Конспект открытого занятия на тему: "Введение в образовательную программу "Соломка"
план-конспект занятия по теме

Близнюк Людмила Павловна

Данное занятие было предствлено на краевом этапе IX Всероссийского конкурса "Сердце отдаю детям" 2011г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_v_obr._programmu_l.p.docx58.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского  муниципального района Ставропольского края

Краевой этап  IX Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям»

Конспект занятия на тему:

«Введение в образовательную программу «Соломка»

Автор:

Близнюк Людмила Павловна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «РСЮТ» Грачевского

 муниципального района

Ставропольского края

с. Старомарьевка, 2011 год.


Тема: «Введение в образовательную программу «Соломка»

Цель занятия: познакомить учащихся с образовательной программой «Соломка», раскрыть свойства и возможности соломки как природного материала для декоративно - прикладного творчества.

Задачи:

  1. Обучающая: познакомить детей с целью и задачами  образовательной программы, с разнообразием изделий из соломки, с технологией их создания, способами обработки соломки, научить детей основам рельефной аппликации  из соломки  в процессе изготовления парусов корабля;  научить  работать в творческой группе.

   2. Развивающая: развивать творческое мышление,  фантазию и  воображение, пробуждать любознательность в области  декоративно-прикладного искусства.

   3. Воспитывающая: воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус и коммуникативные качества личности.

Материалы и инструменты:

1. Материалы: рабочий рисунок паруса (10 шт.), соломенные ленты, основа для изготовления декоративного панно, эскиз, клей ПВА, салфетки.

2. Комплект инструмента на рабочих местах.

 Оборудование: 

  Мультимедийные средства, образцы работ из соломки.

 План  занятия:

1. Организационный момент – 2 мин.

  •   Мини – тренинг на знакомство с детьми

2. Теоретическая часть -  13 мин.

  • Сообщение темы и цели занятия.  
  • Создание проблемной ситуации.                                                                  
  • Презентация  работ воспитанников.
  • Ознакомление с программным материалом.
  • Резюме педагога.
  • Демонстрация слайдов «Технология обработки соломки».
  • Демонстрация презентации «Парусники».

3. Практическая часть – 25 мин.

  • Техника безопасности
  • Фотомонтаж «Последовательность изготовления паруса»
  • Самостоятельная работа учащихся.
  • Наиболее ответственнее моменты в технологическом процессе.
  • Динамическая пауза
  • Продолжение практической работы.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. Вывод.-5 мин.

  • Заключительное слово педагога.

   Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

   Методы и приемы: словесный, объяснительный, информационно –           сообщающий, наглядный, практический.

    Межпредметные связи: геометрия, история, биология, технология.  

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Мини – тренинг на знакомство с детьми.

        Педагог: «Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Людмила Павловна, я работаю педагогом дополнительного образования Грачевской «Районной станции юных техников» в детском объединении «Соломка».

     А как вас зовут, мне подскажет волшебный колосок. У кого он окажется , тот называет свое имя. Очень хорошо.

     

2. Теоретическая часть.

Сообщение темы и цели занятия:

    -  Ребята, сегодня я вас познакомлю с образовательной программой «Соломка», а также со свойствами и возможностями этого замечательного природного материала. Вы узнаете технологию обработки соломки и на практике освоите основы аппликации из соломки, выполняя коллективную творческую работу.

Создание проблемной ситуации:

Прежде, чем  начать работу, я хотела бы узнать у вас, что такое соломка? Какие изделия можно изготовить из соломки? (Ответы детей).

 - Правильно, девочки,  человек всегда стремился вносить в свою жизнь красоту.  Ещё  наши предки, когда научились изготавливать предметы быта, заметили, что если украсить (декорировать) вещь, то ею приятнее пользоваться и такая вещь  ценится гораздо  выше. Так возникло  декоративно-прикладное искусство.

 - А кто из вас знает, что в переводе означает «декоративно – прикладное искусство? («Создавать своими руками красоту»).

  - Какие виды декоративно – прикладного искусства вы знаете? (Хохломская роспись, Городецкая роспись, резьба по дереву, чеканка и т. д.)

 - Картины из соломки – один из видов  декоративно – прикладного искусства. Издавна заметили люди  необычные свойства обычной соломки: ее эластичность, многоцветность, переливчатый блеск, а главное – это материал, который всегда под рукой. Хлебом кормились, а сухие стебли - соломку – использовали как в быту, так и для украшений.

   Вырастут в поле рожь и пшеница.

   Их обмолотят - соломка родится.

   В руки возьмет  лишь ее мастерица –

   Сразу она в чудеса превратится!

   Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

Презентация  работ воспитанников

     

- Сейчас я приглашаю вас пройти к выставке работ, выполненных вашими сверстниками на занятиях в детском объединении «Соломка».

- Вам нравятся работы наших воспитанников? Все эти изделия они выполнили своими руками из обычной соломки.

Ознакомление с программным материалом.

 -  Посмотрите внимательно и подумайте, что общего у  этих изделий и чем они отличаются? ( Правильно, они сделаны из одного и того же материала, а отличаются друг от друга техникой исполнения).

    -  Я думаю,  в уже знакомы с такими техниками декоративно- прикладного искусства как: вышивка, резьба  и роспись по дереву, аппликация, макраме и т.д.

    -  Как вы думаете, в какой технике выполнены эти работы?

(Эти работы учащихся 1 года обучения по программе «Соломка». Здесь представлены панно в технике плоской аппликации из  соломки.  А эти работы выполнили учащиеся 2-го года обучения в технике рельефной аппликации).    

        Как вы думаете, почему данный вид  аппликации называется рельефным? (Рельефной она называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона. Объем достигается с помощью подкрутки деталей.

Мы сегодня с вами на практике познакомимся с основами выполнения  такой аппликации.

    - Обратите внимание на объемные изделия. С каким увлечением мои воспитанники украшают соломенным орнаментом шкатулки, вазы, карандашницы.

   - Необычными и привлекательными выглядят панно из соломки в сочетании с элементами флористики. (Панно «Урожай»)

    -На творческих часах наши модницы любят изготавливать себе соломенные украшения: ободки, бусы, заколки.

     - А вот эти, более сложные композиции со светотеневым эффектом, выполнили учащиеся третьего года обучения. Они также занимаются объемным цветоделием, работают над творческими проектами.

-  Ребята, вам понравилась выставка?

- Хотели бы вы сделать своими руками панно из соломки?

- А теперь, я приглашаю вас занять рабочие места.

Резюме педагога.

  - Возьмите в руки соломенные трубочки и прислушайтесь к своим ощущениям…

( Педагог раздает   соломенные трубочки из ларца)        

  -   Ребята, вы заметили, что соломка – это теплый солнечный материал. И вы знаете, что соломка обладает магической силой: ее золотистый цвет  притягивает внимание, а ее искрящийся  свет от солнца обладает лечебными свойствами, успокаивает нервную систему, расслабляет глазные мышцы, концентрирует внимание.

Демонстрация слайдов «Технология обработки соломки».

 -  Ребята, а сейчас пришло время  приоткрыть вам тайну превращения  обычной  злаковой соломки в прекрасные изделия, представленные на выставке.

    - Обратите внимание на экран. (Просмотр слайдов).  Соломка для работы требует длительной подготовки. Ее нарезают, очищают от листочков, проваривают несколько минут в воде, разрезают вдоль, проглаживают горячим утюгом. Получаются соломенные ленточки, из которых уже делают  самые разнообразные изделия

Демонстрация презентации «Парусники».

  Каравелла мечты

Паруса расправляет,

По бескрайним просторам

Уносит меня…

А надежда в пути

Душу  мне согревает,

Манит к новым мирам

Свежим ветром пьяня.

- Парусный корабль  для  девушки – символ надежды и мечты, а для мальчиков – возможность ощутить себя капитаном.

- Хотели бы вы изготовить такой корабль сейчас?

- Тогда приступаем к работе.

3. Практическая часть.

    -  Перед вами эскиз парусного корабля.

     Изготовить фон, выполнить корпус из соломки и мачты помогли нам воспитанники из моего детского объединения. Посмотрите внимательно, чего не хватает, нашей каравелле, чтобы  отправиться в путешествие? Правильно, парусов.

    - Сегодня  вы докажите, что ваши руки тоже могут творить чудеса и  наш корабль «Мечты»   поднимет паруса «Надежды».

Техника безопасности

- Посмотрите внимательно на свои рабочие места.

 Перед вами лежат все инструменты и материалы, которые будут нужны для работы. Здесь ножницы, соломка, клей. Не забывайте  о правилах пользования  острыми предметами.

Фотомонтаж «Последовательность изготовления паруса»

  - Обратите внимание на экран. В работе вам поможет  фотомонтаж «Последовательность изготовления паруса»

- Чтобы изготовить парус вам необходимо воспользоваться рабочим рисунком, который лежит у вас на столе. Обратите внимание, что на лицевой стороне рисунка изображена стрелочка, которая показывает в каком направлении нужно наклеивать соломенные ленты.

 - на рабочий рисунок с помощью кисточки нанести небольшое количество клея;

 - первую соломенную ленточку наклеить  точно на стрелочку,

 - заклеить данный элемент композиции соломенными лентами по стрелочке, плотно подгоняя соломинки друг к другу , выходя за его контур не менее 1-2 мм.

- салфеткой аккуратно убрать излишки клея на лицевой стороне детали.

Самостоятельная работа учащихся.

(Педагог, на данном этапе, следит за правильностью выполнения задания, указывает на ошибки, помогает их исправить. Здесь очень уместно и полезно включить музыкальное сопровождение. Музыка должна быть не слишком громкой, темп -  средним).

Наиболее ответственнее моменты в технологическом процессе.

 Во время практической  и самостоятельной работы педагог акцентирует внимание учащихся на наиболее ответственных моментах в технологическом процессе, влияющих на успех работы.

Динамическая пауза

Игра «Волшебный колосок».

- Для разминки я приглашаю вас встать в круг. У меня в руках «волшебный колосок». Под музыку передавайте его по кругу. В тот момент, когда музыка прервется, у кого в руках окажется колосок тот и выбывает из игры. Выиграет тот, кто  продержится дольше всех.

Продолжение практической работы.

  Наклеивание готовых деталей на общий  фон:

- точно вырезать деталь с обратной стороны по контурной линии.

- пальчиками придать форму надутого ветром паруса (сделать его выпуклым);

- кисточкой нанести клей  на кончики паруса с обратной стороны;

- подойти к общей композиции и приклеить свой парус соответственно нумерации.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. Вывод.

 -  Ребята, вы сегодня прекрасно справились с работой (Педагог демонстрирует готовое панно). Я поздравляю вас с тем, что вы все сегодня овладели новым мастерством – работать с таким замечательным природным материалом, как соломка.

- Понравилось ли вам работать с ней?

- Хотели бы вы продолжить заниматься этим искусством?

- Тогда приглашаю вас в свое детское объединение!

- Давайте покажем всем наш корабль.

«И вот каравелла уже подняла паруса,

Мы  долго мечтали о  ней - легкокрылой, как май,

Песенку странствий пропела волна.

Попутного ветра тебе  и удачи – наша Мечта!»

 

 Заключительное слово педагога.

- Наше занятие завершено. Всё что мы задумали мы сделали. Я благодарю всех вас, девочки, за творческое сотрудничество.

- Как известно, самый дорогой подарок – подарок, сделанный своими руками и на память о нашем занятии   у вас в классе остается  эта замечательная  Каравелла.

  До свидания.

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...

Открытое занятие по теме "Введение в программу "Цветок дружбы"

это конспект открытого занятия для начинающих по программе"Цветок дружбы"...

Конспект открытого занятия по теме: "Введение в образовательную программу по настольному теннису"

Открытое занятие проведено тренером – преподавателем   МБОУ ДО ДЮСШ  Чеди-Хольского кожууна Шигжал Тамарой Викторовной...

Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Магия искусства – театр кукол»

Цель занятия: Пробудить у детей интерес к деятельности кукольного театра, заразив магией этого вида искусства. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с миром кукольного театра 2. ...

План - конспект открытого занятия по теме: «Введение в образовательную программу творческого объединения «Легоконструирование» на примере изготовления объёмной модели птички».

Цель: сформировать  мотивацию  детей к занятиям техническим моделированием.Задачи:Образовательные:- ознакомить обучающихсяс образовательной программой и «Творческими моделями»;- ...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...