Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Тема урока: Народный праздничный костюм.
Учитель: Сочинова Л.А.
7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».
Цели урока: 
1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,
2. воспитывать интерес к народной культуре,
3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.
Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.
Ход урока.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского.

Тема урока: Народный праздничный костюм.

Учитель: Сочинова Л.А.

7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».

Цели урока:

1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного костюма, с символикой цвета в одежде,

2. воспитывать интерес к народной культуре,

3.расширить знания основ цветоведения, развивать творческую самостоятельность, эстетический и художественный вкус.

Оборудование: презентация «Народный праздничный костюм», бумага, карандаш, краски(акварель), кисти, фломастеры.

Ход урока.

I. Организационный  момент

II. Формирование художественных знаний.

В мировой культуре, отражённой в образах искусства, всегда наделялись цветом, который не был случаен и нес определённую смысловую нагрузку.

 С помощью символов люди искали способы сообщать друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В символе форма и цвет тесно взаимосвязаны. Цвет – это форма языка, с помощью которого народы выражают философские и религиозные взгляды.

Сегодня на уроке мы познакомимся с народными костюмами, как они выглядели и какое значение имел цвет в одежде.

- Прочитайте пословицу. (Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь.) (слайд 2)

- Как вы понимаете её смысл?

- В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои особенности  в одежде и люди строго придерживались местных традиций. Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.

- Рассмотрим мужской праздничный костюм. (слайд 3)

Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотка). Мужская рубаха украшалась вышивкой. (слайд4) Её носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, синей, красной ткани. Частью костюма были штаны (порты). Они заправлялись в сапоги или обёртывались онучами.                                                                                                                                                  

Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы

- Женский костюм был намного сложнее и многослойнее. (слайд5)

Основа женского костюма – рубаха. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала женщину. (слайд 6) Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи-«сенокосицы». Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица и это непременно скажется на её потомстве. В центральных и северных районах  России женщины на праздники одевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали узорной полоской, тесьмой,серебряным кружевом, узорными пуговицами. (слайд 7) Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:

  • Слава божеству! Праздник.
  • Просьба плодородия.
  • Благодарность богу за содеянное.

 В праздничный наряд входили коротенькие кофточки– епанечки, а в холода – душегреи. (слайд8)

А в южных районах России модницы одевали поневный комплекс.(слайд 9) Понева – юбка. Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник, а затем навершник.(слайд10) Передник щедро украшался вышивкой и нёс символику, связанную с землёй( ромбы, волнистые линии, образы матери-земли, птиц, дерева жизни). Он оберегал живот (что означает жизнь) женщины, вынашивающей дитя. Понёву носили только замужние женщины.

У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. (слайд11) Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неба, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Свисающие нити жемчуга, бусы, ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь, капли росы, падающие на землю-матушку.

 В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли.

Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Поговорим о цвете. (слайд 12,13)

Какое значение имел красный цвет?

Красный цвет – символ огня, власти, солнца, света. Это любимый цвет русских князей, широко применялся в одежде и интерьере.

Белый цвет – символ духовного света, веры, истины.

Синий цвет – цвет неба, воздуха, символ небесной истины, чести, преданности.

Жёлтый цвет символизирует согласие, славу, божественный свет, солнце, радость.

Зелёный цвет – цвет жизни, символ любви, юности, счастья.

III. Практическая работа.

Сегодня вам предстоит выполнить эскиз русского праздничного наряда. Представьте себя в роли художника-дизайнера. Работу цветом начните с поиска общего цветового решения, затем переходите к работе над орнаментом.

IV. Итог урока.

Проводится выставка и анализ работ.

V.  Домашнее задание

Узнать о народных праздниках. Как проходили, чему посвящались.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М. Неменского Тема урока: «Народный праздничный костюм». Учитель: Сочинова Л.А.

Слайд 2

«Курицу не накормишь, а девицу не нарядишь»

Слайд 3

Мужской праздничный костюм.

Слайд 4

Рубаха украшалась вышивкой.

Слайд 5

Женский праздничный костюм.

Слайд 6

Рубаха. Сарафан.

Слайд 7

Украшения костюма. Слава божеству! Праздник . Просьба плодородия. Благодарность богу за содеянное.

Слайд 8

Епанечка .

Слайд 9

Поневный комплекс

Слайд 10

Передник.

Слайд 11

Головной убор.

Слайд 13

Русский народный костюм в произведениях известных художников Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме». В.Е. Маковский «Крестьянка» А.Г. Венецианов «На пашне. Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского Тема: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ»

Разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"по изобразительному искусству по программе Б. Неменского раздела  " Декоративно-прикладное искусство в  жизни человека". Рассматривае...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Разработка урока для 3-го класса по программе Б. М. Неменского. Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж»

Технологическая карта урока – изобразительное искусство 3 класс УМК «Школа России» Тема урока: «Волшебная страна Весна. Картина - пейзаж» (по программе Б. М. Неменского)Дата урока: 25 апреля 2014 года...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...