Молодцы! Вы сегодня великолепно работали. Жду вас на следующем занятии, До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 10 классе по теме "Русский характер"

Обобщающий урок по теме "Русский характер"...

Урок во 2 классе по теме: "Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши".

Урок был показан на районном семинаре учителей музыки в 2011 году....

Урок в 9 классе по теме "Русско- японская война"

Конспект урока с применением модульных технологий...

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Русская матрёшка"

Презентация к уроку в 5 классе на тему "Русская матрёшка" разработана для воспитания в учащихся любви и уважения к народным промыслам, обычаям и традициям своей Родины....

Материалы к уроку в 9 классе по теме "Русско-Японская война"

В материалах содержится презентация по теме "Русско-Японская война" и рабочий лист. Данный материал может использоваться как в 9, так и в 11 классе на базовом и профильном уровне....

Материалы открытого урока в 9 классе на тему «Русские кругосветные экспедиции»

Урок географии в 9 классе «Русские кругосветные экспедиции» был посвящен истории первых кругосветных путешествий под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф. Б...