Мастер-класс. "Арттерапия. Применение на уроках изобразительного искусства"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Макушина Алена Ивановна

Используя элементы арттерапии на уроках Искусства, учитель в наибольшей степени может влиять на развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_uchiteley_izo_i_muzyki.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Арт-терапия. Применение на уроках изобразительного искусства»

«То, что является творческим, зачастую терапевтично,

то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс».

Карл Роджерс

Цель: расширить представления педагогов об использовании арт-терапевтических технологий на уроках изобразительного искусства и музыки.

Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник.

Раздаточный и демонстрационный материал: белые листы для рисования, акварельные краски, кисти, пастель, карандаши.

Музыкальный ряд:

Продолжительность: 40 минут

Вводная часть:

Арт-терапия в творческом развитии школьников

                Одним из основных направлений работы учителя в современной школе является духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья.

Целью изучения искусства в школе является овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности,  указано в стандартах образовательной области искусство, примерных программах по предметам ОО «Искусство».

Сейчас рассмотрим, что такое арттерапия

Арттерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала…

Используя арт-терапию на уроках Искусства, учитель в наибольшей степени может влиять на развитие ребенка.

Арт-терапия в образовании позволяет решать следующие задачи:

  1. Диагностика. Для диагностики творческого развития школьников в  учебной деятельности необходимо использовать психологические и педагогические тесты, которые способствуют выявлению уровня развития психической функции воображения и уровня овладения теоретическим и практическим  материалом в ходе выполнения творческих работ (знания, умения, навыки).
  2. Арттерапия  позволяет получить сведения о развитии обучаемого, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие. В процессе работы легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение каждого члена группы.
  3. Воспитание. Участники учатся корректному общению, бережному отношениям со сверстниками. Данный способ построения занятий обеспечивает усвоение этики поведения. Вместе с тем происходит более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).
  4. Развитие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый участник переживает успех в той или иной деятельности. Развивается чувство собственного достоинства, самоуважения.
  5. Коррекция. Рабочая атмосфера позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений.

Основные рекомендации арттерапии, которые я взяла для основы при работе с детьми на уроках изобразительного искусства:

  1. Если в человеке (ребенке) есть агрессия или другие негативные, разрушительные эмоции – при работе следует применять лепку. Рисунок в данном случае будет только раздражать ребенка.
  2. Всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры – карандашей красок или фломастеров. Однако предпочитайте краски, кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линий, которых требует карандаш, менее соответствует раскрепощению, особенно на первых порах.
  3. Для создания рисунка не разрешайте пользоваться линейкой, циркулем,  лекалами и другими инструментами, и приспособлениями позволяющими получить более «красивый рисунок». Все арт-терапевтические рисунки выполняются рукой.
  4. Занимаясь арт-терапией,  можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.

Создавайте следующие тематические рисунки:

Рисунок самого себя, рисунок своей (можно воображаемой) семьи, рисунок человека вообще, рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ).

Упражнения арт-терапии с цветами.

Упражнения арт-терапии с каракулями.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами и много, многое другое

  1. Предпочитайте рисунок наклеиванию коллажей вырезанных из журналов. Создание коллажей – это последняя самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы.

Так на уроках изобразительного искусства мы выполняем упражнения арт-терапии, направленные

  • на снятие тревожности,
  • на развитие уверенности в себе и своих способностях,
  • на отработку любого негативного чувства: обида, гнев, страх и т.д.,
  • на управление своим эмоциональным состоянием и своими чувствами,
  • на снижение эмоциональной напряженности и др.

Ход занятия:

(на протяжении всей творческой работы звучит музыка)

  1. Невербальное общение

«Коммуникативное рисование»

Инструкция: Участники  разбиваются на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок.

Рефлексия:

После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

  1. Основная часть

«Реальность и фантазия»

Инструкция: Просмотреть презентацию «Реальность и фантазия. Персонажи русских народных сказок».

Творческое задание: изобразить Бабу Ягу в комическом виде.

Рефлексия

  1. Расскажите о своей Бабе Яге.
  2. Что Вы испытывали, когда работали над созданием образа?

  1. Рефлексия

«Синквейн»

Одно существительное/Ключевое слово

Два прилагательных /Описание

Три глагола / Выражающие суть

Крылатая фраза

Один синоним по смыслу

В результате работы в арт-терапевтическом направлении на уроках изобразительного искусства  педагог: получает положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций; проработка негативных эмоций позволяет снимать тревогу; отыгрывать агрессию и злость; искать ресурсы для дальнейшего развития. Через коллективную деятельность арт-терапия помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации; позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков; даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами; исследовать и выражать чувства в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость, все так необходимое для ребенка, который не нашел, а скорее даже потерял себя в этом большом мире и окружающей его социальной среде.

        Макушина Алена Ивановна

Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Мужевская СОШ им. Н.В. Архангельского»

Приложение 1

Техники рисования используемые в Арт-терапии

        Представленные ниже техники рисования помогают ребенку раскрыть свои чувства, настроение, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его, помочь. В процессе реализации арт-терапии, как средства свободного самовыражения ребенка, создается атмосфера доверия, терпимости и внимания к его внутреннему миру.

        Многие из техник можно применять как индивидуально, так и в группах, в зависимости от поставленных задач и цели урока (занятия).

Для коллективной работы

  1. «Рисование по кругу»

Инструкция: Пустить по кругу лист бумаги, на котором каждый ребенок, не обсуждая друг с другом, дорисовывает что-то свое (должно получиться законченное изображение).

  1. «Рисование в воздухе»

Преодоление барьера «не умею рисовать»

Инструкция:

  1. Рисовать  в воздухе разнообразные  фигуры, изображающие предметы, явления, настроение, чувства.  Затем изображение повторяется  на бумаге (может рисовать учитель – дети повторяют, или каждый самостоятельно).
  2. Рисовать в воздухе держа кисть за кончик ручки в зубах. Партнер должен угадать, что вы рисуете.

Для работы в группах

  1.  «Рисунок песком»

Инструкция: Под звуки музыки выполняется рисунок. Используя обычный или цветной песок.  Для основы можно использовать плотный картон, стекло. Данное упражнение можно проводить как индивидуально, так и в группах.

  1. «Пластилиновое настроение»

 Для отработки любого неприятного чувства: обида, гнев, страх и т.д.

Работа в парах для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

Работа с собственными ресурсами.

Инструкция:  

  1. Вариант. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.
  2. Вариант.  Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость.

Рефлексия. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали, какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.?

  1. «Танцующие руки»

Инструкция: Большой лист оберточной бумаги (или старые обои) раскладываются на полу. Нужно лечь спиной на бумагу.  В каждую руку берется  по цветному мелку любого цвета. Включается веселая музыка. Одновременно двумя руками нужно рисовать  по бумаге, двигая руками в такт музыке.

  1. «Коммуникативное рисование»

Инструкция: Учащиеся  разбиваются на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.

Для индивидуальной работы

  1. «Работа с глиной»

Снятие тревожности, агрессивности.

Управление своим эмоциональным состоянием.

Инструкция: Работая с глиной обучающиеся выполняют: сжимание, разглаживании, формообразование, сплющивание.

  1. «Пластилиновая живопись» 

Инструкция: Предварительно нарисовать контурное изображение предмета (можно скопировать рисунки с раскрасок), затем нужно размазать немного пластилина на поверхности картона, не выходя за контур. Можно использовать несколько цветов, накладывая их друг на друга, чтобы придать объемность. Излишки пластилина убираются.

  1. «Рисуем музыку»

Инструкция:

  1. Вариант. Под музыку обучающиеся начинают рисовать простым карандашом с закрытыми глазами, передавая те впечатления, которые навевает на них музыка. Когда закончилась музыка, дети останавливаются, открывают глаза, внимательно всматриваются в рисунок и обводят получившийся образ цветным карандашом. Дорисовывают недостающие на их взгляд детали.
  2. Вариант. Под музыку с помощью кисти и красок передают настроение, которое  им подсказывает музыка.

  1.  «Восковой рисунок»

Инструкция:

  1. «Мелом на асфальте» (для занятий на улице)

Инструкция: Цветными мелками  на асфальте дети рисуют все что захотят.

  1. «Наскальная живопись» (для занятий в кабинете) 

Инструкция: На отведенной стене  закрепить большой лист бумаги, нарисовать  все, что хочется  (цветными мелками, фломастерами и т.д.).

  1. «Рисунок на стекле» 

Инструкция: Кусок стекла размером с альбомный лист аккуратно оклеить липкой лентой (чтобы не пораниться) или вставить в деревянную рамку. Рисовать на стекле можно красками, фломастерами, мелками все, что захочется. С обратной стороны листа можно подкладывать разноцветные листы бумаги (фон), из-за чего эмоциональное восприятие рисунка будет меняться.

  1. «Соломинка»

Инструкция: Понадобится трубочка для питья, соломинка. Можно использовать темперу или акриловые краски, чтобы создать уникальную картину, используя только навыки выдувания из соломки. Разведите немного краски водой. Налейте небольшое количество одного из цветов на бумагу. Держите один конец трубочки около краски и раздувайте ее во всех направлениях. Дорисуйте изображение.

  1. «Природные отпечатки» 

Контакт с природой, самосовершенствование путем находжения новых образов.

Инструкция: Используются предметы с рельефной поверхностью, найденные на природе (камешки, шишки), покрываются краской отпечатыватся. Составить из отпечатков целостную композицию или образ.

  1.  «Пальчиковая живопись»

Тактильное восприятие красок, массаж, поднимает настроение.

Инструкция: С помощью пальчиков, ладошек, носа выполняем рисунок красками на листе бумаги. Можно тематический или произвольный.

  1.  «Кляксография»

Кляксография - это разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.

На альбом упала краска,
На листе осталась клякса.
Пририсую ей глаза,
Пусть летает стрекоза.

Инструкция:

  1. Вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса».
  2. Вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

  1.  «Цветные ниточки»

Нитку волшебную в руки возьми,
В краску её хорошо обмакни.
Листок белоснежный сложив пополам,
ниточку эту протягивай сам.
Раскрыв, ты увидишь листок непростой,
Рисунок его украшает чудной.

Инструкция:

  1. Вариант. При работе удобнее использовать толстые нитки (25-30 см.). Опустите нитку в краску, положите ее между двумя листами, а затем, стараясь не сдвинуть листы, вытяните ее. Посмотрите, что получилось. Дорисуйте изображение.
  2. Вариант. Опускаем комок ниток в краску, кладём на чистый лист бумаги, сверху слегка прижимаем другим чистым листом; снимаем верхний лист и нитки, получается рисунок, можно рисовать отдельные элементы или создать образ путем дорисовывания.

  1.  «Монотипия» 

Монотипия такая,
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.


Инструкция:

  1. Вариант. Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. В зависимости от его размера, от направления смешивания цвета получаются различные изображения, изменяется рисунок.
  2. Вариант. Лист бумаги условно делится пополам, краска наносится на одну половинку листа, затем лист, складывается и получается зеркальный отпечаток. Использовать можно как одну краску, так и несколько. Когда краска высохнет, можно вырезать полученный рисунок, дополнить коллажем, изготовить рамки. Данная методика применяется как в индивидуальной работе, так и в групповой.
  1.  «Спиральки»

Снимает напряжение.

Инструкция: Делается контурный набросок предметов (можно использовать раскраски), затем по нему спиралеобразными линиями рисуют (фломастером или ручкой).

  1.  «Рисунок по сырому» 

Инструкция: Намочите водой лист бумаги. Наберите на кисть краску, которая вам больше всего нравится в данный момент, и положите ее на лист бумаги. Посмотрите, что получилось. Поводите кистью по бумаге, понаблюдайте, как это отражается на вашем состоянии. Попробуйте разные краски: приятные и те, которые вам кажутся неприятными. А теперь назовите выбранные вами краски словами, которыми вы обычно обозначаете чувства или настроение.

  1.  «Рисование по мятой бумаге»

Снимает агрессию.

Инструкция: Лист бумаги предварительно сминается, затем покрывается красками. Интересно тем, что в сгибах бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте

Может выполняться как индивидуально, так и в группах.

Диагностика

Все диагностические задания проводятся согласно  инструкций, разработанных специально для этих тестов, интерпретация так же согласно тестам.

  1. «Несуществующее животное»
  2. «Несчастное животное»
  3. «Счастливое животное»
  4. «Дом. Дерево. Человек»
  5. «Рисунок семьи»
  6. «Рисунок человека»
  7. «Красивый рисунок»

Приложение 2

Творческие задания с элементами арт-терапии на уроках изобразительного искусства

  1. «В саду говорящих цветов»

        (Занятие проходит под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

        Представим, что мы с вами попали в волшебный сад, в котором цветут прекрасные необыкновенные цветы. Даже названия у этих цветов необычные – «Мечта», «Улыбка», «Желание». А какие еще цветы могут расти в этом необычном саду? Нарисуем цветок из волшебного сада, дадим ему свое название и опишем на листе бумаги его характер, настроение, отношение к окружающим его другим цветам. Попробуем в этом цветке увидеть себя, свои проблемы, черты характера…

        (В «саду говорящих цветов» каждый ребенок, войдя в образ нарисованного им цветка, поделился своим самым сокровенным: «Я – цветок по имени «Улыбка». Мне хорошо, со мной мои друзья…»; «Я – бархатный цветочек, обо мне заботятся, меня поливают, мне тепло и уютно». «Я – Роза. Осторожно, у меня шипы!». А у этого цветка – горечь одиночества: «В этом саду я никому не нужен!» Вот колючий кактус: «Я все время даю сдачи!»).

  1. «Противоположности»

Инструкция: Нарисуй противоположные друг другу понятия, определения, используя знаки, символы, линии: слабый — сильный; счастливый — несчастный, печальный — веселый; любить — не любить; хороший — плохой; счастье — несчастье; доверие — подозрение; отдельно — вместе».

  1. «Настроение» 

Инструкция: Выбираются по желанию три цвета краски. На белом листе бумаги нужно нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие настроение в данный момент.

  1. «Котелок отличного настроения»

Инструкция: Ребятам предлагается стать волшебниками, и сварить отличное настроение!  Для этого есть волшебный рецепт!  

Сегодня мы будем варить настроенье.
Положим чуть-чуть озорного веселья,
100 грамм баловства,
200 грамм доброй шутки
И станем все это варить 3 минутки.
Затем мы добавим небес синевы
И солнечных зайчиков пару.
Положим еще свои лучшие сны
И ласковый голос мамы.
Теперь мы это перемешаем!
Заглянем под крышку…
А там у нас  у нас не варенье!
Там наше отличное настроение!

    Выбирается какая-нибудь емкость. Дальше ребята решают, что из волшебных ингредиентов они нарисуют, что слепят из пластилина, а что изобразят другим способом. Когда все ингредиенты будут продуманы и готовы, по ходу чтения стихотворения  добавляются соответствующие компоненты.  По завершению упражнения ребята высказывают свое мнение, что они хотели бы изменить в рецепте, добавить что-то своё?
что бы они ещё хотели сварить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться  понимать, чувствовать и воспринимать...

Технология применения дидактического материала на уроках изобразительного искусства

С целью отслеживания результатов обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству, предлагается внедрить тематический и итоговый контроль, опирающийся на перфокарты, р...

План-конспект урока изобразительного искусства с применением средств ИКТ – 5 класс.

«Подготовка к выполнению и выполнение праздничной открытки 23 февраля – День защитника Отечества, символы и атрибуты Российской Армии»...

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...