Главные вкладки

    Цирковое искусство в школу
    методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

    Надворецкая (Завалей) Анастасия Валерьевна

    Современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением. Процесс физического воспитания современных школьников в настоящее время характеризуется рядом противоречий. С одной стороны, в школьной программе раздел «Гимнастика» занимает одно из ведущих мест и является базовым, с другой стороны, в школах часто отсутствует необходимое оборудование, и сами учителя физической культуры нередко испытывают затруднения в обучении детей этому разделу. Другое противоречие заключается в том, что, с одной стороны, физическая культура как предмет учащимся нравится, однако, с другой стороны, у них, начиная с 6-7 класса, падает интерес к содержанию уроков, одной из главных причин которого является их низкая эмоциональность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soderzhanie_zolotye_uroki.doc471.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание

    Стр.

    Введение ...………………………………………………………………..

    Глава I. Цирковое искусство как элемент физического воспитания школьников………………………………………………………………..

    3

    6

    1. Характеристика видов циркового искусства:

    А) Эквилибристика……………………………………………………….

    6

    Б) Жонглирование………………………………………………………...

    9

    В) Акробатика…………………………………………………………….

    15

    Глава II. Особенности методики обучения элементам циркового искусства на уроках гимнастики………………………………………...

    21

    2.1. План-конспект занятия урока гимнастики с элементами циркового искусства в 5 классе…………………………………………

    21

    2.2. Методические указания……………………………………………...

    23

    Выводы ……………………………………………………………………

    Список литературы……………………………………………………….

    28

    29

    Введение

    Современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением. Процесс физического воспитания современных школьников в настоящее время характеризуется рядом противоречий. С одной стороны, в школьной программе раздел «Гимнастика» занимает одно из ведущих мест и является базовым, с другой стороны, в школах часто отсутствует необходимое оборудование, и сами учителя физической культуры нередко испытывают затруднения в обучении детей этому разделу. Другое противоречие заключается в том, что, с одной стороны, физическая культура как предмет учащимся нравится, однако, с другой стороны, у них, начиная с 6-7 класса, падает интерес к содержанию уроков, одной из главных причин которого является их низкая эмоциональность (Г.И. Мызан, 1996).

    Как известно, все дети, и многие взрослые любят цирк. Умение цирковых артистов ловко владеть собственным телом и различными предметами всегда вызывает восторг и восхищение зрителей и желание подражать им. Цирковое искусство представляет собой сложный комплекс различных видов, таких как жонглирование (платочками, булавами, мячами, кольцами), эквилибристика (равновесие на мяче, доске, езда на одноколесном велосипеде, ходьба по канату), ручные действия (с кубиками, палочками и др. предметами), акробатика (прыжковая, силовая, парная, групповая, на полу), иллюзионизм (трюки, фокусы), упражнения на трапеции, клоунада.

    Анализ раздела «Гимнастика» школьной программы показывает, что его содержание ограничивается обучением только основным базовым гимнастическим и  акробатическим элементам, таким как равновесие, кувырки, перевороты, стойки и упражнения на гимнастических снарядах. Без соответствующего эмоционального наполнения процесс обучения гимнастике становится довольно скучным занятием, не приносит радости ни учителю, ни детям.

    Современные школьники испытывают недостаток двигательной активности, и сам ее характер за последние десятилетия существенно изменился, что не замедлило сказаться на развитии координационных способностей. Уровень развития координационных способностей современных школьников стал значительно ниже по сравнению с предыдущими поколениями (Г.И. Мызан, 1998; В.И. Лях, 2005 и др.). Недостаток двигательного опыта, который начинают испытывать дети уже с дошкольного возраста, сказывается на их двигательной подготовленности в период обучения в школе.

    Актуальность обусловливается тем, что в настоящее время в практике преподавания физической культуры в общеобразовательной школе сложился ряд противоречий. С  одной стороны в школьной программе раздел гимнастики занимает одно из ведущих мест и является базовым, с другой стороны в школах отсутствует часто необходимое оборудование, и сами учителя физической культуры испытывают затруднения в обучении детей этому разделу. Другое противоречие заключается в том, что одной стороны, у них начиная с 6-7 класса, падает интерес к урокам, главной причиной которого является низкая эмоциональность урока их скучность.

    Цель: Изучение особенностей обучения элементам циркового искусства школьниками 5-х 9-х классов.

    Задачи: 1. Охарактеризовать возможности элементов циркового искусства в процессе физического воспитания школьников.

    2. Опробировать на практике педагогическую технологию обучения элементам циркового искусства в рамках школьной программы (вариативный компонент).

    3. Показать эффективность инновационной технологии обучения школьников элементам циркового искусства для повышения уровня координационных способностей школьников.

    На базе факультета физической культуры Дальневосточного государственного гуманитарного университета 25-27 сентября 2007 года проходила международная российско-германская научно-практическая конференция «Физкультурное образование в 21 веке: новые смыслы и перспективы». В конференции приняли участие немецкие коллеги из партнерских вузов гг. Штутгарта, Гейдельберга, Тюбингена. В рамках конференции г-ном Удо фон Грабовецким (Университет г. Штутгарт) был проведен для учителей и студентов мастер-класс на тему: «Обучение элементам циркового искусства на уроках физической культуры в школе». Этот педагог в течение многих лет работает над данной проблематикой, выпустил ряд учебных пособий и является одним из признанных авторитетов в области цирковой педагогики в Германии.

    После проведения мастер-класса и консультаций, зародилась идея организации одноименного проекта в школах г. Хабаровска и внедрения опыта немецких коллег в российских условиях. Главным преимуществом этой методики, по сравнению с имеющимися, является то, что она позволяет обучить детей технике различных элементов за довольно короткое время (Удо фон Грабовецкий, 2007).

    Глава.1 ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ФИЗЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА:

    А) ЭКВИЛИБРИСТИКА (лат. aequilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах. Развитое чувство равновесия требовалось людям всегда. Предшественниками канатоходцев в древнем Китае, по мнению историков, были ремесленники, научившиеся сплетать из джута канаты. Испытывая их крепость, они растягивали канат между деревьями или столбами, становились на него и подпрыгивали. Со временем это превратилось в своеобразную игру среди подмастерьев: кто дольше удержится на канате, кто осмелится станцевать, кто не побоится сделать это на большой высоте. Наиболее ловкие и смелые делали публичную демонстрацию хождения по канату своей проф. работой. Искусство канатоходцев высоко ценилось в античном мире. Аристофан жаловался, что как-то ему пришлось дважды прерывать действие пьесы, потому что публика уходила из театра смотреть представления канатоходцев. Греческий историк Ксенофонт поведал об оригинальной эквилибристке на гончарном круге. Стоя на ребре катящегося колеса, сиракузская артистка декламировала стихи. Из глубины веков дошли изображения выступлений артистов, исполняющих стойки на руках и на голове. Аристофан писал, что античные артисты в стойке на руках ловко танцевали между мечами, расставленными на земле остриями вверх. Античным артистам была знакома и эквилибристка на шаре. В историческом музее Москвы хранится римское знамя (2 веке до н. э.), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на катящемся шаре. Выступление эквилибристов с шестом изображено на фреске Софийского собора в Киеве (XI век). Эквилибристка на шесте изображена и на многих индийских и турецких миниатюрах [7].

    В конце XVIII века многие ярмарочные артисты оказываются под крышей цирка, и с этого момента формирование новых разновидностей жанра эквилибристики заметно ускоряется. В 40-х годах XIX века на цирковом манеже появляются номера эквилибристов на вольностоящих лестницах. В 1854 в Европу приезжают китайские артисты, которые знакомят зрителей с оригинальной эквилибристикой на пирамиде из стульев и эквилибристика на лестнице, балансируемой на ступнях ног (т. н. ножная). В 70-х годах XIX века японские артисты показали европейцам эквилибристику на наклонном канате и эквилибристику на бамбуковых шестах. В 1860 американец К. Вашингтон изобрёл новый эквилибристический снаряд - трапецию с утяжелённой плоской перекладиной, получившую название штейн-трапе (за рубежом она называется "трапеция Вашингтона"). Первый велофигурист Н. Кауфман появляется на цирковом манеже в 80-х гг. XIX века.  В 1927 бразильский артист Васнес показывает оригинальную работу на эквилибристической "катушке" [10].

    В современном цирке сформировались следующие виды жанра эквилибристка: ручная, на канате (тугом, наклонном, пружинистом), на шаре, на лестнице (вольностоящей, ножной, переходной), на першах, на проволоке (тугой, свободной), на штейн-трапе, на катушках, на велосипедах (двухколёсных, моноциклах, велосипедных колёсах).

           Канатоходец удерживает равновесие с помощью движений руками, в которых у него длинный шест-балансир. Эквилибрист на провисшей проволоке добивается равновесия мускульными усилиями ног, которыми он стремится точку опоры на проволоке совместить с центром тяжести своего тела. Это стремление является специфической особенностью в работе всех эквилибристов. Нагляднее всего она проявляется в ручной эквилибристике, где исполнитель удерживает равновесие в стойке на руках или на голове. Развитие в этом виде эквилибристики выражалось в заметном усложнении трюков и использовании нового реквизита. Российские эквилибристы М. Егоров и В. Волжанский первыми исполнили сложные стойки на ходулях. Особенно эффектно смотрелись прыжки в стойке на одной руке на ходуле. В. Яковлев первым выполнил стойку на руках на вертикалях вольностоящей лестницы. В. Арзуманов в стойке на голове на роликах совершал спуск по наклонно натянутому канату. Н. Носкова, стоя на руках на шаре, медленно катилась по горке вниз в манеж. Нередко артисты выстраивают работу на соединении ручной эквилибристики с трюками из других жанров жанров.  Яковлев ручную эквилибристику соединял с акробатическими прыжками на батуте, а В. Головин и В. Стэкан - с силовой акробатикой. Л. Осинский стал основоположником нового художеств, направления в искусстве ручной эквилибристике, соединив её с элементами "каучука" и выразительной  пластикой хореографии. Из его последователей больших успехов добивается лауреат Международных конкурсов в Вероне и Монте-Карло О. Изосимов. Среди эквилибристических снарядов наиболее простым является шар. Искусство эквилибристики на вольностоящих лестницах было тесным образом связано с искусством жонглирования. Именно жонглёры добиваются в работе на вольностоящих лестницах самых значимых успехов. Особую разновидность жанра эквилибристики представляют цирковые велофигуристы на велосипедах различной конструкции, демонстрирующие фигурную езду и акробатические трюки (Вартановы. Александровы, Морено, Польди, Асмус) [29].

    70-80-е гг. отмечены появлением в отечественном цирке плеяды артистов, обогативших искусство эквилибристики с першами. 

    Многообразием форм отмечено и искусство канатоходцев в отечественном цирке. В 30-х гг. заслуженным успехом пользовались Свирины и Тарасовы - воздушные канатоходцы над сеткой. Они первыми перенесли на канат сложные акробатические трюки.

    Многообразием форм характеризуется и работа эквилибристов на тугой проволоке, которая по технике балансирования схожа с техникой канатоходцев. 

    На свободной проволоке эквилибристы исполняют стойку на руках, в том числе в раскачке, стойку на одной руке, копфштейн, балансирование в ручной стойке на педалях катящегося по проволоке велосипедного колеса [12].

     Б)   ЖОНГЛИРОВАНИЕ (от франц. jongleur -странствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в средние века Франции), вид художественной деятельности, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы. Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 году до нашей эры. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Древнегреческий историк Ксенофонт рассказал о сиракузской танцовщице, которая жонглировала 12 обручами. Древние римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли "вентилаторами", а жонглёров мячами - "пипариусами". Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами и жонглёров с искусств, носами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков.

    Жонглирование становится одним из основных цирковых жанров и характеризуется многообразием форм, стилей, технических приёмов и реквизита. Современное жонглирование разделяется на два основных художественных направления: классическое и бытовыми предметами. Классические жонглёры работают со специально приспособленными предметами реквизита. Это мячи, палочки, факелы, тарелки, кольца, булавы. Удобная форма этих предметов позволяет исполнителям оперировать их большим количеством. Классическое жонглирование подлинная вершина жанра. Его лучшие представители: Э. Растелли, М. Труцци, К.Никольский, Ф. Брюн, А. Кисе, Н. Ширай, Э. Аберт, Е. Биляуэр, С.Игнатов, Э. Гато [4].

    Расцвет искусства жонглирования бытовыми предметами связан с появлением на рубеже XIX-XX веков салонных жонглёров. Они выходили на манеж во фраках, смокингах, визитках и жонглировали цилиндрами, сигарами, бильярдными киями, канделябрами, предметами ресторанного обихода. Наиболее распространённой жанровой формой их номеров становится сюжетная сценка: "В парижском ресторане" (Аугуст), "Ужин у "Максима"" (Перецофф), "Сцена в ресторанной кухне" (Пантцер) и другие.К. Репп создал сатирическую пародию на короля-забулдыгу, который жонглировал символами королевской власти - короной, державой, скипетром. К. Баггесен выступал в образе неловкого официанта, роняющего и разбивающего тарелки. Т. Хирн играл самого ленивого жонглёра в мире, а Ч. Ребла - жонглёра, ненавидящего свою профессию. Из российских комических жонглёров успехов добились О. Попов, Л. и Г. Отливанник, А. Фриш, Б. Оплетаев, В. Прохоров и К. Устьянцев.

    Со 2-й половины ХХ века салонный стиль в жонглировании трансформируется в новое художественное направление, представителей которого стали называть "трёхпредметниками", так как они жонглируют лишь тремя предметами: шляпами, сигарными коробками, мячиками. Работу их отличает искромётный темп, комбинационность и неожиданные связки между трюками. Среди выдающихся мастеров этого направления: Б. и К. Кремо, Р. Швейцер, С. Заболотный, А. Николаев.

    Отдельную жанровую разновидность представляют номера групповых жонглёров, которые жонглируют предметами, перебрасываясь ими между собой. Такой вид работы называется "жонглирование в перекидку". Самым распространённым реквизитом у групповых жонглёров стала булава. Прогресс жонглирования в перекидку во многом связан с российскими жонглёрами, которых отличают высокая техника, позволяющая жонглировать большим количеством предметов, и разнообразие художественном и композиционном решения номеров (жонглёры Оскал-Оол, "жонглёры на кабриолете" Боркис, "жонглёры на мачтах" Грачёвы, "жонглёры с колпачками" Инякины, "жонглёры на стрелах" Афанасьевы).

    К жанру жонглирования относятся также номера, развивающие принципы народных или спортивных игр. Они так и называются - "игра с диаболо", "игра с волчками" и другие. На основе детской игры с мячиками А. Стрит в 1898 году изобрёл оригинальный способ жонглирования мячиками, бросая их в пол и в стенку. Среди его последователей выдающихся результатов добилась К. Гультини, которая бросала в пол 8 мячиков. Немецкий артист В. Петцольд, используя приёмы игры на бильярде, создал оригинальный номер жонглёров-бильярдистов "Азра". В России с подобным номером выступали жонглёры Белоусовы. Американец У. Эверхарт придумал номер фигурного катания велосипедных ободьев по полу. Идеи его получили развитие у немецких артистов О. и П. Реннер и их сына Б. Рамсона. Много новшеств в работу с большими обручами внесли В. Царьков и В. Кулаков. Немецкий артист В. Беландини изобрёл оригинальный способ жонглирования пинг-понговыми шариками, выдувая и ловя их ртом.

    Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом. Их называют крафт-жонглёрами или силовыми жонглёрами. Особая специфика присуща жонглёрам, работающим ногами.

     Чем жонглировать

    Для начала необходимо найти у себя дома три предмета, близких по форме к шару и удобно помещающихся в руке. Да, да, подойдут три картошки, яблока, апельсина, луковицы - все, что угодно, лишь бы Вам было удобно. Один мой знакомый начинал с трех обломков кирпичей, я - с трех носков, свернутых в шары. Специальные мячики для жонглирования у Вас вряд ли найдутся, приобрести же их Вы всегда сможете позже, а жонглировать надо начинать сейчас, пока не пропал интерес. А еще мячики можно сделать самостоятельно. Технология изготовления -  на форуме.

    Джейсон Гарфилд, основатель Всемирной Жонглерской Ассоциации, несколько усовершенствовал обычную методику, и я в своем описании буду опираться на его рекомендации. Итак, начнем. Для удобства я буду называть предметы, которыми Вы жонглируете, мячиками, а ведущую руку - правой.

    Исходная позиция

    Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и располагаются параллельно полу. Ладони направлены вверх. Локти находятся вблизи боков, но не прижимаются к ним и не оттопыриваются.

     

    Один предмет

    Возьмите в руку один мячик и перебрасывайте его из одной руки в другую. Высота броска - немного выше уровня глаз. Броски и поимки производятся в разных точках. Броски - ближе к середине тела, поимки - с внешней стороны. После поимки рука совершает полукруговое движение и совершает бросок.
    Это упражнение простое, но очень важное, так как закладывает базу для жонглирования. Упражняйтесь, пока Вы не станете уверенно бросать и ловить мячик.

      Два предмета

    Возьмите в каждую руку по мячику. Сделайте бросок правой рукой, учитывая рекомендации предыдущего абзаца, а когда мячик достигнет максимальной высоты, сделайте бросок левой рукой. Поймайте первый мячик левой рукой, затем правой рукой - второй. Остановитесь. Теперь повторите, начиная с левой руки. Концентрируйтесь на точности бросков.

    Когда у Вас обмен мячиками начнет получаться уверенно с каждой руки, Вы сможете делать это упражнение без пауз.

      Три предмета

    Возьмите в правую руку два мячика, а в левую - один. Бросьте правой рукой один из мячиков, потом сделайте обмен, как описано в предыдущем уроке. Когда мячик достигнет наивысшей точки, сделайте еще один обмен. В итоге у Вас два мячика окажутся в левой руке и один в правой. Повторите, начиная с левой руки.

     После того, как Вы научились делать двойной обмен, закрепите навык, тренируясь до тех пор, пока Вы не сможете делать двойной обмен десять раз подряд не уронив мячик.

    Теперь Вы готовы к жонглированию. Делайте все точно так же, как и в предыдущем уроке, но добавьте еще один бросок. Тренируйтесь делать тройной обмен до тех пор, пока не сможете сделать его десять раз подряд. После этого добавьте еще один бросок. Потом еще один, потом еще один и т.д. Все время концентрируйтесь на точности бросков. Правильно брошенный мячик сам упадет в руку. В один прекрасный момент Вы почувствуете уверенность и сможете жонглировать тремя мячиками сколько угодно [30].

      

    В) АКРОБАТИКА  Термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). Древние эллины придавали большое значение гармоническому развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству. В основе акробатики - мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры [10, 20].

    За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.

    В одной из песен гомеровской "Одиссеи" автор рассказывал, как пирующих развлекали два "прыгуна", которые "соглашая со звонкою лирой прыжки ... проворно скакали". На о. Крит в 1500 до нашей эры, были широко распространены акробатические игры с быками (запечатлены на фресках и рельефах Кносского дворца) резные рисунки на камне из Египта (1150 до н.э.) свидетельствуют, что египетские акробаты умели стоять на голове, на руках, прыгать с ног на руки и с рук на ноги через острые мечи, переворачиваться вдвоём назад через спину, исполнять мост. Греч, историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) поведал о сиракузской танцовщице, которая показывала "выворачивание тела и подражание колесу". Она же прыгала сквозь обруч, унизанный острыми мечами.

    Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты XIV века, исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".

    Известны книги по акробатике, написанные еще в XVI веке. Это "Учебник сальто-мортале" (по существу, первое руководство по акробатике) и "Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе" (1599 г.), написанные видным французским акробатом Тюкарро, который систематизировал известные в те времена акробатические элементы.

    На гравюре XVI века неизвестный художник изобразил акробатов, прыгающих с трамплина передним сальто-мортале сквозь 10 обручей. В грамоте русского царя Алексея Михайловича (1648 г.), порицавшей "богомерзкие" скоморошьи игры упоминалось и об обычае "скакать на досках" [18,23].

    В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 метров, а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство средневековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.

    В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII веке и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.

    Известно, что примерно 45 процентов веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до шестисот мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, так как в выполняемых им упражнениях участвуют все группы мышц. Всестороннее физическое развитие, какое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать и другие жанры, например гимнастику, эквилибристику.

    Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при всем трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто в стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике.  Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи

    А силовой и вольтажной акробатики не может быть без стойки на руках. Она широко применяется не только в акробатике, но и в эквилибристике; ею пользуются и гимнасты на кольцах и даже клоуны [7, 12, 16].

    Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике

                                                                                                     

    Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.
    Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.
    .
     По своей значимости и по масштабу применения сальто и стойка на руках являются главенствующими выразительными средствами циркового искусства [20, 23].

    ПАРНАЯ СИЛОВАЯ АКРОБАТИКА

    В старом цирке исполнителей этого вида акробатики было принято называть "крафт-акробатами" (от нем. "Kraft" - сила). Основным элементом, на котором строится вся работа силовой пары - нижнего и верхнего, является стойка на руках, выполняемая верхним силовым приемом, получившим распространенное название "стойка жимом". Силовой выход в стойку на руках осуществляется тремя способами. Первый - с группированными ногами, второй - с ногами, согнутыми под прямым углом, и третий - с прямым корпусом (планшем). Выход в стойку на руках третьим способом наиболее труден. В силовой парной акробатике также выполняется и стойка на одной руке. Разновидностью силовых акробатов являются так называемые партерные акробаты, чье выступление строится на использовании элементов эквилибристики. В композицию номера они включают трюки, основанные на балансировании, например стойку голова в голову или стойку на голове на ступне нижнего (копфштейн (1) на одной ноге). Выход в стойку на руках партерные акробаты осуществляют преимущественно темповым приемом. Все их разнообразные комбинации, по своему характеру и выполнению отличаются от тех, которые свойственны "силовикам". Часто они сочетают отдельные элементы - силовые и темповые. В силовой акробатике, требующей значительного физического напряжения, женщины почти не выступают. Зато в партерной - довольно часто. И не только в качестве верхних, но и как нижние, причем некоторые из них, обладая хорошими физическими данными, выполняют довольно трудные элементы, демонстрируя высокое владение техникой акробатики. Вообще участие женщин в качестве верхних стало широко практиковаться в цирке примерно с 1930-х гг. Это связано с новой техникой исполнения стойки на руках (см. "Эквилибристика"), которая стала утверждаться именно в эти годы. До 30-х годов в нашем цирке было распространено театрализованное выступление силовых акробатов под названием "Римские гладиаторы" (от латинского "gladius" - меч). Под звуки бравурного марша, освещаемые вспышками огня в жертвенниках, на манеж выходили артисты в стилизованных костюмах древних римлян - тогах, касках, сандалиях, с мечами и щитами в руках. Сначала в небольшом театрализованном прологе воспроизводился фрагмент боя гладиаторов, а затем уже исполнялись упражнения силовой акробатики. Вплоть до 40-х гг. в советском цирке были распространены выступления силовых акробатов в так называемом "восточном" стиле. На артистах - соответствующий костюм: шаровары из тонкой прозрачной материи и обнаженный торс. Под плавную арабскую мелодию акробаты выполняли замедленные движения. В таком ключе строились номера "восточных" акробатов. Были распространены и номера под названием "Бронзовые люди". На манеже ставили большие бутафорские каминные часы, украшенные двумя бронзовыми фигурами по бокам (артисты покрывали тело специальным составом). Слышался бой часов, фигуры оживали и в лучах прожекторов исполняли элементы силовой акробатики, перемежая их пластическими позами. Сегодня построение номеров силовой акробатики в художественно-образной форме встречается крайне редко.. А ведь именно образное начало и отличает выступление акробатов па манеже от подобных же выступлений спортсменов. (1) Копфштейн (от нем. "Kopf" - голова, "stehen" - стоять) - балансирование в стойке на голове, не придерживаясь руками [10,18].
     

    Глава II. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ЦИРОВОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ

    2.1. ПЛАН-КОНСПЕТ УРОКА ГИМНАСТИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

    Тема: Жонглирование платочками

    Задачи: 1. Обучить технике жонглирования платочками

    2. Развить координационные способности

    3. Воспитать внимание, чувство коллективизма

    Содержание урока

    Дозировка

    Методические указания

    1.

    2.

    3.

    Построение, сообщение задач урока

    Ходьба: на носках, пятках

    Бег: - касание рукой пола

    - прыжок ноги к груди

    - поворот на 360 градусов

    - спиной вперед

    - с высоким подыманием бедра

    - с захлестом голени (наружу, вовнутрь)

    - ускорение

    Ходьба

    Построение, перестроение

    ОРУ:

    1. наклоны головы (вперед, назад, вправо, влево)
    2. круговые движения руками
    3. наклоны туловища (вперед, назад, вправо, влево)
    4. выпады (вперед, назад, вправо, влево)
    5. приседания
    6. упор лежа

    1. «уголок»

    1. прыжки

    -Имитация движения рук

    - Жонглирование одной рукой одним платочком

    - Жонглирование двумя платочками одной рукой

    - Жонглирование тремя платочками в парах

    - Жонглирование тремя платочками двумя руками (индивидуально)

    п/и «Перестрелка»

    Построение, подведение итогов

    30 с

    1мин

    10 р

    10 р

    5-7р

    4-6р

    3под.

    2х3п

    8

    6-8

    5-7

    6-8

    15-25

    2х30сек

    2х20сек

    15-20

    3-5

    Мин

    3-5

    Мин

    3-5

    Мин

    4-6

    Мин

    4-6

    Мин

    5-7

    Мин

    1-2

    мин

    По сигналу

    По сигналу

    По сигналу

    По сигналу

    Восстановление дыхания

    Руки прямые

    Ноги прямые, руки на пояс

    Спина прямая, руки на пояс

    Пятки от пола не отрывать

    Упражнение на статику

    Ноги прямые, руки за головой

    Обратить внимание на то, чтобы обучающийся должен видеть как и куда движется предмет, то есть работают не только руки, но и голова.

    Следить за тем, чтобы учащийся следил за движением и полетом платочка, постоянно движения должны становиться раскованными.

    Движения рукой выполняются по кругу.

    Учащиеся становятся плечом друг к другу, один из партнеров начинает подбрасывать платочек по диагонали своему партнеру, в это время партнер делает тоже самое. Таким образом, они как бы перебрасывают платочки друг другу одной рукой.

    Необходимо следить за траекторией движения рук

    2.2. Методика обучения другим элементам циркового искусства

    А) техника балансировки на доске;

    Б) техника жонглирования платочками, мячами;

    В) техника ручных действий;

    Г) техника построения простейших пирамид;

    Все методики обучения чему либо между собой похожи, то есть все обучение начинается с простого и заканчивается сложным. Для начала нужно овладеть базовыми движениями, а для этого есть подводящие упражнения.

         Методика обучения балансировки на доске

    1. Освоение подводящих упражнений на развитие:

    а) «Ласточка» на полу

    б) «Ласточка» на скамейке

    в) «Ласточка» на узком предмете

    Упражнения осваиваются в указанной последовательности. Необходимо обращать внимание на длительность выполнения упражнения и правильность техники.

    1. Балансировка на доске с поддержкой партнера

    Упражнение выполняется в парах. Один стоит на полу, другой – балансирует на доске, держась за руки партнера. Необходимо обратить внимание на то, что верхняя часть туловища должна оставаться неподвижной, а равновесие удерживается за счет движений таза и ног.

    1. балансировка на доске без партнера.

    Методика обучения жонглированию платочками и мячами

    Для успешного овладения техникой жонглирования платочками и мячами необходимо, чтобы была развита мелкая моторика рук. Для этого необходимо выполнять:

    1. Имитация движения рук

    Необходимо обратить внимание на то, чтобы обучающийся должен видеть как и куда движется предмет, то есть работают не только руки, но и голова.

    1. Жонглирование одной рукой одним платочком

    Необходимо следить за тем, чтобы учащийся следил за движением и полетом платочка, постоянно движения должны становиться раскованными.

    1. Жонглирование двумя платочками одной рукой

    Движения рукой выполняются по кругу. Следить за тем, чтобы в момент схватывания и подбрасывания платочка кисть руки находилась на уровне глаз.

    1. Жонглирование тремя платочками в парах

    Учащиеся становятся плечом друг к другу, один из партнеров начинает подбрасывать платочек по диагонали своему партнеру, в это время партнер делает тоже самое. Таким образом, они как бы перебрасывают платочки друг другу одной рукой.

    1. Жонглирование тремя платочками двумя руками (индивидуально)

    Необходимо следить за траекторией движения рук:

    Есть несколько способов подбрасывания платочков:

    - по диагонали

    - по кругу наружу

    - по кругу во внутрь

    Учащиеся выбирают для себя наиболее удобный способ

    Методика обучения технике жонглирования мячами

    После овладения техникой жонглирования платочками можно переходить к жонглированию мячами. Техника жонглирования мячами похожа на технику жонглирования платочками.

    Рекомендуется выполнить несколько подводящих упражнений:

    1. Катание мяча по наклонной доске

    Берется мяч и начинаем катать его по доске, по диагонали, но при этом учитель ловит мяч на верху доски, на секунду, а потом отпускает. (Рис. 1).

    Рис.1

     Это нужно для того, чтобы ученик успевал отреагировать, то есть на данном этапе обучения движения идут в медленном темпе. Постепенно темп увеличивается.

    2. Жонглирование двумя мячами на наклонной доске

    3. Жонглирование тремя мячами на наклонной доске

    4. Жонглирование тремя мячами в парах

    Методические рекомендации те же, что и при жонглировании платочками.

    5.  Жонглирование одной рукой двумя мячами

    6. Жонглирование двумя руками тремя платочками

    Методические рекомендации те же, что и при жонглировании платочками.

            Методика бучения технике ручным действиям с палочками

    1. Освоение техники движения подбрасывания и ловли палочки.

    Палочка кладется перпендикулярно на две параллельные палочки, которые ученик держит в руках, выполняется подбрасывание и ловля палочки.

    1. Подбрасывание и ловля палочки крутящаяся в горизонтальной и в вертикальной плоскостях.

     

    а

    б

    Обратить внимание на то, чтобы палочки были параллельны и располагались на одном уровне. Палочка подбрасывается до уровня глаз.

    3. Обучение поднимания с пола палочки с помощью двух других палочек.

    необходимо накатить лежащую палочку на параллельно стоящие палочки. Следить за тем, чтобы угол вертикальных палочек был не больше 90 градусов с полом.

    4. Перебрасывание палочки из стороны в сторону другими палочками на полу (Рис.)

    Перебрасывая палочку стараемся поднять ее вверх

    Методика обучения технике построения простейших пирамид

    1. Стойка на коленях у партнера

           Начинаем обучение с простого, то есть разбиваемся на пары, определяем кто нижний, а кто верхний, исходя из веса партнеров, то есть нижний должен быть тяжелее верхнего. Сперва нижний садится на стул, либо другой предмет, так чтобы угол в коленном суставе не был тупым, меньше 90 градусов, для того чтобы встать верхнему на колени нужно взяться за руки, определенным хватом, поставить одну ногу на бедро партнера, так чтобы стопа была развернута немного наружу, затем ставится вторая нога, соответственно. Когда данный этап освоен, можно переходить на без опорное положение, то есть без стула. После этого идет балансировка, то есть центр тяжести должен находиться по середине между учениками. В построении простейших пирамид имеется большое количество захватов, это зависит от поставленной задачи. Когда нижний и верхний становятся лицом друг к другу идет захват руками, затем этот захват остается, либо идет перехват за бедра, то есть нижний перехватывает верхнего за бедра, основное правило – это прямые руки. Захваты бывают двумя руками, одноименными руками, ногой, а так же без рук. Это если лицом друг к другу. А когда верхний стоит спиной к нижнему захват идет другой, то есть что бы встать на колени, нижний берет верхнего за талию, при этом верхний держится за руки

    нижнего. Затем идет перехват за бедра, а также может и не быть перехвата, то есть без рук (Рис.3.а,б,в, г.).

    2. Пирамида «свеча»

    Нижний лежа на полу, на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища:

    2.1. Верхний выполняет наклон, опираясь на колени партнера, подает плечи вперед, кладет плечи на руки нижнему.

    2.2. Верхний выполняет мах ногой вверх и встает в стойку (Рис.).

    2.3. Выход из пирамиды. Предлагается два варианта.

    а) Выход из пирамиды обратно

    б) В «мостик»

    Необходимо обратить внимание, что при выходе в стойку плечи нижнего должны быть прижаты к полу, руки прямые. Следить за тем, чтобы нижний не разводил колени.

    У верхнего ноги прямые, носки оттянуты, руки в локтях не сгибать.

    На начальных этапах обучения при выходе в «мостик» необходимо осуществлять страховку и при выходе в стойку.

    Выводы

           

    Анализ раздела «Гимнастика» школьной программы показывает, что его содержание ограничивается обучением только основным базовым гимнастическим и  акробатическим элементам, таким как равновесие, кувырки, перевороты, стойки и упражнения на гимнастических снарядах. Без соответствующего эмоционального наполнения процесс обучения гимнастике становится довольно скучным занятием, не приносит радости ни учителю, ни детям.

    Современные школьники испытывают недостаток двигательной активности, и сам ее характер за последние десятилетия существенно изменился, что не замедлило сказаться на развитии координационных способностей. Уровень развития координационных способностей современных школьников стал значительно ниже по сравнению с предыдущими поколениями (Г.И. Мызан, 1998; В.И. Лях, 2005 и др.). Недостаток двигательного опыта, который начинают испытывать дети уже с дошкольного возраста, сказывается на их двигательной подготовленности в период обучения в школе.

            Обобщая все вышеизложенное, можно констатировать, что применение элементов циркового искусства на уроках физической культуры имеет большой педагогический потенциал. Так, доказано, что применяемая технология инновационна по своему содержанию и результатам. Внедрение элементов циркового искусства в содержание уроков физической культуры существенно повышает эффективность развития координационных способностей, делает уроки более интересными и увлекательными для детей.

    Список   литературы

    1. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии /Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991.-283 с.

    2. Баршай, В.М. Физическая и техническая подготовка юных акробатов / В.М. Баршай. -  Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1990.

    3. Болобан, В.Н. Обучение спортивной акробатике / В.Н. Болобан. – Киев: Здоровья, 1986. – 127 с.  

    4. Болобан, В.Н. Школа семейной акробатики / В.Н. Болобан, В. Коркин. –Киев: Изд-во ЦК ЛКСМУ (МДС) "Молодь", 1991.

    5. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.М. Смолевского.-  М.: Физкультура и спорт, 1987. -  336 с.

    6. Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А. Годик., А.М. Барамидзе., Т.Г .Киселев. -  М.: Советский спорт, 1991. – 96 с.

    7. Игнашенко, A.M. Акробатика в школе /A.M. Игнашенко/. - М.; Просвещение, 1964. - 42с.

    8. Коренберг, В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг / // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №7. -С. 2-5.

    9.  Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман /. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - 146с.

    10. Коркин, В.П. Акробатика / В.П.Коркин. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -  127 с.

    11. Коркин, В.П. Гимнастика и акробатика в семье / В.П.Коркин. - Минск, Полымя, 1986. – 96 с.

    12. Кожевников, С.В. Акробатика / С.В. Кожевников.- М.: Искусство, 1984.

    13.Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях/ // Физическая культура в школе. - 2000, № 4.- С. 6.

    14.Лях, В.И. Координационные способности школьников / В.И. Лях/ // Физическая культура в школе. - 2000, № 5. - С. 9.

    15.Майкл, Дж. Алтер. Наука о гибкости / Майкл, Дж. Алтер.- Киев Олимпийская литература, 2001. – 421 с.

    16.Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ин-тов физической культуры / Л.П. Матвеев. -  М.: Физкультура и спорт, 1977. -280 с.

    17.Менхин, Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике / Ю.В. Менхин. - М.: Физкультура и спорт, 1989. -  224 с.

    18.Мызан, Г.И. Физическое образование: региональные проблемы /Г.И. Мызан/. - Хабаровск, 1996. - 76с.

    29.Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста /В.П. Назаров/. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 32с.

    20.Подготовка акробатов: физическая, техническая, психологическая и тактическая подготовка. - Краснодар, 1993. - 42с.

    21. Пидоря, А.М. Основы координационной подготовки спортсменов / А.М. Пидоря. – Омск, 1992. – 72 с.

    22. Спортивная акробатика: Учебник / Под редакцией В.П. Коркина. - М.:

    ФиС, 1981.-238с.

    23. Сулейманов, И.И. Основы воспитания координационных способностей / И.И. Сулейманов /. - Омск, 1986. - 54с.

    24. Суслов, Ф.П., Теория и методика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1997.-105с.

    25. Спортивная акробатика: Учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. В.П. Коркина. - М.: Физкультура и спорт, 1981. -  238 с.

    26.Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф.

    Ю.Ф. Курамшина - М.: Советский спорт, 2003. - 464с.

    27 Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990. - 287с.

    28.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов /. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 348с.

    29.Физкультура для всей семьи. / Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина. -  М.: Физкультура и спорт, 1990. -  463 с.

    30. Grabowicki Udo von: Sport und Kunst – 2 Welten, die sich auch sportwissenschaftlich immer naher kommen / Физкультурное образование в ХХI веке: новые смыслы и перспективы: Материалы международной российско-германской научно-практической конференции (25-27 сентября 2007 г.) / Отв. Ред С.Е. Оправхата – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007 – с. 28-39


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Народное искусство и школа

    Формированиепрофессиональныхнавыковиуменийустудентовв областинародногодекоративно-прикладногоискусства.      В настоящее время актуальна проблема возрождения утраченных на...

    Патриотическое воспитание на уроках изобразительного искусства в школе №1 г. Пятигорска.

    Патриотическое воспитание в нашей школе является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о с...

    Доклад на тему: «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ШКОЛЕ»

    Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначени...

    Лишнее ли искусство в школе

    Статья написана для городской газеты "Наш город" три года назад. С тех пор никто, кроме самих учителей искусства, на неё никто не откликнулся......

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

    Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

    Образовательная программа "Эстрадно-цирковое искусство"

    Образовательная программа для детей от 6 до 18 лет по изучению основных жанров циркового искусства...

    ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРС "ИСТОРИЯ МУЗЫКИ"для Центров детского творчества,Школ искусств, Музыкальных школ,и Средних образовательных школ

    Дистанционный курс по предмету "История музыки"  разработан специально для учащихся различных возрастных групп детей от 9 до 13 лет и предназначен в основном для самостоятельного изучения и самоо...


     

    Комментарии

    Дубовая Людмила Владимировна

    Уважаемая, Анастасия! Спасибо за актуальную тему предложенную Вами. Действительно, очень простые, но при этом жизненно важные акценты для детей Вы использовали. Очень понравилась методичность, доступность, последовательность,тщательность раскрытых тем, которые, уверена, будут интересны не только детям в процессе обучения, но и педагогам. С удовольствием буду использовать Ваш опыт в своей педагогической деятельности.

    Прус Юлия Владимировна

    Насть, спасибо. давно ищу подобный материал. когда-то в 2001-2002 году был такой проект "Цирк!". похож. спасибо. очень интересный, доступный и, надеюсь, результативный... спасибо