Искусство портрета России 19 века
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

В данной методической разработке происходит сравнительный анализ портретистов 19 века, выявляются особенности характеров главных героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portretisty_19_veka.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великие портретисты 19 века России.

Цель урока: обобщить знания  о жанре портрета, развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Показать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Познакомить  учащихся с творчеством великих мастеров  европейского  и русского искусства.

Задачи: Познакомить учащихся  с известными портретистами  Европы и России.

Понимать значение великих портретистов для характеристики эпох.


Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с особенностями живописного портрета на примере художников европейского и русского искусства.

Приобретать  творческий опыт  и новые умения  в наблюдении и создании композиционного  портретного образа.

Регулятивные:  

Уметь рассуждать о соотношении личности портретируемого  и авторской позиции  художника в портрете.  Проводить контроль и самоанализ ,полученных знаний.

Познавательные: Знать основные вехи в истории развития  портретного жанра  в отечественном искусстве. Приводить примеры известных художников портретистов. Уметь  анализировать, сравнивать, обобщать, формулировать выводы.

Коммуникативные: воспринимать авторскую позицию художника; уметь ощущать себя частью дружного коллектива, помогать коллективу в решении ответственных задач; брать на себя инициативу и учитывать интересы одноклассников в зависимости от ситуации.

Предметные:  Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении  и создании композиционного портретного образа
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 Тип урока: информационно-сообщающий.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и материалы: ПК, проектор, экран, художественные материалы, учебник для 6 класса Л.А. Неменская «Искусство в жизни человека».

^ Зрительный ряд: презентация учителя, презентации, созданные обучающимися (В.Л.Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной», И.Н.Крамской «Неизвестная», И. Н. Крамской  «Портрет А. С. Пушкина).

 Музыкальный ряд:  Глинка « Вальс – фантазия».


Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

 Хочется начать наш урок со слов Н.Заболоцкого:

                             Любите живопись, поэты!

                             Лишь ей единственной дано

                              Души изменчивой приметы

                              Переносить на полотно…

Зрительный ряд: проекция на экран альбома «Великие портретисты»

 Музыкальный ряд:   В паузах – выступления искусствоведов и поэтов.

3. Актуализация знаний.

Какие  виды  живописи вы знаете? Выслушиваем ответы детей: натюрморт, портрет, батальная живопись, маренисты ) Сегодня мы познакомимся со знаменитыми портретами 19 века.

Как вы думаете, какие цели поставим перед собой, на какие вопросы ответим?

4.Знакомство с новым материалом.

1 слайд : Портрет М.И.Лопухиной.

Я.Полонский. «К портрету М.И.Лопухиной».

          Она давно прошла – нет уже тех глаз

          И той улыбки нет, что молча выражали

           Страданье – тень, любви и мысли – тень печали…  

           Но красоту её Боровиковский спас.

         Так часть души её от нас не улетела.

         И будет взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать – молчать…»

Искусствовед: (учащийся)

       Это стихотворение Я.Полонского «К портрету М.И.Лопухиной». Оно

может служить эпиграфом ко всему творчеству В.Боровиковского.

       Портрет М.И.Лопухиной признанный шедевр Боровиковского. Он воплотил здесь представления своего времени о женской прелести.

          Прелести удивительной, почти неземной, однако, увы, недолговечной – Лопухина скончалась в возрасте 22 лет. Но пока ничто не омрачает её прекрасных черт – это подлинно гармоничный человек в расцвете красоты. Колористическое решение холста продиктовано замыслом. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона – нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс – голубые васильки, сиреневая шаль – сиреневая роза.

              Боровиковский – виртуоз живописной техники. С каким покоряющим мастерством передаёт он теплоту человеческой кожи, материальность предметного мира.

2 слайд. Портрет  А. С. Пушкина

 Вспомним высказывание великого А. С. Пушкина о своем портрете: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.»

- Докажите, правоту поэта.

Предполагаемы ответы детей.( Похожесть образа, похожесть лица, в образе поэта  раскрывается величие этого человека, атрибуты, которые сопровождают портрет: лира, шарф ,бант.)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

  И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

 ‎И не оспоривай глупца.

3 слайд И. Н. Крамской « Портрет  неизвестной.»

        «искусствовед»

        - В ноябре 1883 года на XI выставке передвижников появилась картина Н.Н.Крамского с изображением красивой темноволосой дамы. Холст получил название «Неизвестная».

         Художник скрыл имя прекрасной модели, что и будоражило воображение современников. Кто она, эта неизвестная?

             Особенно популярной стала эта картина с появлением блоковского стихотворения «Незнакомка».

         «поэт» (учащийся)

Блок. Незнакомка.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Искусствовед»:      - Дама недоступна в своей величавой красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе.

        Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

        Современники долго спорили о том, кто изображён на картине. Некоторые видели в ней Анну Каренину Толстого, кто-то узнавал известных актрис того времени. Некоторые находили сходство с петербургскими аристократками. А что, если какого - то конкретного прототипа не существовало?

            «Неизвестная» - образ собирательный, плод воображения Крамского. И хотя имя этой дамы неизвестно, но, как справедливо заметил один из критиков прошлого столетия, «в ней сидит целая эпоха».

    Звучит музыка, смена слайда.

4. Повторение и обобщение изученного.

А теперь вернёмся к портретам и дадим краткую характеристику каждому

( по трём признакам: по количеству изображенных людей; камерный-парадный; в рост- погрудный -поясный ит.д.)

Дети высказывают свое мнение

«Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека. Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник».

5. Практическая часть.

Учащиеся разбиваются на 3 команды. Задание: собрать портрет из мозайки,определить название и художника.

6. Рефлексия.

Проверка . Слайды. Оцените свою работу на уроке, используя слова:

- Я узнал…..

- Я повторил…

- Меня удивило…

- Мне было интересно…

- Теперь я знаю…

Ребята, вы  молодцы. Спасибо за вашу работу.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский портрет 18 века. Проверочная работа по МХК

На слайдах предствлены вопросы по работам Никитина, Рокотова, Антропова и Левицкого. На последнем даны ответы....

Реализм в музыке, литературе и изобразительном искусстве в России, в XIX и XX веке. (внеклассное мероприятие)

Познакомить учащихся с  историей искусства и культуры нашей страны, великой  России, которая на протяжении многих веков создавала свою самобытную культуру и сегодня имеет возможность гордить...

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Акварельный портрет 20 века"

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Акварельный портрет 20 века" содержит богатый иллюстративный ряд, поможет учителям в подготовке и проведении занятия....

Отражение быта в искусстве Революционной России ХХ века.

АХРР была основана в Москве в мае 1922 года. Стимулом для её создания послужила речь, произнесённая Павлом Радимовым, последним главой Товарищества передвижников на последней 47-й выставке товари...

Разработка урока ИЗО в 7 классе "ГТГ, Женский портрет XVIII века в России"

Урок разработан в образовательной технолгии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Многоканальная модель освоения культурного пространства. «Музыкально-театральная культура XIX века. Развитие классического оперного искусства в России»

Сегодня мы предлагаем вам погрузиться в атмосферу музыкального театра    XIX века через образы, воплощенные в искусстве. Для этого вы можете использовать различные культурные «тек...

Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века"

Интегрированный урок по математике, истории, литературе, искусству "Портрет XVII века" для обучающихся 7 класса...