Программа объединения "Юный художник-дизайнер"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Царькова Диляра Наримановна

Программа рассчитана на 2 года обучения живописи и рисунку для детей 7-18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_khudozhnik-dizayner.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»

                                                                                           Программа утверждена

                                                                                           педагогическим cоветом

                                                                                           МОУ ДОД ЦВР

                                                                                           Протокол №

                                                                                           От

Председатель

педагогического

совета

                                                                                       -----------------------------------

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

« Юный художник-дизайнер»

( для детей с 7- 16 лет

срок реализации – 2 года)

                                                                                  Разработчик – Д.Н.Царькова,

                                                                                  педагог дополнительного

                                                                                  образования

                                                               Арзамас 2013

Пояснительная записка.

   Социально-экономические изменения, произошедшие в обществе, привели к смене ценностной ориентации в образовании. Ведущей целью образования становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, способствующее реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Модифицированная дополнительная образовательная программа «Юный художник-дизайнер» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской (2010 г.).

Программа дополнительного образования «Юный художник-дизайнер» определяется рамками проблем художественной культуры, её предметно-пространственной сферой. В образовательном процессе делаются акценты на различных видах изобразительного искусства, традиций отечественной культуры, новациях в области современного искусства.

1.Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

 В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству.

2.Направленность. Программа «Юный художник-дизайнер» является программой художественно направленности.

3.Цель программы.

Сформировать систему знаний об основах изобразительной грамоты.

4.Задачи программы.

Обучающие :

 - формировать систему знаний об основах изобразительной грамоты, включающей понятия о рисунке, живописи, композиции, коллаже и т.д.; о профессии художника; технике выполнения художественных работ;

 - формировать  навыки работы кистью, карандашом ;

 - обучать практическому применению знаний и умений в области декоративно-прикладного искусства и оформительской работы в  различных техниках рисования и оформления композиций;

  -способствовать становлению основ художественной грамоты и художественного  вкуса.

Развивающие:

 -развивать образное мышление и творческую активность;

-развивать усердие и усидчивость;

-развивать стремление проявлять свои способности и добиваться успеха;

- развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике;

- развивать коммуникативные навыки;

-формировать эстетическое восприятие;

-формировать потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни

Воспитательные:

-воспитывать любовь к искусству своей страны, уважение к национальным традициям;

-воспитание гражданских чувств, любви к родному краю через процесс изучения и пропаганды культуры;

-формировать толерантность.

5. Сроки реализации.

Программа предполагает прохождение курса в течение двух лет,  рассчитана на144 часа в год

Возрастная категория: дети 7 – 16 лет. Наполняемость группы: 10- 15 человек.

6.Основные  формы и методы организации учебного процесса

Формы занятий:

 - групповые занятия;

 -коллективная работа;

 - творческие проекты;

 - экскурсии;

 - творческие выставки;

  - конкурсы по техникам изобразительного искусства.

Методы:

1.Поисково – исследовательский  метод.

2.Метода самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие

 в областных и районных конкурсах,  экскурсиях.

4.Метод комплексного подхода к изучению основ изобразительного искусства.

7.Новизна программы.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает изучение основных видов пространственных  искусств: изобразительных — живопись, графика и т.д.; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также конкретных связей с жизнью общества. Практическая художественно-творческая деятельность (обучающийся выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (роль зрителя, освоение опыта художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши,  уголь, пастель, различные виды бумаги, ткани), инструменты (кисти,  ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, бумажная пластика, Hand-madе декор и др.).

Периодическая организация выставок дает  возможность обучающимся заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Учебно-тематический план 1года обучения

№ п/п

Разделы. Темы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

Вводное занятие. Курс ИЗО. Инструктаж по ТБ. Диагностика умений и навыков.    ( Входная диагностика)

2

1

1

2

Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.

20

4

16

3

Мир природы. Контрасты холодного и теплого.

20

4

16

4

Основы декоративно-прикладного искусства Handmaid  декор.

20

4

16

5

Изображение в графической и живописной технике животного и растительного мира. (травы, цветы, сухие растения)

20

4

16

6

В мире много интересного .

20

4

16

7

Знакомство с основами портретного жанра.

20

4

16

8

Мир вокруг нас. Экспозиция работ. Обсуждение выставки.

20

4

16

9

Промежуточная  диагностика.

2

1

1

Итого

144

30

114

Содержание.

Раздел 1. Вводное занятие. Курс ИЗО. Изобразительное искусство и его виды Инструктаж по ТБ. Диагностика умений и навыков. Входная диагностика. 2ч

Раздел 2. Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме. Натюрморт. 20ч

Тема 2.1.  Материалы рисунка и живописи. Краски радуги, акварель.  Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски, основные приемы. Холодные и теплые краски. Осенний натюрморт.

Тема 2.1.  Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи. Теплые и холодные цвета. Природа дарит художнику материалы для творчества: , уголь, цветная глина, ветки, камни. бумага, дерево, карандаши, ручки, фломастеры акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага. Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном). Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы. Рисунок на свободную тему.
 
Практическая работа: выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного свободной широкой кистью фона, а на нем — причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне — изображение растений в теплой гамме, на холодном — в холодной гамме).

 Зрительный ряд: натюрморты и пейзажи  К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна Раздел 3. Мир природы. Контрасты холодного и теплого. 20ч

Тема 3.1. Живая природа. Наблюдение живой природы, рассматривание произведений живописи. Основы пейзажа. Времена года: осень, зима, лето, весна.. Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов.

Практическая работа: изображение пейзажа. 

Зрительный ряд: живопись художников-импрессионистов, (интернет – ресурс)

Тема 3.2. Пейзаж в тёплых тонах, пейзаж в холодных тонах. Дополнительные цвета, которые являются контрастными по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый — оранжевый. (Море, пустыня, горы, южный город) Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
 
Практическая работа: изображение в контрастных сочетаниях силуэтов деревьев или веток, пейзаж.  

Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.

и др.

Раздел 4. Основы декоративно-прикладного искусства.Handmaid декор. 20ч.

Тема 4.1. Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов. 
 Рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства. Орнамент в полосе, круге, квадрате Элементы Хохломы, Жостова. Жар- птица. Панно гуашь, акварель Создание ручных открыток Искусство в твоем доме.  Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки.

Практическая работа.

Вариант 1.Выполнение эскиза декоративного панно с элементами Хохломы.

2.Стилизованная птица. Эскиз.

Практическая работа.

Вариант 2. Создание открыток  ручной работы.

( Варианты выбираются обучающимися )

Зрительный ряд. Видеофильм о мастерах Хохломы,  Жостова,  Семёнова.

Тема 4.2. Декоративный фриз. Изображение декоративного фриза предлагается выполнить в двух вариантах.      

 Практическая работа

 Вариант 1: выполнение фриза в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.

 Вариант2: создание фриза в технике печати при помощи самостоятельно вырезанного из картофеля клише, поролона. Изображение можно делать на цветной бумаге или на заранее прописанном фоне.

 Зрительный ряд: видео по декоративно-прикладному искусству, декоративные платки и шали.

( Варианты выбираются обучающимися )

  Раздел  5. Изображение в живописной и графической технике растительного и животного мира (животные, птицы, травы, цветы, сухие растения и т.д). 20ч.
 
Тема 5.1. Рисуем животный мир. Рисуем птиц. Домашние животные. Дикие животные. Животные в изображении художников-анималистов. Мои мультики. Мир Уолта Диснея. Сказочные животные и птицы из мультфильмов  Композиция. Аппликация. Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.

Практическая работа.
 
Создание композиции с дикими, домашними  животными.

Зрительный ряд: Произведения художников-анималистов, фото.

Тема 5.2. Рисуем растительный мир. Рассматривание произведений графики с изображением  растений. Основы китайской живописи. Акварель, тушь.
 На бумаге вытянутого по вертикали формата предлагается выполнить декоративную графическую заставку.
 
Практическая работа.
 Вариант 1: выполнение заставки в технике граттажа (покрытие бумаги слоем прозрачной краски, грунтовка воском, покрытие листа черной краской, процарапывание заостренной палочкой).
 Вариант 2: выполнение заставки в технике рисования сухой кистью, которая сочетается с графикой пером или палочкой.      
 
Зрительный ряд: веточки растений, цветы, книги или репродукции с изображением растений, гравюры японских и китайских мастеров.

(Варианты выбираются обучающимися )

 Раздел  6. В мире много интересного . 20ч.

Тема 6.2. Скоро Новый год. Зима. Карнавальный костюм к Новому году. Рисование плаката, открыток  к новому году. Новогодние поделки, снежинки. "Узоры деда Мороза" (элементы гжельской росписи) Зимний пейзаж. Акварель.

Практическая работа. Выполнение в разных техниках эскизов костюмов, масок, декораций, вырезание снежинок, создание открыток.

Зрительный ряд. Видео К. Бакст и др. театральные художники

Тема 6.3. Море в изображении художников-маринистов.

Золотая рыбка (акварель).  Подводное царство. Панно. Русалочка.  Мир Уолта Диснея-панно, открытка, закладка.

Практическая работа. Выполнение пейзажа, панно акварелью, пастелью, гуашью

Зрительный ряд. Видеофильм о художниках-маринистах К.Айвазовский.

Тема 6.4. Сказка в декоративном искусстве.

Мои фантазии.

Эскиз сюжетной росписи кухонной доски, подноса, блюда.

Практическая работа. Выполнение эскизов росписи. Подготовка основы для росписи. Роспись. Покрытие лаком.

Зрительный ряд Видео. Кемеровская роспись. Технология выполнения росписи.

 Раздел 7. Знакомство с основами портретного жанра. 20ч.

Тема 7.1.  Рассматривание портретных рисунков отечественных и зарубежных художников.     Образ человека в разных культурах мира. Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

 Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная  и  художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и  качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие  и т. д. Образы  персонажей, вызывающие  гнев, раздражение, презрение. Характер человека в портрете. Портрет-шарж.

Практическая работа: выполнение в смешанной технике портретных изображений.  Главное в этом задании — передать характер

 Зрительный ряд: Видео о великих художниках-портретистах.

 Рассматривание произведений художников-портретистов. Особенности изображения человека.     Выразительные возможности смешанной техники. Исторические картины и   картины бытового жанра

 (Создать композицию на тему исторических событий или будничной человеческой жизни)

  Каждый народ — художник

  Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

  Искусство народов гор и степей.

  Образ художественной культуры Средней Азии.
   
Практическая работа: выполнение в смешанной технике рисунка

Зрительный ряд: альбомы с фотографиями людей; рисунки художников-портретистов.
Раздел  8. Мир вокруг нас .20 ч.

Тема 8.1. «Мой мир». Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по        горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.
   
Практическая работа.
   I этап — выполнение цветного подмалевка .
   II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений .
   III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных.

     Зрительный ряд: видео репродукции произведений живописи и графики с

    изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

Тема 8.1. Искусство на улицах твоего города.

Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе.

    Художник на улицах моего города.

Тема 8.2. Художник и зрелище. Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал  . Художник-дизайнер  своего дома. Дизайн парков и садов.

Тема 8.3. Художник и музей. Музеи в жизни города. Изобразительное искусство.

         Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт.

         Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).  Экспозиция работ. Обсуждение выставки.  Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Присуждение грамот и призов за лучшие рисунки.

 Зрительный ряд: индивидуальные и коллективные рисунки.

 Раздел 9. Промежуточная  диагностика. 2ч. Тестирование обучающихся на выявление уровня освоения знаний, полученных на 1 году обучения. Итоговый   рисунок.

Учебно-тематический план 2 год обучения

№ п/п

Разделы

Общее количество часов

В том числе

теоретические часы

практические часы

1

Вводное занятие. Курс ИЗО 2 года обучения. Обзор. Инструктаж по ТБ. Диагностика умений и навыков.

2

1

1

2

Изобразительное искусство и его виды.

10

4

               6

3

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики.

20

4

16

4

Народное художественное творчество.

20

4

16

5

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений.

20

4

16

6

Портрет в живописной технике (с натуры).

20

4

16

7

Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений

20

4

16

8

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура.

10

4

6

9

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

       10

4

6

10

Летний декоративный натюрморт, пейзаж. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.

        10

4

6

11

Итоговая диагностика.

2

1

1

 

Итого

144

34

110

Содержание учебных тем

Раздел 1. Вводное занятие. Курс ИЗО 2 года обучения.  Обзор. Инструктаж по ТБ. Диагностика умений и навыков 2ч

Раздел 2. Изобразительное искусство и его виды. 10ч.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Тема 2.1. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Практическая работа

Создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовки;

 Зрительный ряд: книги и репродукции с изображением декоративных композиций; образцы народной росписи.

Раздел 3. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики. 20ч.

Тема 3.1. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Линейная

и воздушная перспектива.

Практическая работа:

Наброски и зарисовки растений. (Лилии, ирисы, астры и т.д. )

      а) выполнение зарисовок цветов, трав.

Зрительный ряд:  живые растения;  книги и репродукции с изображением декоративных    композиций; образцы народной росписи.

Тема 3.2.  Пропорции и пропорциональные отношения. Фактура в живописи,

 графике. Ритм. Статика и динамика. Симметрия и асимметрия. Формат и композиция.

Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).

Практическая работа:

      а) выполнение декоративной композиции в цвете.

Зрительный ряд:  живые растения;  книги и репродукции с изображением декоративных  композиций; образцы народной росписи.

Раздел 4. Народное художественное творчество. 20ч.

Тема 4.1. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства, Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения.                  

Практическая работа. Разработка эскиза орнамента.

Зрительный ряд: Видео фильм о мастерах народного творчества

Тема 4.2. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов (дымковская,  филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец,   Хохлома).

 Практическая работа.

 Разработка эскиза орнамента. Зрительный ряд: Видео фильм о  о мастерах народного  творчества

 Раздел 5. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений,

   животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных

   сооружений.  20 ч.

   Тема  5.1. Натюрморт (с натуры). Основы композиции натюрморта.

 Рассматривание произведений живописи и графики.

  Практическая работа:

      а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов  быта;

      б) композиционное размещение изображения в листе;

      в) выполнение натюрморта в цвете.

  Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина

 Тема 5.2. Память о лете. Бабочка. Монотипия. Букет полевых цветов (акварель, гуашь).   Овощи. Фрукты.  Натюрморт в холодной гамме (акварель, гуашь). Натюрморт в теплой гамме (акварель)

Практическая работа:

      а) поиски удачных для постановки натюрморта предметов ;

      б) композиционное размещение изображения в листе;

      в) выполнение натюрморта в цвете.

Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, К. Петрова-Водкина и др. художников, фото , интернет ресурс.

 Тема 5.5. Пейзаж в графике и живописи.

 Передача пространства через первый план. Использование фактуры  художественного материала,  технические приемы   работы углем,  (растирание  в

в сочетании с другими приемами).

 Практическая работа: зарисовка с натуры пейзажа с рекой или озером.

 Зрительный ряд: графика художников XIX—XX вв.

Тема  5.6. Передача пространства через первый план. Использование фактуры   художественного материала, технические приемы работы «акварелью по сырому.

 Практическая работа: зарисовка  пейзажа с рекой или озером.

 Зрительный ряд: пейзаж  художников XIX—XX вв. (интернет- ресурс)

 Раздел  6. Портрет в живописной технике (с натуры).20ч.

Тема 6.1.    Зарисовки фигуры человека (в движении и в статике).   Наброски фигур людей, которые можно выполнить в любом графическом материале. Педагогу желательно самому продемонстрировать процесс  схватывания натуры в живой моментальной зарисовке. Рассматривание набросков и зарисовок русских художников.

Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека (в движении).

Зрительный ряд: наброски и зарисовки И. Репина, В. Серова, Э. Дега.

 Тема 6.2. Мастера портрета в искусстве.  Изучение пропорций лица, строение человека  Рисование  человека. Моя семья (акварель). Портрет друга (акварель).

 Практическая работа: выполнение зарисовок фигуры человека.

Тема 6.3. Приёмы выполнения портрета в технике «сухая кисть», пастель.

 Практическая работа:  а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали;   б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.

 Зрительный ряд: портреты В. Серова, В. Ван Гога, З. Серебряковой и др.

Тема 6.4. Приёмы выполнения портрета в технике акварель, гуашь.

Практическая работа:  а) выполнение каким-нибудь мягким материалом рисунка головы человека. Желательно сохранить целостность видения модели, не вдаваясь в детали; б) работа красками предполагает ограничить цветовую гамму, добиваться мелких цветовых нюансов в пределах выбранной палитры.    

 Зрительный ряд: портреты  художников-передвижников и др.

Раздел 7. Портретные изображения романтических героев — персонажей любимых литературных произведений. 20ч.

Тема 7.1 «Алые паруса» и другие романтические произведения. Педагог может выбрать какое-то одно произведение и исходя из этого строить свою дальнейшую работу с учениками, так как последующая деятельность предполагает коллективное творчество. К примеру, можно иллюстрировать такие произведения, как «Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, или какую-то другую приключенческую литературу, ценность которой неоспорима.

Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев.

 Зрительный ряд: репродукции произведений графики и живописи; книги по истории костюма, где стиль эпохи отражен не только в одежде, но и в предметах быта, в обмундировании и аксессуарах.

Тема 7.2. Исторический костюм, архитектура, светский и военный антураж того времени, в котором жили герои иллюстрируемых произведений.

Сбор материала, изучение классических произведений. Зарисовки необходимых деталей для дальнейшей работы над коллективной композицией, предполагающей изображение героев иллюстрируемого произведения в определенной среде, которая должна отражать эпоху и время.

 Практическая работа: графическое изображение исторического костюма, архитектуры в соответствии с эпохой литературного произведения.

Зрительный ряд: графические и живописные произведения, книги по архитектуре, историческому костюму и пр.

Тема 7. 3. Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий, происходящих в   выбранном литературном произведении.

Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

Предполагается, что в нижней части композиции будут располагаться литературные персонажи, поэтому заранее необходимо оставить для них свободное пространство.

 Практическая работа: изображение на большом полотнище обоев или склеенных листах ватмана пейзажа с обязательным включением в него архитектуры; можно выполнить работу в технике аппликации.

Зрительный ряд: старинные гравюры, фотографии архитектурных памятников.

 Тема  7.4. Изображение фигур персонажей выбранного литературного произведения.

Предполагается, что изображения будут разными по размеру, так как они будут вклеиваться в коллективное панно в соответствии с решением первого и дальнего планов.

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, всадников на конях; можно выполнить работу в технике аппликации.  

Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.

Тема  7.5. Совмещение в одной композиции заданий, выполненных ранее.      Педагог, режиссируя действия своих учеников, подсказывает наиболее удачное композиционное размещение на листе. Учитывая то, что предлагаются разные техники исполнения, подбираются наиболее органичные художественные материалы. Важно добиться цветовой гармонии фона панно и вклеиваемых фигур.

Практическая работа: вырезание фигур персонажей с последующим размещением их в композиции панно, выполненного на 3-м занятии.

Зрительный ряд: старинные гравюры с изображением городов.

Тема 7.6.  Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки,  экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта.

Практическая работа Проектирование обложки книги

Тема 7.7. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Практическая работа Создание эскизов и моделей одежды

 Тема 7.8. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель ) .

Практическая работа  Создание художественно-декоративных проектов.

Тема 7.9. Создание фотоколлажа, мультфильма, видеофильма. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому – создание   художественного образа.

Практическая работа.  Создание фотоколлажа.

Тема 7.10. Создание комиксов, поп-арт, граффити

Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев,   музыкантов, поэтов и т.д  (по выбору )

 Зрительный ряд: фотоматериал интернет-ресур

Раздел 8.  Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. 10ч.

Знакомство с основными этапами развитиязарубежного искусства (виды, жанры, стили).

 Тема 8.1. Технология росписи батик. История, материалы.

Практическая работа. Выполнения эскиза на бумаге, перенесение на ткань, создание контура, роспись ткани.

Зрительный ряд. Искусство батика. Китай.

Тема 8.2. Изображение на бумаге небольшого формата летнего пейзажа.

 Практическая работа  Работы в технике граттажа.  Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.

Раздел 9.  Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. 10 ч.

Тема 9.1. Создание эскизов одежды. Искусство рекламы.

Практическая работа. Выполнения эскиза одежды.

 Раздел 10. Летний декоративный натюрморт, летний пейзаж с натуры. 10ч.

Тема 9.1.  Рассматривание натюрмортов, пейзажей русских и западноевропейских художников. (Экскурсия онлайн)

Практическая работа. Выполнения пейзажа на природе.

 Тема 9.2. Выполнение детьми натюрморта масляными мелками или пастелью. Желательно участие обучающихся в постановке натюрморта. Оформление экспозиции и обсуждение творческих работ.

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

 Зрительный ряд: натюрморты М. Сарьяна, К. Коровина, П. Сезанна, А. Матисса.

 Раздел 11. Итоговая диагностика. Тестирование обучающихся на выявление уровня освоения знаний, полученных на 2  году обучения. Итоговый рисунок.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

1 год обучения.

Обучающиеся должны

Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих

характерных признаках и различиях. О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Сочетание холодных, теплых тонов, об узорах, орнаменте в полосе, о сюжетной композиции. знание основных терминов по жанрам, стилям  изобразительного искусства,  промыслам, техникам исполнения, а также навыкам овладения живописными и графическими приемами.

Уметь:

составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников;

изображать предметы в пространстве;

пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.; уметь компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.

2 год обучения.

Обучающиеся должны

знать: виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства), основные видов и жанры пространственно-визуальных искусств.

уметь:

Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческих работ, использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

Выделять главное и второстепенное. Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию. Создавать композиции . .Изображать животных и человека в движении, в статике; уметь компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты.

Диагностические методы проверки.

 ( Используются педагогом на любом этапе обучения)

Таблица диагностики, средства контроля.

        Специальные умения и навыки                        

1.Удержание карандаша, кисти.

Высокий уровень. Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены.         

Средний уровень. Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает.        

Низкий уровень. Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно.

2. Работа с красками и карандашом

        Высокий уровень.  Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти.         

Средний уровень.  Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы.        

Низкий уровень.  Несоответствие  цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами).

3. Компоновка листа.

        Высокий уровень.  Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д.        

Средний уровень.  Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. Низкий уровень.  Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе.

4.Степень самостоятельности.        

Высокий уровень . Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом.

Средний уровень.  Работа с подсказками педагога.        

Низкий уровень.  Не работает без помощи педагога.

6        Творческий подход.

Высокий уровень. Использование своей фантазии на заданную тему.

Средний уровень. Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов.

 Низкий уровень.  Работает по наглядным пособиям.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Контрольный лист «Юный художник».

Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.

Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.

Нарисуйте красками букет осенних цветов.

Как надо располагать его на листе?

С чего целесообразно начинать этот рисунок?

Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.

В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.

Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?

Уровни выполнения задания

Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.

Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.

Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.

Тесты по изобразительному искусству

Задание 1. Из предложенных четырех вариантов ответа выбери один правильный. Если ты отметишь более одного варианта, то ответ будет засчитан как неверный.

1. Какой из перечисленных музеев находится в Москве?

а) Эрмитаж б) Третьяковская галерея

в) Русский музей г) Лувр

2. Какие цвета наиболее характерны для произведений гжельских мастеров:

а) Красный и золотой б) Желтый и черный

в) Белый и синий г) Оттенки зеленого.

3. Кто из перечисленных художников является знаменитым древнерусским иконописцем?

а) А. Рублев б) В. Суриков в) И. Репин г) В. А. Серов

4. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся архитектором?

а) Б.Кустодиев б) И. Шишкин в) В. Растрелли г) М. Врубель

5. В каком жанре создана картина И.Левитана «Золотая осень»

а) батальный б) анималистический в) натюрморт г) пейзаж

6. Что является основным в художественном языке живописи?

а) линия б) штрих в) декоративность г) цвет

7. Что из перечисленного является наиболее типичным художественным материалом для графики:

а) гуашь б) карандаш в) глина г) акварель

8. В какой художественной деятельности получил широкую известность И. И. Шишкин?

а) живопись б) иконопись в) архитектура г) скульптура

9. Кто из перечисленных деятелей искусства является выдающимся итальянским художником эпохи Возрождения?

а) М. Врубель б) Леонарда да Винчи

в) Э.-М. Фальконе г) Пабло Пикассо

10. Какие народные промыслы знамениты в первую очередь росписью по дереву

а) Дымково б) Городец в) Гжель г) Жостово

11. Какие из перечисленных ниже понятий относятся к жанрам изобразительного искусства:

а) гравюра б) портрет в) скульптура г) фреска.

12. Кто из перечисленных деятелей искусства прославился в первую очередь как живописец:

а) В. Растрелли б) И. Левитан в) О. Роден г) В. И. Баженов

13. Что из перечисленного является исторически сложившимся стилем искусства?

а) барокко б) графика в) композиция г) натюрморт

14. Какие черты свойственны изделиям хохломских мастеров:

а) преимущественное использование холодных тонов

б) частое использование растительного орнамента

в) преимущественное использование геометрического орнамента

г) использование в качестве материала для росписи в основном глиняной посуды.

15. В каком жанре изобразительного искусства прославился В. И. Суриков?

а) пейзаж б) анималистический жанр

в) исторический жанр г) натюрморт

16. Назови 3 основных хроматических цвета в живописи (механическое смешение цветов):

а) красный, желтый, синий б) черный, белый, серый

в) оранжевый, фиолетовый, зеленый г) красный, желтый, зеленый

17. Что из перечисленного является видом скульптуры?

а) фреска б) станковая в) книжная г) марина

18. Какое из перечисленных понятий основано на ритмическом повторении каких-либо элементов, мотивов?

а) портрет б) орнамент в) колорит г) формат

19. Для создания каких произведений наиболее важно знание законов линейной перспективы?

а) изделия народных промыслов б) икона

в) скульптура г) городской пейзаж

20. В произведениях какого художника часто можно встретить сказочных героев?

а) В. М. Васнецов б) В. И. Баженов в) Ф. С. Рокотов г) В. Ван Гог

Задание 2. Выполни на выбор одно из заданий:

а) нарисуй небольшой орнамент или узор (можно схематично) в стиле одного из народных промыслов, укажи название этого промысла и вид орнамента (растительный, геометрический и т.п.)

б) нарисуй эскиз эмблемы для своего класса и объясни в 2-3 предложениях свой художественный замысел (идеи проекта).

Литература

 Для педагога.

1.        Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2008.

2.        Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2005.

3.        Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

4.        Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

5.        Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

6.        Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

7.        Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 2009.

8.        Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

9.        Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.

10.        Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

11.        Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.

Литература  для родителей и обучающихся.

1.        Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

2.        Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2008.

3.        Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

4.        Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...