Урок по ИЗО "Гербы и эмблемы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Гумерова Элеонора Алинуровна

задание № 21 в аттестационный период (игровые технологии на уроках изо)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovoe_zadanie_no_21.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание № 21

Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Предложите проект урока по преподаваемому Вами предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой, любой на ваш выбор).

Выполнил:

Гумерова Элеонора Алинуровна

                                                                 Учитель изобразительного искусства

МБОУ «Средняя школа № 5»

 

Пояснительная записка.

      В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество.

 Предлагаю проект урока по изобразительному искусству в пятом классе. По программе Б. М. Неменского,  раздел «Декор- человек, общество, время». Урок по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы». Данный урок рекомендую поводить  с использованием  игровых методов. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия с учащимися через реализацию  сюжета средневековья «Геральдический турнир».  При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по  основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровые технологии занимают важное место в уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1)  тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2)  развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3)  преодоление пассивности учеников.

Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст  сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра - важнейшее средство воспитания школьников.  Мир игр очень разнообразен. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.

Урок «О чем рассказывают гербы  эмблемы» по типу - урок первичного предъявления новых знаний. Форма урока – урок игра «Геральдический турнир». Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовки : изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.

Этап проведения: мозговой штурм,  работа с источниками информации, работа в группах, в парах, выступление групп, защита результатов.

Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации по выполнению домашнего задания.

Предлагаю подробно рассмотреть этапы урока «О чем рассказывают гербы  эмблемы» в технологической карте.

 Технологическая карта урока

Цели для ученика

1. Познакомиться с историей возникновения гербов.

2. Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

3.  Создать модель герба команды.

4. Развивать умение давать эстетическую оценку творческой работе.

Цели для учителя

Образовательные

Формировать у учащихся УУД художественными средствами на основе ранее выработанных знаний и навыков в области изобразительного искусства.

Развивающие

Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия парной, групповой  и поисковой работе.

Воспитательные

Расширить представление детей о  символическом  языке в искусстве геральдики, о символах    в современном обществе.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Форма урока

Урок - игра

Опорные понятия, термины

Из ранее изученного иметь представление о социально- знаковой сущности декора (в крестьянском искусстве, в ДПИ Древнего Египта, Древнего Китая, эпохи Средневековья)

Новые понятия

Герольд – человек, читающий гербы.

Геральдика - наука о гербах.

«Богардо»- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки.

«Джостра» - сражение двух рыцарей.

«Ристалище» - сражение двух рыцарских отрядов.

Формы контроля

Первичный контроль

Текущий контроль

Заключительный контроль

Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Гербы»

Основная часть

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

1) Организационный этап.

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари

И жизнь была их нелегка

 В железной амуниции

 

Гордились рыцари собой,

Конями и доспехами,

Играли рыцари с судьбой,

И на турниры ехали.

Проявление интереса к материалу изучения.

Стихотворное приветствие

Личностные:

-самоопределение;

-смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование; учебного сотруднич ества с учителем.

Регулятивные

- настраивать себя на продуктивную работу.

Включение в учебный процесс

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 МИН

Ребята, обратите внимание на кругограмму

                                           

                  Г                             э

     р                         б     б                   л                                              

                                   И                            + мы                        

                                            е                

      ы                 е             е                м

Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

Правильно о гербах и эмблемах. Точнее, о чем они рассказывают.

Презентация.

Внимание на экран, какие ошибки допустил художник.

 Правильно, это должен был быть рыцарь.

Сегодняшний урок покажет нам это в форме игры «Геральдический турнир».

Продолжение показа презентации, рассказывающей об истории гербов, науке геральдике.

На стенде помещен «словарь урока». Вы будете периодически обращаться к нему.

Выдвигают варианты формулировок темы урока.

«Гербы и эмблемы»

Мозговой штурм

Фома объяснения

Наглядный метод

Познавательные:

- осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- мыслительные операции;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять пробные учебные действия;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- отстаивать свою точку зрения;

Фиксация имеющихся предметных учебных знаний

3) Актуализация знаний

HAMSTER.ru * Просмотр темы - Логические задачи

Правила игры:

Две команды участвуют в геральдическом турнире.

Он состоит из трех этапов:

  1. «Богардо»- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки
  2. «Джостра» - сражение двух рыцарей
  3. «Ристалище» - сражение двух рыцарских отрядов

Результаты игры будут отражаться на реальных весах. За каждую победу команда будет получать камень на свою чашу «Весов правосудия». В течение всей игры камни будет распределять Герольд один из учащихся.

Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление).

Инструктаж

Актуализирует норму новой учебной деятельности.

Личностные:

- самоопределение;

-смыслообразование.

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. - - анализировать, сравнивать, делать выводы;

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

Регулятивные :

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

- планировать реализацию целей и задач;

Начало игры

Активизация умственных процессов.

Включение в игру.

4) Первичное усвоение новых знаний.

Все начинается с истории. Откройте учебник стр. 134-138 прочитайте про себя.

Ответы на поставленные вопросы:

1.Зачем людям понадобились отличительные знаки?

2.Что вы можете сказать о языке геральдики?

3.Что означает выражение прочитать герб?

4. Знаешь ли ты как выглядит герб твоего города?

  Вы готовы к открытию

 « Герольдического турнира».

Первый этап «Богардо»- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки.(Задание выбор формы герба отряда и девиза)

Подведение итогов первого этапа отражается на «весах правосудия»

 

Работа с учебником,  ответы учеников на поставленные вопросы

Возможен доклад 3 учеников.

По результатам

опроса выявляются лидеры команд (главные рыцари отряда) для участия в этапе «Богардо»

Работа с книгой, частично-поисковой, практический метод.

Познавательные:

-мыслительные операции;

- извлечение из предметных текстов необходимой информации;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи высказывания,рассуждения, доказательства.

- структурировать знания;

Коммуникативные:

- адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

- координирование в сотрудничестве разных позиций. - высказывать свое мнение;

- контролировать действия партнёра;

- строить монологическое высказывание

Регулятивные:

-планирование

- контроль;

- коррекция;

- оценка. 

Ответы на поставленные вопросы.

Игровая деятельность

физкультминутка

5) Первичная проверка понимания

2 этап «Ристалище» - сражение двух рыцарских отрядов.

Перед  вами алгоритм создания герб. Ваша задача по алгоритму в группе «Рыцарском отряде»,

составить герб своего отряда из заготовок и Представлять герб будет главный рыцарь вашего отряда.

Алгоритм лежит на столе у каждой группы.

Подведение итогов второго этапа отражается на «весах правосудия»

3 этап «Джостра» - сражение двух рыцарей Практическое задание

Изучить Условные изображения на гербах в своем отряде.

Подведение итогов третьего этапа отражается на «весах правосудия»

Алгоритм.

1.форма герба

2. Символ цвета

3.Герольдические фигуры

4. Негерольдичекие фигуры

5. Девиз

Представление гербов отряда  на геральдическом турнире по алгоритму с обоснованием каждого пункта.

Отряды рыцарей выбирают себе соперников из  отряда противника.  Встают на против друг друга, формулируют вопрос для оппонента. Представитель из другого отряда должен дать правильный ответ.

Исследовательский , репродуктивный, практический методы

Гупповая работа.

Защита проекта.

Парная работа

Личностные:

- самооценка на основе критерия успеха;

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действий;

-контроль и оценка  процесса  и результатов своих действий. 

-соотносить информацию, представленную в разных формах;

- группировать и классифицировать изучаемые объекты.

- извлекать необходимую информацию из текста; 

- осуществлять работу в паре (группе);

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

- адекватно воспринимать  оценку учителя 

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- оценивать результаты, анализировать работу

Игровая деятельность в группах

Игровая деятельность в парах

6) Первичное закрепление.

 Подведение итогов игры. На «весах правосудия» наглядно просматривается результат. Где больше камней, тот выиграл.

Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке  вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями?

- Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны.

Герольд объявляет отряд победителей  в «Геральдическом турнире».

Оценивают значимость полученного результата

Отвечают на поставленный вопрос.

Беседа

Личностные:

- самооценка на основе критерия успеха;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действий;

-контроль и оценка  процесса  и результатов своих действий.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей, эмоций;

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные

- принимать и сохранять учебную задачу

- адекватно воспринимать  оценку учителя

Анализ и обобщение игровой деятельности.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

На следующий урок подготовить кроссворд по теме гербы  эмблемы стр. 134-138 ”

Записывают домашнее задание, принимают к сведению инструктаж

инструктаж

Регулятивные УУД - Установление собственного

«Знания/незнания»

Регулятивные УУД - поиск информации в различных источниках,

 Познавательные УУД - воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения той или иной проблемы,

Коммуникативные УУД - структурирование информации по теме, в процессе создания кроссворда. 

Передача информации и восприятие информации

8) Рефлексия

Посмотрите,  как оригинально и творчески решены задания. Работы получились декоративные.

- Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину.

Анализируют готовые продукты каждого отряда в виде герба.

Демонстрация  гербов

Познавательные УУД:

- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку;

- прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала;

- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Подведение итогов урока

Таким образом, я ответила на  вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по изобразительному искусству с использованием игры по ФГОС ООО.

Учитель изобразительного искусства и черчения

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

г.Когалыма                                                                                       Э.А.Гумерова

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №5»                                             П.И. Заремский

«Заверяю»

Специалист отдела кадров

МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №5»                                          А.В.Пономарева

М.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"

Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...

Разработка урока "Гербы и эмблемы"

Разработка урока "Гербы и эмблемы"...

Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...