Отражение быта в искусстве Революционной России ХХ века.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 8 класс)

Бессонов Александр Федорович

АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой Товарищества передвижников на последней 47-й выставке товарищества, проходившей в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Леонтьевском переулке в Москве. Эта речь на закрытии выставки называлась «Об отражении быта в искусстве» и ставила реализм поздних передвижников в образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьян, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx27.58 КБ
Файл prezentatsiya1_0.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока в 9 классе на тему:

«Ассоциация Художников Революционной России»

Тема: Ассоциация Художников Революционной России.

Тип урока: спаренный, комбинированный.

Цели:

  • Формировать элементы информационной культуры;
  • Развить умение оценивать качество и достоверность информации, ориентироваться в медиасреде;
  • Развить потребность в информации;
  • Привить компьютерную грамотность.

Задачи:

  • поиск необходимой информации;
  • анализ и обработка информации;
  • составление презентации.

Оборудование: Компьютерный класс; проектор, проекционный экран.

План урока:

1.Организационный момент - 5мин.

2.Объяснение нового материала (презентация) – 10мин.

3.Раздача и объяснение задания - 3-5мин.

4.Самостоятельная работа – 40мин.

5.Подведение итогов: организация просмотра презентаций, обсуждения выполненных работ - 20-25мин.

6.Коллективное оценивание - 3-5мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих. Объявление темы занятия.

  1. Объяснение нового материала .

 Просмотр презентации-примера на тему:«Ассоциация Художников Революционной России».

 [1]АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой Товарищества передвижников на последней 47-й выставке товарищества, проходившей в 1922 году в Доме работников просвещения и искусств в Леонтьевском переулке в Москве. Эта речь на закрытии выставки называлась «Об отражении быта в искусстве»[2] и ставила реализм поздних передвижников в образец для воплощения «сегодняшнего дня: быта Красной Армии, быта рабочих, крестьян, деятелей революции и героев труда, понятный народным массам».[3] Павел Радимов встал во главе нового объединения. Авангард был объявлен «вредными измышлениями».Первое собрание состоялось на квартире портретиста Малютина, одного из авторитетных мастеров старой России [4]   1 мая 1922 года на Кузнецком мосту открылась «Выставка картин художников реалистического направления в помощь голодающим», которая в дальнейшем стала считаться первой выставкой АХРР. АХРР с первых своих шагов заручилася крайне солидной материальной поддержкой со стороны руководства Красной Армии (в лице Ворошилова).С АХРР фактически слилось Товарищество передвижников.[5] Начиная с этого момента, передвижники как организация фактически прекратили своё самостоятельное существование. Вдобавок, мощная организация активно вбирала в себя более мелкие художественные объединения. В АХРР вошли члены Нового общества живописцев, группа «бубновый  валет», художники из объединения «Бытие», из общества «Четыре искусства». Кроме того, стремлением к реалистичности ахровцы привлекли в свой стан зрелых живописцев, отвергавших авангард это как  А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, В. Н. Бакшеев и др., а также скульпторов М. Г. Манизер, С. Д. Меркуров[6].Среди тех, кто позже пополнил ряды АХРР, также было немало живописцев, получивших признание до революции: И. И. Бродский,  Е. Е. Лансере, М. Б Греков, К. С. Петров-Водкин  и др..[7]

Она стремительно разрасталась: уже к лету 1923 года она насчитывала около трёхсот членов. Стали возникать областные и республиканские филиалы. К 1926 году их насчитывалось уже около сорока.[8]

В 20-е годы, период расцвета русского авангарда, также желавшего работать на пользу революции, АХРР решительно противопоставила себя этим мастерам, пользовавшимся новым художественным языком. Опираясь на наследие передвижников, считавших, что «искусство должно быть понятно народу», ассоциация целенаправленно создавала полотна, которые не вызывали бы отторжения массовой аудитории (в целом необразованной) своей сложностью. Одним из компонентов стала абсолютная реалистичность живописи, вторым — выбор тем, опиравшийся на социальный (и партийный) заказ — революция, советский быт и труд.[9]Типичные черты произведений ахровцев — это чёткая повествовательность, консервативная «реалистичность», попытка воссоздания исторического или современного события (то есть — героизированная документальность).  Как например, на картине Н. С. Самокиша «Бой за знамя. Атака». 1922 года[10]

Художники АХРР стремились сделать свою живопись доступной массовому зрителю той поры и поэтому в своём творчестве они часто механически использовали бытописательский язык позднего передвижничества.[11] Кроме «героического реализма» в их работах также проявлялись тенденции бытописательства и натурализма, хотя это, как позже отмечали советские критики, «часто приводило к мелкотемью и иллюстративности»[12].
Несмотря на «народность» темы, работы
супрематистов не были теми картинами, которые советская власть могла рекомендовать красным уголкам в различных городах страны: у неподготовленных «трудящихся масс» такие картины вызывал непонимание и смех.

Главной задачей[13] члены Ассоциации считали создание жанровых картин на сюжеты из современной жизни, в которых они развивали традиции живописи передвижников и «приближали искусство к жизни».

[14] Ахровцы боролись с левыми направлениями в искусстве, наносившими, по их мнению, большой вред реалистической живописи, стремились доказать необходимость существования станковой сюжетной картины, боролись с лозунгом «искусство для искусства». 

Они активно воплощали свой лозунг «художественного документализма»: чрезвычайно распространённой была практика выезда на натуру.[15] Живописцы шли на фабрики и заводы, в красноармейские казармы, чтобы там наблюдать жизнь и быт своих персонажей. В период подготовки выставки «Жизнь и быт народов СССР» все участники побывали в самых отдалённых уголках страны и привезли оттуда значительное число зарисовок, лёгших в основу их произведений. [16]  Была воплощена концепция творческих командировок — живописцы отправлялись в поездки вместе с экспедициями Академии наук, геологами-разведчиками, строителями.

[17]   Главным направлением деятельности АХРР в 1920-е годы были выставки. Ею было организовано около 70 выставок в столице и других городах филиалов Ассоциации ХРР. Эти выставки имели характер всесоюзных отчётно-тематических экспозиций. Ахровцы ввели в свою практику тематический принцип выставок: [18]например, «Жизнь и быт Красной Армии», «Жизнь и быт рабочих», «Революция, быт и труд» и др.

Эти выставки, объединённые единым тематическим стержнем, были новым явлением и имели большой успех у зрителей. В Москве было организовано 11 выставок, которые были самыми крупными.[19]

Большую роль сыграли художники АХРР в деле освоения новых для советского искусства тем, например, советского пейзажа, оказав влияние на представителей разных художественных групп того времени.[20] Безусловно, они повлияли на сложение теории социалистического реализма в живописи — понятия, впервые появившегося в газетах в 1932 году — в год роспуска АХРР.[21]    Социалисти́ческий реали́зм, соцреали́зм — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». [22]Соцреализм теоретически опирается на философские принципы историзма и диалектического понимания бытия, частично восходит к русской и зарубежной реалистической традиции в искусстве, однако несет в себе новое, ранее невоспринимаемое идейное содержание, заложенное диалектико-материалистической философией и коммунистическими идеями марксизма во второй половине XIX—начала XX вв.

3.Раздача и объяснение задания.

Учащиеся группируются по 2-3 человека.

Задача групп создать презентации, ориентируясь на пример, о биографии и творчестве таких художников как:  

  1.  Радимов П.А.
  2.  Репин  Ю.И.
  3. Петров-Водкин К.С
  4. Лансере Е. Е.
  5. Самокиша Н.С.
  6. Греков М.Б.
  7. Бродский И. И.
  8. Малютин С.В.
  9. Терпсихоров. Н. Б.
  10.  Герасимов А.М.

4.Самостоятельная работа.

 Сбор и анализ необходимой информации для презентации. Составление презентации. Индивидуальная работа учителя с группами.

5. Подведение итогов

Организация просмотра презентаций, Совместное обсуждения выполненных работ. Коллективный анализ ошибок  и оценивание работ.

6. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АССОЦИАЦИЯ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ 1922-1932 гг. «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве» Из декларации АХРР 1922 года

Слайд 2

«Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления,…» Из декларации АХРР 1922 года. Павел Александрович Радимов 1887-1967гг.

Слайд 3

Сергей Васильевич Малютин 1859-1937гг. «…Художник явно находит своего зрителя, зритель явно начинает узнавать в художнике своего художника» Луначарский А.В. седьмая выставка АХРР

Слайд 4

Ю.И. Репин Стреляй. 1921 г. «Оглядел я выставку эту, До чего хороша по сюжету! Насчет тени, фона И тона И насчет светового канона Я судить не берусь: На канон я гляжу, как на молнию гусь…» «Ахраровцы» Демьян Бедный, (1925 год, к VII выставке АХРР)

Слайд 5

Руководители АХ P Р: Е. А. Кацман, И. И. Бродский, Ю. И Репин, А. В. Григорьев, П. А Радимов (1926г.)

Слайд 6

ПЕТРОВ-ВОДКИН К.С. 1878-1939 гг ЛАНСЕРЕ Е. Е. 1875-1946 гг БРОДСКИЙ И. И. 1883/1884-1939 гг ГРЕКОВ М. Б. 1882-1934 гг

Слайд 7

К.С.Петров-Водкин Портрет Ахматова Анна Андреевна 1922 г

Слайд 8

Не учен. Не понятно. В светотенях не смыслю, увы, ни аза, Знаю только: вот это смотреть мне приятно, А вот это мне режет глаза. «Ахраровцы» Демьян Бедный, (1925 год, к VII выставке АХРР)

Слайд 9

Н. С. Самокиша «Бой за знамя. Атака». 1922

Слайд 10

М.Б.Греков .Пушки на снегу в лунную ночь. 1922 г.

Слайд 11

К.С.Петров-Водкин Портрет Ахматова Анна Андреевна 1922 г С.В. Малютин Портрет писателя Д. А. Фурманова. 1922 г

Слайд 12

Н. Б. Терпсихоров. «Первый лозунг», 1924

Слайд 13

Ф.С.Богородский « Беспризорные играют в карты» 1926 г.

Слайд 14

Н. А. Касаткин. «Пионерка с книгой», 1926 г.

Слайд 15

Б.В.Иогансон, «Рабфак идет», 1928,

Слайд 16

К. С.Петров-Водкин Смерть комиссара. 1928 г.

Слайд 17

П.А.Радимов . Улица в Казани.1929 г .

Слайд 18

И.И. Бродский. «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года», 1929 г.

Слайд 19

Герасимов А.М. В. И. Ленин на трибуне. 1930г.

Слайд 20

А.М. Герасимов В. И. Ленин на трибуне. 1930г

Слайд 21

М.Б. Греков Знаменщик и трубач. 1934 г.

Слайд 22

А. А. Рылов. «Ленин» 1934 г.

Слайд 23

Б.Н. Яковлев « Москва. Вид на Кремль со стороны Москворецкого моста.» 1936г

Слайд 24

Руководители АХ P Р: Е. А. Кацман, И. И. Бродский, Ю. И Репин, А. В. Григорьев, П. А Радимов (1926г.)

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализм в музыке, литературе и изобразительном искусстве в России, в XIX и XX веке. (внеклассное мероприятие)

Познакомить учащихся с  историей искусства и культуры нашей страны, великой  России, которая на протяжении многих веков создавала свою самобытную культуру и сегодня имеет возможность гордить...

Кроссворд "Отражение Первой мировой войны в поэзии Серебряного века"

Данный кросворд составлен по страницам биографии и творчества тех поэтов Серебряного века, которые так или иначе связаны с Первой мировой войной. Можно использовать на заключительном занятии по поэзии...

Искусство портрета России 19 века

В данной методической разработке происходит сравнительный анализ портретистов 19 века, выявляются особенности характеров главных героев....

контрольный тест по искусству России XX века для 11 класса

контрольный тест по искусству России XX века для 11 класса...

Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...

Презентация по теме: Искусство России 17 века

Презентация содержит текстовый и иллюстративный материалы о развитии в России в 17 веке архитектуры и  живописи: черты развития, история возникновения памятников культуры 17 века...