Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме
Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)
Дата урока: 25 апреля 2014 года
Цели урока : | 1. Познакомиться с жанром изобразительного искусства – пейзажем. 2.Учиться изображать в декоративной манере вестника весны- птицу. |
Образовательные | 1. Учить пониманию картины – пейзажа: выражение настроения, использование средств изображения. Понимать роль цвета как выразительного средства пейзажа. 2. Научиться различать реалистичное изображение от декоративного. 3. Учиться рисованию летящей птицы. Пользоваться декоративными приемами изображения. |
Развивающие | 1. Учиться рассуждать о произведении искусства: рассказывать о способах передачи настроения. 2. Совершенствовать изобразительные навыки. |
Воспитательные | 1. Воспитывать творческое мышление и зрительские умения. 2. Прививать любовь к Родине, через пейзажи русских художников. 3. Учиться работать в группе: планировать свою деятельность, регулировать отношения. 4.Активно участвовать в создании коллективной работы. |
Тип урока | СЗУН и ИНМ |
Форма урока | Комбинированный урок с использованием ИКТ |
Новые понятия | Пейзаж – жанр изобразительного искусства, который изображает природу. Декор- украшение. |
Технология | Эвристическая беседа, вариативные задания, вопросы репродуктивного и проблемного характера. |
Формы контроля | Групповой и фронтальный. Самоконтроль |
Ход урока :
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
1.Орг. момент | Приветствие ребят и гостей, объявление урока, проверка рабочих мест. | Дети здороваются с учителем и гостями. Настраиваются на работу. | Л: самоопределение | Настрой на урок. Дети рассаживаются на стульчики перед доской. |
2.Актуализация знаний
3. Самоопределение деятельности | 1. Я раскрываю почки, в зеленые листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня … (слайд № 1) Стихотворение прочитайте, пожалуйста, про себя 2. Дети нам что- то подготовили , давайте послушаем. (Дима, Артем, Елизавета, Саша читают стихи, посвещенные временам года). (слайд № 2, где поэтапно раскрываются иллюстрации к четверостишиям). 3. Каким словом мы назовем эти картины, к какому жанру они относятся и почему?
1.Мы с вами посвятим наш урок лишь одному времени года, которое мы с вами проживаем сейчас… (Определение темы урока). 2.Поэты складывают стихи, а художники… 3. Конечно, мы с вами сегодня будем учиться -изображать весну.
| Урок будет посвещен весне - замечательному времени года.
Изображены времена года (природа) – пейзажи.
Весне.
Рисовать – изображать. | Л: смыслообразование Р: целеполагание. К: умение точно выражать свои мысли, управлять своим поведением. П: определять логические связи.
Л: самоопределение. Р: прогнозирование. К: ориентация в среде обучения. П: определение понятий.
| Определяется тема учебного материала.
Дети должны установить связь между словом и изображением – непосредственной деятельностью художника. |
4. Работа по теме урока | (актуализация необходимых знаний и умений для выполнения задания) 1. Давайте сначала подготовимся и проговорим, что художник может поместить в свою картину, когда будет рисовать пейзаж. (Рассматриваем с детьми репродукцию на слайде № 3, картина Исаака Левитана «Русь. Озеро») 2. Давайте представим, кого еще мог изобразить художник на этой картине. Нам в этом помогут Илья и Алексей. (Дети читают загадки о деревьях и птицах). Этап целеполагания 3. Итак, мы узнали, чему посвящен наш урок, а как вы думаете, что мы можем изобразить в весеннем пейзаже. Молодцы, сколько важных и нужных предметов вы назвали. Нам придется изобразить только одно существо – главного вестника весны…? Предлагаю рассмотреть эти слайды (слайд № 4, 5, 6). Что вы можете сказать, просмотрев эти изображения?
(составление плана) 4. Мы будем рисовать декоративную птицу, чтобы потом составить из них большой весенний хоровод на этом фоне (листе бумаги). - Что еще можно будет сделать после рисования и составления коллективной композиции? Объяснение учебного материала (практическое решение задачи) 5. Этап объяснения правил изображения летящей птицы (у детей заготовки квадратной формы листов бумаги). Показ учителем на доске последовательности изображения птицы.
Самостоятельная работа учащихся (практическое решение задачи) а) Дети рассажены на две группы (для разнообразия и взаимодействия) и приступают к работе. Она ведется простыми и цветными карандашами, мелками, фломастерами, гелевыми ручками. Дети рисуют под музыкальное сопровождение. б) По плану последовательности действий: - дети составляют коллективное панно и придумывают ему название;
- выступают с небольшим рассказом (презентацией) о своей нарисованной птице.
| Дети рассматривают пейзаж и рассказывают, что видят и что можно предположить.
Учащиеся разгадывают загадки.
Дети предполагают, какие предметы дети могут поместить в свою весеннюю картину.
Птицу.
Дети рассматривают и сравнивают характер изображения. Объясняют особенности условного (декоративного) рисования.
Можно будет придумать название к каждой птичке, и ее историю: куда она прилетела, из какой волшебной страны.
Выполняют изображение в указанной последовательности, начиная зарисовку формы птицы простым карандашом.
Дети рисуют. Основная часть работы направлена на создание интересного (индивидуального) образа птицы.
Рисуют и вырезают нарисованных птичек.
Выбрав ответственных детей из своих групп, дети совместно составляют коллективную композицию из рисунков.
Рассказывают о замысле своего образа.
| Л: нравственно –этическая ориентация, смыслообразование. Р: саморегулирование, планирование и прогнозирование своей деятельности, коррекция – внесение дополнений. К: умение слушать и задавать вопросы, умение владеть собой и регулировать свое поведение в разных обстоятельствах. П: анализ предлагаемого материала, сравнение, классификация и обобщение; умение делать выводы.
| Развитие наблюдательности и речи при восприятии произведения искусства (Дети учатся выражать словами мысли, чувства, настроение).
Развитие творческого воображения.
Умение по предложенной информации (признаки предметов в стихотворной форме (загадки) – установить правильное соответствие.
Дети учатся наблюдать, обобщать увиденные изображения. Дети Дети объясняют (доказывают) свои предположения.
Учатся декоративному изображению летящей птицы, начиная с этапа зарисовки (разметки предмета) до украшения своего волшебного, сказочного изображения.
В результате рисования дети учатся создавать образ волшебной летящей птицы.
Самостоятельная изобразительная деятельность учащихся. Дети учатся работать с формой предмета. Украшать с помощью известных способов (изобразительных приемов) предмет – декоративную птицу.
Передают свои творческие замыслы в виде небольшого творческого рассказа. |
5. Рефлексия | - Ребята, получилось ли у вас сегодня создать на уроке волшебное весеннее настроение? - С помощью чего мы получили с вами такой интересный результат- коллективное панно? - Все ли у вас получилось? Что бы вы себе еще могли пожелать? |
Дети объясняют свои достижения: с помощью чего и какими средствами они получили красивую совместную работу. | Л: смыслообразование, нравственно- этическое оценивание материала урока и своей деятельности. Р: самооценка своей деятельности. К: ориентация в среде обучения. П: выводы, обобщения и оценочные суждения.
| Коррекция и оценивание результатов своей деятельности на уроке, осуществляемая самими ребятами. |
6. Подведение итогов урока | -Каким видом рисования сегодня на уроке мы пользовались? - Для чего в жизни нам служит это направление в искусстве?
Я вас благодарю за интересную и активную работу на уроке. У каждого из вас получилась замечательная волшебная птица – вестница весны. Теперь это панно будет украшать наш класс. | Дети объясняют разницу между реалистическим изображением и декоративным – назначение этих направлений. | Л: смыслообразование. Р: контроль. Исследовательские: формулировка выводов и обобщений. П: определение понятий |
Дети учатся обобщать учебный материал, объяснять смысл работы на уроке. Получать удовольствие от результатов совместной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока музыки в 6 классе по программе Г.П.Сергеевой. Тема "Молитва в творчестве русских композиторов"
Урок построен на основе творческих исканий, использован интересный музыкальный материал....
«Когда владыками суши были драконы».(Разработка урока по природоведению − 5 класс по программе «Школа 2100» с применением компьютерной презентации.)
Методическое сопровождение к урокуХраброва Татьяна ВладимировнаУчитель химииГБОУ СОШ № 456Колпинского районаСанкт-Петербурга Тема урокаКогда владыками суши были драконыПредметПриродов...
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе по программе В.В. Воронковой «Тайны симфонического оркестра»
Тема урока:Тайны симфонического оркестраЦель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой медных духовых инструментов си...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. Н. Неменского Тема урока: «Тайна герба»
урок построен по новым ФГОС. дан анализ урока...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.
Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...
План-конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б. М. Неменского в соответствии с ФГОС на тему: "Пейзаж - большой мир"
Конспект урока ИЗО для 6 класса по программе Б. М. Неменского в соответствии с ФГОС на тему: "Пейзаж - большой мир"...