Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"
презентация к уроку по мхк (8 класс) на тему

Шабалина Светлана Николаевна

Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, которая воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом. 

Пять основных типов изображения Божией Матери

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ женщины-матери сквозь века Преподаватель истории, обществознания, МХК МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

Священный лик Богоматери «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим»

Слайд 3

Формирование канона изображения Богородицы Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы). Сцена Благовещения встречается уже в росписях римских катакомб. На фреске в катакомбах Присциллы , датируемой первой половиной III века, изображенный как юноша без крыльев архангел стоит перед сидящей в кресле слева от него Богоматерью. Он сообщает радостную весть, о чем свидетельствует так называемый «жест речи» его руки. Подобные жесты появились в искусстве задолго до возникновения христианства. Так в античный период изображались императоры, обращающиеся к народу, полководцы, ораторы, философы.

Слайд 4

Формирование канона изображения Богородицы Ампулы Монцы из Боббио В немногочисленных, дошедших до нас предметах прикладного искусства мы также находим сюжетные сцены, включающие фигуру Богоматери. Причем уже в иконоборческую эпоху мы видим вполне сложившуюся иконографию. Примером тому могут служить т.н. Ампулы Монцы из Боббио - серебряные сосуды небольшого размера для благовоний, которые были подарены около 600 г. королеве лангобардов Теоделинде . Ампулы эти украшены сюжетными композициями, в которых мы узнаем иконографические схемы, хорошо известные до сих пор.

Слайд 5

Формирование канона изображения Богородицы Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре . 432-440 гг. Рим. Фрагмент В ранних произведениях Богородица, как правило, изображалась за работой — Она прядет. Предание сообщает, что среди воспитанных при Храме девушек, был брошен жребий, и именно Марии выпало ткать драгоценную пурпурную завесу для святилища, которая позже разорвалась в момент смерти Спасителя на Кресте. Поэтому в руке Богородицы веретено, рядом стоит корзина с пряжей. Такой мы видим Ее в ряде изображений V - VI веков

Слайд 6

Формирование канона изображения Богородицы Церковь Панагии Ангелоктисты , дер. Кити близ Ларнаки , Кипр В конце алтарной апсиды сохранилась уникальная мозаика (открыл и издал Я. И. Смирнов), относящаяся к первоначальной декорации доиконоборческой церкви. На золотофонной мозаике изображена Богоматерь Одигитрия с Младенцем на левой руке и архангелы Михаил и Гавриил по сторонам. Все фигуры представлены в рост. Младенец Христос держит в левой руке свиток и благословляет правой, архангелы представлены со сферами и жезлами в руках. Над изображением Богородицы сохранилась греч. надпись: «+ΗΑΓΙΑ+ΜΑΡΙΑ+» вместо более распространенных титлов ΜΡ ΘΥ. По мнению А. Стилиану , эта надпись могла отражать споры о наименовании Богородицы, кульминацией к-рых явился Эфесский Собор 431 г.

Слайд 7

Формирование канона изображения Богородицы Богоматери с Младенцем Христом на престоле мозаика Св. Софии. Но самые, пожалуй, тонкие и гармоничные образы Богородицы в мозаиках Св. Софии Над парадным входом в музей Айя-София располагается мозаичное полотно с изображением Богоматери с младенцем на руках. По правую руку от неё изображён император Константин, держащий в руках макет города, а по левую – император Юстиниан с макетом церкви.

Слайд 8

Формирование канона изображения Богородицы Владимирская икона Божией Матери Не было другой иконы, которая была бы столь ценима в России, как Владимирская Икона Божией Матери. Согласно легенде об этой иконе, Пресвятую Деву написал с натуры сам евангелист Лука. А в 450 году из Иерусалима икону перевезли в Константинополь столицу Византийской империи. Однако, ученые-искусствоведы считают, что Владимирская икона была написана в Константинополе в конце ХI века. В ХII веке Константинопольский патриарх подарил ее Киевскому князю. А в 1155 году князь Андрей Боголюбский увез икону во Владимир, который сделал своей столицей. В 1395 году грозный Тамерлан пошел в поход на Русь. Чтобы спасти столицу в Москву из Владимира была доставлена Владимирская икона Божией Матери. Народ долго молился пред ней: « Мати Божия! Спаси землю Русскую!». До сих пор историки не могут объяснить, почему орда Тамерлана повернула назад. В летописях записано, что сам Тамерлан услышал грозное предупреждение, с которым к нему обратилась Богородица. Напуганный Ее внезапным явлением непобедимый «Железный хромец» повернул обратно. «Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И. Э Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».

Слайд 9

Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве 1.«Молящаяся» («Оранта», «Панагия», «Знамение») Богоматерь Знамение. Около 1709 г. Дерево, паволока, левкас, темпера. Богоматерь Знамение. Россия, Первая половина XVI века. Дерево (липа), ковчег; паволока, темпера. Икона Божьей Матери «Великая Панагия» XIII век Ярославль Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы — Спас Эммануил Иконы этого типа также называются « Оранта » (греч. «молящаяся») и «Панагия» (греч. « всесвятая »). На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского , жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града». Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки... В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Слайд 10

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные , головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга. Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный — это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве 2.«Путеводительница» («Одигитрия») Казанская икона Божьей Матери Тихвинская икона Божьей матери Иверская икона Божьей матери "Одигитрия" (Смоленская) Иверская икона Божьей матери

Слайд 11

Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве 3.«Умиление» («Елеуса») Богоматерь Елеуса Киккская. Симон Ушаков. 1675 год. Дерево, темпера. Богоматерь. Умиление Новгородская школа. XV век. Владимирская икона Божьей матери Первая треть XII века храм святителя Николая в Толмачах На иконе «Умиление» мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком — ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Слайд 12

Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве 4.«Всемилостивая» («Панахранта»); Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII в. Богоматерь Свенская (Печерская) с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, ок. 1288 "Державная" «Всецарица» икона Пресвятой Богородицы Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны — «Державная» и « Всецарица »

Слайд 13

Типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве 5.«Заступница» («Агиосоритисса»). Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV в. Икона Богородицы Агиосоритисса Россия. Тверь. Первая половина XV в . Боголюбская икона Пресвятой Богородицы На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо в сторону Царских врат, иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте — слева от иконы «Спас в силах», главного изображения в иконостасе. Из-за небольших размеров иконостаса встречаются и поясные изображения

Слайд 14

Источники http://www.icon-art.info/detail.php?lng=ru&det_id=1781 http://www.icon-art.info/hires.php?lng=ru&type=1&id=1559 http://www.icon-art.info/masterpiece.php?lng=ru&mst_id=2621 http://www.taday.ru/text/960621.html http://www.hristianstvo.ru/ http://www.pravenc.ru/text/115090.html http://www.iconology.ru/icon.php?id=1034 Богоматерь 15 век, 1425-1427 г. Даниил Черный, Андрей Рублев Московская школа Дерево, темпера 313x106 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"

Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   Содержание І. Введение     Актуа...

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...

Сценарий урока по ИЗО в 8 классе тема: «Образ женщины – матери сквозь века»

Цели:1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.2 Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.3 Создать усло...

Образ женщины-матери сквозь века

Презентация посвященна шедеврам мирового искусства, прославляющих красоту женщины-матери в различные исторические эпохи...

Образ женщины матери - сквозь века.

В конспекте урока прослеживается творчество художников, посвященное женским образам....

Открытый урок по МХК "Образ женщины-матери сквозь века"

Урок направлен на формировании комплексного образа женщины-матери у учащихся....