Урок ИЗО в 6 кл по теме "Конструкция головы человека и ее пропорции"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

 

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

  человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Бережновская средняя общеобразовательная школа»

Николаевского муниципального  района

Волгоградской области

                                                     

                                                      Работу выполнила

Бочковая Валентина Михайловна,

учитель ИЗО

МКОУ «Бережновская СОШ».

2014 -2015 уч.год.

Ф.И.О. учителя: Бочковая Валентина Михайловна

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 6

Тип урока: изучение нового материала.

Тема урока  «Конструкция головы человека и ее пропорции»

Планируемы результаты:

- получать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

- понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

- овладевать первичными навыками изображения головы человека;

- приобретать новые знания изображения в рисунке и средствами аппликации.

Цель:

- Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы

  человека, пропорциями лица, дать понятие средней линии и симметрии лица.

Задачи:

Образовательная:

- научить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица.

- дать понятие средней линии и симметрии лица.

Развивающая:

- продолжить развивать наблюдательность, творческую активность.

Воспитательная:

- содействовать воспитанию эстетического вкуса, формированию умения  находить красоту, гармонию во внешнем и внутреннем облике человека.

- Активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к  процессу обучения.

Формируемые УУД:

Предметные:

Обучающийся научится:

- понимать закономерности в конструкции головы человека,

- сопоставлять пропорции лица;

- наносить среднюю линию, видеть симметрию лица;

- изображать голову человека с различно соотнесенными деталями.

Метапредметные:

Регулятивные:

- определять проблему в учебной деятельности;

- планировать деятельность для достижения цели в группе;

- оценивать свою работу.

Познавательные:

- понимать информацию, представленную учителем  на учебных

  схемах;

- анализировать фактический материал урока: выделять главное в

  изображении головы человека, доказывать важность соблюдения

  пропорции при выполнении рисунка;

-сравнивать лица людей, видеть характер в портретном

  изображении;

- представлять материал в форме аппликации, наброска и рисунка.

Коммуникативные:

-организовывать работу в группе и сотрудничать с одноклассниками; 

-проявлять взаимодействие, взаимопомощь;

-участвовать в коллективном обсуждении результатов работы.

Личностные:

- развитие познавательных потребностей на основе интереса к  

  изучаемой теме урока;

- развитие  творческих способностей в процессе самостоятельной  

  работы в группе;

- развитие эстетических чувств;

- выработка уважительно-доброжелательного отношения к

  непохожим на себя.

Основные понятия:

Пропорция, средняя линия, симметрия

Ресурсы:

- основные:  альбом, карандаши ТМ, 2М, ластик, линейка, цветная бумага, клей.

- дополнительные :   презентация, мультимедийное оборудование.

Формы урока:

Фронтальная, групповая

                                                           Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Приветствует учащихся.

Проверяет явку учащихся, наличие необходимого оборудования для урока.

Настраивает учащихся на активную творческую работу.

Учащиеся:

Приветствуют учителя.

Дежурные докладывают от отсутствующих на уроке.

Проверяют наличие необходимого оборудования.

2. Актуализация знаний

Учитель:

Ребята, совсем недавно мы с вами отмечали великий день, посвященный самому дорогому на Земле человеку. Кому?

Учащиеся:

Праздник мам отмечался 7 декабря.

Учитель:

Правильно. Накануне этого дня, я стала невольным свидетелем следующего диалога: (приглашает 2 учащихся проиграть сценку)

Сценка.

-Привет, Яна!

-Здравствуй, Ярославна!

-Что ты подаришь своей маме в День Матери?

-Я нарисовала ее портрет! Вот видишь?  (показывает  рисунок-портрет своей

 мамы). А ты чем маму удивишь?

-А я, вот, смотри, тоже портрет! (показывает). Видно же, моя мама – самая

 красивая!, Правда?

-Почему же это?

-У моей мамы красивое лицо, модная прическа, брови вразлет, глаза очень

 добрые, носик – просто загляденье, губки алые, щечки, словно яблочки!

-А у моей мамы лицо овальное, брови треугольные, как крылья, глаза

 большие, немного выпуклые, зрачок темный,  носик острый, ноздри узкие,

 губы полные, только нижняя губа немного выступает над верхней.

-Ты, молодец, я это вижу. Да и маму свою ты точно любишь, впрочем, не

 больше, чем я!

3. Задачи урока:

Учитель:

Ребята, подумайте, какое отношение может иметь диалог двух подруг к теме нашего урока?

Учащиеся:

Девочки любят своих мам, но портреты описали совершенно по-разному?

Яна это сделала эмоционально, с любовью, а Ярославна, с точностью, рассказала обо всех портретных особенностях своей мамы.

Скорее всего, сегодня мы будем учиться рисовать голову человека, соблюдая все тонкости правильного расположения частей лица.

Учитель:

Правильно. Попробуйте сформулировать задачи урока, используя подсказки, потерявшиеся у нас в кабинете.( в кабинете по периметру, по системе здоровьесберегающих методик В.Ф.Базарного – работа с наглядным материалом, максимально удаленным от глаз ребенка, развешаны  глаголы-подсказки: научиться , развивать, воспитывать, проявлять).

Учащиеся предлагают варианты формулировки задач урока.

 Учитель:

А вот (показ на слайде) предлагаемые мной задачи. Хотите ли вы внести изменения в нашу работу? Согласны?

Итак, тема урока «Конструкция головы человека и ее пропорции».

4. Мотивация:

Учитель:

Ребята, как вы думаете, почему важно знать, как правильно рисовать голову человека?

Учащиеся:

 Человек должен понимать  законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность.

5. Изучение нового материала:

Учитель:

Поэт Н.Заболоцкий писал:

Есть лица подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица – подобные жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие – как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Приглашаю вас полюбоваться картинами художников В.А.Тропинина «Портрет сына», Жан-луи Вуаля «Портрет девочки в шляпе».

Скажите, что художники смогли передать на изображениях портретов своих героев?

 

Учащиеся:

Красоту лица человека, его переживания, характер.

Учитель:

Сможем ли мы с вами сейчас приступить к рисованию лица человека?

Учащиеся:

Нет.

Учитель:

Почему?

Учащиеся:

У нас недостаточно знаний для этого.

Учитель:

Какие трудности вы испытывали до сих пор при рисовании портрета человека? Почему ваши рисунки казались нескладными?

Учащиеся:

Очень трудно правильно распределить части лица: глаза, брови, нос, рот и др, чтобы рисунок не вызвал смех.

Учитель:

Избежать это нам поможет знание пропорций.

Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.

К основным частям лица относятся: (продолжите запись предложения самостоятельно)

Учащиеся:

Записывают определение в тетради.

Продолжают: глаза, нос, губы, уши.

                          Подведем итоги первой части нашего урока:

Суперфизкультминутка (звучит запись)

Учитель:

Внимание на экран:

Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его лица.

Откройте альбом: страница слева будет пробником для схематического рисунка головы, а страница справа – для рисунка портрета своего товарища.

Для изображения любого объекта необходимо определить его геометрическую форму.

Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните, лицо человека симметрично. Что это значит?

Учащиеся:

Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.

Учитель:

Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично!.

А как быть с рисованием глаз, бровей, ушей ?

Учащиеся:

Они будут находится на одинаковом расстоянии от носа и справа и слева.

Учитель:

Но как определить линию-ось , на которой будут размещены глаза? Я приглашаю к себе несколько ребят, которые готовы помочь нам найти уровень расположения глаз на лице человека.(выходят 5 человек).

Задание: Постарайтесь определить уровень глаз на лицах своих одноклассников.

Учитель:

1 правило:

Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.

Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка.

2 правило:

А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.

3 правило:

Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.

4 правило:

А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.

(учащиеся выполняют наброски на левой странице альбома)

Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.

А что же касается деталей?

Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза, брови, лоб, волосы. Но, почему мы различаем друг друга?

Учащиеся:

Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.

                      Подведем итоги основной части нашего урока:

Учитель:

Лицо человека – уникальная часть тела. Почему? О чем говорят нам различные выражения лиц? Посмотрите на экран. (демонстрация разных выражений лица – схемы мимики).

Учащиеся:

Различные выражения лица говорят нам о душевном состоянии человека: радости, грусти, унынии, удивлении и др.

Учитель:

Я предлагаю вам сегодня поэкспериментировать с лицами человека. Помните: в портрете главное – не сходство с портретируемым, а собственное отношение художника к человеку.

Работа предстоит в группах. Прошу вас быть в работе дружными, активными и творческими. По ходу работы вы можете менять  группы, свободно передвигаться по классу.

Практическая работа в группах.

Задание для 1 группы:

Используя цветную бумагу, клей, строго действуя по правилам изображения головы человека, создайте различные образы портрета в технике аппликации (не менее 2).

Задания для 2 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, используя готовые вырезанные формы головы и частей лица, добиться разного выражения лица.

Задания для 3 группы:

Используя основные правила изображения головы человека, на альбомном листе справа, выполнить портрет товарища.

Во время практической работы учащихся учитель делает целевые обходы:

  1. контроль за правильностью выполнения задания.
  2. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе.
  3. контроль объема и качества выполнения работы.

Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Обсуждение.

3. Самооценка. На оценочных листах поставьте себе, товарищу и учителю оценку за урок.

Учитель:

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники изображения человека. Но только пробуя, постоянно зарисовывая какие-либо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно изображать человека, добиться сходства в портретах.

Рефлексия:

На магнитной доске прикреплены 3 человечка разного цвета: красного, желтого и зеленого.

Если вы считаете, что урок был для вас полезным и успешным, оставьте свой автограф на зеленом человечке.

Если вы считаете, что урок оставил у вас вопросы по изучаемой теме, оставьте свой автограф на голубом человечке.

Если урок для вас был мучительным местопребыванием, оставьте свой автограф на красном человечке.

Задание на дом:

Выполнить тренировочные зарисовки портрета.

СПАСИБО ЗА УРОК !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Конструкция головы человека и её пропорции"

Разработка конспекта урока по ИЗО в 6 классе на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"...

презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"

презентация к уроку для 6 класса по теме "ПОРТРЕТ. Конструкция головы человека и её пропорции"...

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Конструкция головы человека и её пропорции"

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Конструкция  головы человека  и её пропорции"...

Урок ИЗО в 6 классе. Конструкция головы человека и её основные пропорции

Цель: Знакомить учащихся с закономерностями конструкции головы человека, развивать наблюдательность, активизировать познавательный интерес к окружающему, интерес к процессу обучения....

Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б.М.Неменского «Конструкция головы человека и ее пропорции».

Тема урокаКонструкция головы человека и ее пропорции.Тип урокаКомбинированныйЦель урокаПознакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица, расположением, формой гл...