Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Микеладзе Светлана Сергеевна

Цели:

1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

3 Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

 

Задачи:

Образовательные: познакомиться с творчеством художников – живописцев, изображавших и воспевавших в своих произведениях образ женщины-матери.

Развивающие: способствовать развитию навыков применения в работе выразительных средств (эффекты освещения, композиции, колорита).

Воспитательные: способствовать развитию эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям изобразительного искусства, пониманию идеи художественного образа.

Здоровьесберегающие: предупредить переутомление детей путем смены деятельности, развитие мелкой моторики рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_zhenshchiny.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Сценарий урока

по ИЗО в 8 классе

тема:

«Образ женщины – матери сквозь века»

Разработала: С.С. Микеладзе

учитель ИЗО и черчения

первой квалификационной категории

Цели:

1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.

3 Создать условия для развития у школьников умения работать во времени.

Задачи:

Образовательные: познакомиться с творчеством художников – живописцев, изображавших и воспевавших в своих произведениях образ женщины-матери.

Развивающие: способствовать развитию навыков применения в работе выразительных средств (эффекты освещения, композиции, колорита).

Воспитательные: способствовать развитию эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям изобразительного искусства, пониманию идеи художественного образа.

Здоровьесберегающие: предупредить переутомление детей путем смены деятельности, развитие мелкой моторики рук.

Педагогическая технология: технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология.

Ключевые компетенции: учебно-познавательная, информационно-коммуникативная.

Форма урока: заочная экскурсия

Тип урока: комбинированный ( восприятие, осмысление и применение на практике полученных знаний)

Оборудование:

для учителя – репродукции (слайды; для учащихся - альбом, простой карандаш.)

1. зрительный ряд: презентация по теме урока:

  • Икона «Владимирская Богоматерь»
  • «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи
  • А. Г. Венецианов «На пашне. Весна». «На жатве. Лето».
  • «Сикстинская мадонна» Рафаэль.
  • К.С. Петров- Водкин «Петроградская Мадонна»
  • А. А. Дейнека «Мать»
  • Фотографии мамы с ребенком.

2. музыкальный ряд: песни о женщинах, маме.

3. литературный ряд: пословицы о материнстве, стихотворения, С. Острового, «Песня о женщине», Н.А. Некрасова.

Ход урока

Сердце матери – неиссякаемый

источник чудес.

П.Ж. Беранже

I Организационный момент.

- Проверка подготовки к уроку.

- Организация внимания учащихся.

II. Постановка целей и задач урока.

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка целей и задач урока.

Цель урока: выполнить композицию простым карандашом на тему «Мать и дитя»

Задачи урока:

1.Познакомиться с творчеством художников – живописцев, изображавших и воспевавших в своих произведениях образ женщины-матери.

2. Рассмотреть какие выразительные средства изобразительного искусства   помогают создавать художественные  образы.

3.Ответить на вопрос: что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве представленных художников?

III. Работа по теме урока.

Вступительное слово учителя: тайны женской красоты тревожат человечество на протяжении всей истории его существования. Едва ли найдется художник, который не пытался бы постичь эту тайну, но каждый открывал ее по- своему.

Главным и неизменным в этом постижении оставался идеал материнства, священные узы между матерью и ребенком. От мадонн титанов Возрождения, иконописных ликов Богородицы до произведений современных художников - таков путь постижения идеала женской красоты и обаяния. Я приглашаю Вас совершить заочное путешествие по залам музея, а помогут мне в этом юные экскурсоводы.

Икона “Владимирская Богоматерь”

Выступление ученика:

- Ребята, обратите внимания на изображение иконы “Владимирская Богоматерь”.

Средневековое искусство европейских стран невозможно представить без широко запечатленного образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом мадонны, а на Руси - с Богородицей, которая воспринималась как защитница и покровительница родной земли, заступница людей перед Богом.

Одним из лучших образов византийской живописи являлось эта икона, написанная в Константинополе в XII в. Затем была привезена на Русь.

Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как "радость святой печали”. Эти слова точно передают и главный смысл. Свершится то, что предназначено свыше.

Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой ее шею.

Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у нее защиты. На ее строгом лице затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.

Художник Грабарь эту икону назвал “ несравненной, чудесной, извечной песнью материнства”.

В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства:

"Первая мать - Пресвятая богородица, вторая мать - сыра земля" - гласит народная мудрость.

Скупая красочная гамма, в которой преобладают неяркие, тёмный тона, всё же создаёт ощущение спокойствия, тихой и светлой радости.

Слово учителя:

Идут года, бегут столетия, но тема “Женщина- мать"в живописи не исчезает.

Искусство Возрождения (xv в.) принесёт иное, чем у предшествующих художников, понимание женской красоты. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль - стремятся к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала становится мадонна, дева Мария с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.

Одним из лучших произведений на эту тему станет “Мадонна Лита”. Леонардо да Винчи.

“Мадонна Литта" Леонардо да Винчи.

Выступление ученицы:

- На картине изображена юная Мария, бережно держащая на руках младенца. Её склоненный профиль полон исключительной красоты и благородства. Опущенные глаза, едва заметная улыбка придают облику мадонны необыкновенную выразительность и теплоту, озаряют её светлым материнским чувством. В этой замечательной картине художнику удалось передать своё представление о счастье, чистой земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Сикстинская мадонна» Рафаэль

Выступление ученика:

- Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля "Сикстинская мадонна”, в которой гениально воплощена идея материнства. Земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Ее движение спокойно и величаво. Создается впечатление, что она не идет, а парит в облаках. Она слегка привлекает младенца, словно боится расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям. В этом противоречивом жесте матери ощущается глубокий трагизм происходящего. Глаза Мадонны смотрят доверчиво и открыто. Исключительное обаяние этой картины Рафаэля заключается в естественном сочетании простоты, нежной женственности и царственного величия. В ней человеческое поднимается до божественного, а божественное становится земным.

- Ребята, мы познакомились с творчеством художников Возрождения, но ведь и русские художники в своем творчестве не обходили стороной образ женщины - матери. Признанный портретист, академик живописи Венецианов А.Г., писал простых русских женщин - крестьянок, занятых нелегкой работой.

 «На пашне. Весна» Венецианов А.Г. 

Выступление ученицы:

"На пашне. Весна"- на этой картине изображена крестьянка в длинном розовом сарафане и алом кокошнике. Она ведет запряженных в борону лошадей. А в стороне сидит играющий ребенок, на которого с любовью и нежностью посматривает молодая мать. Позади женщины - неоглядная русская даль.

- А вот другое полотно Венецианова «На жатве. Летом» Нещадно палит солнце, стоят рядами снопы, зеленеют холмы. В центре картины женщина-жница с ребенком на руках, она ласково обнимает его, забыв об усталости. Смотришь на эту картину и вспоминаешь строки стихотворения Н.А. Некрасова:

В полном разгаре страда деревенская,

Доля ты! - русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать....

Зной нетерпимый: равнина безлесая.

Нивы, покосы да ширь поднебесная.

Солнце нещадно палит...

«Петроградская Мадонна» К.С. Петров-Водкин 

Выступление ученицы:

Вот и наступил XX век.

В искусстве XX века совершенно по новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Наиболее яркое художественное воплощение она нашла в творчестве художника К.С. Петрова-Водкина (1878-1939). После октябрьской революции Петров-Водкин стремится осознать новые взаимоотношения человека и мира. Своё осмысление происходящих исторических событий воплотил в прославленной “Петроградской Мадонне”.

Молодая женщина с ребёнком в руках изображена на фоне революционного Петрограда, где началась новая эра человеческой истории. Куда-то спешат прохожие, кто-то останавливается у стен зданий. Но всё это лишь временный фон основного изображения женщины-матери.

Не случайно она повернулась спиной к городу. Её главные забота - это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем.

«Мать» А.А.Дейнека

Выступление ученицы:

Интересно воплощена эта тема в картине “Мать"художника А.А. Дейнеки (1899-1969). Её композиция удивительно проста: На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу.

Противопоставляя хрупкое, разморенное сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре матери, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь, готовность матери защитить ребёнка. По- новому прозвучит эта тема в произведениях, созданных в годы Великой Отечественной Войны.

IV. Обобщение и закрепление знаний

Сегодня на уроке мы познакомились с творчеством художников, воспевших красоту женщины.

- Что являлось и является главным идеалом в красоте женщины в творчестве этих художников? Да, идеалом, главным и неизменным, является идеал материнства. Красота женщины - это красота материнства

Есть в природе знак простой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин_

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Все на свете метится следами,

 Сколько б ты ни вышагал путей,

Яблоня – украшена плодами,

Женщина – судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках.

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

«Песня о женщине» С.Островой

- Какое воплощение находит образ женщины матери в средневековом искусстве?

- Какому идеалу стремились художники всех времён и народов?

- В чём особенность воплощения образа женщины - матери в произведениях искусства в XX веке.

Во все времена художниками воспевалась красота женщины. Но именно образ женщины- матери являлся идеалом женской красоты.

А сейчас переходим к практической части урока.

V. Самостоятельная работа

Задание: определить свой идеал женщины-матери, продумать композицию и выполнить портрет "Мать и дитя”. Выберите либо «светский» вариант сюжета материнства (то есть его проявление в обыденной повседневной жизни), либо сюжет из Библии (рождество Христа, Мадонна, копия какой-либо иконы).

Выразительные средства:

  1. Эффекты освещения.
  2. Эффекты композиции.
  3. Эффекты колорита.

Этапы работы.

1. Выбор положения листа.

2. Компоновка рисунка.

3. Набросок карандашом.

4. Прорисовка деталей.

5. Пропорции человека.

6. Работа в цвете (графика).

Во время работы звучит песня «О женщине»

По ходу работы учитель проводит  анализ общих ошибок.

VI. Итог урока.

1.Обобщающие вопросы:

- К какому жанру живописи можно отнести картины на тему материнства? (к бытовому портрету)

- Чьи работы получились наиболее выразительными?

- У кого прослеживается хорошее колористическое решение?

- Какая цветовая гамма больше подходит для сюжета «Мать и дитя» - теплая, холодная, контрастная или сближенная?

2.Выставка и анализ лучших работ.

VII. Домашнее задание

Подобрать пословицы о матери и объяснить их значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"

Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   Содержание І. Введение     Актуа...

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...

Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко...

Образ женщины-матери сквозь века

Презентация посвященна шедеврам мирового искусства, прославляющих красоту женщины-матери в различные исторические эпохи...

Образ женщины матери - сквозь века.

В конспекте урока прослеживается творчество художников, посвященное женским образам....

Открытый урок по МХК "Образ женщины-матери сквозь века"

Урок направлен на формировании комплексного образа женщины-матери у учащихся....