Конспект урока по теме "Городской пейзаж" (с использованием интерактивной доски). 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Корнева Людмила Георгиевна

Урок по теме "Городской пейзаж" проводится после знакомства учащихся с законом перспективы. На уроке совершенствуются умения и навыки в изображении пейзажа по законам линейной перспективы на примере изображения городского пейзажа. Формируются информационные и технологтческие компетентности через использование информационных технологий ( интерактивная доска).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_gorodskoy_peyzazh_mou_18_korneva.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

III городской конкурс электронных образовательных ресурсов

«Электронный образовательный ресурс – 2011»

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Городской пейзаж 

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

6

Автор урока (ФИО, должность)

Корнева Людмила Георгиевна

Образовательное учреждение

МОУ средняя школа № 18

Республика/край, город/поселение

Город Тольятти

Методическая информация

Тип урока

урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Цели урока

- познакомить учащихся с изображением городских пейзажей в истории живописи;

- Развивать пространственное воображение, творческое мышление.

Задачи урока

- закрепить знания о законах  линейной перспективы;

- воспитывать в учащихся любовь к родному

 краю, своей малой родине.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют / приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

- расширять знания учащихся о жанрах живописи, творчестве великих художников;

- совершенствовать умения и навыки в изображении пейзажа по законам линейной  перспективы на примере изображения городского пейзажа;

- Формировать информационную и технологическую компетентности через использование информационных технологий (интерактивной доски).

Необходимое оборудование и материалы

- Репродукции с картин художников: Гварди «Рио Деи Мендиканти», Писсарро «Бульвар,  Монмартр», С. Щедрин «Терраса, обвитая виноградом», Поленов «Московский дворик»,  А. Дейнека «Нью-Йорк»;

-  медиа компоненты :

 *компьютерная презентация «Городской пейзаж»;

 *компьютерная презентация «Прогулка по

   Тольятти»;

 *приложение SMART  Notebook_Упражнения_перспектива_2

- аудио компонент - фонограмма песни о Тольятти

 на CD;

- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор,

  муз. Центр);

- Зрительный ряд:  выставка книг и  альбомов о творчестве художников-пейзажистов;  фотографии видов города Тольятти, книги и альбомы о Тольятти.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием работы

 на уроке.

3. Постановка и объяснение цели урока.

4  Практическая  работа учащихся.

5. Обобщение и оценка выполненной работы. Подведение итогов и задание

 на дом.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие,  проверка отсутствующих, организация рабочих мест учащихся, их рассадка.

2. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием работы на уроке,

 по теме «Линейная перспектива»

На предыдущих уроках мы с вами изучали и повторяли правила линейной и воздушной перспективы. Сегодня вам предстоит, закрепив эти знания, выполнить интересную работу, связанную с изображением пейзажа.

Что может быть прекраснее природы?

Её лесов тенистых и густых,

Её небес бескрайне-синих сводов,

Её хлебов под солнцем золотых,

Дающих жизнь озёр и речек воды,

И стройных гор манящих высота.

Что может быть прекраснее природы?

Природа - жизнь сама, и красота!

(Корнева Л.Г.)

? Вопросы на повторение.

- Как в искусстве называется изображение природы? (Изображение природы  называется пейзажем).

- Что такое перспектива?  (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются и изменяются в цвете.)

- Что называется линией горизонта?  (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

- Что называется точкой исхода? (Точка, в которой предметы, удаляясь от нас,  становятся невидимыми, превращаясь в точку).

- В зависимости от того, какие уголки природы изображает художник, пейзажи можно разделить на несколько видов. Какие разновидности пейзажей вам известны? (Горный, лесной, степной, морской – маринистический, фантастический…)

3. Постановка задачи урока и объяснение.

          Сегодня вам предстоит познакомиться с ещё одной разновидностью пейзажа – городским пейзажем. Городские пейзажи привлекали внимание художников с давних времён. Эти пейзажи своеобразны, интересны и привлекательны. Вот почему художники разных стран и разных исторических эпох не раз обращались к изображению этой темы.

  • Просмотр слайдов компьютерной презентации «Городской пейзаж»(18 слайдов) (демонстрация слайдов сопровождается комментариями учителя)

Давайте вместе проверим,  как  художники применяли знания о линейной перспективе при создании своих картин.

  • Работа с интерактивной доской.

Учитель на слайдах 1, 2 Приложения SMART  Notebook_Упражнения_перспектива_2,

проводя соответствующие линии на интерактивной доске, демонстрирует учащимся, как художники строили свои пейзажи с использованием линии горизонта, точек схода.  Затем предлагается учащимся самим подтвердить это, аналогично анализируя репродукции других художников на последующих слайдах Приложения SMART  Notebook_Упражнения_перспектива_2

Вывод: Мы убедились: чтобы пейзажи выглядели реалистично,  художники создают картины по законам перспективы.

       Красота городских пейзажей вдохновляла поэтов, композиторов,  художников и каждый из них обязательно хотя бы раз обращался к изображению родных мест.

Послушайте, какие прекрасные стихи написал наш земляк – бард Юрий Панюшкин, посвятив их нашему городу.

Теплоход на волне качается:

Нам поклон от пяти морей.

Мне дружить с тобой, не печалиться,

Город – пристань судьбы моей.

Ты зовёшь к себе властно, молодо,

И в свободный от смены час

Я приду сквозь заката золото

На свиданье с тобой не раз.

           Словно гладью по сердцу вышито:

Красота Жигулёвских гор,

Портпосёлок в цветенье вишенном

И красавец сосновый бор.

Спора нет – справедливость истина –

Есть красивее города,

Но, Тольятти, к тебе приписан я

Сердцем собственным навсегда!

Сегодня вы, как настоящие мастера  пейзажа, попробуйте не просто нарисовать городской пейзаж, а постарайтесь в своих творческих работах, построив их по правилам перспективы, передать своё отношение к любимым местам нашего  родного города. Я приглашаю вас совершить виртуальную прогулку по знакомым улицам, паркам и площадям, прогуляемся вдоль набережной Волги. Эта прогулка поможет вам выбрать мотивы и сюжеты для будущих рисунков.

  • Демонстрация слайдов с видами Тольятти (музыкальное сопровождение – «Песня о Тольятти» Олега Митяева)

Наша виртуальная прогулка завершена, возвращаемся к  работе. Перед этим дадим отдохнуть глазам и позвоночнику.

* Физкультурная пауза. Выполнение комплекса упражнений для снятия усталости глаз и позвоночника.

4. Практическая работа учащихся:

Перед вами стоит задача - нарисовать городской пейзаж по мотивам виртуальной прогулки, выполнив его по всем правилам перспективы. Давайте ещё раз закрепим эти правила.

  • Работа с интерактивной доской.

На интерактивной доске  ученики, используя слайды Приложения SMART  Notebook_Упражнения_перспектива_2, строят линию горизонта и точки схода, проводя соответствующие линии на интерактивной доске поверх проекции слайдов.

Ребята, так как на эту тему у нас отведено 2 урока, то сегодня вы должны будете выполнить изображение только в карандаше. Работать над цветовым решением вам предстоит на следующем уроке.

       Проводится инструктаж по выполнению задания (объяснение последовательности выполнения работы).

 Помогут вам справиться с задачей наглядные материалы классной доски,  компьютерной презентации, фотоматериалы, лежащие на ваших столах, книги выставки. Творчески используйте их. Я желаю вам удачи (фоном звучат фонограммы песен о Тольятти).

Во время практической работы учащихся учителем оказывается индивидуальная помощь. При выявлении часто повторяющейся ошибки проводится фронтальная работа с классом, группами. Наиболее удачные работы демонстрируются классу.

5. Обобщение и оценка выполненной работы. Подведение итогов и задание на дом.

             За 4 минуты до окончания урока учащимся  с наиболее удачными работами предлагается выйти к доске, проводится просмотр. Анализируются рисунки, класс даёт оценку выполненным работам.

? Вопросы к классу на закрепление темы:

- Что такое пейзаж?  (Изображение природы).

- Что такое перспектива?  (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются)

- Что называется линией горизонта?  (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

- Что называется точкой схода? (Точка, в которой предметы, удаляясь от нас,  становятся невидимыми, превращаясь в точку).

- С каким пейзажем вы познакомились сегодня. (Сегодня мы познакомились с жанром городского пейзажа.)

Инструктаж по домашнему заданию:

- полностью доработать в простом карандаше рисунок городского пейзажа;

- принести на следующий урок краски, кисти, палитры, салфетки для завершения работы в цвете.

В помощь учителю

Использованные источники и литература

1. Аранова С.В. Обучение ИЗО.- СПб.: Каро, 2004.

2. Бялик В. Пейзаж.-М.: Белый город, 2004.- 47 с.: ил.

3. Неменский Б.М. ИЗО и художественный труд:1-8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

4. Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

5. Рисунок.Живопись.Композиция. Хрестоматия/   сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.- 207 с.    

6. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве.-М.: Просвещение, 1979.

7. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов. В 4 ч.Ч. 1. Основы рисунка. - Обнинск:Титул, 1996.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить.

  • Музыкальный ряд создаёт необходимый эмоциональный настрой.
  • Слайды компьютерных презентаций, являясь яркой наглядностью, затрагивают эмоциональную сферу, способствуют лучшему пониманию и запоминанию необходимой информации, погружают учащихся в контекст урока, помогают учителю мотивировать учебу детей.
  • Работа с интерактивной доской, активизируя мотивацию учащихся, помогает им больше верить в себя, свои силы и способности. Формируются навыки самостоятельности,  самоконтроля, интерес к учебному предмету, технологические компетентности. Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся, способна дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Она помогает наглядно и мобильно представить то, что трудно и скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации, что выводит визуальную составляющую урока на гораздо более высокий уровень, захватывают внимание учеников.
  • Осуществление работы с медиа компонентами см. Инструкция пользователю файла  SMART Notebook_Упражнения_перспектива_2

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке учащиеся будут заканчивать свои работы в цвете, поэтому учителю необходимо  подготовить материалы по законам воздушной перспективы. Важно создать новую презентацию, используя репродукции произведений художников, в которых эти законы наиболее ярко и наглядно можно продемонстрировать  ученикам. Подобрать соответствующий зрительный и музыкальный ряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Урок английского языка во 2 классе с использованием интерактивной доски".

Технологическая карта урока с подробным описанием этапов урока, с описанием действий учителя и учеников, с приложениями....

"Мозаика", 3 класс. Авторы: Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева. Тема урока "Рождество в Германии" с использованием интерактивной доски.

Методическая разработка урока в 3 классе с использованием интерактивной доски. УМК по немецкому языку "Мозаика". Авторы: Н. Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева. Тема урока "Weihnachten in Deut...

План - конспект урока по английскому языку с использованием интерактивных технологий в 5 классе (по УМК «Starlight 5» (Звездный Английский 5 класс).

Тема урока: IntroductionsandgreetingsЦель урока: развитие коммуникативной компетенцииЗадачи урока: развитие языковой компетенции: активизация лексическихи грамматических навыков; создание условий для ...

План- конспект урока по английскому языку с использованием Интернет 7 класс

Развитие познавательной и коммуникативной деятельности учащихся с помощью Интернета. Обучение ознакомительному виду чтения с кратким изложением содержания текста, обучение составлению рассказов на зад...

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART Board.

Материал для проведения уроков, обучающих семинаров, тренингов по использованию интерактивной доски SMART BoardВсе Видеоуроки по данной программе, размещены на моем канале YouTube...