Роспись по лубу и дереву
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Угрюмова Татьяна Валерьевна

Щепа. Птица счастья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: Щепа. Роспись по  лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

5 класс

Личностные УУД: проявлять эстетические потребности, обсуждать и анализировать выполненные работы. Выражать свое личностное отношение, эстетически оценивать изделия Русского Севера

Познавательные УУД: различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Создавать композицию росписи в традиции мезенских мастеров.

Коммуникативные УУД : уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами

Цель: формировать знания о художественных образах фольклора; формировать умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца; формировать активность  у детей в процессе творческой деятельности; воспитывать аккуратность при выполнении практической работы и интерес к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: Урок - образ

Оснащение:

• Иллюстрация птицы - солнца

• Изображение птиц разных видов

•Демонстрационный материал с изображением предметов быта из бересты и дерева.

• Шаблоны, цветная бумага, альбомный лист, акварельные

краски, ножницы, клей, кисти для клея и акварели.

                                     Сценарий урока

       -Здравствуйте ребята! Что на ваш взгляд  удивительного  в нашем классе сегодня? (птицы). Мы с вами встречались с этим образом на предыдущих уроках?(в вышивках, резьбе).Сегодня мы познакомимся с новым  промыслом, с историей  зарождения, и техникой выполнения (просмотр презентации мезенская роспись) .Скажите, какой основной материал в крестьянском быту? Дерево да береста. Из бересты делают посуду, туеса и бураки. (Продемонстрировать изделия) Их использовали для сбора ягод и грибов. Коробушки и бутыли для хранения продуктов. На русском Севере и на Урале, и в других уголках России украшали берестяную утварь ажурной резьбой, тончайшей работы. Давайте познакомимся с мезенской росписью. Она зародилась в деревнях на реке Мезень. Рассмотрим работы с этой росписью, изображения очень условны. Но при кажущейся неумелости и наивности роспись поражает изящной росписью. В орнаменте использует художник условные знаки, хорошо нам знакомые. Давайте их вспомним, что они обозначают? (ответы детей). Теснением и просечкой украшали ларцы, короба, блюдца, шкатулки. Нарядные узоры радуют глаз своей красотой.      А еще мастерят деревенские умельцы из тонкой легкой щепы сказочных птиц. Щепотная птица, или птица - солнце, появилось на берегу Белого моря в Архангельской области. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме народов Севера - покой охраняли, от нашествий оберегали.

Образ птицы часто встречается у русского народа и в сказках, и былинах, и притчах. Послушайте одну из них.

Рассказ учащегося.

В одной семье, живущей в таежной избушке, заболел ребенок тяжелой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он укрытый звериными шкурами, а дело было в конце зимы. Рядом, по вечерам, сидел отец и делал дранки для корзины. Ребенок, устав, видно, лежать в душной избушке, спросил: «Татку, а скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, еще немножко, и будет лето, - ответил отец, и ему пришла мысль подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. - А я тебе сейчас сделаю лето», - сказал он. И сделал птицу: головка, крылышки, хвост - все при ней, как у настоящей. Подвесил ее к потолку у камелька, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья ее задвигались в струях горячего воздуха, который шел от камелька. Ребенок заулыбался и быстро начал поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребенка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть ее «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.

Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она - дань уважения предкам, их вере, и просто красивая вещь, которая украшает жилище, делает его уютным.

Физминутка

Практическая работа учащихся

• С помощью шаблона на картон переводят туловище птички

и вырезают его (2-е части);

• В туловище птицы делают прорезь для крыльев;

• Птицу украшают разноцветными рисунками;

• Из тонкой белой или цветной бумаги вырезают

прямоугольник и складывают гармошкой;

• Сложенную гармошку продевают в прорезь и симметрично

расправляют по бокам птицы — крылья;

• Верхние края гармошки поднимают вверх и фиксируют

клеем или стиплером.

 • Вторую гармошку разрезать на две неравные части ( хохолок и хвост)

•Закрепляют между 2-я деталями туловища.

 •Украшают  вырезкой

• Хвост и хохолок  разрисовывают в северных традициях.

Рефлексия

Д.з. Подготовиться к тесту Роль народных художественных промыслов  в современной  жизни



Предварительный просмотр:

Цели:

  • понимать значение искусства в жизни человека;
  • уметь размышлять о произведениях различных видах искусства;
  • развитие творческих возможностей и навыков постижения выразительных средств искусства;
  • воспитание интереса к духовному миру человека.

Зрительный ряд: Презентация по теме урока, фрагмент видеофильма “Искусство Средневековья”.

Тип урока: усвоение навыков и умений.

Ход урока

I. Коррекция опорных знаний.

- Как вы думаете, каждый вид искусства существует отдельно друг от друга или между ними существует какая-то общность?

- Как можно назвать процесс объединения разных видов искусств в единое целое?

II. Сообщение темы, задач урока.

III. Изучение нового материала.

Органическое соединение различных видов искусств в единое целое образует синтез искусств. Соотношение между участвующими в синтезе искусствами может быть различным. Один вид может доминировать, подчиняя себе остальные.

В истории мирового искусства сложились три основные формы синтеза искусств:

  • синтез пластических искусств: его основу составляют архитектурные сооружения (здания, дополняемые произведениями скульптуры, живописи, декоративного искусства);
  • театральный синтез искусств: он осуществляется в процессе актерского исполнения драматического произведения, созданного писателем, поставленного режиссером с исполнением музыки, применением декораций, пантомимы, хореографии;
  • кинематографический синтез искусств: его основу составляют принципы монтажа и полифонии (музыкального многоголосия).

Основные художественные средства киноискусства – изображение и звук – объединяют в себе множество элементов разных искусств: литературы (речь главных героев, текст от автора), живописи (композиция, колорит, светотень), театра (игра актеров, мизансцены).

Как возник синтез искусств?

В Средневековье он был вызван необходимостью обслуживания христианского богослужения.

В искусстве последующего времени главной целью становиться создание жилой среды. Стройность пространственных композиций в 17–18 веках сменяются сложными архитектурными стилями, пластичностью объемов. В динамичные ритмы сооружений включаются декоративные скульптуры и живопись.

Синтез искусств, происходивший в искусстве на рубеже веков, проявлялся в том, что изобразительные приемы, свойственные одним видам искусства, начинали использовать и другие виды искусства. Прежде всего, это проявилось в синтезе литературы и музыки, музыки и изобразительного искусства.

Подлинный синтез достигается, когда элементы различных искусств гармонически согласованы общностью идейного замысла, содержащие предпосылки для стилистического единства.

Рассмотрим пластический синтез искусств на примере средневековой архитектуры.

(Просмотр презентации)

Художественному идеалу в Средние века суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианской религии в Европе. Иными стали представления людей о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства подчеркивалась духовная сущность человека, его суровый, аскетический облик. Архитектура романского периода отличается сочетанием простых форм с мощью каменных построек, которые своим величием оказывали подавляющее влияние на человека.

Название периода и архитектурного стиля в 11–12 веках указывает на центр католического вероисповедания – Рим и связан с утверждением христианства как основной религиозной системы. Главными ее распространителями были соборы, а также монастыри. Романские сооружения богато украшены скульптурой на библейские сюжеты, которая выражала представления средневекового человека об устройстве мироздания.

В 11–13 веках по всей Западной Европе возникало множество соборов, относящиеся к готическому стилю. Главной их особенностью стали остроконечные арки над дверями, окнами и крышами. В это время возродилась скульптура, украсившая порталы культовых сооружений, капители колонн. Монументальная живопись захватывает не только стены, но и своды, купола и окна, где появляется разноцветные витражи. Внутреннее пространство собора: многочисленные архитектурные и скульптурные украшения, свет, льющийся сквозь цветное стекло витражей – создает образ небесного мира. Этот образ дополнялся звучанием песнопений.

Русская храмовая архитектура сочетает в себе элементы западноевропейского искусства с ярко выраженной самобытностью. Русь перенимает от Византии крестово-купольную систему храма. При Ярославе Мудром строится собор Святой Софии в Киеве – самый древний из дошедших до нас храмов. Но его ступенчатая пирамидальная композиция, увенчанная 13 главами, не имеет прообраза в византийской архитектуре. Многочисленные красочные фрески, искрящиеся золотом мозаики, покрывали сверху донизу подкупольное пространство, стены, своды, столбы и придавали храму особую парадность и торжественность.

(Просмотр видеофрагмента)

- Какие чувства вызывает у вас услышанная музыка и увиденное зрелище? Какими словами, эпитетами вы могли бы их выразить?

- Какими видами искусств создается пластический синтез русского храма? (Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, церковная служба как зрелищное искусство, театральное действо, музыка)

IV. Практическая работа.

Создание в рисунке характерного облика собора или храма: романского, готического или древнерусского (по выбору).

V. Итог урока.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

VI. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа художественная роспись по дереву

Содержание программы по обучению учащихся росписи по дереву направленно на воспитание художественной культуры лицеистов, развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию...

Северная роспись по дереву

Образовательная программа «Северная роспись по дереву» предназначена для детей младшего школьного возраста (7-8 лет) и рассчитана на 1 года. Данная программа «Северная роспись по дереву» ра...

Урок изо 5 класс.Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

На уроке учащиеся знакомятся с мезенской росписью.Учатся различать и называть характерные особеннности мезенской деревянной росписи, ее орнаментику....

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись ". Сувенир. Роспись по дереву.

Мастер- класс на тему; " Петриковская роспись "Сувенир. Роспись по дереву....

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"

Занятие-путешествие "Роспись по дереву. Урало - сибирская роспись"...

Конспект урока по ИЗО " Щепа.Роспись по лубу и дереву.Тиснение и резьба по бересте"

Данный урок в 5 классе формирует знания о художественных образах фольклора; умение работать с шаблоном, ножницами в процессе изготовления птицы-солнца;воспитывает аккуратность при выполнении практичес...

Комплексное задание к уроку ИЗО 5кл."Щепа, роспись по лубу и дереву"

Комплексное задание к уроку ИЗО 5кл."Щепа, роспись по лубу и дереву"Презентация по ИЗО 5кл."Щепа, роспись по лубу и дереву"....