Раздел «Графика» Тема «Снятие изобразительности».
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Усольцева Наталья Ивановна

Цель:
Изучение соотнесения между собой различных форм и закономерностей художественно-образной организации сюжетно-изобразительных и формально-выразительных композиционных произведений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 4.1.5.1

Раздел  «Графика»

Тема   «Снятие изобразительности». 

Время занятия -  40 мин.
Цель:
Изучение соотнесения между собой различных форм и закономерностей художественно-образной организации сюжетно-изобразительных и формально-выразительных композиционных произведений.
Задачи:

 - на основе выбранного реалистично-живописного  художественного произведения провести анализ его идейно-смыслового содержания и художественно-композиционных средств образной выразительности использованных автором;

- познакомить с понятием «формальная композиция», его отличительными признаками;
-  активизировать познавательную деятельность учащихся посредством  включения их в практическую работу;
- с
одействовать развитию эмоциональной сферы (выражению чувств детей, расширять словарный запас).

Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование:

- репродукции картин Н.Рериха «Гималаи»;

- наглядный материал стадий изображения;

- калька;

- копировальная бумага;

- альбомные листы;

- карандаш;

- тушь;

- кисть, акварельные или гуашевые краски;

-  мультимедийный проектор;
-  презентации «Николай Рерих. Гималаи», «Формальная композиция».

План занятия:

1.Вводная беседа. Знакомство с понятиями «снятие изобразительности», «формальная композиция»  (10мин). 

2. Просмотр серии картин Николая Рериха «Гималаи» (5 мин).

3. Основная часть (23 мин).

3.1.  Объяснение последовательности выполнения (5 мин).

3.2. Упражнение для глаз ( 2 мин).

3.3.  Объяснение задания самостоятельной работы (1мин).

3.4. Самостоятельная работа (15мин).

4. Итоги занятия (2мин).
Ход занятия:
1. Вводная беседа. Знакомство с понятиями «снятие изобразительности», «формальная композиция»  (10мин).

Педагог:

- Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Снятие изобразительности». Что же это такое – снятие изобразительности, понятие нам не известное. Снять изображение, значит сделать некую копию. Ребята, назовите, какие формы снятия изобразительности вы бы могли привести в пример.

(фотография, копия рисунка)

Педагог:

- Снятие изобразительности даёт возможность проникнуть в «художественную лабораторию» автора произведения, как бы «рассекретить» сам процесс творческого акта и вникнуть в его смысловую структуру, а также, что особенно важно, на наглядном примере увидеть способы достижения гармоничного единства содержания и формы, цели и средства, главного и второстепенного. Существует немало примеров достижения аналогичных целей с помощью копирования работ известных мастеров искусства. Однако задача нашего занятия не стоит в  прямом копировании. Основной акцент в работе ставится на тщательный содержательный анализ художественного произведения, детальное рассмотрение того, как и на чём строится основная конфликтная ситуация, её главный стержень. Следовательно, мы будем не просто копировать изображение, а при помощи удаления частного, перейдём к общему изображению, акцентируясь на главном цвете, форме, настроении и впечатлении копируемой композиции. Изображение упрощенноё называется – формальная композиция.

Формальная композиция строится из линий и пятен, она выражает логику композиционного построения. Иногда композицию такого типа называют неизобразительной. Это пространство художественных образов, не существующих в реальности, не имеющих рационально-практической значимости

В формальной композиции важен не сюжет, а исключительно законы и принципы ее собственного построения, пластические формы. Ее содержание формально. Эмоциональное воздействие на зрителя оказывает художественно форма, цветовой и пластический строй произведения.

Элементы любого композиционного произведения — объект и пространство, но в отличие от рассмотренных ранее типов, в формальной композиции используются не реально существующие предметы (предметные формы), абстрактные объекты. Эти объекты могут возникнуть в результате пределы упрощения форм реальных предметов или быть созданы из геометрических фигур или буквенных знаков.

При рассматривании композиции из реальных объектов, определяют сюжет живописного полотна, гобелена или натюрморта, возникает эмоциональный образ, который усиливается цветовым, ритмическим, пластически строем произведения. В случае формальной композиции сами формы эмоционально воздействуют на зрителя и вызывают определенно ассоциации. Это происходит потому, что принципы построения формальной  композиции составляют основу любого произведения графического дизайна, являются общими для всех типов композиции.

 Формальная композиция имеет три основных признака:

- единство;

- соподчинение;

- равновесие.

 Давайте посмотрим примеры изображений в формальной композиции.

Демонстрация слайдов из презентации  «Формальная композиция»

Педагог:

- Каково ваше впечатление?

(дети отвечают)

Педагог:

- Какие отличительные признаки имеет формальная композиция?

(дети отвечают)

2. Просмотр серии картин Николая Рериха «Гималаи» (5 мин).

Педагог:

- На нашем занятии мы будем снимать изобразительность с репродукций картин известного русского художника начала 20 века Николая Рериха.

Гималайские этюды Николая Рериха – явление в мировом искусстве уникальное. Они открыли нам красоту горного мира Востока, дух Гималаев, где Космос в едином потоке сливается с планетой.  Картины серии «Гималаи» Николай Рерих создавал в течение многих лет, в том числе и в походных условиях  Центрально-Азиатской экспедиции, которые диктовали их небольшой формат и темперную технику исполнения.  Они своего рода живописные страницы путевого  дневника, где реальные гималайские пейзажи наполнены духовным опытом художника. Образы Гималаев стали сердцем его творчества. Давайте познакомимся с серией Рериха «Гималаи».

Демонстрация слайдов из презентации  «Николай Рерих. Гималаи»

Педагог:

- Ребята, какие впечатления вызывают у вас картины Рериха?

(дети отвечают)

Педагог:

- Все эти работы выполнены пастелью на небольших форматах картона. Видите, сколько можно изобразить на столь небольшом формате, какие цветовые гаммы можно передать, но наша задача – выявить главные образы, упростить изображение.

3. Основная часть (23 мин).

3.1.  Объяснение последовательности выполнения (5 мин).

Педагог:

- Ребята, вы должны будете выполнить снятие изобразительности в несколько этапов.

Этапы:

1-ый этап:  выбрать одну из репродукций Николая Рериха, проанализировать её, понять духовное настроение и цветовую гамму произведения, поскольку цвет напрямую отображает настроение.

2-ой этап: снять копию изображения произведения  на кальку.

3-ий этап: изображение с кальки перенести на лист бумаги.

4-ый этап: на  листе бумаги удалить все второстепенные детали репродукции, сконцентрировать своё внимание на центре композиции, её идеи. Композиция упрощается, становится формальной. Вы можете по своему воображению изменить саму репродукцию, но основная идея художника Н.Рериха, дух его картины, должны остаться неизменными, чувствоваться в формальной композиции.

(показ наглядного материала стадий изображения)

3.2. Упражнение для глаз ( 2 мин).

Физ. минутка.

3.3.  Объяснение задания самостоятельной работы (1мин).
Задание: При помощи снятия изображения выполнить на листе бумаги формально-сюжетную композицию.

Тема рисунков: «Горы Николая Рериха».
Критерии успешной работы:
Аккуратность, внимание.

3.4. Самостоятельная работа (15мин).
Дети поэтапно выполняют задание. Наличие фона обязательно. Возможно добавление в композицию своих фантазий.
4. Итоги занятия (2мин).
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения правильного применения главных признаков формальной композиции.
Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика.

Итоговый опрос занятия:
- какая задача стояла сегодня перед нами?
- что удалось в работе?
- что не удалось?

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная изобразительная деятельность и формы её организации на уроках изобразительного искусства

Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Но порой мы, взрослые, недооцениваем того влияния, которое оказывают на формирование чувств ребенка повседневные жизненные ситуации, люди, ...

"Развитие изобразительных навыков у детей с ЗПР в процессе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

Консультация для воспитателей и педагогов реабилитационного центра. Работая с детьми  с задержкой психического развития, я пришла к выводу, что развитие у них  изобразительных навыков...

"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны

Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и  практическое зн...

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Раздел «Графика» Тема «Монотипия».

Цель:Сформировать понятие о методе графики, называемой «монотипия», с новой технологией в декоративно-прикладном творчестве, способам и последовательностью выполнения работы....

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...