Конструкция головы и её основные пропорции
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Смолина Ольга Васильевна

Главная художественная проблема темы - знакомство с конструкцией головы человека и её пропорциями. К понятию конструкция обращались при изучении формы предметов. Конструкция объектов материального мира справедливо и при разговоре о портрете. Наша голова является таким же материальным объектоми складывается из геометрических форм или тел. Для художников человек был и остается главным объектом изображения. Что бы изобразить человека, передать его внешний облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, их закономерности.Представления об идеальных пропорциях человека сложились в Древней Греции, древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всём.  Прославленный скульптор Поликлет создал знаменитый трактат  «Канон», в котором провёл сложные расчёты пропорциональных соотношений тела человека. И от них мы всё узнали.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktsiya_golovy_cheloveka_i_eyo_proportsii.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Конструкция головы человека и ее основные пропорции»

7 класс

 I. Организационный момент

1. Прозвенел звонок начинаем наш урок.  Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку, наличие карандашей и ластика.

II. Проверка д/з

На прошлом уроке мы изучали тему. Давайте вспомним и посмотрим на слайды, что мы можем сказать? «Образ человека – главная тема искусства», познакомились с жанром – портрет –это художественный образ человека, ещё с видами портрета. Повторим эту тему.

На доске изображено дерево знаний, ответим на вопросы. слайд

  1. Как называется изображение поясного или нагрудного портрета в скульптуре?
  2. Этот портрет имеет цель показать общественное положение героя, такие картины имеют торжественный характер.
  3. А этому  портрету уделялось большое внимание индивидуальным особенностям человека и его внутреннему миру.
  4. Художник изображает на портрете себя.
  5. На картине изображены трое и более людей, как называется этот вид портрета?

Для художников человек был и остается главным объектом изображения. Что бы изобразить человека, передать его внешний облик, необходимо ясно представлять структуру форм человеческого тела, их закономерности. Для этого нужно знать хорошо анатомию. Многие выдающиеся мастера прошлого (Микеланджело) изучали анатомию непосредственно участвуя в хирургических операциях.

На прошлом уроке, мы с вами говорили, какие образует внешние формы голова –череп, мышцы, кожный покров.

Сегодня на уроке мы познакомимся с чем, как вы думаете? С правилами изображения головы человека и её  пропорциями.  

III. Сообщение темы урока.

Тема: Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Цель:  Ознакомление учащихся с закономерностями конструкции головы человека, пропорциями лица человека, развитие наблюдательности, активизация  познавательного интереса к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить  с основными средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве; дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.
  2. Развивающие: развивать наблюдательность.
  3. Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

Оборудование: портретные эскизы людей разных возрастов, выполненные  на мультимедийной  доске зарисовки головы.

Основные понятия:  симметрия, пропорция (запись на доске)

 IV. Изучение нового материала

Когда вы были маленькими, то ваши рисунки с изображением человека  полностью соответствовали детскому стихотворению:

…Точка, точка, запятая,

Вот и рожица кривая….

Прошло несколько лет, и теперь с этой задачей вы будете справляться гораздо лучше. Мы с вами сегодня на уроке, узнаем:

  1. Что необходимо знать, чтобы научиться рисовать портрет.
  2. Какова форма головы.
  3. Как правильно расположить на лице глаза, нос и рот.
  4. Как сделать так, чтобы портрет был похож на изображаемого человека.

Итак, хотите научиться рисовать портрет человека? Давайте учиться!

Соразмерность частей образует красоту формы. Все эти свойства лежат и в основе грамотного рисунка. Именно эту способность необходимо развивать в себе тренировкой.

Представления об идеальных пропорциях человека сложились в Древней Греции, древнегреческие мудрецы всегда искали идеал во всём.  Прославленный скульптор Поликлет создал знаменитый трактат  «Канон», в котором провёл сложные расчёты пропорциональных соотношений тела человека. И от них мы всё узнали.

 Первое, что нам необходимо знать, это её конструкцию. У меня на листе два рисунка, шар и яйцо. Какой из этих предметов больше напоминает форму головы? Правильно, яйцо.

Внимательно рассмотрим яйцо. У него есть широкая часть и середина, сужающая книзу. Также и череп состоит из двух частей. Черепной коробки и лица.

V. Практическая работа

(Порядок выполнения рисунка. Учащиеся выполняют рисунок на альбомных листах. Учитель выполняет рисунок на интерактивной доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица).

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.

На листе бумаге соблюдаем  композицию,  в центре листа рисуем.

  1. Нарисуем две взаимно перпендикулярные линии 10 см на 14 см. Разделим пополам по горизонтали и вертикали (дать понятия: симметрия лица, средняя линия – линия глаз).
  2. Голова имеет яйцевидную форму, рисуем.  Будем соблюдать пропорции-  это соотношение величин всех частей, составляющее одно целое. Слово «пропорция» в переводе с латыни обозначает «соотношение», «соразмерность».
  3. Делим линию глаз на 5 равных частей, проводим линию до низа. Рисуем глаза двумя дугообразными линиями.

Расстояние между глаз равно глазу. Проверяем.

Рисуем глаза: глаз имеет два зрачка. Один большой – цветной, а второй маленький – чёрный. Закрашиваем зрачки. Чтобы глаза не были вытаращенными, прикроем зрачки веком. Глаза – это самая красивая деталь лица. Если глаза закрыты или спрятаны, теряется большая часть выразительных средств. Глаза иногда могут говорить больше, чем слова и по ним мы часто читаем эмоции человека.

Над глазами находятся брови, нарисуем их. Брови над глазами, на расстоянии равной четверти высоты этой части головы. Форму придумайте сами. Закрасим их в направлении от носа.

Рисуем верхнее веко, на котором располагаются ресницы. Ресницы рисуем в направлении от носа. Рисуем нижние ресницы.

VI. Физ. минутка.

На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться

По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять

  1. Рисуем нос. Если научишься рисовать нос – научишься рисовать человека.

Делим нижнюю часть головы пополам, проводим горизонтальную линию – линия носа(кончик). От бровей ведем две параллельные линии переносицы, слегка расходящиеся к кончику носа. Рисуем крылья носа дугообразными линиями. Дугообразными линиями рисуем ноздри.

Часть лица от линии кончика носа до подбородка делим пополам – линия рта. Уголки рта находятся под зрачками. Проводим линии от зрачков вниз. Форма губ разная. От середины двумя дугообразными линиями влево и вправо рисуем верхнюю губу. Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Закрашиваем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, т.к. на неё падает свет. Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

  1. Рисуем уши. Уши располагаются между линиями переносицы и кончика носа. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки. Ухо поначалу представляется очень сложным и требует обучения и практики для достижения точности его изображения.

Итак, основные пропорции уже нарисованные.

Выделяем мягким карандашом: брови, ресницы, зрачок, ноздри, линию рта.

Рисуем волосы. Создайте образ мальчика или девочки и подрисуем шею, чтобы смотрелся цельным портрет. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

 VII. Актуализация знаний

Рисунок головы требует более глубоких знаний и большого опыта.

Рисование человека необходимо начинать с построения обобщенной, но характерной массы всей головы, а затем постепенно работать над выявлением сначала ее больших форм, а затем деталей, составляя их друг с другом, и со всей головой , как в натуре, так и на рисунке.

  VIII. Итог урока

Выставка работ учащихся. Обсуждение. Выставление оценок.

По вашим работам видно, что сегодня вы сделали первый шаг в освоении техники изображения человека. И хотя не все сразу у вас получилось четко и пропорционально, но только пробуя, постоянно зарисовывая какие – либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиваться сходства в портретах.

IX. Домашняя работа.

Принести цветную бумагу, будем выполнять аппликацию по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Конструкция головы человека и её пропорции"

Разработка конспекта урока по ИЗО в 6 классе на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"...

Урок ИЗО в 6 кл по теме "Конструкция головы человека и ее пропорции"

Цель:- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы  человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица....

презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"

презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"...

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Конструкция  головы человека  и её пропорции"...

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского «Конструкция головы человека и ее пропорции».

Тема урокаКонструкция головы человека и ее пропорции.Тип урокаКомбинированныйЦель урокаПознакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица, расположением, формой гл...