Образовательная программа "Эстрадно-цирковое искусство"
рабочая программа по теме

Рачинская Наталья Геннадьевна

Образовательная программа для детей от 6 до 18 лет по изучению основных жанров циркового искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Государственное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Фрунзенского района

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДЮТ

__________________
Фёдорова О.В.

                                                                            «___»________200__г.

                                                                        Протокол     педсовета №__

                                                                    От «___»________200__г.

“Эстрадно – цирковое искусство”
образовательная программа 
для детей от 6 – 13 лет
рассчитана на 4 года обучения

Педагог дополнительного образования:

Рачинская Наталья Геннадьевна

Программа скорректирована в 2013 году

Санкт-Петербург

2007

Пояснительная записка

        В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.

        В силу своей красоты и яркости цирковое искусство может оказаться наиболее притягательным для детей самого младшего возраста, и им захочется стать участником этого яркого и зрелищного действа. Не зря цирк наряду с театром имеет свою древнюю историю, что позволяет приобщить еще маленького человека к цирковому искусству и культуре.

        На протяжении всей истории человечества красота человеческого тела была источником вдохновения и воспевалась поэтами и художниками. Практически в культурах всех народов мира она долгое время оставалась основной ценностью человека.

          Занятие цирковым искусством и сейчас позволяет стремиться к достижению красоты и способности владения своим телом в совершенстве. Постоянные тренировки позволяют укрепить здоровье ребенка, научить его правильно распределять нагрузку во время физических упражнений, координировать свои движения, воспитывают волю, терпение и трудолюбие. Занятия в коллективе способствуют нравственному росту ребенка, культуре и этике отношений в коллективе, развитию творческих, артистических и сценических способностей.

Образовательная программа «Эстрадно-цирковое искусство» художественно-эстетической направленности, разработана на 4 года обучения  для детей 6- 13 лет. Содержание программы позволяет педагогу проводить обучение с учётом возрастных особенностей и физических способностей ребят, постоянно диагностируя и отслеживая полученные результаты обучающихся. Программа не может быть “мертвой”, если развивается коллектив, растет опыт педагога, совершенствуются методики обучения, ярче и интереснее продумывается воспитательный аспект. Поддерживается и развивается интерес учащихся к новым тенденциям в мире эстрадно – циркового искусства. Это приводит к постоянной корректировке структуры и объема, появляются новые разделы программы, расширяется спектр деятельности коллектива на далекую перспективу. Программа позволяет осуществлять поэтапный контроль результативности. При необходимости быстро вносить  коррективы в образовательный процесс, способствуя взаимопониманию и сотворчеству педагога, ребёнка и родителей. Дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку постоянно чувствовать заботу, поддержку педагога,  вселяет уверенность в себе. По данной программе индивидуально могут заниматься дети-инвалиды, проявившие интерес к цирковому искусству. Для  детей  имеющих базовую физическую подготовку в программе предусмотрена вариативность на первом году обучения.

Цель программы:

     Сохраняя и преумножая физическое здоровье ребёнка, посредством эстрадно – циркового искусства формировать творческую личность.

Задачи:

Обучающие:

Формировать знания основных жанров циркового искусства, техники безопасности на тренировках и выступлениях.

Формировать умение владеть своим телом, оценивать свое физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности.

Формировать умение красиво и четко выполнять акробатические элементы, соединения и композиции.

Формировать готовность к самостоятельному выбору жанра.

Развивающие:

Развивать  творческую активность.

Развивать физические качества (гибкость, скорость, ловкость, силу)

Развивать выносливость и координацию.

Воспитательные:

Формировать доброжелательные взаимоотношения между педагогом и ребёнком, родителями, отношения наставничества старших и младших.

Сохранять и обогащать традиции коллектива.

Формировать способность к общению.

Актуальность программы.

        Акробатика – один из видов спорта, гармонично сочетающих умственное и физическое развитие человека. Помимо укрепления здоровья, занятия акробатикой и другими цирковыми жанрами оказывают на детей огромное эстетическое воздействие, расширяет кругозор, помогая им познавать физические и духовные возможности человека.

        Занимаясь в коллективе, дети не только получают физическую подготовку, необходимую для данного вида деятельности, но расширяют свои знания о цирковом искусстве, ближе знакомятся с различными жанрами, становятся приверженцами одного из них.

        Данная программа позволяет всем обучающимся детям получать более гармоничное развитие, воспитывать личностные качества и развивать способность к общению.

        

Организация учебного процесса

        В коллективе занимаются дети от 6 до 13 лет. Программа обучения рассчитана на 4 года. 

По окончании каждого года обучения ребенку вручается листок личных достижений, что является основанием для зачисления его на следующий год, а также руководством к дальнейшему индивидуальному совершенствованию. После четвертого года выдается сертификат об окончании программы обучения в эстрадно-цирковом коллективе «Невский каскад».

Режим занятий

            1 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (для детей с базовой подготовкой)

        1 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

        2 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

        3 год – занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа.

        4 год – индивидуально-групповые занятия 4 раза в неделю по 2 часа.

            Индивидуальные занятия для детей c ОВЗ 1 раз в неделю по одному часу.

        Дети тренируются в единой, не стесняющей движения форме одежды и обуви.

Условия приёма

         В коллектив принимаются все желающие дети в возрасте от 6 до 10 лет. При поступлении в коллектив требуется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний для занятий. Проводится собеседование, что является первичной диагностикой основных физических данных ребят. По итогам данного собеседования дети зачисляется на соответствующий год обучения.

Поэтапное освоение программы

Реализация данной программы осуществляется поэтапно и рассчитана на четыре года, каждый год имеет своё, четко выраженное назначение:

первый год – общая физическая подготовка и освоение базовых упражнений;

второй год – освоение акробатических элементов и соединений;

третий год – знакомство с цирковыми жанрами, выбор жанра;

четвертый год – совершенствование мастерства.

Коллектив как среда развития, обучения и

воспитания личности ребенка

        Никакая воспитательная работа не состоится, если между педагогом и ребёнком нет контакта, уважения и взаимопонимания. Это касается и взаимоотношений с родителями.

        Нередко занятия строятся таким образом, чтобы предоставить возможность воспитанникам коллектива продемонстрировать свои достижения, правильность исполнения отдельных элементов и композиций, а также помочь педагогу в работе с менее успешными детьми, вселяя в них уверенность в собственные силы.

        В то же время индивидуальный подход к каждому ребенку не препятствует созданию единого, целостного коллектива, со своими традициями, которые формируются с течением времени.

        Традициями коллектива являются проведение праздника “День рождения круглый год”, отмечающего дни рождения всех детей коллектива в один день, праздника “Дебют”, где впервые выступившие участники коллектива получают поздравления. Там же вручается и “Актерская книжка”, куда заносятся все его последующие выступления.

Коллектив “Невский каскад” взаимодействует с другими коллективами художественного отдела Дворца детского и юношеского творчества при подготовке совместных выступлений, поездок, проведения праздников, таких как Новый год, КВН, спортивных мероприятий и др.

Результаты освоения программы:

в предметной деятельности

знания основных жанров циркового искусства.

знание и соблюдение техники безопасности на тренировках и выступлениях.

владение своим телом.

правильное выполнение основных акробатических элементов.

умение оценивать физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности.

участие коллектива в городских конкурсах и фестивалях.

создание самостоятельной концертной программы.

владение жанрами

сформированность сценической культуры в результате активной концертной деятельности.

в развитии личности

возросшая  уверенность в себе.

сознательная тренировочная деятельность.

любовь к цирковому искусству.

умение радоваться успехам других.

желание прийти на помощь в трудную минуту.

умение быстро реагировать в экстремальной ситуации.

уважение сложившихся традиций коллектива.

в создании образовательной среды

создание творческого детского коллектива

активная помощь старших участников коллектива младшим.

концертная деятельность

творческие поездки

создание библиотеки по истории циркового искусства

наличие условий для развития личности.

воспитание этики отношений.

Включение родителей в деятельность единого коллектива

Для повышения эффективности процесса образования детей необходима поддержка и помощь родителей. При этом традиционных родительских собраний, открытых занятий и бесед бывает недостаточно для того, чтобы родители не только осознали важность того, чем занимается их ребенок, что он испытывает в процессе обучения и как трудно бывает тренироваться, но и поддержали ребёнка во время домашних занятий.

На базе коллектива для заинтересованных родителей начала работу группа аэробики, где мамы не только тренируются, но также осваивают выполнение некоторых акробатических элементов, которые на занятиях отрабатывают их дети. Родители становятся более подготовленными физически, а также овладевают профессиональными терминами. Это позволяет им оказать своему ребенку конкретную помощь. Теперь они чаще и с желанием посещают занятия детей, растет их заинтересованность в результатах обучения, они могут достаточно квалифицированно страховать ребенка при отработке некоторых элементов дома.

.

Формы организации образовательного процесса и методы обучения

          Занятия проводятся в группах и малыми группами. Основными формами работы являются: тренировки, репетиции, открытые и зачётные занятия, спортивные праздники, конкурсы и фестивали, а также творческие встречи с профессиональными артистами и экскурсии в цирк.

          На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, индуктивные, творческие

(просмотр и анализ видеозаписей выступлений коллектива на конкурсах и фестивалях, рассказы и беседы с обучающимися, показ педагога, для наиболее успешного освоения программы применяются зачётные и актёрские книжки, а для учёта и контроля за выполнением упражнений - наглядные карточки с различными комплексами акробатических элементов).

            По окончании каждого года обучения детям вручается листок личных достижений, что является основанием для зачисления его на следующий год обучения. После 4 лет обучения по программе выдаётся свидетельство о дополнительном образовании.

Тематический план I года обучения

Общая физическая подготовка

                                             Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие

1

1

2

  1. Упражнения, укрепляющие мышцы ног.

9

24

33

  1. Упражнения для развития мышц  рук

9

24

33

  1. Упражнения для развития силы мышц туловища.

9

26

35

      5. Упражнения на растягивание и гибкость.

8

31

39

      6.  Итоговое занятие

1

1

2

                                                                      ИТОГО

37

107

144

Вариативность программы.

Тематический план I года обучения

Для детей имеющих базовую физическую подготовку

                                             Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие

1

1

  1. Упражнения, укрепляющие мышцы ног.

6

10

16

  1. Упражнения для развития мышц  рук

6

10

16

  1. Упражнения для развития силы мышц туловища.

6

12

18

      5. Упражнения на растягивание и гибкость.

6

14

20

      6.  Итоговое занятие

1

1

                                                                      ИТОГО

25

47

72

Содержание программы I года обучения

Вводное занятие .

Обзор тем программы.

Общая физическая подготовка.

Выполнение базовых   упражнений.

Укрепление основных групп мышц.

 Развитие физических качеств.

                                         Упражнения, укрепляющие мышцы ног

Теория:

            Икроножные мышцы, голеностопный сустав, ахиллово сухожилие, сила, ловкость, быстрота гибкость, выносливость.

Практика

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба на носках в полуприседе.
  3. Прыжки в полуприседе.
  4. Прыжки вверх со свободным взмахом слегка согнутыми руками вперед к верху.
  5. Прыжки вверх с разбега с поворотом на 1800, 3600.

6.   Прыжки на мини-батуте.

                                               Упражнения для развития силы рук

Теория.

                 Мышечная сила, мышцы рук, укрепление мышц, изометрия, отжимания.

                                                                             Практика.

  1. В упоре лежа отталкиваться руками от пола.
  2. Из упора лежа, скользя ногами по полу, опуститься на предплечье и силой снова подняться в упор лежа.
  3. Из упора лежа перемахнуть двумя ногами вправо (влево) в упор лежа сзади.
  4. Из упора лежа сзади толчком рук поворот в упор лежа.
  5. Подтягивание в висе.
  6. Передвижение на руках и ногах в упоре лежа сзади.
  7. Выход в стойку на руках.

Упражнения для развития силы мышц туловища

Теория:

               . Сокращение мышц, мышцы груди мышцы спины, мышцы живота.

Практика

  1. Из упора лежа перейти в упор присев.
  2. Лечь на спину, резким движением перейти в плотную группировку.
  3. Лежа бедрами на гимнастической скамейке спиной к низу, удерживать выпрямленное туловище в горизонтальном положении.
  4. В висе на гимнастической стенке полностью провиснуть в плечевых суставах, короткими движениями подтягиваться только в плечевых суставах, не сгибая рук в локтях.
  5. Боковой кувырок.

Упражнения на растягивание и гибкость

Теория:

       Виды гибкости, плавность движений, свобода движений, амплитуда.

Практика:

  1. Махи ногами вперед, в сторону, назад.
  2. Упражнение «шпагат» (на правую ногу, на левую ногу поперечный).
  3. Наклоны туловища к ногам, исходное положение: стоя , сидя.
  4. Прогибы, назад стоя на ногах, стоя на коленях, лежа.
  5. Упражнение «мост».
  6. Ласточка.

         7.    Рыбка

Ожидаемые результаты

По окончании I года обучения, обучающиеся будут уметь четко и красиво выполнять следующие упражнения:

   

прыжки на мини-батуте

кувырок боковой;

отжимания

мост;

подтягивания

ласточка;

поворот на 180°

выход в стойку на руках.

поворот на 360°

 шпагат      

Формы контроля

В течение года проводятся открытые занятия для родителей, учащиеся выступают на  спортивном празднике «Спорт и мы», в конце года проводится зачет по общей физической подготовке. По результатам зачета учащиеся  переводятся на следующий год обучения.

Тематический план II года обучения

Освоение акробатических элементов и соединений

                                 Тема

Теория

Практика

Всего

      1.   Вводное занятие

1

1

2

  1. Выполнение стоек, статическая акробатика

10

20

30

  1. Динамическая акробатика

11

23

34

4.   Соединение акробатических элементов

11

23

34

      5 .  Пластическая акробатика

11

         24

35

6.   Концертная деятельность

1

6

7

7.   Итоговое занятие

1

1

2

                                                                      Итого:

46

98

144

Содержание программы II года обучения

Вводное занятие.

Обзор тем программы.

Изучение техники выполнения акробатических элементов.

Совершенствование двигательных навыков.

Детализированное разучивание упражнений и соединений.

Виды акробатики: статическая, динамическая, пластическая.

Выполнение стоек, статическая акробатика

                                                         Теория

Расстановка рук, распределение веса тела, балансировка, контроль равновесия.

                                                      Практика

  1. Стойка на лопатках.
  2. Стойка на голове.
  3. Стойка на предплечьях.
  4. Стойка на руках.
  5. Выполнение сочетаний различных стоек.

Динамическая акробатика

Теория

Перевороты тела с опорой, темп переворотов, разбег, темповой подскок, последовательность выполнения, нарастание темпа.

                                                           Практика

  1. Переворот вперед с опорой на руки и голову.
  2. Переворот вперед с опорой на руки.
  3. Переворот с поворотом – «рондад».
  4. Переворот назад на одну ногу.
  5. Переворот вперед на одну ногу.
  6. Сальто назад с группировкой.

Соединения акробатических элементов

Теория

         Варианты соединений, комбинированные соединения,  высота выполнения, сохранение темпа, выполнение слитно.

.                                  Практика

  1. Короткий кувырок вперед –  кувырок вперед прыжком.
  2. Короткий кувырок назад –  кувырок назад длинный.
  3. Переворот вперед с опорой на руки и голову.
  4. Рондад, переворот вперед с опорой на руки, кувырок вперед.
  5. Рондад, переворот с опорой на руки и голову.

Пластическая акробатика

Теория

 Фигурно-композиционные элементы, плавность исполнения, максимальная гибкость, достаточный суплес, комбинации пластической акробатики.

                                                           Практика

  1. Мост из положения стоя.
  2. Стойка, на предплечьях максимально прогнувшись,  шпагат, полушпагат.
  3. Стойка на груди с сильным прогибом, ноги поставить на голову, на пол.
  4. Выход из положения стоя, в стойку на груди, перекат в положение лежа.
  5. Арабеск хватом ноги сзади.
  6. Стойка на руках с прогибом.

Концертная деятельность

Участие в традиционных концертах и праздниках коллектива «Новогодний калейдоскоп», «Таланты и поклонники», «Дебют».

Итоговое занятие

Ожидаемые результаты

По окончании II года обучения, обучающиеся смогут красиво выполнять

Акробатические динамические элементы

Акробатические статические элементы

              Акробатические пластические элементы.  

                                                Формы контроля

В течение года проводятся открытые занятия, в конце года проводится зачет. По результатам зачета учащиеся переводятся на следующий год обучения.

Тематический план III года обучения

Знакомство с цирковыми жанрами, выбор жанра.

                                     Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие.

1

1

2

  1. Жонглирование

 25

47

72

  1. Эквилибр

17

50

67

     4.   Клоунада

15

50

65

5     Концертная деятельность

1

7

8

6.  Итоговое занятие

1

1

2

                                                                Итого:

60

156

216

Содержание программы III года обучения

Вводное занятие

Основные жанры циркового искусства, классификация жанров, сочетание жанров.

Жонглирование

Теория

Правильная постановка рук, основная стойка жонглёра, традиционные предметы жонглирования, нетрадиционные предметы жонглирования, техника жонглирования.

                                                     

                                                           Практика

  1. Жонглирование мечами 1, 2, 3, 4.
  2. Жонглирование кольцами 1, 2, 3, 4, 5.
  3. Жонглирование булавами 1, 2, 3.
  4. Жонглирование парами ( мячи, кольца, булавы ).

      5.   Динамичное жонглирование – ходьба, бег, повороты.

6.   Построение комбинаций с предметами.

7.   Отбивание мячей от пола.

  1. Отбивание мячей от бубна.

      9.    Диаболо.

  1.  Вращение хула-хупов (максимальное количество одновременно).

                   

Эквилибр

Теория

        Равновесие, баланс, классификация эквилибра, реквизит для эквилибра.

Практика

  1. Эквилибр на «катушках».
  2. Эквилибр на стульях.
  3. Эквилибр на тростях.
  4. Сочетание эквилибра и жонглирования.

Клоунада

Теория

 Комический образ, приёмы эксцентрики, гротеск, буффонада, пародия.

                                                        Практика

      1.     Создание комического образа.

2.     Использование реквизита.

3.     Сочетание жанров в клоунаде.

Концертная деятельность

           Участие в районных и городских конкурсах детского творчества. Выступления на тематических праздниках и концертах.

Итоговое занятие.

Учебный концерт, подведение итогов конкурса творческих работ.

Ожидаемые результаты

По окончании Ш года обучения, обучающиеся  выбирают жанр циркового искусства. Готовят концертный номер в одном или двух жанрах циркового искусства.

                                               Формы контроля

Дети участвуют в районных, городских концертах и фестивалях детского творчества.  В конце года проводится зачетное занятие, где ребята представляют свои творческие работы (концертный номер). По результатам зачета переводятся на следующий год обучения.

Тематический план IV года обучения

Совершенствование мастерства

 

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

1

1

2

2. Работа по изучению пространственного
    построения номера.

30

75

105

3. Создание образа в номере

30

71

101

4. Самостоятельная творческая деятельность

18

50

68

5. Концертная деятельность

3

7

10

6. Итоговое занятие

1

1

2

                                                                        Итого:

83

205

288

Содержание программы IV года обучения

Вводное занятие.

Обзор т ем программы

Внешнее и внутреннее сценическое пространство.

Стилизация.

Взаимопроникновение жанров.

Классическое построение циркового номера.

Художественная форма создания образа.

Сценические эффекты.

Работа по изучению пространственного построения номера.

Теория

     Сценическое пространство, сценическое время, составные части концертного номера, особенность исполнения трюка.

                                                                                               

                                                         Практика

1. Построение номера

2. Отработка дополнительных элементов номера.

3. Улучшение техники выполнения  трюков.

4. Хронометраж номера.

5.  Подготовка этюда.

                                                      Создание образа в номере

                                                                     Теория

       Характер образа, костюм, перевоплощение, сценическая культура, общение со зрителем, трюковые комбинации, взаимодействие с партнёрами по номеру.

                                                                     Практика                                      

 1.Создание образа.

 2.Воплощение образа в номере.

 3. Построение сюжетной линии.  

 4.Выполнение трюковых комбинаций

 5.Подготовка этюда.

Самостоятельная творческая деятельность

Теория

Виды сценических площадок, сценические эффекты, контрастные комбинации, музыкальное оформление, лаконичность исполнения концертного номера, специфика циркового костюма.

                                                        Практика

 

  1. Подготовка концертного номера.
  2. Артистичность исполнения трюков.
  3. Сведение трюков в контрастные комбинации.
  4. Использование музыки в номере.    

5.    Использование световых  эффектов.

Концертная деятельность

          Проводится в соответствии с планом работы коллектива, ДДЮТ, района, города и положениями о конкурсах и фестивалях циркового искусства и детского художественного творчества  г. Санкт – Петербурга и РФ.

Итоговое занятие.

Отчетный концерт, награждение участников за успешное освоение программы.

Примерный репертуар концертной деятельности коллектива

 «Оранжевое солнце»  (акробатика на мячах)

 «Зенит- чемпион» (жонглёры)

 «Энергия» (акробатическая композиция)

 «Оригинальный жанр»   (палочки)

 «Гусеница»   (пластико – акробатическая композиция)

 «Жонглёр»

«Карамболь»  (акробатическое трио )

 «Морская звезда»  «игра с диаболо»

«Пластический этюд»

«Мгновение движений»  (игра с хула-хупами)

«Движение музыки» (игра с диаболо)

«Весёлые поварята» (жонглёры)

«Водолей» (пластико – акробатическая композиция)

«Прогулка» (эквилибр на кубиках)

Ожидаемые результаты

По окончании IV года обучения дети научаться

 Владеть своим телом и правильно выполнять основные акробатические элементы

 Использовать трюковые комбинации для построения творческих акробатических этюдов.

 Соблюдать технику безопасности на тренировках и выступлениях.

 Будут знать основы сценической культуры в результате активной концертной деятельности.

              Результатом обучения является создание концертного номера в любом жанре циркового искусства.

Учебно-тематический план индивидуальных занятий

для детей с ОВЗ

                                     Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие

1

1

  1. Жонглирование

6

14

20

  1. Эквилибр

6

14

20

     4    Клоунада

5

14

19

5    Концертная деятельность

2

9

11

6.   Итоговое занятие

1

1

                                                                       Итого:

20

52

72

Содержание программы индивидуальных занятий

Вводное занятие

Основные жанры циркового искусства, классификация жанров, сочетание жанров.

Жонглирование

Теория

 Постановка рук, основная стойка жонглёра, традиционные предметы жонглирования, нетрадиционные предметы жонглирования.

                                                     

                                                           Практика

  1. Жонглирование мечами 1, 2, 3.
  2. Жонглирование кольцами 1, 2, 3.
  3. Жонглирование булавами 1, 2.
  4. Воздушное жонглирование платками

      5.   Динамичное жонглирование – ходьба, бег, повороты.

6.   Комбинации с 2 и 3 платками

7.   Отбивание футбольных мячей от пола.

  1. Отбивание мячей от бубна.

      9.    Диаболо.

  1.  Вращение хула-хупов (максимальное количество одновременно).

                   

Эквилибр

Теория

        Равновесие, баланс, классификация эквилибра, реквизит для эквилибра.

Практика

  1. Эквилибр на «катушках».
  2. Эквилибр на стульях.
  3. Эквилибр на моноцикле
  4. Сочетание эквилибра и жонглирования.

Клоунада

Теория

 Комический образ, приёмы эксцентрики, гротеск, пародия.

                                                        Практика

      1.     Создание комического образа.

2.     Использование реквизита.

3.     Сочетание жанров в клоунаде.

 

Концертная деятельность

           Участие  в тематических праздниках и концертах.

Итоговое занятие.

Учебный концерт, подведение итогов конкурса творческих работ.

Ожидаемые результаты

 Обучающиеся познакомятся с жанрами циркового искусства и получат практические навыки выполнения упражнений.

                                               Формы контроля

Зачетные занятия.

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс к образовательной программе

«Эстрадно-цирковое искусство»

1.Учебно-методический компонент для детей и педагогов:

  Тематические папки:

«Общая физическая подготовка».

«Динамическая акробатика».

«Статическая акробатика».

«Пластическая акробатика»

«Классификация цирковых жанров».

«Жонглирование тремя предметами».  

«Вращение хула-хупов».

 «Создание образа в номере»  

Наглядные материалы к темам:

 «Таблицы и схемы выполнения акробатических элементов»

«Введение в жанр»

«Комбинационная работа с мячами,

кольцами, булавами».

«Составление фигур из хула-хупов»

«Создание образа в номере»

Советы для начинающих:

Правила техники безопасности.

Правила поведения во время выступлений.

Правила оформления и хранения реквизита

Методические разработки:

«Акробатическая азбука»,

«Правильная постановка рук в жонглировании»,

«Оригинальные способы вращения хула-хупов».

Планы открытых занятий

Электронные образовательные ресурсы

«Летняя разминка»

Презентации: «Невский каскад», «Вологодское турне».

Видеоматериалы:

Концерты и выступления коллектива.

Открытые занятия.

Сборник выступлений лучших цирковых номеров мира.

Сборник программ цирка Дю Солей.

Художественная гимнастика с обручем.

2. Диагностические материалы

Итоги подготовленности учащихся.

Карты самооценки воспитанника и оценки педагогом.

Коммуникативной компетентности воспитанника 12-17 лет.

Карты «Направленность личности воспитанника 7-12 лет».

Индивидуальные карточки учета результатов личностного

развития воспитанника.

3. Воспитательный компонент.

Устав детского объединения.

План работы детского объединения.

Отчеты о работе детского объединения.

План творческих поездок и гастролей.

Сценарии праздников и концертов.

Афиши, буклеты, программки.

4. Работа с родителями.

Анкеты.

Протоколы собраний.

Рекомендации по выполнению домашних заданий.

Планы тематических бесед.

Советы по оформлению циркового реквизита.

5. Компонент результативности.

Дневник посещения занятий.

Зачетная книжка.

Актёрская книжка.

Перечень достижений учащихся.

Дипломы, награды, сертификаты.

Материально – технические ресурсы

Для проведения занятий по программе необходимо:

просторный класс и зал для репетиций, оснащенные оборудованием и реквизитом для       каждого обучающегося

  1.      Маты – 10 шт.
  2.      Ковер -  2 шт.
  3.      Зеркала – 18 шт.
  4.      Музыкальный центр  - 3 шт.
  5.      Видеомагнитофон – 1 шт.
  6.      Телевизор – 1 шт.
  7.      DVD плеер
  8.      Сd – диски – 20 шт.
  9.      Хула-хупы – 115 шт.
  10. Мячи для жонглирования – 45 шт.
  11. Кольца для жонглирования – 45 шт.
  12. Булавы для жонглирования - 45 шт.
  13. Стол для каучука – 4 шт.
  14. Куб для эквилибра - 1 шт.
  15. Мини-батут – 2 шт.
  16. Концертные костюмы -100 шт.
  17. Палочки для жонглирования – 45 шт.
  18. Катушки для эквилибра – 2 шт.
  19. Лонжа (страховочный пояс) – 2 шт.
  20. Диаболо – 29 шт.
  21. Велотренажёр -1 шт.
  22. Скамья для пресса – 2 шт.
  23. Тренажер «Грация» - 3 шт.
  24. Скамья гимнастическая -12 шт.

Список используемой литературы

1 Список рекомендуемой литературы для детей.

  1. Барди Ф. «Под цирковым шатром» Саратов 1973г.
  2. Большой справочник школьника «Дрофа» м. 2002г.
  3. Быртен А. «Под брезентовым небом» «Советский писатель» М. 1989г.
  4. Кох З. «Вся жизнь в цирке» «Искусство» М. 1983г.
  5. Маркова Е. Современная зарубежная литература. «Искусство» М. 1985г.
  6. Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995г.
  7. Никулин Ю.В. «Цирковые клоунады, репризы» «Советская Россия» М. 1970г.
  8. Румянцев Н. «Карандаш» «Искусство» М. 1987г
  9. Румянцев Н. «Над чем смеется клоун» «Искусство» М. 1987г.
  10. Славский Р. «Встречи с цирковым прошлым». «Искусство» М. 1989г.
  11. Успенский В. Очарованные цирком. «Скандинавил» СПб. 1995г
  12. Шпеер А.Я. Цирк. «Сов. энциклопедия» М. 1979г.

                                 2 Список используемой литературы

  1. Бардиан Ф. Цирк на пяти континентах. «Искусство» М. 1987г
  2. Березнёва Д.С.Энциклопедия фокусов. «Парадокс» г.Минск.1999г.
  3. Богословский Н.С. забавно, грусно и смешно. «Эксмо» М. 2002г.
  4. Гурович А.Б. На арене и вокруг нее. «Искусство» М. 1990г.
  5. Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой деятельности. Псков. 1998г.
  6. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в УДО «Акробатика» «Владос» М. 2003г.
  7. Маркова Е. Современная зарубежная литература. «Искусство» М. 1985г.
  8. Никулин Ю.В. Почти серьезно. «Терра» М. 1994г.
  9. Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995г.
  10. Орлов В.А. Искусство смелых, сильных, ловких. «Народный свет» г.Минск. 1988г.
  11. Психолого – педагогическая грамотность современного учителя. СПб.1997г.
  12. Ростовцев Н.Н. искусство. «Просвещение» М. 1988г.
  13. Токарев С.А. Над чем смеётся клоун. «Искусство» М.1998г.
  14. Трухачев Т.В. Педагогика общей заботы. СПб. 1996г.
  15. Успенский В. Очарованные цирком. «Скандинавил» СПб. 1999г.
  16. Шнер А.Я. Цирк. «Сов. энциклопедия» М. 1979г.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по оформлению реквизита

Хула - хуп

                                           

    Вам потребуется для работы:

  1. 30 хула – хупов. Из них 5 являются основными (рабочими), остальные составляют «бочку».
  2. цветная самоклеющаяся блестящая бумага – 10 метров

-  3 метра бумаги для 5 основных хула – хупов. Цвет: золото или серебро

- 7 метров разноцветной бумаги для «бочки»

  1. скотч прозрачный, шириной 2 сантиметра
  2. леска рыболовная - 7 метров
  3. ножницы канцелярские

    Для оформления 5 основных обручей вам потребуется 3 метра блестящей самоклеющейся бумаги выбранного цвета. Бумагу необходимо нарезать полосками, шириной  2 сантиметра. Далее взять хула – хуп и начать работу по оклеиванию. От самоклеющейся бумаги следует отсоединить защитный слой и начать наклеивать на хула-хуп. Бумагу следует плотно накладывать на предмет, обматывать хула-хуп без расстояния. Каждый «шаг» бумаги – самоклейки должен совершать небольшой нахлёст на предыдущий. По окончании оклейки блестящим слоем, следует приступить к обмотке скотчем. Действовать следует по аналогии оклейки блестящей бумагой.

    Для оформления «бочки» потребуется 7 метров самоклеющейся бумаги. Каждый хула – хуп необходимо обклеивать по аналогии основных обручей. Далее хула – хупы необходимо сформировать в «бочку», то есть соединить 25 обручей в единый предмет. Для этого необходимо взять леску. Закрепить с двух сторон первого обруча и далее обвязывать узлом вокруг каждого хула – хупа с двух сторон. Шаг лески от хула-хупов составляет 10 сантиметров. На последнем хула – хупе леску следует тщательно закрепить.

    Реквизит к выступлению готов.

Но для того, чтобы в процессе транспортировки хула – хупы не потеряли свой блестящий и яркий вид для них нужно сшить специальный чехол.

    Для чехла вам понадобиться:

  1. ткань «плащёвка»: длина 3 метра, ширина 80 сантиметров
  2. нитки швейные, ножницы
  3. резиновый шнур и закрепители «стопора».

    Для того чтобы изготовить чехол необходимо выкроить ткань в «круг». Сшив два конца ткани вы получите нужную форму. Необходимо обработать края ткани внутри чехла, прошивая их незабудьте оставить место для вставки шнура. После обработки краёв, возьмите шнур и вставьте его в обе стороны чехла, поставьте стопора. Закрепите их и чехол готов.

Схема создания чехла для хула – хупов.

1. соединение ткани в одно целое

2. готовый вариант чехла

 

   

Инструкция по технике безопасности при вращении хула – хупов.

    При вращении хула – хупов необходимо соблюдать следующую технику безопасности:

  1. необходимо держать дистанцию между друг другом. Дистанция должна составлять не менее 2,5 метров.
  2.  отработку «отрывных» вращений (например, вращений на локтях) необходимо выполнять по 4 человека, чтобы не допустить попадания хула-хупа по партнёрам.
  3. необходимо внимательно выслушивать правила выполнения вращений, во избежание не точных действий, которые могут привести к травмам.
  4. при отработке следующих трюков:

- поднятие хула – хупа с пола ногой;

- выполнение вращений «вертушка» и «шапка»

Необходимо использовать специальные эластичные бинты, для того чтобы не получить растяжений мышц голеностопа и кистей рук.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Изобразительное искусство"

Данная программа являетя модифицированной и  составлена   на основе    художественно – экологической программы «Природа и художник» Т.А. Копцевой. Содержание программы нацелен...

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение»

Дополнительная образовательная программа «Ораторское искусство и деловое общение» предназначена для учащихся 10 класса, 68 часов (рассчитана на 1 год изучения по 2 часа в неделю), проявляющих интерес ...

Открытое занятие на тему: «Введение в образовательную программу «Магия искусства – театр кукол»

Цель занятия: Пробудить у детей интерес к деятельности кукольного театра, заразив магией этого вида искусства. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с миром кукольного театра 2. ...

Образовательный проект Тематика образовательного проекта: «Народное искусство и культурное наследие»

Актуальность проекта. На сегодняшней стадии формирования общества развитие патриотизма выдвигается как одно из условий последующего социального прогресса. Патриотическое развитие индивида представляет...

Образовательная программа «Цирковое искусство»

Дополнительная обще развивающая общеобразовательная программа для  кружка «Цирковое искусство».Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Бе...