Искусство и школа.
статья (изобразительное искусство) по теме

Развитие творческого потенциала школьников, формирование их духовной культуры являются актуальными в современном мире. Очевидно, настала пора не только говорить об эстетическом воспитании, но и решительно действовать. Сегодня вырабатываются новые подходы к осознанию связей искусства с образованием подрастающего поколения. Поэтому в своих размышлениях я буду привлекать мысли коллег - вместе легче искать истину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Искусство и школа.17.83 КБ

Предварительный просмотр:

                    Искусство и школа.                

                                     Прынцева Галина Викторовна

                                            ГБОУ школа №594, учитель ИЗО

     «Экология культуры» -  понятие, родившееся вслед за понятием «экология природы». Без сохранения культуры мы не сохраним ни природы, ни самих себя. Учителю искусства, который является главным передатчиком эстафеты от прошлых поколений в мир будущего, необходимо выработать свою собственную позицию в этом вопросе. Художественное образование в школе направлено на:

  • Приобретение начальной компетентности юного зрителя.
  • Усиление роли гражданско-патриотического воспитания, формирование толерантного отношения ко всем другим культурам.
  • Создание особых условий для формирования позиции ученика, позволяющего различить в современном мире позитивные и негативные влияния массовой культуры.
  • Интеграция полученных знаний в своей художественно-творческой деятельности.

      Урок изобразительного искусства – это особый урок. И требования к нему особые – он должен строиться по законам искусства. Уже сегодня создаются условия для обновления предметных методик, организация учебного процесса постепенно поднимается на уровень сотворчества учителя и ученика. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует современности. Отсюда и вытекает ряд его особенностей. Прежде всего, урок искусства должен решать задачи нравственно-эстетического воспитания. Потому что нравственно-эстетический опыт человечества, материализованный в художественно-образной форме, является сущностью самого искусства. На уроках ИЗО я не только учу детей рисовать, но и делаю всё, чтобы сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и, стало быть, не допустимо разорвать тончайшие нити, связывающие нас с прошлым. Одним словом, я должна начать формировать у них зрительскую культуру.

    Очень сложный путь к зрительской культуре. К ней ученик идёт через изучение многообразнейшего материала по искусству разных народов и времён, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей, через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.

    Урок искусства, в моём понятии, немыслим без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости. Этого я достигаю с помощью живого слова, бесчисленных живых диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых и сказочных ситуаций. Всё это и является составными элементами эмоциональной драматургии моих уроков изобразительного искусства.

    Вышеназванными средствами я добиваюсь того, что на уроке звучат не холодные, бездушные, хотя и правильные ответы учащихся, а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детской эмоцией, совершенно искренние выплески души и разума. Именно тогда процесс восприятия искусства приобретёт на уроке желанную форму, осуществляясь «в единстве мысли и чувства». Всё начинается с простого – с отношения ребёнка к цветку, паутинки, животным… Затем появляются отношения более высокого  порядка – к родной природе, дому, Родине.

    И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребёнка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, что и определяет нравственную и гражданскую позицию человека. Без сохранения культуры мы не сохраним ни природы, ни самих себя.    Формируя ребёнка – мы  создаём будущее нашей страны.     Логическое и эмоциональное мышление давно признано цивилизованными странами, как две равноправные стороны развития человеческой личности. Моя школа особенная. Ведь в ней учатся только  маленькие ребята, есть классы повышенного педагогического внимания и ОБД. Поэтому на мне лежит огромная ответственность – насколько правильно приоткрою я завесу этого удивительного мира, будет ли ему интересно, станет ли он и дальше (захочет ли) идти.    Возраст моих детей – это мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красоты. В каждом ребенке я вижу личность и очень бережно отношусь к ней, создавая для развития внимания, зрительной памяти, художественного вкуса. На основе моей многолетней работы с детьми, наблюдения за их творчеством мне хочется выделить несколько основных моментов, способствующих  развития в детях творческой активности и трудолюбия. А именно:

  • пробуждение в детях любознательности и, как следствие этого, интереса к предмету. Здесь очень важна игра, новерное, это главное. Развитие зрительской памяти и внимания.
  • развитие волевых качеств, смелости и свободы выражения творческих замыслов.
  • расширение общего кругозора детей.

     Очень важно иметь в поле зрения каждого ребенка, видеть не только, как он рисует, но главным образом, как относится к процессу своей работы. Нужно вовремя помочь ему, поддержать его. Вот здесь очень важно, что говорят взрослые о рисунках детей. Часто мама или папа говорят, что ребенок их мажет, а рисовать –то не умеет. А малыш привык доверять взрослым, поэтому он растерян и у него сразу пропадает интерес к своей работе. Ребенок не должен бояться рисовать, бояться, что «выйдет плохо». Наша задача, задача учителя и родителей поддержать, похвалить любую работу. Несомненно, Для того, чтобы с возрастом у ученика не пропал интерес к изобразительной деятельности, педагог обязан научить основам реалистического рисунка.

В своей книге «Мудрость красоты» Б.М.Неменский пишет: «Наше дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях»

               Список использованной литературы:

  • «Мудрость красоты» Б.М.Неменский. Москва.        «Просвещение»,1997 год.
  • «Познание и реальность» У.Найссер. Москва.                                «Просвещение»,1991год.
  • «Познавательный процесс и способности в обучении» О.Н.Никифорова. Москва. 1991год.
  • Детская возрастная психология, учебник. Л.Ф.Обухова. Москва. «Российское педагогическое агентство»,1996 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народное искусство и школа

Формированиепрофессиональныхнавыковиуменийустудентовв областинародногодекоративно-прикладногоискусства.      В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных на...

Цирковое искусство в школу

Современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением. Процесс физического воспитания современных школьников в настояще...

Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

Доклад на тему: «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначени...

Лишнее ли искусство в школе

Статья написана для городской газеты "Наш город" три года назад. С тех пор никто, кроме самих учителей искусства, на неё никто не откликнулся......

ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...

Информация о выпускниках класса Сингизовой З.М. отдела изобразительного искусства МАУ "Школа Искусств"

Самое главное моё достижение и предмет особой гордости – это мои выпускники, которые после окончания Школы искусств продолжают свой уровень художественного образования. Мои достижения &nda...