Образовательная программа «Цирковое искусство»
рабочая программа

Федосеев Юрий Федорович

Дополнительная обще развивающая общеобразовательная программа для  кружка «Цирковое искусство».

Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без обращения к традиционным культурным ценностям, без знания своих корней, трудно воспитать настоящего человека, образованную личность с серьезными духовными запросами и уже на школьной скамье имеющей сформированные потребности.

В век компьютерных технологий, когда дети большую часть времени проводят перед экраном мониторов, забываются народные традиции, истоки народного творчества, культурное наследие нашего народа. Подрастающее поколение отдаляется от культуры и традиций своего народа. Чтобы восстановить этот пробел, необходимы занятия с детьми по обучению цирковому искусству.

«Сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно  и возможно в действительности…»

К.С.Станиславский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsirkovoe_iskusstvo_fedoseev2022.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа «Цирковое искусство»

Студия «Маленький цирк»

Возраст детей:7-17 лет. Срок реализации: 2 года.

Федосеев Ю.Ф.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная обще развивающая общеобразовательная программа для  кружка «Цирковое искусство»» разработана на основе следующих документов и материалов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2016 г., 13 мая 2019 г.);
  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844);
  • Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 21 августа 2020 № 269 «Об организованном начале 2020/2021 учебного года в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы».

Эта программа рассчитана на 2 года обучения детей с ограниченными возможностями. Программа разработана на основе программ государственного училища циркового и эстрадного искусства города Москвы.“Жонглирование”авт. Земцев Ф.П. изд. “Искусство”1975г.”Акробатика” Шляпин  Ф.И. изд. “Искусство” 1972г. “Клоунада” Чернов Е.П.1983г. Эти программы рекомендованы министерством культуры СССР. (1972 -1983г).

Программа по цирковым жанрам адаптирована для  детей с ограниченными возможностями.

  1. Актуальность и новизна программы

Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Без обращения к традиционным культурным ценностям, без знания своих корней, трудно воспитать настоящего человека, образованную личность с серьезными духовными запросами и уже на школьной скамье имеющей сформированные потребности.

В век компьютерных технологий, когда дети большую часть времени проводят перед экраном мониторов, забываются народные традиции, истоки народного творчества, культурное наследие нашего народа. Подрастающее поколение отдаляется от культуры и традиций своего народа. Чтобы восстановить этот пробел, необходимы занятия с детьми по обучению цирковому искусству.

«Сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно  и возможно в действительности…»

К.С.Станиславский

Основные задачи  программы «цирковое искусство» :

- овладение детьми элементами внутреннего переживания и внешнего перевоплощения по системе К.С.Станиславского;

- развитие умения логично и целенаправленно пользоваться одним из главных выразительных средств клоунского искусства - трюком, доводя его до образного действия;

- усвоение основных положений комического в искусстве клоунады и использование этих знаний на практике (при обработке материала, взятого из окружающей жизни, художественных произведений литературы, театра, кино, живописи, музыки.)

        Основной задачей данной методики является научить детей, действуя от лица своего персонажа, подчиняться законам живой, привычной понятной нам логики поведения, используя собственный опыт увиденного или пережитого. То есть, подключив эмоциональную и мышечную память выстраивать правдивое, органичное действие.

        Включенные в методику темы, дополняя друг друга, максимально облегчают для детей процесс понимания и овладения жанрами циркового искусства.

Искусство цирка — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление.

 

Основой искусства клоунады считается демонстрация необычного (эксцентрика) и смешного; характерной принадлежностью искусства клоунады является демонстрация фокусов, пантомимы, клоунады, репризы, исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, акробатика, эквилибристика, прыжки. В наскальном рельефе гробницы египетского фараона Хнумхотепа 2-го в Бени Хасане (1900 до н.эры) запечатлены жонглерские и акробатические упражнения девушек. В музее Вероны есть диптих, на котором изображено выступление юного пилариуса (жонглера). Окруженный толпой зрителей, юноша жонглировал 7-ю мячами. В Историческом музее в Москве хранится римское знамя (2 в. н. эры), на котором золотом вышита фигура богини Виктории, балансирующей на шаре. Многочисленные памятники античного искусства помимо художественной ценности представляют собой богатый источник информации о формах артистической деятельности. Сюжеты на фресках, стенках глиняных ваз, баррельефах надгробий, в скульптурах свидетельствуют, что античным артистам было известно искусство акробатики, жонглирования, антипода, атлетики, эквилибра и вольтижировки на лошади.

В Средние века выступления странствующих артистов мы видим на рисунках на полях английских, французских и фламандских манускриптов XII-XIV веков. Неизвестными мастерами изображены канатные плясуны, атлеты, акробаты, жонглеры. Но наибольший интерес у художников вызывали тогда дрессированные животные: медведи, львы, обезьяны, лошади, верблюды, собаки. В России популярными были «медвежьи потехи», где животные смешно пародировали поступки людей. Эти медвежьи комедии стали излюбленным сюжетом народных картинок XVIII века, при этом рисунки сопровождались забавным пояснительным текстом (похоже на современный комикс). На фресках Софийского собора в Киеве (XI век) изображены пляшущие скоморохи, музыканты и эквилибристы, балансирующие шест на плече, по которому взбирается партнер.

Клоунская тематика широко представлена и в изобразительном искусстве XX века в картинах Пикассо («Девочка на шаре», «Акробаты с собакой», «Семья акробатов») возникает тема драматической судьбы уличных акробатов. Увлечение Пикассо кубизмом находит яркое воплощение в картине «Атлет». Лицо, тело, мускулы артиста художник «лепит» подчеркнуто геометрическими формами.

Сказочный мир создает в своих картинах Шагал — и цирковые акробаты, клоуны, дрессированные лошади становятся необходимой принадлежностью этого мира. «Я всегда рассматриваю клоунов, акробатов и актеров, — писал Шагал, — как существа трагические. Они напоминают мне фигуры религиозных картин». В одной из последних работ («Большой цирк») художник представил мир как цирковое представление, где вся жизнь заключена в круг манежа. Внизу изображен город с Эйфелевой башней. Вверху — ярусы кресел, заполненные зрителями. На манеже — влюбленные, клоуны с цветами, летающие лошади и люди, парящий в воздухе оркестр — мир, где все фантастично и реально.

С. Дали в гравюре «Китайцы» удалось передать утонченную ритмику работы китайских жонглеров, вращающих на бамбуковых тростях фарфоровые тарелочки.

К темам цирка неоднократно обращался Матисс. В серии рисунков, объединенных названием «Джаз», артисты изображены наподобие красочных арабесков, распластанных на плоскости.

Интересно представлен клоунада в произведениях А. Родченко. Героями его картин были буффонадные клоуны, наездницы на панно, прыгающие сквозь обручи, партерные акробаты. Это был цирк прошлого и, по признанию художника, он рисовал его по памяти,

Современное искусство клоунады включает акробатику, эквилибристику (удержание равновесия при неустойчивом положении тела, на проволоке, шаре и др.), музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, пантомиму, интермедию и др.

Клоунада — наиболее сложный цирковой жанр. Клоун мастерски владеет несколькими дисциплинами, и его участие в «чужих» номерах — популярное явление в любом цирке.

Основываясь на большом интересе к искусству клоунады,  представляется абсолютно необходимым привлечение к этому жанру искусства детей.

Новизна программы

В данной образовательной программе разработаны содержание, формы и методы дополнительного образования детей на основе познавательной и образовательной функций искусство клоунады, направленных на развитие художественно-трудовых способностей. Определены пути и средства комплексного формирования художественно-трудовых умений, навыков и творчества детей в процессе обучения.


Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что приобщение детей к истокам искусство цирка, его традициям предполагает их ознакомление с многими жанрами циркового искусства.

2. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие физических и духовных качеств ребёнка средствами приобщения их к жанрам искусства цирка.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с историей развития и основными направлениями искусства цирка;

- изучение правил безопасности поведения на манеже, сцене и в спортивном зале;

- ознакомление с основами анатомии человека, принципами работы вестибулярного аппарата, психофизиологическими основами координации движений при исполнении основных цирковых трюков;

- изучение основ актёрского мастерства и актёрского тренинга.

Развивающие:

- развитие физических данных и психологической настройки на исполнение основных цирковых приёмов и трюков;

- развитие координации движений и внимательности;

- приобретение навыков исполнения основных элементов циркового искусства.

Воспитательные:

- воспитание чувства партнёра при исполнении коллективных номеров, толерантности по отношению к членам студии и зрителям различных национальных и социальных групп;

- воспитание силы воли, настойчивости и стремления к «идеальному» исполнению отдельных элементов и циркового номера в целом;

- воспитание навыков культурного поведения в обществе и доброжелательного отношения к окружающим.

3. Возрастные особенности и условия реализации программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7-и до 17-и лет.

Срок реализации – 2 года. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 4 часа – 108 часа в год.

Учитывая многожанровость  искусства клоунады и повышенную травмоопасность некоторых трюков, возникает необходимость постоянного контроля над выполнением всех заданий педагогом, оптимальный состав группы 6 – 8 человек.

4. Ожидаемые результаты и принципы оценки усвоения образовательной прог-раммы

1-й год обучения – в конце учебного года ребёнок владеет основами акробатики, гим-настики, эквилибра, жонглирования и клоунады для использования полученных знаний в цирковых номерах на втором году обучения.

За период первого года обучения ребята научатся изготовлять несложный клоунский реквизит, подобрать себе или придумать клоунский костюм, музыку, освещение и обста-новку сцены. У детей исчезнут чувства неполноценности, появится раскрепощённость в физическом и духовном развитии, появится художественный вкус, чувство прекрасного, уверенность в себе.

Занятия в студии «Маленький цирк» способствуют воспитанию дисциплины и трудолюбия.

2-й год обучения – за второй год обучения дети полученные навыки и знания реализуются в цирковых номерах, которые показывают на различных мероприятиях и в концертах.

Выпускники чётко координированы, владеют основными жанрами цирка, создают более сложные цирковые номера (сольные и групповые).

Критерии оценки освоения образовательной программы

Критерии

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

1

2

3

4

5

1.

Ориентирование в пространстве

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

2.

Координации движении

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

3.

Гибкость спины

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

4.

Выворотность суставов рук и ног

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

5.

Прыгучесть

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

6.

Музыкальные способности, чувство ритма

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

7.

Актерские способности, пластичность и артистизм исполнение

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

8.

Взаимодействие со зрителем

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

9.

Соответствие внешнего вида сценическому образу

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

Результат оценивается по 3-хуровневой балльной системе:

1-й уровень (1-3 балла):

- у воспитанника плохая координация движения;

- плохая выворотность суставов рук и ног;

- слабая гибкость спины, неправильная осанка и поднятые плечи;

- плохая прыгучесть;

- отсутствие навыков актерского мастерства;

- воспитанник не понимает, какой трюк он исполняет, пластика тела не уверенная;

2-й уровень (4-7 баллов):

- хорошая координация движения, но еще не до конца освоена;

- не точно исполнение акробатических, гимнастических и жонглерских трюков;

- частичное овладение пластикой тела;

- частичное владение цирковыми трюками;

- образ раскрыт недостаточно полно;

- ощущается некоторая скованность при публичном выступлении на сцене, контакт со зрителем неуверенный;

-сценический костюм не соответствует художественному образу номера или не ярко выражен.

3-й уровень (8-10 баллов):

- хорошая выворотность тела;

- точная координация движения;

- осанка правильная, гибкость спины хорошая;

- точно исполняет все цирковые трюки;

- у воспитанника сформированы навыки циркового исполнителя;

- воспитанник понимает, что делает и хорошо исполняет цирковые трюки, пластичен, артистичен, а также отлично взаимодействует со зрителем и партнёрами по номеру(искренно, непринужденно, свободно).

- костюм соответствует сценическому образу номера.

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

№ п/п

Тема: акробатика, гимнастика, эквилибр

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1.

Вводная часть. Правила техники безопасности

1

1

-

2.

Обще развивающие упражнения

6

6

3.

Упражнения на гибкость и растягивание.

6

6

4.

Подводящие и подготовительные упражнения.

6

6

5.

Кульбиты, каскады, колёса и перевороты вперёд

20

20

6.

Темповые упражнения

15

16

7.

Тема: жонглирование

20

1

20

8.

Тема: пантомима

22

1

15

9.

Тема: актёрское мастерство

22

1

15

Итого:

108

4

104

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1.

Тема: акробатика, гимнастика и эквилибр

41

1

40

2.

Тема: жонглирование

41

1

40

3.

Тема: пантомима, актерское мастерство, а также клоунада

 26

2

24

Итого:

108

4

104

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Вводная часть. Правила техники безопасности

2. Обще развивающие упражнения

Освоение упражнений для рук и плечевого пояса; освоение упражнений для шеи; ос-воение упражнений для туловища; освоение упражнений для ног

3. Подводящие и подготовительные упражнения

Освоение равновесия на одной ноге, другая впереди, согнутая под углом; стойка на ло-патках с опорой рук на спину с заднего полу-кульбита; стойка на голове и руках махом одной ноги или толчком двух ног через группировку; выход в стоку на руках махом одной ноги

4. Упражнения на гибкость и растягивание

«Мост» - из положения лежа на спине и наклоном назад; медленная перекидка с шага вперёд махом одной ноги с проходом на две ноги врозь; полу шпагат глубокий

5. Кульбиты и каскады

Кульбит вперёд упора присев, кульбиты вперёд в темпе; кульбит со стойки на голове; кульбит назад из упора присев, кульбиты назад в темпе; кульбит вперёд с шага с опорой рук без захвата группировки с приходом на одну ногу, другая нога впереди выпрямленная; каскадный кульбит с места

6. Темповые упражнения

Боковое колесо с места с приходом на одну ногу; боковое колесо с вальсета; копфшп-рунг с места с приходом на полусогнутые ноги врозь; лягскачь из положения лёжа на спи-не с опорой рук у плеч, с приходом на согнутые ноги врозь; фордершпруг с вальсета и с разбега с приходом на полусогнутые ноги врозь (с помощью педагога)

7. Статические упражнения

Стойка на лопатках с опорой рук под спину с заднего полукульбита; то же из упора лё-жа, подтягивая прямые ноги и подгибая голову на передний кульбит; стойка на голове и руках махом одной ноги или толчком двух ног через группировку; стойка на руках махом одной ноги

8. Упражнения на гибкость и растягивание

«Мост» из положения лёжа на спине с опорой головы и рук, ноги врозь; полушпагат, равновесие на одной ноге; «мост» со стойки на руках; полушпагат, равновесие на одной ноге; «мост» со стойки на руках; медленная перекидка вперёд с шага с приходом на одну ногу; медленная перекидка назад с «моста» махом одной ноги; шпагат скольжением назад или вперед

9. Темповые упражнения

Боковое колесо с места вправо; боковое колесо с разбега; копфшпрунг на полусогну-тые ноги; копфшпрунг на прямые ноги; лягскач из положения лёжа на спине с опорой рук о бедра на согнутые ноги врозь; фордершпрунг с разбега на полу согнутые ноги, а затем на прямые ноги; курбет со стойки с возвышенности; рондат, флик-фляк (с помощью педа-гога).

10. Жонглирование

Подготовительные занятия, жонглирование одним мячом, переброска мяча из одной руки в другую; жонглирование двумя мячами; перекидка одного кольца из одной руки в другую; жонглирование двумя кольцами; жонглирование одной булавой, перекидка одной булавы из правой руки в левую и наоборот; жонглирование двумя булавами; каскад двумя мячами, кольцами и булавами; жонглирование тремя мячами, кольцами и булавами; полу каскад тремя мячами; каскад тремя мячами, кольцами и булавами; жонглирование в правой и в левой руке два мяча, две булавы и два кольца; баланс палочки на голове; жонглирование шляпой и палкой; жонглирование тарелочками (одна, две и три); перекидка с партнером три булавы, три кольца и три мяча; групповая перекидка предметов (два, три или четыре человека)

11. Пантомима

Ознакомление с жанром пантомимы в движении; работа над синхронностью работы рук и ног; обозначение предметов пантомимическими средствами; работа над техникой шага на месте (вперёд, назад и против ветра); «перетягивание каната»; пластическое изображение воображаемой стены; изучение «волны» рук, ног и тела

12. Актёрское мастерство

Воображение, фантазия, представить, что в руках не обыкновенный веник, а, напри-мер: гитара, ружьё, веер и т.д.;

- «если бы»… в предлагаемых обстоятельствах, например: погас свет в комнате, попался контролеру в трамвае без билета, пришёл на свидание, а девушки нет и т.д.;

- упражнения на оправдание поз;

- упражнения по освобождению от напряжения мышц тела;

- упражнения на жест, походку и бег в определенных предлагаемых обстоятельствах (приветствовать, просить, приглашать, приказывать, звать, остановить, выгнать и т.д.);

- этюды на походку: идти на дискотеку, отвечать к доске, торопиться на свидание;

- этюды на бег: спастись от погони, бежать на помощь другу, сообщить срочную весть – радостную или страшную и т.д.;

- упражнение на внимание: «зеркало» - партнёр синхронно повторяет все движения партнера, упражнения на «смех и плач»

Второй год обучения

1. Акробатика, гимнастика, эквилибр

Стойка на голове и руках жимом через группировку;

- кульбит вперёд – «пистолет» с захватом руками пальцев ног;

- копшпрунг на прямые ноги;

- шпагаты боковые и прямые;

- темповые прыжки с трамплина с места с группировкой вперёд и назад и с разбега вперед;

- темповые прыжки с мостика с разбега толчком двух или одной ноги;

- переднее сальто с мостика с разбега с подгруппировкой одних ног, опираясь руками в ладони двух страхующих партнёров;

- темповые прыжки с трамплина с места и с разбега;

- шпагат из седа и скольжением;

- медленная перекидка назад с «моста» на одной ноге махом другой ноги;

- каскадный кульбит с разбега через верёвку;

- заднее сальто (с помощью педагога);

- курбет со стойки;

- заднее сальто с трамплина (с помощью педагога);

- переднее сальто с трамплина (с помощью педагога);

- стойка на руках, «крокодил»;

- эквилибр на катушках, лестнице

2. Жонглирование

Жонглирование тросточкой, шляпой, тарелочками;

- жонглирование четырьмя мячами;

- каскад тремя, а затем четырьмя мячами;

- жонглирование четырьмя кольцами;

- жонглирование четырьмя булавами;

- перекидка двумя партнёрами четырех предметов;

- групповая перекидка (несколько партнёров);

- подготовка жонглерских номеров

3. Пантомима, актёрское мастерство и клоунада

Этюды с воображаемыми предметами: например, «стрельба в тире», «кража яблок в соседском саду»;

- пантомимические сценки: например, штангист, скрипач, лыжник и т.д.;

- этюды на растения;

- этюды на животных;

- пародии на цирковые жанры;

- подготовка различных классических реприз и клоунад («пчелка дай мне меду», «ре-зинка», «живой и мертвый» и т.д.)

4. Постановка и отработка концертных номеров

IV. Методическое обеспечение

      Основная цель руководителя циркового коллектива заключается в том, чтобы помочь ребёнку осознать свои физические и духовные возможности, воспитание гражданских качеств личности, выявить таланты и дарования с малых лет, поощрять в детях тягу к познанию мира с малых лет, а также развивать в них любовь к труду.

      Необходимо тактично направлять ребёнка в развитии своих способностей. Больше доверять своим ученикам, развивать в них качества настоящего человека: честность, доброту, трудолюбие, порядочность и самостоятельность.

      Учить детей и учиться у них, стараться постичь психологию каждого ребенка. Не бояться прислушиваться к мнению и желанию своих учеников, вести с ними беседы о цирковом искусстве на равных, без ненужных дидактических наставлений, с учетом их физических и умственных ограничений.

      Только тогда будет достигнута цель программы – развитие индивидуальности ребёнка (неповторимость и уникальность). В процессе обучения цирковому искусству необходимо постоянно выявлять жизнеутверждающий дух циркового искусства, его воспитательное значение отмеченное еще К. Марксом: «Когда мы видим боязливо скорчившегося, уныло гнувшего спину индивида, мы невольно осматриваемся, сомневаясь в своём существовании и опасаясь, как бы не затеряться. Но, видя бесстрашного акробата в пёстрой одежде, мы забываем о себе, чувствуем, что мы как бы возвышаемся над собой, достигая уровня всеобщих сил и дышим свободнее» (собр. Сочинений К. Маркс и Ф. Энгельс).

       Задача программы: состоит в том, чтобы максимально раскрыть возможности ребёнка и установить эмоциональный баланс между ним (личностью) и его окружением (средой):

- самовыражение – высвобожденную в деятельности накопившуюся эмоциональную энергию;

- уверенность в себе;

- самореализация – воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт, воплощение своей индивидуальности;

- самооценка – умение оценить свои возможности (духовные и физические).

В ходе реализации программы педагог развивает у детей следующие черты:

- творческую фантазию, неординарное мышление;

- чувство юмора, а также помогает правильно использовать выразительные средства своего тела (быстрота реакции, ориентация в пространстве, совершенствование вестибулярного аппарата, пластика движений).

Всё это положительно влияет на нервно-психическую деятельность ребёнка. Недаром народная мудрость говорит: «В здоровом теле – здоровый дух».

Чтобы достичь хороших результатов в цирковом искусстве, прежде всего, необходимо подготовить физический аппарат своего тела. Под физическим аппаратом К.С. Станиславский подразумевал «гибкое тело, выразительные движения, хорошо развитую технику и мимику. Весь физический аппарат должен быть до чрезвычайности гибок, настроен и послушен воле человека. Для этого все мельчайшие мышцы должны быть хорошо развиты и «проработаны»».

В процессе занятий используются различные формы и методы работы:

1. индивидуальная работа;

2. групповая работа;

3. самостоятельная работа.

Обязательно посещать вместе с детьми цирковые представления и театральные спектакли. Проводить открытые занятия. Участвовать в различных культурно-просветительских мероприятиях. Проводить с детьми беседы и лекции на темы:

- история искусства клоунады;

- этика поведения;

- опрятность и личная гигиена;

- бережливое отношение к личному и общественному имуществу (в частности к цирковому реквизиту и костюмам);

- о технике безопасности.

Программа по обучению цирковому искусству разработана по восходящей линии (от простого к сложному) и рассчитана на детей от 7 до 17 лет.

Программа предполагает участие в работе Студии разновозрастных детей. Предполагает в процессе обучения познакомить детей с классическими жанрами цирка (акробатика, гимнастика, эквилибр, жонглирование и клоунада); привить любовь детей к клоунскому искусству, развить в них способности к различным цирковым жанрам, музыкальность, ритмичность, координацию движений, понимание комического. Для более углублённого изучения циркового искусства вводятся занятия по актерскому мастерству и пантомиме.

Работа по программе происходит студийно.

Специального отбора детей не происходит. В основном, критериями для занятий цирковым искусством являются желание и трудолюбие самих детей, а также отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья.

В программу «искусство клоунады» входят изучение следующих цирковых жанров:

- акробатика;

- гимнастика;

- эквилибр;

- жонглирование;

- клоунада;

- мастерство актера и элементы пантомимы.

Занятия акробатикой, гимнастикой, эквилибром и жонглированием – это специально подобранные упражнения и трюки для укрепления мышц тела, выработки правильной осанки, предупреждает возможность искривления позвоночника, препятствует образованию плоскостопия.

Кроме этого физические занятия (акробатика, жонглирование, гимнастика и эквилибр) положительно влияют на нервно-психическую деятельность и физическую культуру тела.

Занятия строятся по принципу восходящей линии. За счёт разнообразия упражнений нагрузка ложиться на разнообразные группы мышц в чередовании с короткими фазами отдыха и обязательным соблюдением правил дыхания.

При исполнении и изучении клоунских трюков, у детей воспитывается сознательная дисциплина и осуществляется тщательная страховка. Нельзя изучать новые трюки и эле-менты, если дети хорошо не освоили пройденное.

Овладение элементами акробатики, эквилибра, гимнастики и жонглирования обязательно сочетаться с элементами игры. Для этого проводятся занятия по мастерству актёра, которые включают в себя овладением активным, логичным, целесообразным действием и пластической выразительностью в предлагаемых обстоятельств, различными упражнения-ми и заданиями с учетом развития и способностей каждого ребёнка (этюды на простейшие бытовые ситуации – например: зажарить яичницу, погладить утюгом белье и т.д.).

Изучение этого раздела программы строится по следующим разделам:

1. Овладение элементами актерского мастерства (развитие психотехники);

2. Работа над пластической выразительностью: жестом, походкой. Бегом в определённых предлагаемых обстоятельствах. Например: показать, как ходит утка, лиса, медведь, использовать предметы не по назначению – стул, телевизор, детская коляска, кухонная плита и т.д.

3. Работа над этюдами, например, этюды на уборку помещения, стрельба в тире и т.д.

Освоение элементов актёрского мастерства строится по принципу от простого к сложному. Упражнения и этюды на внимание, воображение, отношение к факту, оценка событий, память физических действий, раскрепощение мышц, снятие зажимов (внешнего и внутреннего), ритм, общение, оправдание поз, понимание природы комического.

При изучении элементов актерского мастерства необходимо помнить о специфике в обучении детей школьного возраста. Для всех этюдов-упражнений рекомендуется брать темы, которые близки и понятны детям этого возраста (от 7 до 15 лет, с учетом их развития) и подведут их к овладению своим телом, к контролю и влиянию на свою нервно - пси-хическую деятельность.

В этюдах необходимо использовать элементы акробатики, жонглирования и т.д.

Во время занятий проводятся небольшие лекции-беседы по истории цирка, театра и танца.

В процессе обучения знания и навыки, приобретаемые обучающимися, объединяются в единый комплекс, подчиняя их решению главной эстетической задачи – раскрытию индивидуальности каждого ребёнка.

Занятия искусство цирка позволяют детям освоить широкий диапазон трюков в жонглировании, акробатики, пантомиме, гимнастике и клоунаде, а затем перейти к созданию номеров и клоунад.

Программа способствует воспитанию у детей художественного вкуса, стремлению к самовыражению и, в конечном счёте, на этой основе может получиться маленький цирковой коллектив, в представлениях которого каждый ребёнок сможет проявить себя.

V. Условия реализации программы

      Для реализации программы необходимо иметь:

      оборудованное помещение для занятий – гимнастические маты, шведская стенка, канаты;

       цирковой реквизит (булавы, кольца, мячи и т.д.);

        видеоаппаратура;

       методическое обеспечение: программа, видеоматериалы с записями выступлений выдающихся мастеров циркового искусства и др.

      Для реализации данной программы необходимо только одно главное условие: место, дети, преподаватель, время, желание и чтобы все это совпало.

Список используемой литературы для педагога

1. Вадимов А.А., Тривас М.А. «От магов древности до иллюзионистов наших дней», изд. Искусство, 1962г.

2. Гуревич З.Б. «Эквилибр», изд. Москва, 1975г.

3. Дмитриев Ю.А. «Цирк в России», изд. Искусство, 1958г.

4. Дмитриев Ю.А. «Советский цирк», изд. Искусство, 1958г.

5. Земцев Ф.И. «Жонглирование», изд. Москва, 1980г.

6. Кузнецов Е.М. «Цирк», изд. Искусство, 1957г.

7. Кузнецов Е.М. «Арена и люди Советского цирка», изд. Искусство, 1963г.

8. Макаров С.М. «Клоунада», изд. Искусство, 1981г.

9. Макаров С.М. «Клоунада», изд. Искусство, 1981г.

10. Никулин Ю.В. «Почти серьезно», изд. Искусство, 1975г.

11. Реми Т. «Искусство клоунады», изд. Искусство, 1965г.

12. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой», «Этика», изд. Искусство, 1948г.

13. Федосов И.И. «Акробатика», изд. Москва, 1980г.

14. Шляпин Л.Ф. «Гимнастика», изд. Москва, 1979г.

Список рекомендуемой литературы для детей

1. Горький А.М. «Встряска», «Клоун». – Любое издание

2. Грин А.С. «Новый цирк», «Канат». – Любое издание

3. Дуров А.Л. «Воспоминания». – Любое издание

4. Куприн А. «В цирке», «В зверинце». – Любое издание

5. Олеша Ю. «Три толстяка». – Любое издание

6. «Цирк, цирк, цирк» русские и советские писатели о цирке. – М., 1989

7. Чехов А.П. «Ярмарка», «Каштанка». – Любое издание

Список используемой  литературы:

  1. Станиславский К.С. «Моя жизнь в искусстве» М. «Искусство» 1983 г»
  2. Станиславский К.С. «Работа актера над собой» М. «Искусство» 1983г»
  3. Станиславский К.С. «Этика» М. «Искусство» 1983г»
  4. К. Дземидок «О комическом» М. «Искусство» 1966г»

   Список рекомендуемой литературы:

  1. Реми Т. «Искусство клоунады» М. «Искусство» 1962 г»
  2. Никулин Ю.В. «Почти серьезно» М. «Искусство» 1980 г»
  3. «Цирк, цирк, цирк» русские и советские писатели о цирке. Изд. Правда «1989г.»

Общие требования по технике безопасности на занятиях в объединении

«Цирковое искусство»

  1. К занятиям цирковыми жанрами допускаются дети,  не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие вводный инструктаж по т/б на рабочем месте и в учебных кабинетах.
  2. Входить в зал только с разрешения педагога.
  3. Не приступать к выполнению упражнений и трюков без разрешения педагога.
  4. Занятия детей в период специализации цирковым искусством характеризуется следующими опасными факторами:
  • падением с высоты
  • статистическими и динамическими перенапряжениями и перегрузками
  • психическими и эмоциональными перенапряжениями и перегрузками
  • растяжениями, разрывами и вывихами связочного аппарата суставов из-за нарушения дидактических принципов репетиции и норм поведения.
  1. Учащиеся обязаны :
  • соблюдать правила внутреннего распорядка, режима занятий и требований личной гигиены
  • выполнять указания педагога
  • научиться четко представлять типичные опасные ситуации в работе своего жанра, заранее отработать до автоматизма свои действия на случай неточного и неблагополучного трюка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цирковое искусство в школу

Современный этап развития физической культуры нацеливает педагогов на поиск новых, инновационных форм работы с подрастающим поколением. Процесс физического воспитания современных школьников в настояще...

Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"

Данная программа являетя модифицированной и  составлена   на основе    художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...

Образовательная программа "Эстрадно-цирковое искусство"

Образовательная программа для детей от 6 до 18 лет по изучению основных жанров циркового искусства...

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение»

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение» предназначена для учащихся 10 класса, 68 часов (рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю), проявляющих интерес ...

Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Магия искусства – театр кукол»

Цель занятия: Пробудить у детей интерес к деятельности кукольного театра, заразив магией этого вида искусства. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с миром кукольного театра 2. ...