Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Тема урока: Народный праздничный костюм.
    Учитель: Сочинова Л.А.
    7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».
    Цели урока: 
    1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,
    2. воспитывать интерес к народной культуре,
    3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
    Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.
    Ход урока.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского.

    Тема урока: Народный праздничный костюм.

    Учитель: Сочинова Л.А.

    7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».

    Цели урока:

    1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,

    2. воспитывать интерес к народной культуре,

    3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

    Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.

    Ход урока.

    I. Организационный  момент

    II. Формирование художественных знаний.

    В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.

     С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.

    - Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)

    - Как вы понимаете её смысл?

    - В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

    - Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)

    Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.                                                                                                                                                  

    Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы

    - Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. (слайд5)

    Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. (слайд 6) Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. (слайд 7) Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

    • Слава божеству! Праздник.
    • Просьба плодородия.
    • Благодарность богу за содеянное.

     В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. (слайд8)

    А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.(слайд 9) Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.(слайд10) Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.

    У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. (слайд11) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.

     В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

    Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

    Поговорим о цвете. (слайд 12,13)

    Какое значение имел красный цвет?

    Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

    Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

    Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

    Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

    Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

    III. Практическая работа.

    Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

    IV. Итог урока.

    Проводится выставка и анализ работ.

    V.  Домашнее задание

    Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М. Неменского Тема урока: «Народный праздничный костюм». Учитель: Сочинова Л.А.

    Слайд 2

    «Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь»

    Слайд 3

    Мужской праздничный костюм.

    Слайд 4

    Рубаха украшалась вышивкой.

    Слайд 5

    Женский праздничный костюм.

    Слайд 6

    Рубаха. Сарафан.

    Слайд 7

    Украшения костюма. Слава божеству! Праздник . Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное.

    Слайд 8

    Епанечка .

    Слайд 9

    Поневный комплекс

    Слайд 10

    Передник.

    Слайд 11

    Головной убор.

    Слайд 13

    Русский народный костюм в произведениях известных художников Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме». В.Е. Маковский «Крестьянка» А.Г. Венецианов «На пашне. Весна».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

    урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

    урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

    Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского Тема: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

    Разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"по изобразительному искусству по программе Б. Неменского раздела  " Декоративно-прикладное искусство в  жизни человека". Рассматривае...

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

    Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"....

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Русская народная вышивка"...