Урок по ИЗО "Гербы и эмблемы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
задание № 21 в аттестационный период (игровые технологии на уроках изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovoe_zadanie_no_21.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 21
Как использовать технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям? Предложите проект урока по преподаваемому Вами предмету, с использованием игры (имитационной, ролевой, деловой, любой на ваш выбор).
Выполнил:
Гумерова Элеонора Алинуровна
Учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя школа № 5»
Пояснительная записка.
В настоящее время широкое распространение получили нетрадиционные формы уроков, где используются игровые технологии. В образовательном процессе использую занимательные, деловые, ролевые игры. Игра на уроке активизирует учащихся, повышает познавательный интерес. Он вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает работоспособность, которая переходит в творчество.
Предлагаю проект урока по изобразительному искусству в пятом классе. По программе Б. М. Неменского, раздел «Декор- человек, общество, время». Урок по теме «О чем рассказывают гербы и эмблемы». Данный урок рекомендую поводить с использованием игровых методов. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия с учащимися через реализацию сюжета средневековья «Геральдический турнир». При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроке происходит по основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые технологии занимают важное место в уроке, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) преодоление пассивности учеников.
Процесс игры – это пространство самореализации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра - важнейшее средство воспитания школьников. Мир игр очень разнообразен. При правильном подборе игр можно спланировать и создать условия для нормального развития и социализации ребенка.
Урок «О чем рассказывают гербы эмблемы» по типу - урок первичного предъявления новых знаний. Форма урока – урок игра «Геральдический турнир». Игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Проект урока разработан поэтапно.
Этап подготовки : изучение источников, разработка сценария, подготовка материального обеспечения, ввод в игру.
Этап проведения: мозговой штурм, работа с источниками информации, работа в группах, в парах, выступление групп, защита результатов.
Этап анализа и обобщения: вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения – рекомендации по выполнению домашнего задания.
Предлагаю подробно рассмотреть этапы урока «О чем рассказывают гербы эмблемы» в технологической карте.
Технологическая карта урока
Цели для ученика 1. Познакомиться с историей возникновения гербов. 2. Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. 3. Создать модель герба команды. 4. Развивать умение давать эстетическую оценку творческой работе. | Цели для учителя Образовательные Формировать у учащихся УУД художественными средствами на основе ранее выработанных знаний и навыков в области изобразительного искусства. Развивающие Развивать творческую индивидуальность детей их интеллектуальные возможности в процессе участия парной, групповой и поисковой работе. Воспитательные Расширить представление детей о символическом языке в искусстве геральдики, о символах в современном обществе. |
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний | Форма урока Урок - игра |
Опорные понятия, термины Из ранее изученного иметь представление о социально- знаковой сущности декора (в крестьянском искусстве, в ДПИ Древнего Египта, Древнего Китая, эпохи Средневековья) | Новые понятия Герольд – человек, читающий гербы. Геральдика - наука о гербах. «Богардо»- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки. «Джостра» - сражение двух рыцарей. «Ристалище» - сражение двух рыцарских отрядов. |
Формы контроля Первичный контроль Текущий контроль Заключительный контроль | Домашнее задание Составить кроссворд по теме «Гербы» |
Основная часть
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | |
1) Организационный этап. | Когда-то в средние века Повсюду жили рыцари И жизнь была их нелегка В железной амуниции
Гордились рыцари собой, Конями и доспехами, Играли рыцари с судьбой, И на турниры ехали. | Проявление интереса к материалу изучения. | Стихотворное приветствие | Личностные: -самоопределение; -смыслообразование. Коммуникативные: -планирование; учебного сотруднич ества с учителем. Регулятивные - настраивать себя на продуктивную работу. | Включение в учебный процесс | |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 5 МИН | Ребята, обратите внимание на кругограмму
Г э р б б л И + мы е ы е е м Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? Правильно о гербах и эмблемах. Точнее, о чем они рассказывают. Презентация. Внимание на экран, какие ошибки допустил художник. Правильно, это должен был быть рыцарь. Сегодняшний урок покажет нам это в форме игры «Геральдический турнир». Продолжение показа презентации, рассказывающей об истории гербов, науке геральдике. На стенде помещен «словарь урока». Вы будете периодически обращаться к нему. | Выдвигают варианты формулировок темы урока. «Гербы и эмблемы» | Мозговой штурм Фома объяснения Наглядный метод | Познавательные: - осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - мыслительные операции; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; - осуществлять самоконтроль; - выполнять пробные учебные действия; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для собеседника высказывания; - отстаивать свою точку зрения; | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний | |
3) Актуализация знаний | Правила игры: Две команды участвуют в геральдическом турнире. Он состоит из трех этапов:
Результаты игры будут отражаться на реальных весах. За каждую победу команда будет получать камень на свою чашу «Весов правосудия». В течение всей игры камни будет распределять Герольд один из учащихся. | Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления), познавательные процессы (внимание, память, мышление). | Инструктаж Актуализирует норму новой учебной деятельности. | Личностные: - самоопределение; -смыслообразование. Познавательные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. - - анализировать, сравнивать, делать выводы; - устанавливать закономерности, строить рассуждения; Регулятивные : - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - планировать реализацию целей и задач; | Начало игры Активизация умственных процессов. Включение в игру. | |
4) Первичное усвоение новых знаний. | Все начинается с истории. Откройте учебник стр. 134-138 прочитайте про себя. Ответы на поставленные вопросы: 1.Зачем людям понадобились отличительные знаки? 2.Что вы можете сказать о языке геральдики? 3.Что означает выражение прочитать герб? 4. Знаешь ли ты как выглядит герб твоего города? Вы готовы к открытию « Герольдического турнира». Первый этап «Богардо»- торжественный выезд одного рыцаря для демонстрации ловкости и выправки.(Задание выбор формы герба отряда и девиза) Подведение итогов первого этапа отражается на «весах правосудия»
| Работа с учебником, ответы учеников на поставленные вопросы Возможен доклад 3 учеников. По результатам опроса выявляются лидеры команд (главные рыцари отряда) для участия в этапе «Богардо» | Работа с книгой, частично-поисковой, практический метод. | Познавательные: -мыслительные операции; - извлечение из предметных текстов необходимой информации; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи высказывания,рассуждения, доказательства. - структурировать знания; Коммуникативные: - адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; - координирование в сотрудничестве разных позиций. - высказывать свое мнение; - контролировать действия партнёра; - строить монологическое высказывание Регулятивные: -планирование - контроль; - коррекция; - оценка. | Ответы на поставленные вопросы. Игровая деятельность | |
физкультминутка | ||||||
5) Первичная проверка понимания | 2 этап «Ристалище» - сражение двух рыцарских отрядов. Перед вами алгоритм создания герб. Ваша задача по алгоритму в группе «Рыцарском отряде», составить герб своего отряда из заготовок и Представлять герб будет главный рыцарь вашего отряда. Алгоритм лежит на столе у каждой группы. Подведение итогов второго этапа отражается на «весах правосудия» 3 этап «Джостра» - сражение двух рыцарей Практическое задание Изучить Условные изображения на гербах в своем отряде. Подведение итогов третьего этапа отражается на «весах правосудия» | Алгоритм. 1.форма герба 2. Символ цвета 3.Герольдические фигуры 4. Негерольдичекие фигуры 5. Девиз Представление гербов отряда на геральдическом турнире по алгоритму с обоснованием каждого пункта. Отряды рыцарей выбирают себе соперников из отряда противника. Встают на против друг друга, формулируют вопрос для оппонента. Представитель из другого отряда должен дать правильный ответ. | Исследовательский , репродуктивный, практический методы Гупповая работа. Защита проекта. Парная работа | Личностные: - самооценка на основе критерия успеха; Познавательные: - рефлексия способов и условий действий; -контроль и оценка процесса и результатов своих действий. -соотносить информацию, представленную в разных формах; - группировать и классифицировать изучаемые объекты. - извлекать необходимую информацию из текста; - осуществлять работу в паре (группе); Коммуникативные: - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать оценку учителя - осуществлять познавательную и личностную рефлексию; - оценивать результаты, анализировать работу | Игровая деятельность в группах Игровая деятельность в парах | |
6) Первичное закрепление. | Подведение итогов игры. На «весах правосудия» наглядно просматривается результат. Где больше камней, тот выиграл. Я думаю, что все ребята в вашем классе – настоящие рыцари. Потому что своим поведением и умением продуктивно работать на уроке вы помогли мне провести этот урок. И поэтому я хочу посвятить вас в рыцари! Но среди вас есть девочки. Могут ли они быть рыцарями? - Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д'Арк - героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. | Герольд объявляет отряд победителей в «Геральдическом турнире». Оценивают значимость полученного результата Отвечают на поставленный вопрос. | Беседа | Личностные: - самооценка на основе критерия успеха; - следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: - рефлексия способов и условий действий; -контроль и оценка процесса и результатов своих действий. Коммуникативные: - выражение своих мыслей, эмоций; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу - адекватно воспринимать оценку учителя | Анализ и обобщение игровой деятельности. | |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | На следующий урок подготовить кроссворд по теме гербы эмблемы стр. 134-138 ” | Записывают домашнее задание, принимают к сведению инструктаж | инструктаж | Регулятивные УУД - Установление собственного «Знания/незнания» Регулятивные УУД - поиск информации в различных источниках, Познавательные УУД - воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения той или иной проблемы, Коммуникативные УУД - структурирование информации по теме, в процессе создания кроссворда. | Передача информации и восприятие информации | |
8) Рефлексия | Посмотрите, как оригинально и творчески решены задания. Работы получились декоративные. - Посвящаю вас в рыцари. Будьте смелыми, отважными, честными, защищайте свою семью и Родину. | Анализируют готовые продукты каждого отряда в виде герба. | Демонстрация гербов | Познавательные УУД: - систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку; - прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала; - соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; - определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | Подведение итогов урока |
Таким образом, я ответила на вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по изобразительному искусству с использованием игры по ФГОС ООО.
Учитель изобразительного искусства и черчения
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Когалыма Э.А.Гумерова
Директор МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5» П.И. Заремский
«Заверяю»
Специалист отдела кадров
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5» А.В.Пономарева
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...
Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...
Разработка урока "Гербы и эмблемы"
Разработка урока "Гербы и эмблемы"...
Сценарий урока по изобразительному искусству по теме: "О чём нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс ФГОС по программе Б.М.Неменского
Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусст...
Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...
Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"
Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...
"О чём рассказывают гербы и эмблемы. Эмблема своего класса" (ИЗО. 5 класс. по Программе Б.М.Неменского (конспект урока, презентации))
Разработка урока в традиционной форме....