Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Усольцева Наталья Ивановна

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного  образования по искусству
  2. Примерной программы «Искусство» 5-9 классы, М.: Просвещение, 2010

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  1. «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
  2. Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

           Интегрированный учебный предмет «Искусство»  в школьной программе  разделён на два предмета: предмет «Музыка» и предмет «Изобразительное искусство».

Уроки проводятся в специально оборудованном кабинете, материально-техническое обеспечение которого соответствует стандарту.

  1. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов среднего (полного)  общего образования составлена на основании  следующих нормативно - правовых документов:
  • Образовательная программа образовательного учреждения МБОУ СОШ №2
  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: М.: Просвещение, 2010. -176 с.
  • Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и     художественный труд 1 – 9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикалова. / сост. Т. Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2010. – 140 с.
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я.Шпикалова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я.Шпикалова]. — М.: Просвещение, 2010. — 129 с

Рабочая программа направлена на:

1) формирования УУД (Личностные, метапредметные, предметные результаты) для основного общего образования, преемственность с  программой начального общего образования

2) реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательногопроцесса, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Цель курса «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  • формирование  опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
  • развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего отечества, выраженной в ее изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения;
  • овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Специфика предмета

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9   класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, и УМК под редакцией Т. Я. Шпикаловой. В программу Т. Я. Шпикаловой были внесены  некоторые изменения (в пределах 20%):  сокращено количество часов на изучение отдельных тем и включены  дополнительные темы с целью полного выполнения требований госстандарта. Также сделаны изменения формулировок тем уроков (с тем, чтобы можно было по журналам отслеживать выполнение государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству).

В связи с тем, что, согласно федеральному компоненту базисного учебного плана, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-9 классе предусмотрено 35 часов, то одна из тем  выносится на внеклассную работу  – это экскурсия, которая проводится в соответствии с требованиями Примерной программы основного общего образования: «Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников». Экскурсия  может проводиться в любой день в течение учебного года.

Рабочая программа включает пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся, поурочное планирование. Некоторые столбцы в сетке поурочного планирования не заполнены (тип урока, форма урока, дата): их заполняет сам учитель в зависимости от конкретных условий. Необходимо отметить, что большинство уроков изобразительного искусства по своему типу являются комбинированными.

Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 5 класса обучающиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка ДПИ;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

В конце 5 класса обучающиеся должны уметь:

- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, , а также местные

промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён ( например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

- различать по материалу, технике исполнения  современные виды ДПИ

(художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д. );

- выявлять в произведениях ДПИ (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы, декора.

В конце 6 класса обучающиеся должны знать:

- отдельные  виды изобразительных (пластических) искусств (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

- жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр);

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, светотень, пространство, ритм, композиция);

- выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин,  М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн,  К. Моне) и их основные произведения;

- наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

- значение изобразительного искусства в художественной культуре

В конце 6класса обучающиеся должны уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, светотень, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

 повседневной жизни для:

- восприятия и оценки произведений искусства;

- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

В конце 7 класса обучающиеся должны знать:

- имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

- жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

- отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII- XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

- зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;

-произведения современных художников – фантастов и космонавтов на космическую тему;

- правила линейной перспективы в построении интерьера (различные точки схода);

- локальные школы народного мастерства в таких видах народного искусства, как роспись по дереву, вышивка, глиняная игрушка, ювелирное искусство;

- символику орнаментальных мотивов;

- основы построения фигуры человека в движении с учётом пропорций частей тела и их взаимосвязи;

- проявление синтеза искусств на примере праздника весенней ярмарки как торжества народного мастерства и творчества

В конце 7 класса обучающиеся должны уметь:

-проявлять зрительную компетентность при восприятии произведений искусства разных эпох и народов;

- выполнять конструктивное построение формы, объёма предметов, их содержательной связи в натюрморте, посвящённом миру увлечений (профессии) человека;

- применять линию горизонта, разные точки схода в зарисовке интерьера;

- передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

- выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

- передавать движение фигуры человека в пространстве;

- проявлять творческую активность художественно- практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусства;

- выполнять план проектируемого объекта;

- выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

- участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ оформление ярмарки и выполнение плакатов с надписями отделов ярмарки;

- применять полученные знания и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни;

- проявлять зрительную компетентность в эмоционально- эстетическом восприятии художественных произведений и заключённых в них духовно- нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

- использовать свою художественно- практическую компетентность- владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно- прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего села, родного края.

В конце 8 класса обучающиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива,
пространство, объем, ритм, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные
произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России и мира;

значение изобразительного искусства в художественной культуре

В конце 8 класса обучающиеся должны уметь:

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные
материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой дея
тельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобрази
тельного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем,
светотень, перспектива, композиция);

ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные
произведения
 

В конце 9 класса обучающиеся должны знать:

- социальную функцию изобразительного искусства в жизни людей, основные отличия различных течений и направлений изобразительного искусства конца 19 начало 20 века (за рубежом и в России), традиции русской реалистической художественной школы;

- последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности-по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

- простейшую систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень, цветоведение, композиция)

В конце 9 класса обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно проводить относительно развёрнутый анализ идейного содержания и художественных достоинств произведений изобразительного искусства, соотнося их с произведениями литературы, музыки, близкими по содержанию и эстетическому воздействию;

- активно использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование с натуры, на темы и иллюстрирование, декоративно-прикладная работа, дизайн);

- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции, перспективы и т. п.), наиболее подходящие для воплощения замысла

2. Учебно- тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

5 класс

1

Раздел 1: «Образ родной земли в изобразительном искусстве»

9

2

Раздел 2: «Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве»

8

3

Раздел 3: «Мудрость народной жизни в искусстве»

11

4

Раздел 4: «Образ единения человека с природой в искусстве»

7

Итого:

35

6 класс

1

Раздел 1: «Образ цветущей природы – вечная тема в искусстве»

6

2

Раздел 2: «Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур»

10

3

Раздел 3: «Исторические реалии в искусстве разных народов»

10

4

Раздел 4: «Образ времени года в искусстве. Весна – утро года»

9

Итого:

35

7 класс

1

Раздел 1: «Человек и его окружение в изобразительном искусстве»

8

2

Раздел 2: «Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве»

8

3

Раздел 3: «Народный мастер – носитель национальной культуры»

10

4

Раздел 4: «Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство»

9

Итого:

35

8 класс

1

Раздел 1: «Дизайн  и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств»

10

2

Раздел 2: «Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий»

7

3

Раздел 3: «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека»

9

4

Раздел 4: «Человек в зеркале дизайна и архитектуры»

9

Итого:

35

9 класс

1

Раздел 1: «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна»

12

2

Раздел 2: «Изобразительное искусство в жизни людей»

9

3

Раздел 3: «Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств»

8

4

Раздел 4: «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств»

6

Итого:

35

3.Содержание тем программы

5 класс

Раздел 1. Образ родной земли в изобразительном искусстве

Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира – натюрморт. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта

Раздел 2. Живая старина. Природные и трудовые циклы в народной культуре и современной жизни и их образы в искусстве

Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Раздел 3. Мудрость народной жизни в искусстве

Древние образы в народном искусстве. Декор русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм.  Русский костюм и современная мода. Народные праздничные обряды.

Раздел 4:Образ единения человека с природой в искусстве

Современное выставочное искусство. Ты сам – мастер. Декоративное панно. Ты – дизайнер. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

6 класс

Раздел 1. Образ цветущей природы - вечная тема искусства.

Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских  художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм).

Раздел 2.  Из прошлого в настоящее. Художественный диалог культур

Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный  орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент  в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн.

Раздел 3.   Исторические реалии в искусстве разных народов

Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков.

Раздел 4. Образ времени года в искусстве. Весна – утро года

Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема  в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества.

7 класс

Раздел 1. Человек и его окружение в изобразительном искусстве

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека

Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве

Поэзия повседневности жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Жизнь в моем селе в прошлых веках.  Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры.

Исторические  и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX в. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве ХХ в.

Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве. Крупнейшие музеи изобразительного искусства

8 класс

Раздел 1. Дизайн  и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

Основы композиции в конструктивных искусствах. Прямые линии и организация пространства. Цвет – элемент композиционного творчества.  Искусство шрифта.

основы макетирования в графическом дизайне.  Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна

Раздел 2. Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий

Объект и пространство.  Архитектура - композиционная организация пространства.  Конструкция: часть и целое.  Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность.

Раздел 3. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среда жизни человека

Город сквозь времена и страны.  Город сегодня и завтра.  Дизайн – средство создания интерьера.

Раздел 4. Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Дизайн и архитектура моего сада. Конструктивные принципы дизайна одежды  Сфера имидж-дизайна

9 класс

Раздел 1. В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Сценография - вид художественного творчества. Средства  актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол

Раздел 2. Изобразительное искусство в жизни людей

Фотография-расширение изобразительных возможностей. Грамота фотокомпозиции и съемки. Фотография-искусство светописи. Натюрморт и пейзаж-жанровые темы фотографии. Человек на фотографии. Событие в кадре. Искусство фоторепортажа

Раздел 3. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах. Сценография - вид художественного творчества. Средства  актерского перевоплощения: костюм, грим, маска. Театр кукол

Раздел 4. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

Синтетическая природа фильма и монтаж. Художник и художественное творчество в кино. От большого экрана к домашнему  видео.  Азбука киноязыка

Бесконечный мир кинематографа. Фотография и компьютер.

4.Перечень основной и дополнительной литературы

1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.

2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.

3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.

6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.

7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;

8.О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов.

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, &laq...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» ФГОС , 5-8 классы

Основное  общее образование Предметная область «Искусство»...

Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"

Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы...

Рабочая программа изобразительного искусства для 5-7 классов

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов 0,5 часа в неделю 17часов в год....