Главные вкладки

    Открытый урок на районный конкурс "Учитель года"в 5 классе по теме: «Декоративно прикладное искусство» «Роспись глиняной посуды - украшение глиняных изделий меленковских мастеров»
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

    Костина Ирина Николаевна

    Окрытый  урок  с  использованием  краеведческого материала

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_izo_v_5_klasse_po_teme_otkrytyy_urok.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  ИЗО  в   5  классе по  теме: «Декоративно  прикладное  искусство»

    «Роспись  глиняной  посуды   -  украшение  глиняных  изделий  меленковских мастеров»

    Цель  урока:

    сформировать  у  обучающихся    представление  о  производстве  глиняной  посуды  и  её  росписи.  

    Задачи  урока:

    Обучающая:

    продолжить  знакомство  с  народными  промыслами  России, с  гончарным  мастерством  умельцев  из  села  Коровино;

    Развивающая:

    развивать  умение  видеть  форму, цвет, декор  посуды,  учить видеть  красоту и  выразительность  образной  передачи  жизни  в  росписи;

    Воспитывающая:

    воспитывать  интерес и  любовь  к  народному  творчеству,  прививать  любовь  к  Родине,  формировать  художественный  вкус,  совершенствовать  трудовую  дисциплину.

    Межпредметные  связи: информатика, история,  технология,  музыка, литература.

    Наглядные  пособия:  презентация,  Интернет- ресурсы

    Раздаточный  материал: различные  виды  посуды,   карточки  -  подсказки, глиняные  сосуды.

    Оборудование: компьютеры  для  учащихся  и учителя,  проектор.

    Методы  обучения: беседа,  объяснение,  практическая работа

    Музыкальное  сопровождение:  русские  народные  мелодии

    Ход  урока.

    1. Оргмомент

      Здравствуйте,  ребята, меня  зовут  Ирина  Николаевна,  сегодня  я  проведу  у вас урок    рисования,  давайте  проверим  готовы ли  вы  к  уроку:

    Всё ли на  месте,

    Всё ли в  порядке,

    Карандаши, гуашь и  краски.

    Проверили  - садитесь,

    С  усердием  трудитесь!

    II. Основная  часть  урока

     В  начале  этой   четверти  вы  со  своим  учителем  рисования   знакомились  с  различными  видами  глиняных  игрушек, узнали  где  и  как  их  делали,  как  расписывали,  а  о  чём сегодня  пойдёт  речь,  вы  должны  догадаться  сами,  отгадав  загадки:

    Сама  не  ем,

    А  всех  кормлю.       (Ложка)

    Она  всем  очень  нравится

    На  блюдечке   красавица,

    С  одной  рукой  милашка,

    Красивенькая…………..            (Чашка)

    Я  пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Больше  греться  не  хочу.

    Крышка  громко  зазвенела:

    «Пейте  чай, вода  вскипела».  (Чайник)

    Она  бывает  глубока,

    Она  бывает  и мелка

    Однако  это  не  река.  (Тарелка)

    -Ребята, вы правильно  отгадали  загадки. Скажите, а  как  одним  словом  можно  назвать  перечисленные вами  предметы?  (Посуда)

    (Отгадки  открываются  на  экране  -  первый   слайд)  

    -Итак,  ребята,  мы  сегодня  будем  говорить  о  посуде,  побываем  в мастерской  и  узнаем, кто  её  делает,  из  какого  материала   и   попробуем  украсить,  чтобы  она  радовала  нас.

        -  А  из  чего  делали  посуду?

        (Из  веток,  из  дерева,  из  железа,  из  глины….)

    (Перед  детьми  выставка  из  предметов  посуды:  деревянная, стеклянная,  фарфоровая,  железная,  плетёная

        -  А  кто- то  знает  как  делают  посуду  из  глины и   как  называют  мастера,  который  занимается  производством  посуды  из  глины?

    -  Я расскажу  вам  о  наших   меленковских   мастерах семье  Малаховых,  производящих  глиняную  посуду  недалеко  от  города  Меленки  в  небольшой  деревеньке   с  добрым  названием  Коровино.

    На  экран  выводится  слайд  с  загадкой:

    «Был  я  на  копанце, был  я  на  топанце,  был  я  на  кружале,  был  я  на  пожаре. Когда  молод  был,  то  людей  кормил,  а  стар  стал  пеленаться  стал»

    - Ребята,  вы  можете  отгадать  эту загадку?  Нет. Да,  теперь  это  трудновато,  так  вот,  до  недавнего  времени  любой  деревенский , да  и  городской  житель быстро  разгадал бы  эту  загадку,   а  мы  попытаемся  отгадать её,  поглядев  на  экран,  послушав  мой  рассказ.

                            Включаю  презентацию,  рассказ  и  объяснение  по  слайдам.

    -  Отгадка  к  нашей  загадке  оказалась  простой – это  глиняный  горшок.

    -  Вас  заинтересовало,  почему    глиняные  горшки  пеленали?  Ответ прост – глиняную  посуду  берегли и  даже  если  горшок  вдруг  давал  трещину,  его  обёртывали  распаренными  лентами  бересты.  Береста, высыхая,  плотно  облегала  стенки  и  такие  спелёнатые  горшки  могли  служить  ещё  долгие  годы.

    -  Все  ли  запомнили, как   создаётся  глиняная  посуда. Давайте  повторим:

       1. Добыча  глины.

       2. Перемешивание.

       3. Создание  посуды  на  гончарном  круге.

       4. Просушка  на  открытом  воздухе.

       5. Обжиг.

       6.Роспись.

    - Вы  отгадывали  загадки,  слушали  меня  внимательно,  немного  засиделись,  подустали,  а  теперь  немного  отдохнём (физминутка)

    -  А чего  нашей  глиняной  посуде  не  хватает. Правильно  она  простая, неяркая. Давайте  попробуем  её  украсить.

    - У  каждого на  столе  глиняный   сосуд,  роспись  производится  гуашью,  а  чтобы  она  не  растекалась,  в  неё  добавляется  клей  ПВА. Поскольку  орнамент – это  повторяющийся  рисунок, то  мы  с  вами  нарисуем  орнамент  из  веточек  берёзы  и  сосны (ели).Берёза -  символ  России,  ель, сосна – символ  приближающегося  Нового  года.( на  работу  отводится 15 - 20  минут)

    Во  время работы  включаются  русские  народные  мелодии

    1. Подводим  итоги. Рефлексия.

    У  каждого  на  столе    карточка   с  этапами  создания  глиняной  посуды вразнобой,  ребята  ручкой  или  карандашом  должны  расставить  цифры  от 1  до  6,  чтобы  этапы  расположить  в  правильном  порядке (сверяем  с  экраном)

    Затем  предлагаю продолжить  предложения:

    На  уроке я    узнал(а), что  …

    Мне  было  интересно …..

    Я  научился(ась)…..

    Благодарю  за  урок,  предлагаю  на  следующем  уроке  устроить  выставку  работ,  чтобы  учитель  смог  оценить  их. Расписанную  посуду  можно  использовать в  качестве  Рождественского  подарка. Предлагаю  ребятам  совершить  путешествие  в  деревню Коровино  и  познакомиться  с  семьёй  Малаховых,  возродивших  древнее  гончарное  ремесло   в   нашем  районе.

    На  столе  у   каждого  три  смайлика,  прошу  поднять  вверх  один из  них:

    если  понравился  урок – весёлый  смайлик;

    если,  ничего  нового  не  узнали  - скучающий  смайлик;

    если  было  скучно,  урок  не  понравился   - злой, рассерженный  смайлик.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработки уроков потеме: "Числовая последовательность"

    Разработки уроков с использованием разноуровневых заданий для самостоятельной работы учащихся...

    Лабораторная работа потеме "Координатная плоскость" 6класс

    Цель работы: построение фигур по точкам с данными координатами...

    Урок-конкурс потеме "Природные условия и население Республики Башкортостан"

    Разработка урока - конурса на знание природных условий Республики Башкортостан,  его населения, истории образования некоторых городов....

    презентация потеме "Что такое детство" К учебнику Кравченко 5 класс

    презентация составлена к уроку обществознание 5 класс. Авто-составитель Кравченко . Тема урока "Что такое детство"...

    Урок - обобщение потеме "Строение атома"

    Урок по химии в 8 классе. Обобщение по теме "Строение атома" с использованием интерактивной презентации....

    Тренировочная практическая работа потеме "Население России"

    Практическая работа направлена на развитие умений анализа статистических материалов....

    Открытыйурок

    Открытый урок физики в 8классе.Тема: «Электрический ток. Источники электрического тока»....