Интеграция основного и дополнительного образования как механизм допрофессиональной подготовки школьников
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Фомина Любовь Эриксоновна

Развитие современного общества, многомерное и стремительное, вносит свои коррективы во все сферы жизнедеятельности человека. Быстроменяющиеся информационные технологии, глобальные открытия в области науки и техники стимулируют человека к постоянному совершенствованию, непрерывному образованию на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_l._e._statya_urengoy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ДОПРОФЕССИНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФОМИНА Л. Э.

Россия, ЯНАО, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя школа №2»

Реформирование российской системы образования в последнее десятилетие при несомненных плюсах имеет и негативные стороны. Не драматизируя, отметим некоторые из них. Образовательный процесс в сельской школе мало ориентирован на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся из-за сложности формирования профильных классов, многообразия интересов и склонностей учащихся, ограниченных возможностей штатного расписания, недостаточности учебного оборудования, отвечающего новому времени. Доля сельских школ в большинстве регионов страны занимает значительное место, в частности в Пуровском районе Тюменской области 82% школ находится на селе. Особенность сельских школ – малое количество классов-комплектов в параллелях является основным ограничителем свободы выбора профиля обучения обучающихся и не всегда дает возможность создать однопрофильные классы. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений невозможно из-за низкой плотности населения в северном крае. Тем не менее, школа, создавая модель профильного обучения, должна своевременно и адекватно реагировать на негативные изменения, происходящие, как во внешней, так и во внутренней среде. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором экономической стабильности. В статье 14 Закона об образовании РФ отмечено, что содержание образования ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Реализация Новой Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы направлена на повышение роли предметов художественно-эстетического профиля в сфере общего образования. Возрастающие требования к уровню и качеству образовательной, культурной, нравственной подготовки школьников, провозглашенная личностная ориентированность и вариативность обучения являются факторами, усиливающими инновационные процессы в образовательном пространстве школ, в том числе и сельских [1]. Сельская школа находится в поиске новых путей и гибкой перестройке привычных моделей организации учебного процесса для развития широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Изучение теоретических источников, культурологического подхода по вопросам воспитания средствами искусства вывели нас на проблему определения организационно-педагогических условий и механизмов, обеспечивающих результативность интеграции основного и дополнительного образования. Многие ученые отмечают большое значение процессов интеграции для образования, в том числе и по отношению к таким частям системы общего образования детей как основное и дополнительное образование. Видение школы как ресурсного центра формирования инновационного мышления учащихся на основе культурологической направленности и культуросообразности в целях опережающего развития (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») обусловливает выход за рамки уже сложившихся структур образовательного пространства школы и построение его инновационных моделей. Ценность данных моделей состоит в их творческой направленности, вариативности, при этом интегрируются ресурсные потенциалы различных структур социокультурного пространства школы и села, благодаря чему актуализируется широкий спектр возможностей достижения нового качества образования. Все это стимулирует развитие в образовательной сфере различных педагогических инноваций, пытающихся разрешить эти проблемы и удовлетворяющих новым потребностям социума. Одной из таких новаций является создание организационной структуры и  комплексной образовательной программы на основе интеграции основного и дополнительного образования как механизма допрофессиональной подготовки сельских школьников. 

Интеграция базируется на принципах горизонтальных и вертикальных связей. Горизонтальная интеграция – все возможные связи с социумом (школа – школа, школа – Дом детского творчества, школа – Детская художественная школа, школа – культурно-спортивный комплекс, школа – местный музей и т. д.). Вертикальная интеграция (движение вперед) предполагает кооперацию усилий по наращиванию творческого потенциала школьников с учебными учреждениями (школа–ДХШ, конкурсы районного, окружного, российского и международного уровней) для предоставления учащимся максимальной свободы выбора поля и представления продуктов художественно-эстетической деятельности на более высоком уровне, чем школа. Интеграция увязывает в единое целое все компоненты пространства, создавая интерсистемный образовательный процесс, дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства. Интеграция общего и дополнительного образования на основе художественно-эстетической деятельности не только способствует значительному повышению мотиваций на получение знаний и созданию определенных компетенций, но и ведет к обновлению содержания образования в целом. В этом случае художественно-эстетическая деятельность учащихся выступает как базис, основа, которая хорошо взаимодействует с целым комплексом задач, определяемых приоритетами и целями современной модели образования.

Идея интеграции рассматривается как возможность и условие для возникновения  образовательных встреч детей, детей и взрослых, в результате которых происходит «приращение» опыта реального  образовательного содержания, которое является продуктом совместной деятельности. Качественными характеристиками данной модели являются преимущественная ориентация на: углубленный уровень освоения содержания и генерации знаний, обеспечиваемых языком искусства (Ю. М. Лотман); групповые формы работы; занятия в рамках определенного профиля и вида деятельности; подготовку к той или иной профессии в области художественной деятельности; долгосрочную работу с воспитанниками в течение всех школьных лет.

Взаимодействие между школой и ДХШ осуществляется на основе двустороннего соглашения. Опытно-экспериментальную работу по данному направлению школа начала проводить с 2005 года. За эти годы накоплен богатейший опыт различных вариантов взаимодействия. Экспериментальный класс во вторую половину дня получал дополнительное художественное образование в детской художественной школе. 70% процентов учащихся окончили детскую художественную школу с аттестатом особого образца, определены точки роста, опираясь на которые выстраивался индивидуальный образовательный путь. Второй год выпускники ДХШ обучаются на двухгодичном курсе ранней профессиональной ориентации, профессиональный выбор определен для 35% учащихся. Важным результатом проводимого эксперимента является высокая творческая активность учащихся данного класса. Ежегодно в портфолио каждого учащегося не менее 10 результативных конкурсов регионального, всероссийского и международного уровней. Нами доказано, что дополнительное художественное образование вместе с базовым даёт общее развитие личности, расширяет и углубляет базовые знания, формирует художественно-образное мышление, выявляет и развивает потенциальные возможности ребёнка, формирует эмоциональную отзывчивость. Мониторинг результативности показал, что культурологическая направленность образования приводит к росту  показателей участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах международного и всероссийского уровней. Сформированная высокая учебная мотивация  обеспечила 60 % качественной успеваемости в основной школе. Результативность проводимого эксперимента позволила провести тиражирование положительного опыта работы. На сегодняшний день в школе организовано три таких класса в разных параллелях. Анализ литературы, диссертационных исследований [2] и практического опыта показал, что особенно продуктивным является интеграционное образовательное пространство, конструктивным стержнем которого является искусство. Апробация новшества показала, что значительно увеличилось число и разнообразие программ, ориентированных на приобщение детей к художественно-эстетической деятельности; определены положения, идеи, подходы, наиболее значимые для развития интеграционных процессов в системе основного и дополнительного образования детей. Идея интеграции с системообразующей ролью и полифункциональностью искусства оказалась продуктивной в осуществлении концепций вариативности, непрерывности в сфере образования через создание образовательных комплексов, объединение разнопрофильных и разноуровневых учреждений в образовательные центры на основе одной программы. 

Эффективность в развитии художественно-творческой активности школьников зависит от продуманности организационной структуры, от профессионализма педагогов, повышение которого в условиях школы осуществляется через методическую службу. 

Литература

1. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, Вестник образования России, 14, 2008

          2. Кашекова, И.Э. Педагогические технологии построения интеграционного образовательного пространства школы средствами искусства. Автореф… дисс… док. пед. наук, М. 2007.– 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника.

В данной статье отображена роль интеграции основного и дополнительного образования в повышении качества предметной компетентности, воспитания и развития личности школьника....

ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».

В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...

Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья,  так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...

Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».

Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...