Дополнительная образовательная программа студии батика «Магия шелка»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Грищенко Татьяна Викторовна

Дополнительная образовательная программа студии батика «Магия шелка».
Направленность – художественная.
Срок реализации программы – 2 года.
Тип программы – общая.
Вид программы – модифицированная.
Возраст обучающихся – 9–17 лет.
Количество часов: первый год – 144 часа, второй год – 216 часов.

Оптимальное количество обучающихся в каждой группе 10 человек, для организации индивидуальной работы с каждым учащимся в технике батик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_batik_mir_shelka_grishchenko_t.v._1.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

\

ОДОБРЕНА                                                          УТВЕРЖДАЮ      

Методическим советом                                Директор КРВУЗ «ЦДЮТ»

Протокол №__________                               _______________В.В. Кочетова

от _____________2014г.                               _______________2014г.

Дополнительная образовательная программа

студии  батика «Магия шелка»

Направленность – художественная

Срок реализации программы – 2 года

Тип программы – общая

Вид программы – модифицированная

Возраст обучающихся – 9–17 лет

Составитель – Грищенко Татьяна

Викторовна,

педагог дополнительного образования

                       

Симферополь,

                                                                  2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа студии батика «Магия шелка» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

В ней также учитывается новый государственный статус региона и соответствует Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. № 504).

Программа составлена для работы с обучающимися в учреждении дополнительного образования.

В учебную группу зачисляются дети по желанию без предварительной подготовки. Занятия проводятся в специально оборудованной студии с детьми 9–17 лет на протяжении учебного года. В качестве обучающихся рекомендуется принимать усидчивых, склонных к рукоделию и кропотливой работе обучающихся.

Срок реализации программы – 2 года.

Количество часов: первый год – 144 часа, второй год – 216 часов.

Недельная нагрузка и режим занятий: первый год – 4 часа (2 раза в нед. по 2 часа), второй год – 6 часов (2 раза в нед. по 3 часа).

Оптимальное количество обучающихся в каждой группе 10 человек, для организации индивидуальной работы с каждым учащимся в технике батик.  

В программе особое внимание уделяется развитию творческих умений и навыков, она позволяет более подробно познакомить обучающихся с различными техниками и материалами, которые используются в батике. Они овладевают различными приемами изобразительного искусства, развивают художественно-конструкторские способности, и реализуют свои творческие замыслы. Программой предусмотрено овладение мастерством росписи по ткани через освоение основ живописи и рисунка.

В задачу занятий по батику входит развитие у детей эстетического и художественного восприятия. Художественное восприятие действительности характеризуется постоянной направленностью на создание художественных образов, выражающих эмоциональную оценку предметов и явлений окружающего мира. Эта черта проявляется и за пределами профессиональной деятельности художника.

Программа студии батика «Магия шелка» предусматривает знакомство и овладение навыками работы в следующих техниках:

- техника холодного батика;

- свободная роспись;

- узелковая техника.

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Обязательное наличие контура придает произведениям, которые выполнены в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием. Именно в технике холодного батика расписывают платки на текстильных фабриках.

Свободная роспись включает в себя три техники:

- «Акварельная техника» — ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями «по-сухому»;

 - «Графика по свободной росписи» — создается с применением солевой техники и наводки графики резервом.

Узелковая техника также очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике также используется вкладывание мелких предметов: пуговиц, камешков, бусинок и т.д.).

Цель программы: формирование знаний, выработка умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (техника росписи по ткани), приобщение обучающихся к творческой деятельности.

Задачи:

1) Образовательные:

- обучение основным приемам и навыкам работы в технике батика;

- обучение составлению художественных композиций путем использования полученных умений и навыков.

2) Развивающие:

- развить эстетический вкус и творческие способности;

- развить у обучающихся чувство цвета и умение свободно использовать цвет в своих творческих работах;

- развить умение применять теоретические знания при выполнении практической работы;

- развить аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

3) Воспитательные:

- осуществление трудового и эстетического воспитания обучающихся;

- воспитание у обучающихся любви к искусству;

- развитие познавательного интереса и творческой инициативы.

Срок реализации данной программы: 1 год.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Обучающиеся должны знать: технику безопасности при работе в технике батика; материалы и инструменты, используемый в технике батика; основы цветоведения

Обучающиеся должны уметь: эскизировать и создавать наброски; работать с ручными инструментами для обработки ткани; смешивать краски на палитре и подбирать цветовые гармонии для передачи колорита образа; рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека; передавать декоративный орнамент в изученных техниках росписи; пользоваться основами композиции для реализации своих творческих замыслов и передачи выразительности образов.

По окончании учебного года лучшие работы обучающихся могут принимать участие в конкурсах и выставках по направлению и в соответствующей возрастной категории. Отбор лучших работ проводится по итогам тематических заданий в соответствии с художественной оценкой педагогом или группой педагогов по направлению росписи по ткани (батик).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

Всего

теория

Практика

1

Введение в общий курс работы студии «Батик»: инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментами

4

2

-

2

Подготовительные работы: подготовка к росписи, основы цветоведения, основы композиции, окончательная обработка батика

10

2

8

3

Основы холодного батика: основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники

48

10

38

4

Трафаретная роспись по ткани: трафаретная техника, штампы, печати, техника «марблин», монотипия

          36

8

28

5

Узелковый батик: роспись изделий в технике узелкового батика, техника узелкового батика, техника «бандан»

16

4

12

ИТОГО:

144

26

88

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1.  Введение в общий курс работы студии «Батик» (4 ч.).

Теория: Знакомство с работой студии. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение плана работ. Оборудование помещения. Правила внутреннего распорядка. Организационные вопросы.

2. Подготовительные работы: подготовка к росписи, основы цветоведения, основы композиции, окончательная обработка батика (10 ч.).

Теория: Знакомство с искусством росписи по ткани. Его основные направления. Знакомство с материалами росписи по ткани.

Практика: знакомство с материалами и инструментами для батика. Приобретение навыков натягивания ткани на подрамник.

3. Основы холодного батика: основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники (48 ч.).

Теория: Введение в курс холодного батика. История возникновения искусства холодного батика. Известнейшие мастера. Основные приемы росписи, классический батик.

Практика: Подготовка рабочего пространства. Составление эскизов и набросков. Освоение навыков работы с тканью и резервом.

4. Трафаретная роспись по ткани: трафаретная техника, штампы, печати, техника «марблин», монотипия (36 ч.).

Теория: введение в общий курс трафаретной росписи, способы создания штампов, печатей, монотипии.

Практика: отработка приемов составления композиций. Выполнение изделий  путем использования навыков и приемов трафаретной росписи.

5. Узелковый батик: роспись изделий в технике узелкового батика, техника узелкового батика, техника «бандан» (16 ч.).

Теория: ознакомление с техникой узелкового батика. Знакомство с основными материалами и техниками узелкового батика.

Практика: Отработка приемов узелкового батика. Навыки работы с инструментами для узелкового батика. Выполнение изделий.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

всего

Теория

Практика

1

Введение в общий курс работы студии «Батик»: инструктаж по технике безопасности, знакомство с инструментами

4

4

-

2

Подготовительные работы: подготовка к росписи, основы цветоведения, основы композиции, окончательная обработка батика

25

5

20

3

Основы холодного батика: основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники

68

16

52

4

Основы горячего батика: Основные приемы росписи воском, Смешанные техники, дополнительные приемы в росписи, декоративный прием «кракеллюры»

47

7

40

5

Трафаретная роспись по ткани: трафаретная техника, штампы, печати, техника «марблин», монотипия

          46

10

36

6

Узелковый батик: роспись изделий в технике узелкового батика, техника узелкового батика, техника «бандан»

26

6

20

ИТОГО:

216

48

168

1.  Введение в общий курс работы студии «Батик» (4 ч.).

Теория: Знакомство с работой студии. Инструктаж по технике безопасности. Обсуждение плана работ. Оборудование помещения. Правила внутреннего распорядка. Организационные вопросы.

2. Подготовительные работы: подготовка к росписи, основы цветоведения, основы композиции, окончательная обработка батика (25 ч.).

Теория: Знакомство с искусством росписи по ткани. Его основные направления. Знакомство с материалами росписи по ткани.

Практика: знакомство с материалами и инструментами для батика. Приобретение навыков натягивания ткани на подрамник.

3. Основы холодного батика: основные приемы росписи, классический батик, техника свободной росписи, дополнительные приемы росписи, дополнительные техники (68 ч.).

Теория: Введение в курс холодного батика. История возникновения искусства холодного батика. Известнейшие мастера. Основные приемы росписи, классический батик.

Практика: Подготовка рабочего пространства. Составление эскизов и набросков. Освоение навыков работы с тканью и резервом.

4. Основы горячего батика: Основные приемы росписи воском, Смешанные техники, дополнительные приемы в росписи, декоративный прием «кракеллюры» (47 ч.)

Теория: Введение в курс горячего батика. История возникновения искусства горячего батика. Известнейшие мастера. Основные приемы росписи.

Практика: Подготовка рабочего пространства. Составление эскизов и набросков. Освоение навыков работы с железной трубочкой и воском.

5. Трафаретная роспись по ткани: трафаретная техника, штампы, печати, техника «марблин», монотипия (46 ч.).

Теория: введение в общий курс трафаретной росписи, способы создания штампов, печатей, монотипии.

Практика: отработка приемов составления композиций. Выполнение изделий  путем использования навыков и приемов трафаретной росписи.

6. Узелковый батик: роспись изделий в технике узелкового батика, техника узелкового батика, техника «бандан» (26 ч.).

Теория: ознакомление с техникой узелкового батика. Знакомство с основными материалами и техниками узелкового батика.

Практика: Отработка приемов узелкового батика. Навыки работы с инструментами для узелкового батика. Выполнение изделий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Виды: вводное занятие; изложение нового материала; отработка полученных знаний; закрепление; итоговое занятие.

Методы:

-  общепедагогические: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый, репродуктивный;

- методы обучения творчеству: выдумывание, самооценка, образное видение, сравнение;

- проведение занятий с использованием средств искусства: знакомство с декоративно-прикладным творчеством, изготовление художественных изделий;

Формы занятий:

Теоретические и практические (прикладная работа обучающихся), выставки, экскурсии, конкурсы.

 Методическое обеспечение:

- образцы изделий мастеров и умельцев;

- наглядные пособия;

- литература;

- дидактический материал;

- видеоматериалы о батике.

Материально-техническое обеспечение:

 Занятия объединения должны проводиться в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении.

У каждого обучающегося должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов. Нужен шкаф для хранения незаконченных изделий, оборудования и методической литературы, а также стенды для размещения образцов изделий.

Оборудование и материалы:

Успешная работа обучающихся во многом зависит от тщательной организации условий труда. Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение.

Первые пробные работы по росписи на ткани лучше делать на недорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входит и резервирующий состав.

На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекаются быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.

Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура – специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.

Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.

Для росписи неоходимо иметь:

-раздвижную раму;

-стеклянные трубочки;

-кисти;

-формочки для краски или маленькие баночки;

-шелковая ткань;

-резерв;

-краски;

-соль;

-пяльца.

Раздвижная рама применяется для качественного натяжения расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими закаленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что позволяет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разработанной автором, предусмотрены специальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают соприкосновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.

Стеклянные трубочки применяются для качественной наводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:

-угол наклона носика должен быть в пределах 110–115°;

-диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;

-трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.

Кисти для росписи применяются разного размера круглые и плоские. Материал ворса также различный: колонок, ушной волос, белка, синтетика.

Формочки для краски применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

Ткань необходима шелковая, предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100%-ному шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем составе синтетических примесей и пригоден для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На такой ткани вы никогда не получите качественную роспись.

Резерв-состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства различные по цвету и тону.

Список  использованной литературы

  1. Алферов Л. Технологии росписи. – М.: Феникс, 2010. – 352 с.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Просвещение, 1974. – 205 с.
  3. Ганзен В.А., Ганзен В.А., Кудин П.А., Ломов Б.Ф. О гармонии в композиции // Техническая эстетика. №4, 1969. – С. 2–7.
  4. Раппопорт С.X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. – М.: Сов. Россия, 1978. – 156 с.
  5. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне. – М.: Искусство, 1974. – 228 с.
  6. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А.,  Шмелев И.П. Золотое сечение. – М.: Искусство,        1990. –  350 с.
  7. Шевчук В.Г. Художники Крыма. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2000. – 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

образовательная программа студии "Маги"

Муниципальное образовательное учреждениедополнительного образования детей «Центр детского творчества»...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»

Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ

Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....