Раздел «Графика» Тема «Монотипия».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Усольцева Наталья Ивановна

Цель:
Сформировать понятие о методе графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_monotipiya.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4.1.5.1

Раздел  «Графика»

Тема   «Монотипия». 

Время занятия -  40 мин.
Цель:
Сформировать понятие о методе графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы.
Задачи: 
- активизировать познавательную деятельность учащихся посредством  включения их в практическую работу;

- сформировать навык работы в технике монотипии;
- с
одействовать развитию эмоциональной сферы (выражению чувств детей, расширять словарный запас).

Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование:

- кафельная  плитка;

-  альбомные листы, кисти, краски гуашевые;

- валик;

-   мультимедийный проектор;
-  видеофильм «Монотипия».

План занятия:

1.Вводная беседа (2мин).

2. Просмотр видеофильма «Монотипия» (8 мин).

3. Упражнение «Что мы изобразили?»  (5 мин).

4. Основная часть (23 мин).

4.1.  Объяснение последовательности выполнения монотипии (5 мин).

4.2. Упражнение для глаз ( 2 мин).

4.3.  Объяснение задания самостоятельной работы (1мин).

4.4. Самостоятельная работа (15мин).

5. Итоги занятия (2мин).
Ход занятия:
1. Вводная беседа (2мин).

Педагог:

- Здравствуйте ребята!

 Фантазия художника щедра.

Она нам дарит столько неожиданного!

Представь, насколько жизнь была б бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.  

Как вы думаете ребята, о чем говориться в этом эпиграфе?

(дети отвечают)

Педагог:

- Во все времена художники искали разные способы, а иначе говоря - техники изображения. На сегодняшний день количество техник не пересчесть.  Существует техники причудливые и необычные в своём исполнении. Сегодня мы с вами погрузимся в мир фантазии и воображения. Но самое главное, я познакомлю вас с новой техникой выполнения рисунка – монотипией. Изучение этой техники является главной задачей нашего занятия.

Монотипия – это графическая техника. Состоит из двух древнегреческих слов «Моно — один, типия — отпечаток». Монотипия как вид искусства максимально пробуждающая фантазию и образное мышление.

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.
На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
 Отсюда и название  монотипии -  один  отпечаток. Количество красок в монотипии - неограниченно.

Сейчас мы посмотрим видеофильм, который познакомит нас с новой техникой – монотипией.

2. Просмотр видеофильма «Монотипия» (8 мин).

Вопросы к просмотру:

- вам понравилась новая техника?

-  какие материалы  используют в монотипии?

- к какому виду искусства относится техника монотипия?

(дети отвечают)

3. Упражнение «Что мы изобразили?»  (5 мин).

Педагог:

- Ребята, давайте немного пофантазируем, а заодно попрактикуемся в исполнении новой техники. Нанесите хаотично различные цвета гуаши на кафельные плитки, а потом отпечатайте цветные пятна на лист бумаги.

(дети выполняют упражнение)

Педагог:

- Посмотрите внимательно на получившиеся причудливые формы. Что они вам напоминают?

(дети отвечают, идёт коллективное обсуждение полученных изображений)

4. Основная часть (23 мин).

4.1.  Объяснение последовательности выполнения монотипии (5 мин).

Педагог:

- Ребята, вы получили причудливые изображения, но изображение в монотипии можно контролировать и корректировать. Давайте изучим основные этапы техники, в которой сегодня мы будем работать.

1-ый этап: подготовительный. Необходимо устроить рабочее место, приготовить инструменты и художественные материалы. Не забывайте о мерах предосторожности! Краску надо использовать по назначению, а не пачкать соседа напротив.

(дети смеются)

Педагог:

- 2-ой этап:  нанесение рисунка на плитку. Здесь вы можете полностью отдаться своей фантазии. Но лучше изображать уже задуманный рисунок.

3-ий этап: нанесение листа бумаги на изображение. На этом этапе лист придавливают к изображению, можно воспользоваться для большего давления валиком. Одно правило – если краска во время выполнения рисунка подсохла на плитке, лист бумаги необходимо предварительно намочить водой.

4-ый этап: получение оттиска. Оттиск это отпечаток. На этом этапе необходимо аккуратно снять лист бумаги с полученным изображением с плитки.

5-ый этап: коррекция или дополнение изображения. Этот этап не обязателен, но воспользовавшись кистью и краской, вы можете сделать изображение более четким и прорисованным.

(во время объяснения педагог показывает детям примеры технологии)

Педагог:

- Теперь мы вооружены новыми знаниями и, прежде, чем использовать их на практике давайте повторим основные этапы монотипии.

Педагог в разнобой спрашивает детей об этапах, дети отвечают.

4.2. Упражнение для глаз ( 2 мин).

Физ. минутка.

4.3.  Объяснение задания самостоятельной работы (1мин).

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним, какую главную задачу мы поставили в начале занятия.

(дети отвечают)

Педагог:

- Для подтверждения полученных знаний мы выполним самостоятельную практическую работу.

Задание: Выполнить рисунок «На морском дне» в технике монотипия.

Критерии успешной работы:
Аккуратность, внимание.

4.4. Самостоятельная работа (15мин).

Дети выполняют монотипию по изученной технологии. Тема задания для всех одна. На кафельную плитку наносят только изображение фона рисунка. После получения оттиска лист немного просушивают, затем добавляют при помощи кисти и красок рисунок плавающих рыбок, рельеф дна, кораллы.

5. Итоги занятия (2мин).
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения правильно использованной технологии монотипии и точностью прорисовки. 
Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Итоговый опрос занятия:
- какая задача стояла сегодня перед нами?
- кто достиг поставленной задачи?
- что удалось в работе?
- что не удалось?

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс МОНОТИПИЯ

Я знаю, как это делать! Я научу вас!         ТЕМА: МОНОТИПИЯ - ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. ЦЕЛЬ: Передача преподавательского опыта участникам мастер - кл...

Открытый урок ИЗО на тему: "Монотипия (кляксография) страна чудес"

Урок изобразительного искусства "Монотипия (кляксография) страна чудес". Для 6 класса.  Монотипия-отпечаток. Собраны рисунки в этой технике как мастеров монотипии, так и работы учеников МБОУ...

Монотипия

Монотипия представляет собой графическую технику, которая относится к разновидности плоской печати.В условиях мастерской монотипию можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, масл...

Монотипия

Монотипия представляет собой графическую технику, которая относится к разновидности плоской печати.В условиях мастерской монотипию можно выполнять различными материалами (акварелью, гуашью, масл...

Летняя монотипия

Увлекательное и простое занятие для детей и взрослых. Попробуйте!...

Цветы в вазе в технике "Монотипия".

В данной презентации показан поэтапный ход работы учащихся по созданию сисунка с помощью пальцев....

Раздел «Графика» Тема «Снятие изобразительности».

Цель:Изучение соотнесения между собой различных форм и закономерностей художественно-образной организации сюжетно-изобразительных и формально-выразительных композиционных произведений....