Игры на занятиях рисования и керамики
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

Фофашкова Татьяна Владимировна

Использование на занятиях игр на развитие эмоционального восприятия цвета (из опыта работы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_zanyatiyakh_risovaniya_i_keramiki.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование на занятиях игр на развитие эмоционального восприятия цвета (из опыта работы).

  1. «Цветные квадраты»

Материал: наборы квадратов из цветной бумаги( светлого и темного, насыщенного и мягкого оттенка, пастельные, относительно близкие друг к  другу по цвету и резко контрастирующие)

Ребята раскладывают перед собой выбранные квадраты . Воспитатель задает вопрос: «Какой характер , какое настроение у этих цветов? Есть ли среди них «добрые» и «злые»? «Веселые» и «сердитые», «печальные»?

  1. «Дорога для богатыря»

Обозначить на полу каким-нибудь предметом развилку трех дорог. Нарисовать мелом на полу расходящимися линиями три дороги.

Условия игры: « к этой развилке сейчас подъедет богатырь и будет выбирать дальнейший путь. А мы с тобой знаем , что ели он поедет по одной из дорог , то ему будет грозить гибель, по другой –опасные приключения, исход которых неизвестен, по третьей полная победа и исполнение желаний. Конечно он сам будет решать , куда ехать, и, может быть, выберет самый трудный путь, но наше дело предупредить его. Давай сделаем для него дорожные знаки из наших цветных квадратиков. Какие из них выбрать, чтобы богатырь, глядя на них мог догадаться, что его ожидает на каждой из трех дорог.

Ребята выбирают квадратики и по очереди выкладывают их .  Можно провести игру несколько раз используя разные наборы по цветовому сочетанию.

  1. «Мы плывем на паруснике»

Разноцветные квадратики это наши паруса. Поднимая те или другие из них(по два три одновременно), вы можете передать какую-нибудь  весть находящимся на берегу. По сочетанию парусов они должны понять , везете вы радостные или огорчительные новости. Пусть ребята попробуют придумать для каждого из случаев подходящую комбинацию парусов. Пусть поднимут такие паруса,  которые отпугнут корабль неприятелей, возомнивших, что вы можете быть легкой добычей для них. Или наоборот дать понять  испуганным рыбакам, что на вашем корабле плывут мирные доброжелательные люди, которых не надо бояться.

После выполнения таких упражнений можно перейти к работе с красками и предложить ребятам следующие задания.

1. Ковер доброго волшебника, который способен развеселить , вылечить , успокоить сделать доброе для каждого, кто ступит на него.

2. Ковер злого волшебника ,  делает всех кто заберется на него, мрачным, капризным, скучным.

Аналогичные задания : раскрасить занавески для комнаты малышей,  колпачки для шумного праздника, окна в замке, где живет спящая красавица или злой колдун.

Задания на смешение красок с эмоциональными характеристиками рождающихся на палитре цветов.

1. Выложите на лист плотной бумаги краски из гуашевого набора: с одной стороны два-три ярких цвета, с другой два-три темных и глухих цвета, отдельно от них черную и белую краски. Смешивая цвета в  разных сочетаниях, наблюдайте, обсуждайте , как меняется при этом их «характер» и «настроение».  Нельзя забывать, что в эмоциональной оценке цвета многое зависит от индивидуальности воспринимающего, поэтому жесткое навязывание «правильных»  решений тут абсолютно недопустимо. Иначе можно  впечатать в сознание ребенка новую разновидность цветовых стереотипов. Добиваться надо лишь того, чтобы ребенок осознал и принял сам принцип связи цвета и настроения, характера, чувства, чтобы мир цвета слился с миром его чувств. Тогда ребенок ощутит и поймет ,что в цвете  можно выразить переживание, настроение, свою оценку того, что изображаешь. Поймет, что многообразие оттенков - это многообразие  настроений и чувств ими выраженных. Поймет так же, что вовсе не обязательно  доброму волшебнику гулять в красном саду, а злому в черном, можно и в пределах зеленой гаммы создать два разных изображения, совершенно различные по своему эмоциональному воздействию.

2. Предложите ребенку для работы ограниченный цветовой набор, например: три яркие краски и белила (в другой раз — три темные и белила, в третий — три-четыре заранее смешанных, мягких тона, полученные путем добавления белил к другим цветам). Пусть ребенок внимательно всмотрится в полученные цвета и, предвидя уже возможные их сочетания, решит, что можно изобразить с их помощью: детский праздник или разрушенный город, унылый дождливый день или грозу, событие из веселой или из страшной сказки, богатыря, фею, чудовище и т.д. Пусть он объяснит, почему он считает ту или иную тему подходящей для данного набора цветов. Потом

3. Затем можно обратить внимание ребенка практические со свойствами пастели и угля (с акварелью и гуашью он уже знаком), а потом спросить его: что, по его мнению, «хотел бы нарисовать» каждый из этих материалов? Какие темы подходят ему по характеру, по настроению? Помогите ребенку понять, что уголь охотно и хорошо изобразит грозу и могучее дерево, разбитое страшным ударом молнии, а пастель — тихий летний вечер с нежными облаками, отраженными в воде озера. И пусть в дальнейшем ребенок использует уголь, пастель, другие материалы в работе над темами, соответствующими их эмоционально-выразительным качествам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."...

План-конспект занятия "Рисование животных(техника рисования углем)"

План-конспект занятия "Рисование животных (техника рисования углем)"...

Статья Обучение композиции на занятиях в студии керамики

В данной статье описан подход к обучению детей художественной керамике с усиленным акцентом на подготовку эскизов и грамотное выстраивание композиции.В частности рассмотрена роль и место художественно...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Животный мир Прибайкалья"

Материал данной методической разработки представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя краткий обзор окрестностей Байкала, а так же поэтапное выпол...

Методическая разработка занятия по художественной керамике "Технология изготовления глиняной свистульки Нерпа"

В данной методической разработке показана технология изготовления глиняной свистульки Нерпа.Материал представлен в виде учебного занятия из серии «Загадочное Прибайкалье» и включает в себя...

Методическая разработка занятия по художественной керамике Тема: «Обитатели Байкала»

В данной методической разработке представлен краткий обзор обитателей подводного мира Байкала, а так же показана технология изготовления глиняной рыбы в технике пласта.Материал выполнен в виде учебног...