Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Магия искусства – театр кукол»
презентация к уроку на тему

Насонова Инна Игоревна

Цель занятия: Пробудить у детей интерес к деятельности кукольного театра, заразив магией этого вида искусства. 

Задачи: 
Обучающие: 
1. Познакомить детей с миром кукольного театра 
2. Научить основным правилам кукловождения перчаточной куклы 
 

Развивающие: 
1.Раскрыть творческий потенциал детей. 
2.Развить эстетический вкус, образное мышление и фантазию детей. 


Воспитывающие: 
1.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе. 
2.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. 
3. Вызвать положительный эмоциональный интерес к театральному творчеству 

Материалы и оборудование: 
Мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для сказки « »

План – конспект 
(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз . М.Минкова) 

Этап I 
•Организационный момент. 
•Приветствие педагогом воспитанников. 

Педагог: 
- Здравствуйте милые ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии.
- Присаживайтесь. Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Инна Игоревна я руководитель кружка театр кукол «Петрушка» ЦДТ г. Жуковка.
- А теперь пусть каждый из вас по очереди встанет, назовет свое имя. (Дети знакомятся).

- Очень хорошо! 
Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть;

- а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать);

-  хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. (Дети хлопают в ладоши).

Друзья, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. 

Этап II 
Сообщение целей и задач занятия: 
- Сегодня я хочу пробудить в вас интерес к кукольному театру, заразить вас магией этого вида искусства, приобщить вас к миру прекрасного, разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех. 

Подготовительный этап:  Создание психологического настроя на совместную деятельность. 
     - Итак, я приглашаю вас окунуться в увлекательное путешествие – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актёра. А отправимся мы туда на паровозике. Друзья давайте мы все встанем друг за другом, и сделаем вагончики (Под музыку дети делают движения). Ну,  вот мы и прибыли в страну кукол.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием.

 

- Самая первая кукла появилась на свете тогда, когда появился человек, он с ней играл, передавал её своим детям усовершенствовал её, делал куклу более красивой и много функциональной.

- А первая театральная кукла была сделана в Египте, она была большая при помощи механизмов жрецы управляли ею, глаза у нее горели огнём.

- Потом стали появляться куклы различных систем от простой до сложной в управлении. Вот о них я вам и расскажу.  

- Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскутка ткани. 

- Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают).  (Ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка. Это кукла была самой первой на Руси, когда стали появляться первые кукольные представления. У Петрушки, как и у нас, есть фамилия имя и отчество и зовут его Уксусов Петр Иванович. Он получил своё имя от родственника итальянца, которого звали Пучинелла, что означает – Петушок, управляли Петрушкой только актёры мужчины и первого петрушечника звали Иван отсюда и произошло его отчество Иванович, а фамилия у него за острый ум, резкие шутки как уксус. Он был задира, драчун и всех всегда побеждал. В его лице высмеивались все человеческие пороки. В прошлые столетия кукольные представления всегда проходили на ярмарках и площадях. В них высмеивали правителей, властей кто пренебрежительно и не справедливо относился к людям.  

- Тростевые куклы - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее. Их сделали японцы.

- Марионетки – куклы на ниточках. Кукла – марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера. Как правило, это кукла управляемая открыто, так называемая вертепная, кстати это кукла существует с давних времён.

 

- Планшетные – куклы  водятся по планшету, т.е. это может быть пол, стол и здесь тоже виден кукловод.

- Куклы - тени. Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают).  (Создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску. 

Педагог: Кажется я слышу какой-то шум, а вы слышите? (дети отвечают) Ой, так это же мои помощники (достает куклы) Вот кукла (одевает на рука) как называется правильно перчаточная и она хочет с вами здороваться (здоровается с детьми), а вот еще одна кукла(показывает тростевую куклу) а как она называется (дети отвечают)и опять у нас гость (показывает куклу марионетку)и она называется (дети отвечает)


III. Основной этап: 
Педагог: Молодцы всех кукол мне назвали, и я думаю, вы готовы превратиться в волшебников, мы будим сейчас оживлять кукол. Но сначала мы должны разбудить свою фантазию, голос и руки ведь с помощью рук мы будем управлять куклами. Я прошу встать вас со своих мест и давайте представим, что мы красивые, могучие, не покорные ветру деревья. (Все движения выполняется под музыку педагог показывает движения дети повтряют) наши деревья стоят в сказочном лесу,  и наступает утро всё вокруг пробуждается, и мы произносим звук ммммммммммммммм,  ветви деревьев тянутся к солнышку, которое светит своими лучиками,  ласковый ветер качает крону деревьев и листья шуршат шшшшшшшшшш проснулись птички и полетели чик-чирик, чик-чирик

затем проснулись бабочки и стали летать в волшебном лесу  тут проснулся паучок и стал бегать по нашим веточкам и он убежал плести свою паутинку, а потом появляется улитка она медленно ползет по веткам и вдруг замирает, как будто её кто-то напугал, прочится в свой домик, а это оказывается всего на всего в лес заехал трактор,  который рычит как страшный зверь рррррррррррррррр  и наконец-то он выехал из волшебного леса,  вскоре появился ежик, колючий он бегает от одного дерева к другому и пыхтит фффффффффф

А рядом с волшебным лесом протекает речка, в которой плавают золотые рыбки.

Изредка  они выпрыгивают из воды шшшшшшшшшш, а потом ныряют в воду ссссссссс.

Вот так и прошёл день в волшебном лесу. Прилетели птички на свои гнёзда, потом прилетели бабочки. Деревья сомкнули свои веточки, солнышко стало уходить  за облака, ведь ему завтра опять все дарить тепло и свет.

Педагог:  Молодцы! А сейчас, дорогие ребята,  вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет  волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки»).

Педагог: 
А теперь эти куклы нужно оживить. 
Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений. 
 

- Давайте вспомним имена наших пальчиков (Дети называют имена). Каждый пальчик имеет свою функцию в управлении: указательный пальчик- голова, большой,  средний, безымянный и мизинец это ручки куклы.

И сейчас я вам расскажу и покажу три основных правила кукловождения:

1. Рост куклы измеряется  длинной её платья.

2. Когда кукла разговаривает, то её головка кивает, как бы разделяя слово по слогам.

3. При ходьбе кукла делает движения руками, поднимая то одну руку, то другую и при этом поворачивает корпус в разные стороны.

4. Руки куклы должны быть прижаты к туловищу.

5.  Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую.

- Друзья,  как управлять куклами вы знаете, а знаете ли вы как называется сцена в кукольном театре, на которой играют верховые куклы?  (Дети отвечают)

-  Это сцена называется – ширма. А как называется верхняя часть ширмы по которой ходят куклы ( дети отвечают). Она называется – грядка.
- На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров - «фартук». (Показ) 
- Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. (Отработка движений).  - Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. 
 

Педагог: 
Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели. 
Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали. 
Только сегодня и только сейчас. 
Только здесь и только для вас сказка ….. А какая сказка то? 

- Ребята посмотрите на куклы, и скажите, какую сказку можно поставить? (Дети отвечают).

 - А вы знаете эту сказку, давайте я вам её напомню. Шёл дед с базара по лесу, да и потерял рукавичку, а её нашли звери и стали в рукавичке жить, пока не прибежала собака, которая выгнала всех зверей.

Этап IV. Практическая деятельность детей: 

Все герои сказки, кроме собачки должны подойдя к рукавичке сказать: Вот так хата невеличка из овчины рукавичка на дороге лежит в рукавички буду жить. И когда в рукавичку попадает  герой, то произносим такие слова  в рукавички мы вдвоем, очень весело живём. И когда следующий герой , то будем говорить втроём, потом вчетвером и так далее. А собачка будит говорить: кто это в нашей рукавичке шевелится, сейчас я вас выгоню. И после того как собачка будет рычать, каждый герой сказки должен выбегать из рукавички.
Педагог: 
Ребята вы сейчас работали за ширмой, ваши ручки и ваш голос немного устали нам с вами просто необходимо провести разминку. 
( проводится пальчиковая игра «Сабельки» под вальс Шопена») 
Сабельки, сабельки, - поочередно, скрестно, ударяют вытянутыми указательными пальцами. 

Мы играем, мы играем, Движения повторяются. 
Пальчики, пальчики, Сгибание и разгибание кистей рук. 
Разминаем, разминаем. Повтор движений. 
К солнышку, к солнышку Встают, руки на поясе. 
Поднимаем, поднимаем. Поднимаются на носочки, тянут вверх 
напряженные руки. 
Ручками, ручками Расслабляют руки до локтей. 
Покачаем, покачаем Затем до плеч, « роняют» руки вперед 
Глазоньки, глазоньки Выпрямляют корпус 
Закрывают, закрывают 
Девочки. Мальчики Стоят с закрытыми глазами, руки вниз 
Отдыхают, отдыхают. 

Этап V. Заключительный этап: 

Поведение итогов и рефлексия. 
Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Снимите куклы и положите их себе на колени. Пусть хлопнет в ладоши тот: 
•кому понравилось быть в роли актера; 
•кто дальше хотел бы заниматься в кружке; 
•кто научился работать с театральной перчаточной куклой. 
С каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? 
(Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой). 
Какие виды кукол вы еще знаете? (Дети отвечают). 
(Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки). 
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? (звучит музыка , дети высказывают свое мнение) 

Педагог: 

Вот и прощаться пришла пора. 
До свидания взрослые, до свиданья детвора! 
(закрывается сундучок, музыка заканчивается). 

Педагог: Какая самая лучшая награда для артиста? 
Дети: Аплодисменты зрителей. 
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу. 
Большое спасибо, что вы пришли сегодня на занятие. И на память каждому из вас я подарю небольшой фото - альбом с изображением куклы - Петрушки. Пусть он улыбается и напоминает вам о нашей встрече. До свидания!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_15.11.13.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Представления кукольников-шарманщиков на Руси Старинная гравюра "Скоморохи" В.А. Милашевский. Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок»

Слайд 3

Сергей Владимирович Образцов (1901-1992 г.г.)

Слайд 4

Театр им. С.В.Образцова

Слайд 5

Часы – «визитная карточка» театра Скульпторы Дмитрий Шаховский и Павел Шимес Механизм придуман Вениамином Кальмансом

Слайд 6

Традиционная игрушка русского народа – Петрушка

Слайд 7

Виды кукол Театр теней Тростевая кукла Ростовая кукла Планшетная кукла Кукла-марионетка Пальчиковый театр Перчаточная кукла

Слайд 8

Пальчиковый театр

Слайд 9

Перчаточная кукла

Слайд 10

Тростевая кукла

Слайд 11

Кукла-марионетка

Слайд 12

Планшетная кукла

Слайд 13

Ростовая кукла

Слайд 14

Театр теней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия на тему: "Введение в образовательную программу "Соломка"

Данное занятие было предствлено на краевом этапе IX Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям" 2011г....

Открытое занятие творческого объединения "Изонить" Тема: "Введение в образовательную программу"

Цель занятия: Пробудить интерес детей к занятиям творчеством «Изонить».Задачи занятия:обучающий аспект- познакомить с историей возникновения изонити, с правилами техники безопасности и санитарно...

Открытое занятие по теме "Введение в программу "Цветок дружбы"

это конспект открытого занятия для начинающих по программе"Цветок дружбы"...

2017 Конспект занятия по теме «Введение в образовательную программу»

Конспект занятия для воспитанников 5-6 лет, целью которого является пробуждение интереса к деятельности творческого объединения “Декоративно – прикладное искусство”....

Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу по настольному теннису"

Открытое занятие проведено тренером – преподавателем   МБОУ ДО ДЮСШ  Чеди-Хольского кожууна Шигжал Тамарой Викторовной...

План - конспект открытого занятия по теме: «Введение в образовательную программу творческого объединения «Легоконструирование» на примере изготовления объёмной модели птички».

Цель: сформировать  мотивацию  детей к занятиям техническим моделированием.Задачи:Образовательные:- ознакомить обучающихсяс образовательной программой и «Творческими моделями»;- ...