Рабочая программа «Изобразительное искусство» ФГОС , 5-8 классы
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс)

Гомзякова Евгения Павловна

Основное  общее образование Предметная область «Искусство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5-8_fgos.docx66.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 1

к основной образовательной программе

основного  общего образования  по ФГОС МБОУ «СОШ №8»

РАССМОТРЕНО

Заседание ШМО

МБОУ «СОШ №8»

Протокол №1

от «28 августа  2018г

Руководитель ШМО

______________________

Гомзякова Е.П.

РЕКОМЕНДОВАНО

«30»августа 2018 г

Зам.директора по УВР

_________________

Цепелева С.В.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ № 202

от « 31»  августа  2018 г

Директор МБОУ «СОШ №8» ___________________

Ярцева Л.Н.

Рабочая программа

«Изобразительное искусство»

основное  общее образование

Предметная область «Искусство»

                                                       

Автор разработки:

Гомзякова Евгения Павловна

учитель изобразительного искусства

высшая  квалификационная категория

Братск,  2018

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  • Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ДЛЯ 5 – 8 КЛАССОВ

№ раздела, главы, пункта, подпункта.

Содержание учебного предмета

Планируемые предметные результаты

     5 класс   тема года  « Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

  1. Древние корни народного искусства

Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год. ТБ и правила поведения на уроках.

Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства. Декоративные изображения как обозначения жизненно важных для человека смыслов.

Декор русской избы. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Орнамент в вышивке.

Народный праздничный костюм – целостный художественный  образ. Разнообразие форм и украшений.

Народные праздничные обряды. Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.   Организация праздника.

Обучающиеся научатся:

  •  пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с истоками и спецификой образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенностями уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • с семантическим значением традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки).
  1. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках. Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и др.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Единство формы предмета и его декора.  

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.   Викторина.

Организация выставки работ. 

Обучающиеся научатся:

  • различать по материалу, технике исполнения народные промыслы;
  • владеть приемами народных промыслов;

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с несколькими народными художественными промыслами России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
  1.  Декор — человек, общество, время

Зачем людям украшения. Украсить — значит  наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина.

Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.

Одежда говорит о человеке. Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Декоративное искусство Древнего Китая  и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Герб – символ  чести рода. Отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обучающиеся научатся:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с истоками и спецификой образного языка декоративно-прикладного искусства.
  1. Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.).

Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-
прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль
в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.        

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

 Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной     работы в материале.        

Обучающиеся научатся:

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне. 

6 класс       тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год. ТБ и правила поведения на уроках

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Виды искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность.

Рисунок – основа изобразительного искусства. Виды рисунка.

Линия и ее выразительные возможности. Выразительные возможности линии. Виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Понятие силуэта. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Объемные изображения в скульптуре. Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Основы языка изображения

Обучающиеся научатся:

  • добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
  • самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), уметь использовать коллажные техники, обладать первичными навыками лепки.
  1. Мир наших вещей. Натюрморт

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

Изображение предметов мира – натюрморт. Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Виды. Выразительность формы.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Правила объемного изображения геометрических тел. Ракурс.

Освещение. Свет и тень. Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия «свет», «блик», «полутень» и т.д.

Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. Гравюра.

Цвет в натюрморте. Цвет в живописи. Собственный цвет предмета. Цветовая организация натюрморта

Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие

Обучающиеся научатся:

  • использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
  • сравнивать картины по заданным критериям;
  • выполнять художественный анализ своих работ.
  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; пользоваться начальными правилами линейной «воздушной» перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти.
  1. Вглядываясь в человека. Портрет  

Образ человека — главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Выражение  в портретном изображении характера человека, его внутреннего  мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Конструкция головы человека и ее пропорции. Пропорции  лица  человека.

Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.        

Выразительные средства и возможности
графического изображения.        

Портрет в скульптуре. Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства.

Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Карикатура. Дружеский шарж.

Образные возможности освещения в портрете.

Портрет в живописи. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке.

Роль цвета в портрете.  Великие портретисты. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Обучающиеся научатся:

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы, выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над портретом;
  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица, определять понятие автопортрет, определять цвет и тона в живописном портрете;
  • самостоятельно выбирать и использовать художественную технику;
  • находить и представлять информацию о портрете;

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению
  1. Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Изображение пространства. Беседа о  видах перспективы  в  изобразительном  искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней  Греции  и  отсутствие  изображения  глубины.   Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и  открытие  правил  линейной  перспективы  в  искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Правила линейной и воздушной перспективы. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы душной перспективы и изменения контрастности.

 Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство.

Эпический и романтический пейзаж Европы.

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Городской пейзаж. Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
  • определять термин жанр и его виды;
  • устанавливать аналогии и использовать их в решении практической задачи;
  • использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи;
  • сравнивать картины по заданным критериям;
  • выполнять художественный анализ своих работ.
  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
  • активно воспринимать, произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7 класс  тема года «Изобразительное искусство в жизни человека»

  1. Изображение фигуры человека и образ человека

Вводная беседа. Знакомство с планом на предстоящий учебный год.

ТБ и правила поведения на уроках

Изображение фигуры человека в истории искусства. Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Др. Греции.

Пропорции и строение фигуры человека. Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Схемы движения человека. Лепка  фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории и скульптуры. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека.  Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка. Деталь. Выразительность детали.

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: античное искусство, духовная красота в искусстве средних веков, русской иконописи и т.д.

Обучающиеся научатся:

  • навыкам изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
  • владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с жанровой системой в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира и способов его изображения;

  1. Поэзия повседневности

Поэзия повседневной  жизни в искусстве разных народов. Картина мира и представления о ценностях жизни. Изображение труда. Бытовые темы в изобразительном искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр». Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Беседа о восприятии произведений искусства.

Сюжет и содержание в картине. Понятие сюжета, темы. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

Жизнь в моем городе в прошлых веках. Бытовые сюжеты на темы жизни в пролом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа.

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Обучающиеся научатся:

  • построению тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • соотносить собственные переживания с контекстами художественной культуры.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с поэтической   красотой   повседневности,   раскрываемой в творчестве художников; ролью искусства в утверждении значительности  каждого  момента  жизни  человека,  в  понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира.

  1. Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи — фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве.

Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Библейские темы в изобразительном искусстве. Вечные темы в искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве XX века. Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века.

Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Обучающиеся научатся:

  • построению тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • соотносить собственные переживания с контекстами художественной культуры.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с ролью тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видов (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве). 
  1. Реальность жизни и художественный образ

Художественно-творческие проекты

Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.

 Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном  искусстве начала XX века, выражение   чувственных   ощущений жизни. Сопереживание. Зрительские умения и их значение для современного человека. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.

Меняющиеся  образы различных  эпох  и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока; эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.        

         искусства». Примеры художественных направлений XX века.        

Обучающиеся научатся:

  • построению тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
  • соотносить собственные переживания с контекстами художественной культуры.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • с ролью художественной иллюстрации;
  • наиболее значимым рядом великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуро-строительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности.

8 класс тема года «Дизайн и архитектура в жизни человека»

  1. Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций. Вариации композиций.

Прямые линии и организация пространства.

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближение цветов и контраста. Выразительность линии и пятна

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта. Понимание печатного слова, типографической строки как элементов плоскостной композиции.

Композиционные основы в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции.

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения. Стилистика изображения и способы расположения в пространстве плаката и поздравительные открытки.

Многообразие форм полиграфического дизайна. Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажнная композиция: образность и технология.

Обучающиеся научатся:

  • анализировать произведения архитектуры и дизайна. Понимать основные этапы развития истории архитектуры и дизайна. Знать о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику. Понимать композиционное сочетание цветов.
  • анализировать характер шрифта
  • анализировать и понимать композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • разбираться в терминах симметрия, асимметрия, движение и статика.
  • применять термины спектр, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, цветовая гамма. Понимать  роль цвета в плоскостной композиции. Создавать композицию заглавной буквы как изобразительный элемент или цветовой акцент, организующий композицию. Овладевать приёмами соединения текста и изображения.

  1. Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий

Объект и пространство.  От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение композиций. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Проекционная природа чертежа.

Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Прочтение по рисунку простых геометрических тел, прямых, ломаных, кривых линий. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.

Конструкция: часть и целое здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.

Структуры зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Деталь и целое. Модуль.

Важнейшие архитектурные элементы здания. Типы зданий. Элементы зданий (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов в макете.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функции вещи и целесообразность сочетания объемов. Дизайн вещи как искусство. Вещь как образ действительности и времени.

Роль и значение материала в конструкции. Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы.

Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна и т.д.

Обучающиеся научатся:

  • конструировать объемно-пространственные композиции.
  • анализировать структуру зданий различных архитектурных стилей и эпох.
  • конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.
  • рассматривать различные типы зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящих в их структуру.
  • находить сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи
  • размышлять о цветовом решение макетной композиции.
  • осознавать влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • Применять понятия: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф.
  • использовать элементы здания в макете проектируемого объекта. Выявлять функции вещи и целесообразность сочетаний объёмов.
  • понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.
  1. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.

Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша и каменного топора до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Среда жизни современного человека — «рукотворная природа». Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Связь миропонимания, образа жизни, природных и социальных условий со строительством зданий и организацией городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры.

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектурная и градостроительная революция XX века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-

вещной среды интерьера. Архитектурный «остов» интерьера.  Историчность и социальность интерьера.    Природа и архитектура. Организация  архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

Обучающиеся научатся:

  • создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами. Понимать развитие образного языка конструктивных искусств. Создавать композиционные
    макеты объектов.
  • различать формы планировки городской среды. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д. Создавать конструктивное и декоративно- цветовое решение элемента сервиза. Выделять дизайнерские детали интерьера. Определять зонирование интерьера. Различать интерьеры общественных мест ( театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.) Проектировать «Сказочный город».
  • сочетать единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности людей.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • объяснять историю развития архитектуры.
  • использовать в своей работе различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др.
  • понимать роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой.
  • анализировать роль вещи в образно-стилевом решении интерьера. Осознавать историчность и социальность интерьера.  Оформлять интерьер школы, своей комнаты.
  • развивать пространственно-конструктивное мышление. Обучаться технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур. Развивать пространственно-конструктивное мышление.
  1. Человек в зеркале дизайна и архитектуре

Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного дома и имиджа. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

Мой дом — мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома. Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн интерьера. Дизайн и архитектура моего сада. Сад (английский, французский, восточный) и традиции русской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории.

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Соответствие материала и формы в одежде. Технология создания одежды. Мода — бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. О психологии индивидуального и массового.

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерского стилизма. Боди-арт и татуаж как мода.

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сферы деятельности, объединяющей различные аспекты моды и визажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рекламой, общественной деятельностью и политикой. Материализация в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Моделируя себя — моделируешь мир. Человек — мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» — имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Обучающиеся научатся:

  • уметь использовать изобразительные
    средства выразительности при
    моделировании архитектурного ансамбля.
  •  учитывать в проекте инженерно-бытовых и санитарно-технических задач.
  • создавать интерьер комнаты.
  • понимать роль материалов, фактур и цветовой гаммы в интерьере комнаты.
  • отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал.
  • создавать  фрагмент сада.
  • использовать разнообразные материалы в изображении и моделировании одежды.
  • создавать дизайн современной одежды.
  • различать: макияж дневной, вечерний и карнавальный; грим бытовой и сценический.

Обучающиеся получат возможность познакомиться, научиться:

  • осуществлять представления о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах.
  • формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
  • организовывать планировку сада, огорода, зонирование территории. Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически.
  • оценивать качество проделанной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС

Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Тема урока

Кол. час.

Примечание

Древние корни народного искусства 

8

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Декор русской избы

1

Внутренний мир русской избы

1

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Народный праздничный костюм. Проектная работа «Изготовление бумажной куклы в русском костюме»

1

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1

Связь времён в народном искусстве

8

Древние образы в современных народных игрушках.

1

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

2

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

2

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Декор – человек, общество, время

10

Зачем людям украшения.

1

Роль декоративного искусства в Древнем Египте.

1

Декор и положение человека в обществе.Д/И Древнего Китая.

1

Д/И Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

Греческая керамика.

1

Костюм – знак положения человека в обществе. Д\И Западной Европы эпохи Средневековья.

1

 Индивидуально - коллективная работа – создание декоративного панно «В готическом городе»

1

Индивидуально - коллективная работа – создание декоративного панно «Бал во дворце».

1

О чем рассказывают гербы.

Создание проекта собственного герба, герба своей семьи, школы, класса

2

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

 (Обобщающий урок-викторина)

Декоративное искусство в современном мире

8

Современное выставочное искусство.

1

Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа

1

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

1

Разработка эскизов коллективных панно и витражей

1

Ты сам – мастер ДПИ. Итоговый творческий проект «Создание декоративной работы в материале».

3

Защита итогового проекта.

1

ИТОГО ЧАСОВ: 34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 6 КЛАСС

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема урока

Кол. час.

Примечание

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б.

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

Рисунок – основа изобразительного искусства

1

Линия и ее выразительные возможности

1

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

Цвет. Основы  цветоведения.  Цвет в произведениях живописи

1

Объемные изображения в скульптуре

1

Обобщающий урок. Основы языка изображения.

1

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Реальность и фантазия в творчестве художника

1

Изображение предметов мира - натюрморт

1

Понятие формы.

Многообразие форм окружающего мира.

1

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Освещение. Свет и тень.

1

Натюрморт в графике

1

Цвет в натюрморте

1

Обобщающий урок. Выразительные возможности натюрморта

1

Вглядываясь в человека. Портрет  

10

Образ человека – главная тема искусства.

Великие портретисты

1

Конструкция головы человека  и ее пропорции.

1

Изображение головы человека в пространстве

1

Объемное конструктивное изображение головы человека. Детализация.

1

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

Портрет в скульптуре

1

Сатирические образы человека.

1

Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете.

1

Портрет в живописи. Зачетная работа.

2

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

Жанры в изобразительном искусстве.

1

Правила линейной и воздушной перспективы.

Организация изображаемого пространства.

1

Виды и характеры пейзажа

2

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

Итоговый творческий проект «Пейзаж - большой мир»

2

Защита итогового проекта

1

ИТОГО ЧАСОВ: 34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 7 КЛАСС

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»

Тема урока

Кол. час.

Примечание

Изображение фигуры человека и образ человека

8

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б

1

Изображение фигуры человека в истории искусства (Египет, Индия, Греция)

1

Пропорции и строение фигуры человека

1

Красота фигуры человека в движении

1

Лепка  фигуры человека

1

Набросок фигуры человека с натуры

1

Проект «Образ моей будущей профессии»

1

Понимание красоты человека в европ. и русском искусстве.

1

Поэзия повседневности

8

Тематическая картина. Сюжет и содержание в картине

1

Бытовой жанр. Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Что я знаю о «малых голландцах»

1

Поэзия повседневной  жизни в искусстве разных народов

1

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. А.Венецианов, П.Федотов

1

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

2

Жизнь в моем городе в прошлых веках

1

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

1

Великие темы жизни

10

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох.

1

Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Творчество В.И.Сурикова

Творчество И.Репина

2

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки (Билибин, Васнецов)

1

Процесс работы над тематической картиной

1

Библейские темы в изобразительном искусстве. Древнерусская иконопись.                          

Библейские темы  в картинах Микеланджело, А. Иванова, И. Крамского,  Рембрандт. Всепрощающая любовь.  

2

Проект «Монументальная скульптура и образ истории народа»

2

Место и роль картины в искусстве XX века.

1

Реальность жизни и художественный образ

8

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

2

Зрительные умения и их значение для современного человека.

1

Аттестационные испытания «Защита творческого проекта»

1

История искусства и история человечества.

1

 Крупнейшие музеи мира изобразительного искусства и их роль в культуре. Итоговый творческий проект  «Экскурсия в музей»

2

Защита итогового проекта

1

ИТОГО ЧАСОВ: 34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПРЕДМЕТ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 8 КЛАСС

Тема года: «Дизайн и архитектура в жизни человека»

Тема урока

К.ч.

Примечание

Дизайн и архитектура–конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Искусство композиции–основа дизайна и архитектуры

8

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б. Основы композиции в конструктивных искусствах. Плоскостные   композиции

1

Прямые линии и организация пространства

1

Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

1

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

2

Композиционные основы в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции

2

Многообразие форм полиграфического дизайна

1

Художественный язык конструктивных искусств

в мире вещей и зданий

8

Объект и пространство.  От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность

1

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

2

Конструкция: часть и целое здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

1

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

Вещь: красота и целесообразность.

1

Роль и значение материала в конструкции

1

Цвет в архитектуре и дизайне

1

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды  жизни человека

10

Город сквозь времена и страны.

1

Город сегодня и завтра.

1

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.

2

Вещь в городе. Роль арх. дизайна в формировании городской среды.

1

Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещевой среды интерьера.

1

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.

1

Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.

3

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

8

Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.

1

Интерьер комнаты – портрет его хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.

1

Дизайн и архитектура моего сада.

1

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. . Мой костюм – мой облик

1

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.

1

Итоговый творческий проект «Моделируя себя – моделируешь мир»

1

Защита итогового проекта

1

ИТОГО ЧАСОВ: 34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА I.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для обучающихся 7 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАI.                  Статус документа Рабочая программа по предмету «Изобразительное искус...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-9 классов

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов.

Данная рабочая программа разработана в логике изучения предмета «Искусство» в основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 5-9 классов, раскрывает специфику и своеобрази...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. ФГОС"

Программа по изо составлена с учетом ФГОС по программе Неменского...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса МАОУ «КСОШ - ДС» разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, &laq...

Методическая разработка "Рабочая программа "Изобразительное искусство" для 4 дополнительного класса"

Данная программа предназначена для реализации в общеобразовательной школе с учащимися, имеющими особые образовательные потребности. Программа по изобразительному искусству написана на основе программы...