Главные вкладки

    Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"
    статья по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

    Губанова Любовь Михайловна

    Статья "Роль постановки наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт- Петербурга и изобразительного искусства"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vopros.docx17.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль постановки  наводящего вопроса учителя на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и изобразительного искусства».

                                        Статья подготовлена

                                             преподавателем изобразительного искусства и истории Санкт-Петербурга

     ГБОУ лицея №95 города Санкт-Петербурга

     Губановой Любовью Михайловной

    Санкт-Петербург и 2015 год

    Смысл современного образования школьников заключается не только в приобретении всесторонних знаний, но и в развитии способности самостоятельно решать проблемы в различных видах деятельности; приобретении познавательных, творческих, коммуникативных и трудовых навыков.

    К сожалению, при отличной технической оснащенности и информационной перенасыщенности наши дети все меньше и меньше говорят. Они просто разучились говорить.

    На уроках мы сталкиваемся с отсутствием у учащихся умения выражать свою мысль, вести дискуссию, быть доказательным. Дети часто бывают психологически незащищенными - боятся критики , оценки окружающих.

    В связи с возникающими проблемами структура традиционного урока, включающая в себя такие этапы, как:

    • проверка домашнего задания
    • постановка учителем цели занятия
    • объяснение нового материала
    • обобщение и закрепление изученного
    • контроль за результатом
    • постановка домашнего задания

    становится недостаточной.

            В данной системе урока ориентация направлена на действие учителя, а не ученика. Эта система зарекомендовала себя как несущая высокие  и стабильные знания, но на современном уроке ученик должен не просто изучить данный материал, но задействовать свой потенциал, выявлять и активно развивать свои способности. Ученик должен понимать, зачем и для чего он изучает тот или иной объект.

            Задача педагога - организовать самостоятельную исследовательскую и коммуникативную деятельность учащихся, связанную с решением поставленной на уроке задаче. В связи с этим важную роль имеет умение учителя правильно ставить и пользоваться наводящими вопросами. Вопрос рассматривается как ключевая  направляющая урока. Я, как преподаватель изобразительного искусства и истории Санкт-Петербурга , могу сказать, что наша задача состоит в том, чтобы раскрыть смысл и значение изучаемого объекта культуры ( архитектурного памятника, скульптуры, художественного полотна и пр.).Чтобы изучаемый нами объект стал интересен, учителю необходимо обладать умением «разговорить» ребенка, помочь озвучить ему свои мысли вслух( вербализация мыслительной деятельности). Не надо задавать традиционный вопрос: «Что вы видите на картине?». Вы получите однозначный ответ: « То-то и то-то».

    Лучше предложите детям: «Давайте войдем туда. Что вас окружает?»

    -Какие ощущения у вас от…? (радость, задумчивость, грусть, спокойствие, возбуждение и пр.).

    -Как вы думаете, в каком времени (эпохе) вы  оказались?

    -По каким признакам и деталям это можно определить?

    - А как вы думаете, кто там может жить?

    -Хотели бы вы быть там? ...

    -Почему?

    - Что, по-вашему, осталось за рамой картины?

    Вариации вопросов огромны, и ,согласитесь, что на такие вопросы отвечать однозначно трудно.

            Далее «включаем» детализацию:

    -С какой целью? Зачем?

    -Что?

    -Что бы вы сказали о персонажах?

    -Цветовая гамма?

    -На чем акцент?

    -Какие приемы? Контраст?

    -Настроение от созерцания полотна?

    - Ваше мнение («А если бы.. ?»)

    -Включаем воображение: «А что потом?»

    Надо заметить, что дети очень активно включаются в дискуссию. Это уже равноправное обсуждение. После того, как мы со всех сторон «ощутили, ощупали, обдумали» ,  мы задаем вопрос: « Как вы назовете эту картину?»      ( даем возможность фантазировать ,придумать свое название). Далее учитель называет имя автора произведения, его название и время создания.

            Последующий этап дискуссии - обязательная рефлексия. То есть, осознание учащимися степени соответствия полученных результатов исследования поставленной цели( в данном случае- исследование картины).

    Надо заметить, что темп дискуссии получается очень высоким. И потому, « не хвалим, не ругаем» - это нарушает установившуюся связь учитель-ученик. Принимаются любые ответы. На дискуссионную часть урока отводится 15-20 минут, и поэтому данный этап работы легко вписывается в систему всего урока.

            Вопросы варьируются в зависимости от темы программы. В данном случае я приводила вопросы к картине М.У.Добужинского « Старый домик». Тема урока по программе – «Дома и улицы Санкт-Петербурга».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

    Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

    Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".

    Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...

    Вопросы к игре по истории и культуры Санкт-Петербурга (8-9 класс)

    Игра Брейн-ринг может быть проведена в рамках тематической недели, также вопросы игры могут быть использованы на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга....

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

    Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...