План-конспект занятия "Рисование животных(техника рисования углем)"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему

Шамшитова Олеся Рафаилевна

План-конспект занятия "Рисование животных (техника рисования углем)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zayats.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Рисование животных (техника рисования углем)»

Цель: познакомить с анималистическим жанром, обучить технике рисования углем.

Задачи:

Обучающие:

- научить детей технике рисования  зайчика углем;

- научить передавать пропорции тела животного.

Развивающие:

- развивать воображение, память;

- развивать творческие способности и интерес к изобразительному искусству.

Воспитывающие:

- воспитывать наблюдательность и аккуратность;

- воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: репродукция Дюрера «Зайчик»,  альбом, уголь;

для педагога: ноутбук, наглядный материал «Техника рисования углем», «Поэтапное изображение зайца, дидактический раздаточный материал «Поэтапное изображение зайца»

Ход занятия

Этапы занятия

Содержание

Оборудование

I.Организацион- ный

Сообщение темы

II.Основная часть

Беседа

Практическая работа

Физкульт-

минутка

III. Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

Вывод педагога

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Успех любого дела зависит от хорошего настроения. Согласны?

Ребята,  посмотрите направо, налево, на своего соседа и улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою улыбку, а я вам подарю свою.

Молодцы, ребята! Какие замечательные у вас улыбки.

      А теперь давайте сядем удобнее и начнем наше занятие.

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной

         Ответ: Ёжик

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, и кур в деревне крадет

          Ответ: Лиса

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

          Ответ: Медведь

По полю скачет – ушки прячет,

Встанет столбом – ушки торчком.

        Ответ: Заяц

Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня будем говорить о животных. Тема  нашего занятия «Рисование животных» Мы научимся работать с таким материалом как уголь и нарисуем зайчика.

Кто скажет, к какому жанру относятся животные?  

Животные относятся к анималистическому жанру, а художников, изображающих животных, называют анималистами. Слово «анимал» с латинского языка переводится как животное.

Анималистический жанр является самым древним. Первобытные люди оставляли на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров, мамонтов. Они преклонялись перед животными, почитали их, как богов, изготовляли магические фигурки птиц и зверей из глины, кости, металла.

Многие художники любили рисовать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибким движением, выразительностью силуэтов. Животных изображали карандашом, красками, углем  такие знаменитые  русские художники, как Илья Репин, Валентин Серов, а также всемирно известные   художники Леонардо да Винчи, Рембрандт, Рубенс, Дюрер. А некоторые из них своё творчество посвятили изображению животных.

Одним из них был   русский художник-анималист Василий Ватагин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику. Он изображал их самыми различными художественными материалами – графическими и цветными карандашами, акварелью, тушью, углем, создавал скульптуры, керамические игрушки. Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира. Это - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы. Особенно  В. Ватагин любил рисовать животных с натуры, наблюдая за ними.

Ребята посмотрите на доску. Кого вы там видите?

На доске вы видите изображение зайца.

В. Ватагин очень любил изображать зайцев.  

Как вы думаете,  каким художественным материалом он их изображал?

Он рисовал их углем. И мы сегодня тоже попробуем нарисовать зайца углем.

Кто скажет, а что называется углем? Где его применяют? (используют в качестве топлива, при изготовлении красок и пластмасс, добывают уголь в шахтах и карьерах)

Прежде чем приступить к рисованию углем, вам необходимо знать  технику безопасности при работе с углем.

При работе с углем запрещается:

  • - брать его в рот,
  • - засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,
  • - размахивать и бросаться углем,
  • - рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа.
  •   В конце занятия использовать влажные салфетки.

Возьмите угольки в руки и проведите сначала прямую линию, держа уголек под прямым углом. У вас получилась тонкая линия.  Теперь проведите линию, положа уголек под наклоном. Получилась жирная линия.

1) «волна» (волнообразные линии);

2) «зигзаг» (начинают снизу, затем вверх, снова вниз);

3) «поворот» (полукруг по часовой стрелке);

4) «спираль» (круговые движения начинаются от центра);

 5) «лимон» (начинают рисунок с наброска формы, затем от края к центру круговыми движениями заполняют форму примерно на половину; при помощи ваты круговыми движениями растирают уголь, добиваясь передачи объемной формы).  

Вы ребята немного отдохнем и  проведем физкультминутку:

Заяц в лес на новоселье,

Приглашает на веселье.

(Руки на поясе, повороты вправо и влево)

В лес к нему пойдём сейчас,

В гости ждёт сегодня нас.

(Шагаем на месте)

Ножки топ, топ, топ - мы идём за поворот.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп - развесёлый мы народ!

(Хлопаем перед грудью и продолжаем шагать)

Ножки выше поднимаем –

По сугробам мы шагаем.

(Поднимаем высоко колени с продвижением вперед)

Солнцу в небе улыбнись,

(Руки поднимаем вверх, поднимаемся на носочки, улыбаемся)

А деревьям - поклонись.

     Теперь, когда вы овладели основными приемами работы  углем, приступим к  рисованию зайца.

Для начала определим композицию. Альбомный лист располагаем горизонтально, берем в руки уголь.

Ребята, скажите, а с чего мы начинаем рисовать зайца? Правильно. (С головы).

Какую геометрическую форму представляет собой голова? (Круг)

Далее изображаем туловище. Какую геометрическую форму собой представляет туловище? Приплюснутый овал.

Ребята, скажите какие части тела мы должны нарисовать после туловища? Лапки и ноги. Правильно.

Бедра представляют собой круг, а ноги вытянутый овал.

Затем  переходим к изображению мелких деталей. Рисуем мордочку, глаза, нос, уши, хвост.

Ребята, как вы, знаете хвост у зайца короткий, волосяной покров равномерно покрывает туловище, шерсть короткая и гладкая.

А теперь, когда мы с вами нарисовали все части тела, необходимо все это соединить. Заяц не может висеть в воздухе, поэтому нарисуем поверхность, на которой он сидит.

Круговыми движениями необходимо немного оттенить туловище и голову, при помощи ваты – передать объем. После наброска основной формы, приступаем к наброску ушей, лап и хвоста.

Рисовать необходимо по форме, т. к. ушки вытянутые, то линии тоже будут прямыми и вытянутыми. Лапки согнуты, поэтому, сначала прорисовываем до сгиба короткими отрывистыми линиями, затем – после сгиба.

Линии должны быть плавными и точно повторять линии тела зайчика.

Посмотрите на свои работы и на работы своих соседей. Вы все хорошо постарались и задания выполнили правильно. И  зайчики у вас получились красивые, с добрыми глазами.

        Ребята вы научились сегодня работать с углем, узнали много интересного и полезного.  

 И так ребята, к какому жанру относятся животные?

Как называют художников, изображающих животных?

  А сейчас предлагаю вам, поделиться своей улыбкой. Выберите, пожалуйста, карточку, которая соответствует вашему настроению:

- фиолетовая – настроение грустное,

- зеленая – настроение хорошее,

- желтая – настроение отличное.

Наше занятие  подошло к концу. И завершаем мы его с хорошим настроением. Спасибо вам за активность и творческий подход.

Эмоциональный настрой

Разгадывание загадок

Слайд 1

Ответы детей

Слайд 2, 3

Слайд 4,5

 Слайд 6-12

Слайд 13-17

Ответы детей

Педагог  выполняет упражнения по изображению разного вида линий на формате A3

упражнение

Ответы детей

Самостоятельная творческая работа

Ответы детей

Каждый ребенок выбирает  и закрепляет карточку своего настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по теме "Инструменты рисования"

План-конспект открытого занятия творческого объединения "Информатика" по теме " Инструменты рисования"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФГОС "Треугольник. Свойство углов треугольника"

Урок с использованием технологии модульного обучения...

ПЛАН – конспект 2 уроков по теме "Измерение углов"

1.      Тема и номер урока Урок 86. Измерение углов, 2 урока в теме 2.      Базовый учебник"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник д...

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования."

План – конспект занятия по информатике по теме: "Язык программирования Pascal. Операторы рисования прямоугольника, установки цвета рисования." Возраст учащихся - 6-7класс. Рассматриваются вопросы испо...

План-конспект урока по изобразительному искусству "Рисование геометрического орнамента в квадрате".

На уроке продолжается формирование у обучающихся умения делить квадрат на равные части, проводить от руки горизонтальные и вертикальные линии, правильно располагать геометрические элементы, следуя обр...

План-конспект урока по теме: “Теоремы об углах, образованных параллельными прямыми и секущей” (геометрия 7 класс, УМК Л.С.Атанасяна и др.)

Урок составлен с использованием электронных образовательных ресурсов как коллекции ФЦИОР, так и разработанных самостоятельно автором данного учебного материала....

План – конспект занятия «СОХРАНИМ КРАСОТУ ПРИРОДЫ» Рисование тюльпана Шренка Направление: изобразительное искусство

Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. ...