ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Суркова Вера Васильевна

ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_na_urokakh_izobrazitelnogo_iskusstva.rar1.86 МБ

Предварительный просмотр:

ГРАФИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Большинство работ, над которыми работают учащиеся на уроках изобразительного искусства в школе, выполняются  в цвете. Ведь живопись – эмоционально и полно отражает красочное богатство мира. Менее охотно на уроках используют гелиевые ручки, фломастеры, цветные карандаши. Очень редко выполняются рисунки в разных графических техниках. А ведь в них кроется не только новые пластические возможности. Их особенности помогают раскрыть художественные наклонности детей и более грамотно отнестись к задачам учебной работы.

У каждого материала свой характер. Гелиевая ручка даёт чёткую или лёгкую ажурную линию. Карандаши - более рыхлую, мягкую, а фломастеры оставляют сочные штрихи одинаковой толщины.

.В свободное время, да порой и на уроках, ребята часто исчерчивают ручкой клочки бумаги. Рисуют карикатуры, автомобили, самолёты, чёртиков, всяких моделей и барышень. При этом даже не подозревают, что ручкой и чернилами выдающиеся художники в таком же возрасте создавали шедевры рисунка. Попробовать свои силы в этой технике полезно каждому школьнику. Для таких занятий не требуется особых приготовлений. Нужны лист бумаги и гелиевая ручка (чёрная или тёмно-синяя).

Что же подобрать для первых зарисовок? Лучше, конечно, начать с предметов, графические качества которых наиболее чёткие. Эффектно смотрятся на фоне светлого неба силуэты деревьев, ажурные ветки; декоративные узоры крыльев бабочек на белом фоне. Интересны формы комнатных растений. Можно внимательно рассмотреть и нарисовать сухие растения. Они разнообразны. Стебельки одних – тонкие и нежные; других – твёрдые и упругие.

Чтобы отработать уверенность штрихов, линий, пятен, несколько уроков посвящаем упражнениям по использованию плоскости листа бумаги (без горизонта и перспективы). Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических фигур и декоративных элементов.  

C:\Users\TOSHIBA\Desktop\22-6[1].jpg

           

Рисунок №1. Для начала можно поупражняться мягким карандашом, затем гелиевой ручкой и фломастером.

C:\Users\TOSHIBA\Desktop\60-9[1].jpgC:\Users\TOSHIBA\Desktop\60-8[1].jpg

C:\Users\TOSHIBA\Desktop\61-1[1].jpgC:\Users\TOSHIBA\Desktop\61-3[1].jpg

Рисунок №2. Далее упражнения по созданию композиций из линий, пятен и точек с использованием перспективы

        Теперь можно попробовать нарисовать линейные рисунки растений, цветов с натуры или по памяти. На первых порах  возможен контур рисунка в карандаше с последующей обводкой гелиевой ручкой.

        Главное в обучении изобразительному искусству – изучение натуры (в школьных программах отведено на это достаточное количество уроков). Что означает изучать натуру? Это подмечать её особенности, присматриваться к форме, силуэту, фактуре. Пытаться представить объект как бы уже нарисованным на бумаге в той или иной технике. Для этого перед каждым уч-ся можно положить какое-то растение (веточка с листьями, цветок, травинки). Ребята должны тщательно изучить и попробовать  нарисовать его так, как его видят, со всеми его деталями. Задание это только на первый взгляд кажется простым. Дети так и воспринимают его, поэтому зачастую рисуют то, что знают, а не то, что видят. Много усилий приходиться приложить, для того, чтобы добиться правильного видения натуры.

C:\Users\TOSHIBA\Desktop\thCAQ0SC5P.jpg                            C:\Users\TOSHIBA\Desktop\th[10].jpg

                                Рисунок №3. Рисунки растений.

       В графике (в чёрно-белом варианте) изумительно получаются декоративные работы. Декоративная графика – её условные изображения предполагают фантазию формы и содержания. Каждый учащийся имеет возможность додумывать созданный им рисунок  и импровизировать. Основным средством изображения здесь является пятно. Пятна могут быть большие, маленькие, разной формы, перетекать друг в друга и т. д. Наряду с гелиевыми ручками можно применять фломастеры (для закрашивания больших пятен). Сначала весь класс выполняет одинаковые рисунки, ориентируясь на работу учителя, которая проецируется на экран при помощи документ-камеры. Следующее задание ребята рисуют самостоятельно. Оно является закреплением и направлено на развитие творческой фантазии и отработки умений и навыков. Итог этой работы – выставка, где анализируется и обсуждается каждый рисунок. Дети принимают активное участие в этом. Здесь нарисованы бабочки и жуки, деревья и ветки растений, улитки и черепахи, фантастические цветы и не менее фантастические животные. Как правило, учащимся нравится трудиться над такими заданиями, так как фантазия у них безгранична, да и средства выражения просты и доступны.

Рисунок №3 взят из интернета.

                        C:\Users\TOSHIBA\Desktop\граф.рисунки\thCAFUY59I.jpg                                 C:\Users\TOSHIBA\Desktop\граф.рисунки\23-10[1].jpg                                                C:\Users\TOSHIBA\Desktop\23-5[1].jpg

                              Рисунок №4. Примеры декоративных работ.

     

Можно попробовать графические работы в разных жанрах. Например, натюрморт и пейзаж.                        

Рисунок №4. журнал «Искусство» 23/2008г.

                                                                           

                                        C:\Users\TOSHIBA\Desktop\граф.рисунки\23-11[1].jpg       

                     

Рисунок №5.Наипростейший вариант натюрморта для детей младших классов.      

C:\Users\TOSHIBA\Desktop\24-3[1].jpg 

                         Рисунок №6. Варианты пейзажей.

    Рисунок №5, №6 выполнены уч-ся ГОУСОШ №328 г.Москвы под руководством учителя изо Ирины Поляковой.

           

Рисунок №7. Неплохо смотрятся фигурки животных, выполненные в силуэте (пятном).

                                                     

    Работа ручкой приучает к наблюдательности, внимательности, уверенности и аккуратности. Ошибки, легко исправляемые в рисунках, сделанных другими материалами, здесь практически нельзя исправить. Это, как ни странно, одно из самых привлекательных свойств этой техники.

                                 

                                                                                 

                                             

                              Суркова Вера Васильевна – учитель изобразительного искусства.

 Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная    школа № 352 с углубленным изучением  немецкого языка Красносельского района    Санкт-Петербурга.    

Адрес: 198264 Санкт-Петербург, ул. Пограничника  Гарькавого  д.20 к.4 кв.41, электронная почта: vera.47@list.ru

Телефон: 8 (905)-229-30-27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства "Светотень в графике"зентаци

Фрагменты презентации можно использовать на других уроках по изобразительной грамотности...

Разработка урока изобразительного искусства 6 класс по теме «Пейзаж в графике Владимирского художника творчества Б.Ф. Французова.»

Данная разработка является  завершающим уроком при знакомстве учащихся 6 класса с темой "Человек и пространство в изобразительном искусстве.По времени занимает 40 минут. В ходе урока исполь...

Пикулева Т.Р., Нежнова Л.Т. Конспект интегрированного урока «Компьютерная графика как вид изобразительного искусства"

На уроке обучающиеся закрепляют полученные знания, делая это в форме игры, знакомятся с новыми понятиями, выполняют задание при помощи новой компьютерной технологии....

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе.

Методическая разработка по развитию творческих способностей учащихся при изучении книжной графики на уроках изобразительного искусства в 7 классе....

Графика на уроках изобразительного искусства

Графика на уроках изобразительного искусства...