Школы искусства малых городов. Особенности. Проблемы.
статья по теме

В публикации идёт речь о жизни, проблемах и особенностях ШИ и в частности, ДХШ малых городов и их значении в воспитании подрастающего поколения. О том, какие задачи должен ставить перед собой художник-преподаватель ДХШ. Какие возможности и перспективы в развитии личности открываются во время занятий изобразительным искусством. Коротко раскрываются особенности организции учебного процесса в разновозрастных группах ДХШ, а также плюсы совместного обучения детей с ограниченными возможностями и здоровых детей. Звучит надежда на расцвет культуры и искусства и обращается внимание общества на проблемы ШИ, как центров возрождения культуры. В публикации использованы материалы из выпускной дипломной работы автора в РГПУ им. А.И.Герцена, а также личный опыт работы в ДХШ имени П.Е. Заболотского г. Тихвина Ленинградской области.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkoly_iskusstv_malykh_gorodov.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Школы искусств малых городов. Особенности. Проблемы

 

     Школы искусств нужны везде, с этим невозможно спорить. И быть может в маленьких городах особенно. Именно поэтому важно поднимать уровень и престиж этих заведений. В них дети в самый ответственный период своего становления могут получить более раннюю и более точную, чем в средней школе, художественную ориентацию, начальную профессиональную подготовку. Здесь у них воспитывают самостоятельное образное и пространственное мышление, вкус, умение наблюдать действительность и выражать свои идеи наглядно.

     Довольно редко совпадает все: талант, волевая организация, умение анализировать, эмоциональность, работоспособность ребенка, отношение родителей к творчеству ребенка, их финансовые возможности для продолжения его образования. Если говорить о художественных школах, то здесь как и в других школах искусства эффективность обучения зависит от сбалансированности трех факторов: задач, которые ставит преподаватель, мотивации ребенка и целей, которые ставят перед ним родители. Очень редко эти три составляющих успеха находятся в равновесии. Поэтому сложившиеся в ДХШ нормы и формы обучения следует признать в основном оптимальными.  

     Сейчас практически во всех художественных школах есть подготовительные отделения, где малыши, начиная с 5, а где-то даже с 4-х летнего возраста могут попробовать себя в изобразительном искусстве. К сожалению, не всегда есть возможность обучать «подготовишек» в группах, где дети одного возраста. А нахождение детей разных по возрасту в одном учебном классе на одном занятии создает дополнительные трудности преподавателю. Поэтому очень важную роль играет оптимальный подбор учебного материала для занятий в таких дифференцированных по возрасту классах.

      Художник – преподаватель поставлен в такие условия, что проводит одновременно, по сути, 2 занятия: с детьми вновь прибывшими и теми, кто обучается не первый год. Очень важно, чтобы на месте преподавателя не оказывался случайный человек. Потому что работа в подготовительном отделении покажется скучной и неподходящей для художника – слишком много проблем, связанных с этим непростым возрастом. Но именно малышам важно начинать постижение премудростей изобразительного искусства с профессионалом. И если делать это по-настоящему, осознанно, то можно "подняться" профессионально.

     Преподавать детям материал - это искусство, требующее постоянной изобретательности и даже импровизации. Это заставляет постоянно решать собственные проблемы, наводит на свежие мысли. Особенно, если одну тему надо представить для детей разных по возрасту, по сути, объяснить на языке дошкольника и младшего школьника одновременно, поставить учебную задачу так, чтобы она была ясна и для детей 5 лет и для десятилетних учеников. Итак - сколько ты преподаешь, столько сам и учишься. Есть смысл преподавать в ДХШ тогда, когда ты сам растешь творчески от холста к холсту, когда ты можешь осмыслить свой и чужой положительный опыт, когда претворяешь его методически, когда понимаешь, что, сохраняя индивидуальность ребенка, ты даешь ему необходимую базу, которая в дальнейшем послужит прочным фундаментом для его творческого роста.

     Есть много положительных моментов в создании таких дифференцированных по возрасту групп. Во-первых, в детях воспитывается взаимное уважение: у малышей к старшим, а у старших – терпимость и доброе отношение к младшим. Нет ничего ценнее доброты и радости, которую можно увидеть в глазах детей разных возрастов, когда они общаются друг с другом! Ведь в детских садах и общеобразовательных школах они практически лишены такого общения. И если ребенок в семье один, то единственное, что остается для него – это общение с ровесниками. В разновозрастной группе происходит взаимное обогащение детей не только в плане получения коммуникативных качеств, но и в образовательном плане. Старшие дети, как правило, с  большой ответственностью относятся к передаче младшим личного практического опыта в изобразительной деятельности. Это готовность всегда оказать помощь, как младшим товарищам, так и преподавателю, поддержать морально, если малыш чем-то расстроен, организовать досуг младших во время отдыха. Разумеется, все эти качества воспитываются постепенно, путем методичного и планомерного воздействия на учеников со стороны преподавателя. Положительный эмоциональный настрой перед уроками, приятная музыка в мастерской, радость от встречи с каждым ребенком – это необходимые аспекты каждого занятия, которые незамедлительно оказывают влияние и дают положительные результаты.                              

     Творческое развитие старших детей также происходит заметно быстрее, когда они стремятся быть на высоте, находясь рядом с младшими. Но встречаются примеры, когда вновь прибывший шестилетний ребенок показывает такие блестящие результаты, что старшие дети, видя его превосходство, начинают активнее работать в развитии своих практических навыков и  достижении творческих успехов. Здесь также необходим своевременный контроль со стороны руководителя, во избежание проявления зависти и развития комплексов у детей, которые в силу природных способностей не могут добиться столь блестящих результатов. Необходимо с первых дней  объяснять ученикам, как важно радоваться успехам друг друга, не сердиться и не огорчаться, а стараться развивать свои способности и возможности, наблюдая работу более успешных. Более склонны себя сравнивать с другими дети постарше, эта особенность появляется у них приблизительно с 10 лет. Поэтому для преподавателя важной задачей будет внушение детям уникальности и неповторимости каждого из них, воспитание достойной самооценки.

     Прекрасный способ стимуляции творческого развития – это периодические выставки с участием каждого ученика. Например, в конце триместра, когда преподаватели ДХШ присутствуют на просмотре, можно выбрать у каждого ребенка хотя бы по одной работе для оформления отчетной выставки. В этом и есть смысл – участие каждого ученика. Это радость, это поощрение, а в результате – стремление дальше заниматься, что и является нашей конечной целью – как можно дольше продлить это желание у детей -  развивать свои художественные способности.

     Существуют разные способы активизации детского творчества. Можно вводить занятия по формообразованию и «чистой» композиции, поручать самостоятельно определять темы станковой композиции, занятия скульптурой должны быть серьезными, декоративным искусством – углубленными.

     При изучении истории искусства, возможны сочетание теории с эвристикой. Беседы, приводящие учеников к размышлениям на тему искусства, к необходимости анализировать, осмысливать произведения. Здесь нужно не только выявлять логику развития пластического языка и композиции, но показать, как важна в искусстве яркая индивидуальность, выразительно претворяющая особенности эпохи, ее героя, не только красочно и доказательно рассказывать о сюжете в его неразрывной связи с композицией и колоритом, но постоянно интересоваться мнением ученика. Важно использовать продуманные диалоги при обсуждении произведений. Будущий художник должен точно знать, какой высоты задачи ждут его в искусстве и представлять, что здесь невозможна игра на понижение.

     Часто в дополнительном образовании существует проблема, вызванная пренебрежительным отношением со стороны преподавателей общеобразовательных школ к дополнительному образованию детей. Если это ученики постарше, им легче противостоять такому негативному отношению школьных педагогов, которые порой, не в состоянии понять, что искусство может стать для человека жизнью. Если это младшие школьники, все гораздо проблематичней и сложней, т.к. подавить волю малыша куда проще. В малом городке эта проблема становится особенно остро, т.к. родители и дети, порой остаются без выбора и приходится расставаться с детской мечтой «стать художником» из-за невозможности совмещать обучение в ДХШ с общеобразовательной школой, недопонимания школьных учителей, нежелания увидеть серьезности увлечений ребенка.

     В последние годы в ДХШ чаще появляются дети с различными серьезными отклонениями в здоровье. Не только физическом, но и психическом. Врачи местных клиник все настоятельней и чаще рекомендуют родителям пройти с детьми курс занятий в ДХШ. Это дети – инвалиды по слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с замедленным психическим развитием.

     В малых городах, где нет специальных реабилитационных центров для таких детей, а способности к изобразительной деятельности у них проявляются, эти ребята оказываются в группах со здоровыми детьми. Это создает дополнительные сложности для преподавателя и в то же время – возможность совершенствовать свое педагогическое мастерство и нарабатывать ценнейший опыт по освоению специальной педагогики.

     Сделать всё возможное для развития каждого ученика – задача не из легких. Помочь в ее решении помогает арт-терапия.  

     Арт-терапия — метод в нашей стране уже не новый. Понятие это состоит из двух слов: арт — искусство, и терапия — лечение, т. е., исцеление искусством, исцеление творчеством.

     За рубежом этот метод давно получил известность и широко применяется для решения проблем в здоровье не только детей, но и взрослых. Одна из главных задач арт-терапии — снимать детские страхи и неврозы. Изображение своих страхов (в игре, в рисунке) вызывает чувственный ответ, снижает тревожные ожидания их реализации. Часто дети с различными нарушениями в психике и физическом здоровье очень остро ощущают свою неполноценность. В первых рисунках, как правило, они отражают свои страхи, используют темные тона в материалах, часто рвут свои работы после исполнения или выбрасывают их, ритуализируя понижение своих тревог или страхов.

     Глухонемые дети при желании допускаются на занятия с родителями. Нахождение их в группе с обычными детьми, к тому же разных возрастов, быстрее дает положительный эффект от занятий. Стремление соответствовать образцам помогает таким детям освоиться в группе, изменить отношение к  жизни и к окружающим. При этом меняются их рисунки, дети становятся более контактными, и постепенно стираются грани в их различии со здоровыми детьми. Бывают случаи, когда такие дети начинают препятствовать нахождению мамы или отца на занятии, чтобы быть «как все», т.е. как все обычные здоровые дети, которые занимаются без родителей.

     Воспитательная задача для здоровых детей - не унижать и не жалеть детей с ограниченными возможностями, а относиться к ним с уважением и пониманием, оказывать помощь. Здесь все зависит от умения преподавателя правильно объяснить всем участникам группы необходимость подобных отношений.

      Когда ученики с ограниченными возможностями  достигают определенных успехов в своем творчестве – это самая большая награда для всех: родителей, преподавателя и самих детей.

     Часто дети с нарушениями слуха создают самые прекрасные, «незамутненные» лишней информацией рисунки, в отличие от здоровых детей, которые должны фильтровать в своем сознании информацию внешнего мира, не всегда позитивную. В работах глухих в основном используются локальные цвета, они неохотно пользуются палитрой. Линейный рисунок выполняется зачастую целостно одной линией. Как правило, такие дети прекрасно компонуют изображения в формате.    

    Дети, имеющие трудности в развитии, очень разные не только по своим личностным особенностям, но и по характеру проявлений, требующих коррекции. Особенности детей с ЗПР во многом ограничивают направления поиска необходимых для их обучения методов и приемов. Если у ребенка очень низкий интеллект, или он не понимает речь, или не говорит сам, то осложняется общение, и тогда терапевтический процесс сводится в основном к эмоциональному воздействию.

     Однако в работе с ними есть общие принципы, которые подходят всем проблемным детям. Это необходимость:

1) Понимать трудности ребенка.

2) Помнить о коррекционных целях.

3) Следовать за ребенком (свободный подход к заданиям, учитывающий интересы ребенка, его состояние и возможности).

4) Установление с учеником доверительных отношений, открытость в общении.

5) Творческое взаимодействие, усиление мотивации ребенка, повышение его самооценки.

6) Простота поставленной перед ребенком задачи (возможность получить результат).

7) Регламентация работы ребенка во времени (в соответствии с периодом возможной концентрации его внимания).

     Душевнобольным очень сложно найти способ выразить свои эмоции и фантазии. Лечение искусством возвращает детям с ограниченными умственными способностями врожденные ощущения красок и форм.

     На первый взгляд, создание  смешанных групп, где дети разные по возрасту и среди них дети с проблемами в здоровье, может показаться нецелесообразным. Но опыт работы в таких группах доказывает обратное. Конечно, определенные сложности имеются. Но есть и положительные стороны: воспитание толерантности среди детей разных возрастов, благотворное влияние опыта старших на младших (в разновозрастной группе)  и безусловно стимулом  творческого роста для старших детей становится  присутствие в группе учеников, у которых меньше опыта. Что касается обучающихся с ограниченными возможностями, то их стремление справиться с проблемами, находясь в обществе здоровых детей гораздо сильнее, чем в среде подобных.

Вот таков короткий перечень особенностей и проблем школ искусства  «провинциальных» городов.… И, несмотря на все трудности таких школ, они являются культурными центрами своих городов. Здесь проводятся семинары для преподавателей МХК, эстетики и культурологии общеобразовательных школ, организуются мастер-классы, конкурсы, консультируются авторы, работают студии самодеятельных художников, проводятся лекции.

         Есть и другие возможности для превращения районных школ искусства в очаги культуры в своих городах - здесь могут  базироваться дискуссионные клубы любителей искусств, обсуждаться издания и отдельные произведения, организовываться выставки.                                Формирование заинтересованного зрителя – непростая задача, но это одно из необходимых условий подъема культуры. Тогда больше людей задумаются о будущем подрастающего поколения, обратят свои взоры на проблемы искусства, как неотъемлемой части человеческой жизни. И очень хочется верить, что именно с таких маленьких провинциальных школ искусства начнётся культурное возрождение общества…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Детская школа искусств города Нарьян-Мара"

Краткая аналитическая статья подготовлена в книжное издание "Детская школа искусств-Достояние Российского государства". Книга издана Федеральноым Агенством по культуре и кинематографии, научно-методич...

Совместный проект Эстрадного отделения МКОУ ДОД "Тосненская детская школа искусств" и МКУ"СКК"Космонавт" города Тосно

Прект "Планета детства" предлагает совместное творчество учеников  школы искусств и самодеятельных коллективов в рамках проведения городских культурно-массовых мероприятий, театрализованных проло...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ГОРОД КРАСНОКАМЕНСК И КРАСНОКАМЕНСКИЙ РАЙОН» ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗО

Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области х...

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""

Сборник статей "I Всероссийской научно-практической конференции "Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения""...

Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и детской школы искусств

Школьный возраст мы рассматриваем потому, что он является   наиболее удачным периодом для развития творческих способностей.  В этом возрасте наблюдается любознательность, впечатлительно...

Путешествие по малым городам России. Город Бобров.

Путешествие по малым городам России....

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Тимашовой

Материалы всероссийской научно-практической конференции «Роль малых городов в современном мире: актуальные проблемы и пути их решения» Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М.Ф. Ти...