Конспект урока ИЗО в 5 классе. Украшения в жизни древних обществ.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фомина Вера Александровна

Конспект урока ИЗО по программе Б.Неменского в 5 классе. Древний Египет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по изобразительному искусству

5 класс

Тема: Украшения и одежда в жизни древних обществ. Древний Египет.

Цель: Выявить роль и особенности  украшений и одежды людей Древнего Египта. Сформировать представление о символике костюма данного периода.

Задачи:

  1. Развитие ассоциативно – образного мышления, зрительной памяти, творческой фантазии.
  2. Познакомить с основными частями одежды мужчин и женщин Древнего Египта, элементами украшений, символами власти, с цветовой гаммой одежды, материалом.
  3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Оборудование: иллюстративный материал с изображением одежды, украшений, элементы для создания соответствующей среды на уроке, мультимедийный проектор, слайды,  кукла-шаблон, таблички со всеми названиями и терминами.

Литературный ряд: «Что я видел в Эрмитаже» стихи О. Тарутина

Музыкальный ряд: мелодии на египетские мотивы

Художественные материалы: кисти, краски, простой карандаш, ластик, альбомный лист, баночка для воды, салфетка

Литература: Школьная энциклопедия – история Древнего мира, Изобразительное искусство 5 класс -  поурочные планы по программе Б.М. Неменского,

Межпредметные связи: история, музыка, литература

План урока:

  1. Организационный момент: -1 мин
  2. Вступительная беседа – 5 мин
  3. Теоретическая часть – 8мин
  4. Практическая часть – 20 минут
  5. Анализ работ – 3 мин
  6. Итог урока – 2

Ход урока:

Деятельность учителя

Д-ть уч-ся

орг. мо мен

1 мин

Ввод ная бесе

да

5 мин

Теоре

тиче

ская часть

8 мин

Прак

тиче

ская часть

20

мин

Анализ

3 мин

Итог

2 мин

Проверка готовности к уроку.

- Ребята, юные искусствоведы, сегодня я предлагаю вам путешествие в загадочную страну пирамид, песка, скорпионов, мумий, фараонов. О какой стране я говорю?

-Верно, конечно же о Египте, о Древнем Египте. Мы побываем в этой удивительной стране, оживим эту пустыню, изобразим людей-египтян и заполним это пустое пространство ( на доске пустое место (песок), которое нужно заполнить фигурками людей). А чтобы нам нарисовать египтянина,  на что нам нужно обратить внимание в нашем путешествии?

-Конечно, зная особенности одежды, мы сможем изобразить древнего египтянина. Итак, в путь! Закройте глаза

(звучит музыка, появляется слайд с изображением пирамид, на доску вывешивается орнамент, тема…).

-Ребята, а что вы знаете о Древнем Египте? Где находится Египет?

-Кто такой фараон?

-Что такое пирамида?

Совершенно верно. И каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете, зачем?

-Хорошо. Самая высокая пирамида – пирамида Хеопса. Её высота более 146 метров, вторая по высоте -  пирамида Хефрена, она на несколько метров ниже, но всё равно очень высокая. Первую пирамиду Джосера построил зодчий Имхотеп. Предшественницей пирамиды была мастаба (показ).

Стены пирамид покрыты рельефами и росписями. (показ)

 - Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно?

-Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили, даже как строили пирамиды.

-Итак, что же касается костюма, то хочу сказать, что речь пойдёт только о двух типах одежды: мужской и женской. Только её отделка и качество ткани означало разницу между отдельными классами.

-Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти – проговорите это слово

 (термин, показ).

Туловище было свободно от одежды

-Почему, как вы думаете?

- Конечно, ведь Египет очень близко расположен к экватору.

Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.

Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета

Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.

Обувь имели право носить только фараоны – сандалии – прикрепить термин

 Из пальмовых листьев, а затем и кожи.

Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх – проговорить слово

 - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.

 - А вот посмотрите на разнообразные украшения мужчин и женщин. Другие украшения как женщин, так и мужчин – перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы. 

Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка  калазирис  - проговорить термин.

 На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.

- Ребята, обратите внимание на образцы – подсказки, которые расположены перед вами, вы можете использовать этот материал при практической деятельности.

 - А сейчас, юные искусствоведы, мы будем изображать людей в древнеегипетском костюме.

Я вам раздам шаблоны, которые вы обведёте простым карандашом и затем «оденете» в древнеегипетскую одежду. Что будет на человеке, кто это будет: мужчина или женщина, какого цвета будет одежда, какие украшения, какая прическа – решать вам.

Поможет вам в работе алгоритм (на доске):

  1. Разместить на альбомном листе шаблон и обвести его простым карандашом.
  2. Простым карандашом нарисовать одежду, узоры на одежде, украшения, причёску.
  3. Закрытые одеждой линии тела стереть.
  4. Работа в цвете.

Приступаем к работе (тихо звучит мелодия)

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. контроль объёма и качества выполненной работы.

Каждый ученик выходит к доске и вывешивает свой рисунок, сразу получает оценку – «фараончика» (на обратной стороне письменная оценка)

 

 -Вывешиваем на доску работы, заполняем пустыню людьми. Красиво?

  Анализ работ. Критерии анализа:

  1. Аккуратность
  2. Эстетичность
  3. Соответствие полученным знаниям
  4. Цветовая гамма
  5. Оригинальность

-Теперь, ребята, нам пора возвращаться. Мы совместными усилиями оживили этот горячий песок Египетской пустыни, а заодно очень много узнали об этой удивительной и поразительно красивой стране.

- Что нового вы сегодня узнали из нашего путешествия?

-Какие бы страны вам ещё хотелось бы посетить?

Это очень легко сделать. Сейчас практически во всех школах есть «Школьная энциклопедия», которую я вам  рекомендую почитать. Там очень много полезной и интересной информации о разных странах, одежде, архитектурных сооружениях и много иллюстраций.

-Что вам больше всего понравилось?

-Понравился ли вам урок?

-Чем?

-На память об нашем путешествии я вам раздам памятки. (кратко изложенный материал урока и кроссворд). Спасибо за работу.

-Египет

-На одежду древнего египтянина.

Рассказывают

Царь, правитель.

Гробница фараона.

-Показать своё величие, власть, превосходство.

-Мы много знаем о жизни древних египтян из росписей и рельефов

-Туловище было свободно от одежды, так как в Египте жаркий климат.

Работа учащихся

Отвечают полными ответами

Памятка ученику:

Египет – это страна, которая находится в Африке.

Развитие цивилизации Древнего Египта делится на такие периоды как:

Древнее царство – 30 – 23 вв до н. э

Среднее царство  - 22 – 18 вв до н.э.

Новое царство  - 16 – 11 вв до н.э.

Позднее время – 11вв – 320г до н.э.

Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида  - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м. предшественницей пирамиды была мастаба.

Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.

Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.

1

3

1

2

2

4

5

3

По горизонтали:

  1. Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
  2. Самая высокая пирамида Древнего Египта.
  3. Обувь, которую имел Древнего Египта и право носить только фараоны .

По вертикали:

  1. Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
  2. Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
  3. Предшественница пирамиды.
  4. Предмет, который носили на голове древние египтяне.
  5. Царь, правитель Древнего Египта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока.

Украшение в жизни древних обществ. Древнегреческая вазопись. Конспект открытого урока. Разработан учителем изобразительного искусства Морозовой В. А....

Урок ИЗО в 5 классе "Украшения в жизни древних обществ"

Урок открывает тему  3 четверти в 5 классе "Декор - человек, общество, время". Презентация с кроссвордом и вопросами будет интересна пятиклассникам....

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе «Украшения в жизни древних обществ»

Цели: познакомить учащихся с понятием ювелирное искусство, с языком древнего декоративного искусства; повторить особенности искусства Древнего Египта; сформировать умение различать декоративное искусс...

План – конспект урока по изобразительному искусству, рассчитанный на 2 урока. Класс: 5-6 на тему «Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта»

Конспект урока , с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме....

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ", 5 класс

Конспект урока по изобразительному искусству "Украшения в жизни древних обществ" несет в себе краткое содержание об искусстве Древнего Египта....

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"

Сценарий урока "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта"...