Актуальность использования информационных технологий на уроках ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktualnost.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность использования информационных технологий на уроках                                                                    ИЗО

               

Макарчук Т. Н.                                         МБОУ СОШ №1 им. М. М. Пришвина

Внедрение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроках изобразительного искусства, открывает новые возможности. Задача  современной школы – формировать способность действовать в условиях развивающегося современного общества, используя эти новые возможности.

Это заставляет нас задуматься, как же сделать процесс обучения действенным и интересным, в соответствии с требованиями современного общества. Для этого существуют различные инновационные технологии: модульное обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение и другие.  Применение этих инноваций не возможно без использования новых информационных технологий. Учителю на уроках изобразительного искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством художественнотворческого развития учащихся. Изобразительное искусство всегда нуждалось в красочном воспроизведении материала. Роль образной  наглядности как средства передачи информации - огромна. Именно  компьютер, мультимедийный экран,  становится  тем информационным и наглядным   средством  обучения, которое  позволяет  приблизить обучающихся  к положению свидетелей исторической действительности, при этом  решая  целый ряд образовательных и воспитательных задач.

Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы  создают базу для разработки презентаций для  уроков. Компьютерные образовательные  программы в игровой форме предлагают  виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и  найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин. .  Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом, при необходимости к какому либо фрагменту.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить  большую отдачу от работы детей в учебное  время, организовать внеклассную  работу, развить интерес к предмету, организовать проектную деятельность. Информатизация теоретических уроков - одно из  требований времени.

Компьютер — это инструмент, с помощью которого обучение может  стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими и обобщенными. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

При изучении истории изобразительного искусства, обучающимся сложно воспринимать информацию на слух. Очень часто, точнее в большинстве случаев у преподавателей изобразительного искусства нет достаточного наглядного материала (репродукций, фотографий и т. д.), поэтому очень эффективно использовать мультимедийный урок. Необходимо разработать методику проведения мультимедийных уроков. Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. При проектировании мультимедийного урока, учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или блоку тем.

         На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока или блоку тем, структурировать и оформить его.  Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества.

         Использование компьютерных технологий позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учеников. Но работа по модифицированной программе показала, что не все готовые электронные издания могут эффективно работать на авторском уроке, поэтому возникла необходимость в мультимедийной презентации, выполненной при помощи Microsoft Power Point.

         Собранный материал к теме урока, его структурирование, систематизирование, оформленный  на слайде, достигает  поставленной на уроке цели. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, альбомов по искусству, недостающих предметов натурного фонда, аудио и видео аппаратуры.

Уроки – презентации широко используют:

- во время знакомства с творчеством художников;

- при изучении жанров изобразительного искусства «Натюрморт» «Портрет» и т.д.;

- при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома» и т.д.

Каждая презентация – это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. Можно изменить стиль оформления, добавить или убавить слайды, отредактировать тексты и иллюстрации, если учитель этого хочет. Вносить те или иные изменения в презентацию могут и учащиеся, то есть можно использовать редактирование слайдов как дополнительное творческое задание для особо одаренных учащихся.

Презентации, используются, как правило, при объяснении нового материала, при закреплении учебного материала в процессе самостоятельной работы. В первую очередь, презентации на уроке служат для объяснения нового материала. В то же время их можно также использовать и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала. Презентации могут использоваться и при подведении итогов работы на уроке и при контроле знаний в форме устного опроса. В последнем случае обучающийся рассказывает тему, пользуясь презентацией. Это формирует его информационную компетенцию, такую, как представление информации в форме устного изложения с использованием электронной презентации.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Ключевые идеи каждой темы курса в презентациях содержатся в систематизированном виде. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют объяснения учителя. Использование презентации обогащает объяснения учителя, делая их более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать обучающимся информацию не только на слух, но и визуально.

Таким образом, понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Учащимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией. Главный успех - это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Результативность уроков изобразительного искусства с использованием информационно компьютерных технологий (ИКТ):

 - положительную мотивацию,  создание условий для получения учебной информации из различных источников;

- повышение уровня наглядности;

- повышение производительности урока;

- выполнение проекта учащимися по созданию собственной презентации.

Бесспорно, компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь многофункциональным техническим средством обучения (ТСО). Задача учителя создать на уроках условия для познавательной активности учащихся. Информационно-компьютерные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

               

Литература:

  
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе.         www. pedsovet.org
2. Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». – www.it-n.ru
3. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. –www.festival.1september.ru
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Использование информационных технологий на уроках технологии

Использование информационных технологий на уроках технологии...

Использование информационных технологий на уроке истории (на примере урока в 8 классе «Отечественная война 1812 г.)

Данный урок истории показывает практическое использование информационных технологий на различных этапах урока. Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода. В разработке подробно описаны...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....