Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Нечаева Лариса Геннадьевна

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте" по программе Б.М. Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvet_v_natyurmorte.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства

6 класс ( 2 четверть)

Тема : Цвет в натюрморте

Разработан: Нечаевой Л.Г.

Цель: создать условия для развития умения учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом.

Задачи:

- дать учащимся понятия «натюрморт, «колорит»,

- развивать навыки отбора элементов изображения в соответствии с идейным замыслом,

- научить создавать натюрморт передавая свои чувства и настроение через цвет.

Тип урока: проблемный.

Оборудование для учителя: плакат, репродукции, слайды.

Оборудование для учащихся: бумага, краски, карандаш, карточки – задания.

пп

Этапы

урока

Художественно – педагогическая деятельность учителя

Художественно – эстетическая деятельность учащихся

Результаты

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку.

Учащиеся, входя в кабинет видят размещённые на доске натюрморты.

Создаётся настроение для вхождения в тему.

2.

Постановка темы и цели урока.

-Ребята! Зайдя в кабинет вы увидели репродукции и рисунки. Предлагаю вам определить исходя из увиденного тему урока.

 ( Натюрморт- открываю название на доске)

- Правильно, а теперь определите цель урока.

- Натюрморт.

-Узнать новые сведения о натюрморте и нарисовать его.

Учащиеся определяют тему урока.

Учащиеся определяют цель урока.

3.

Постановка проблемы урока.

- Из предыдущих уроков давайте вспомним, что такое «натюрморт»? Что означает это слово и как переводится?

-Вспомните , какие основные компоненты составляют живописное полотно ( в данном случае натюрморт), т. е. как создаётся картина.

( см. схему на доске)

Натюрморт

1.

2.

3.

- Главным выразительным средством в натюрморте из названных вами является не просто цвет, а цветовое сочетании, т. е.  колорит.

О роли цвета в натюрморте мы сегодня подробно поговорим на уроке.

- Натюрморт – это французское слово и переводится как «мёртвая натура, природа».

- 1. Композиция ( главная мысль, идея картины),

-2. Рисунок (подробный рассказ о картине),

3. Цвет, цветовое сочетание.

Учащиеся дают определение.

Дети включаются в тему урока.

Учащиеся воспринимают проблему урока.

4.

Изучение нового материала

       -В начале 20 века, когда появилась фотография, а затем и кино возрос интерес к натюрморту.  К этому жанру обратились многие художники, т. к. натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового видения мира. В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством стал цвет. Колористическая выразительность всегда была основой живописи, но теперь цвет занял новое, определяющее место. Он стал выражением особого мира художника и своеобразия его взгляда на жизнь. Это было время экспериментов, поисков истины.

          -Новую свободу выражения открыли французские художники – импрессионисты.

- Ребята, а знаете ли вы , кто такие импрессионисты?

-Импрессионизм – течение, возникшее в середине 70 гг. 19 века в искусстве Франции. Свет и воздух оказались  главными объектами интереса художников. Атмосфера – не прозрачный воздух, в котором  вырисовываются предметы, считали они, а многокрасочная среда. Внимательно вглядываясь в окружающий мир, импрессионисты обратили внимание на то, что в природе совершается постоянный процесс движения. Любая их картина – не просто изображение краткого мига, а как бы момент из вечного потока жизни, который даётся как процесс , перетекание одного состояния в другое. Исповедуя  культ движения в изменчивости, импрессионисты постоянно совершенствовали и сои приёмы живописи. Кладя близко положенные мазки добивались эффекта оптической смены цвета, создавая ощущение вибрации, подвижной свето – воздушной среды .Таяние предметов в свете и воздухе, отсутствие чёрных красок, цветные тени, мерцание множества цветных мазков и штрихов, заходящих за контуры предметов, свободная композиция, интерес к неповторимому. Мгновенному, к миру простых человеческих радостей – вот то, что отличало произведения импрессионистов.

          -Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество Поля Сезанна.Живопись Сезанна на первый взгляд, суховата. Но есть нечто, что заставляет нас , современников остановиться перед его картинами. Это мощное стремление ( помощью тончайшего ощущения) добраться до структуры материального мира, понять как стыкуются формы. Он не дробил форму на элементы, как импрессионисты, а напротив, связывал всё в неразрывное единство. Синтез, цельность – вот, что открыло ему путь в искусство 20 века. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. Художнику надо научиться строить форму цветом – так прозвучал его завет.

  Одновременно с Сезанном жил художник, чьё взволнованное сердце и внутреннее горение навсегда остались для нас в поразительных произведениях.  Ван Гог приходит к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художника и возбуждало такие же переживания у зрителя. Эти идеи были новы и предопределили будущие искания живописцев.

     Самым ярким из них был Анри Матисс. Большое влияние на него оказали впечатления от восточного и древнерусского искусства. Его картины – это воплощение радости бытия. Наглядность его цвета кажется фантастической, однако художник писал, что выбор красок основан на опыте моих чувств, на наблюдении натуры.

   - Как мы можем назвать увиденные натюрморты?

     Новое отношение к натюрморту нашло воплощение в натюрмортах русских художников : Констатина Коровини и Игоря Грабаря. Их картины как бы наполнены цветным воздухом. В картинах – умение удивляться красоте обычных мгновений.

К. Коровин писал свободно и вдохновенно , в один сеанс, в технике «а ля прима», т. е. без предварительной подготовки, и заслуженно снискал славу первого русского импрессиониста. Для него характерно праздничное ощущение мира, стремительное письмо, умение сохранить на полотне свежесть впечатления от натуры. С подкупающей непосредственностью написан натюрморт «Рыба, вино и фрукты»( 1916). Здесь нет классически ясного рисунка. Изображение кухонной снеди возникает скорописи мазков – сочных и широких. Они мгновенно схватывают живописную суть мотива. Быстрая и подвижная кисть художника улавливает причудливые переливы красок, изменчивую игру света. Густые и жирные мазки – сиреневые, розовые, жемчужно – серебристые, бирюзовые, зелёные, малиновые великолепно передают маслянистый блеск рыбьей чешуи, яркость спелых плодов, терпкость красного вина в бутыли. Натюрморт и сейчас смотрится так, будто только что вышел из – под кисти художника, столь свежи и маслянисты «живые», словно недосыхающие коровинские мазки. Это подлинный «праздник для глаз». Коровин обратился к приёмам импрессионистов совершенно самостоятельно, причём его отличала от французских художников большая декоративность, звучность цвета, широта и темпераментность мазка.

      Вслед за Коровиным в технике «раздельного мазка»работал и Грабарь. Яркие красочные переливы выступают из глубоких бархатны теней в простом по сюжету натюрморте Грабарь.   Умение удивляться красоте в обычной череде мгновений останавливает нас и перед роскошным серебром воздуха и этой картиной, как бы наполненной свежестью и бодростью летнего утра.

  Цвет не только передаёт реальную окраску, но и позволяет нам ощутить предмет, почувствовать тяжесть, холод или тепло. Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту .Но главное, что цвет способен создавать настроение- печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность.

 

 

Восприятие учащимися нового материала в полученной от учителя информации и просмотре репродукций и слайдов.

- Художники, которые писали свои картины точками.

- Декоративные, яркие, весёлые…

Обогащение новыми знаниями.

Учащиеся анализируют художественные произведения.

5.

Физкультминутка

- Рисуй глазами треугольник,

- теперь его переверни,

- и вновь глазами ты по периметру веди.

- Рисуй «8»вертикально.

- ты головою не крути,

- а лишь глазами осторожно,

- ты вдоль по линии води,

- и на бочок её клади.

- Зажмурься крепко, не ленись.

-  А теперь открываем глаза., молодцы!

Учащиеся отдыхают, сменив род деятельности

Укрепление здоровья учащихся.

6.

Практическая часть

- Итак, в работе над натюрмортом мы будем использовать какие средства выразительности?

-Что из них помогает передать настроение?

- Сегодня мы создадим натюрморты на тему «Атрибуты искусства». Мы не будем пытаться передать объём и материальность предметов. Наш натюрморт будет более декоративным. Он будет состоять из плоских изображений предметов. Главное для нас – передать настроение. 

  На ваших столах лежат разноцветные квадратики и карточки. Выберите интуитивно любой квадратик и по цвету  и схеме на доске- карточку – задание с атрибутами искусства. Это: мир художника, мир театра, поэзия, декоративно – прикладное искусство .Ориентируясь на выбранную вами карточку – задание составьте натюрморт из предложенных атрибутов. Не забудьте, что главное в вашем натюрморте – передать настроение. Приступаем к работе!

- композиция

-рисунок

-колорит

-Колорит, понимаемый как сочетание цветов

Практическая работа учащихся

Развитие творческого анализа, воображения учащихся.

7.

Итог урока

Выставка работ учащихся:

- Какие средства выразительности вы использовали в своей рабте7

- Какую роль вы отвели в своей работе цвету?

- Урок хочется закончить словами Сезанна:

Художник обладает двумя вещами: глазами и интеллектом, которые должны взаимно помогать друг другу. Нужно содействовать их обоюдному развитию…Что мы и делали сегодня на уроке.

-Композиция, рисунок,колорит

- цвет передаёт настроение.

Анализ работ.

8.

Домашнее задание

Найти репродукции натюрмортов, соответствующих вашему настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Натюрморт"

Данный урок знакомит  учащихся с многообразием изображения мира вещей в  истории искусства...

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Рисунок-основа изобразительного искусства".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе по теме "Рисунок - основа изобразительного искусства" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Понятие формы.Многообразие форм окружающего мира" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 7 классе "Передвижники"

Проект урока изобразительного искусства в 7 классе "Передвижники" по программе Б.М. Неменского....

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда".

Проект урока изобразительного искусства в 5 классе "Конструкция и декор предметов народного быта и труда" по программе Б.М.Неменского....

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Натюрморт"

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить, мы называем их – предметами быта, т .к. они необходимы  для нашего удобства и комфорта. Многие художники в свои...


 

Комментарии

Стеблецкая Наталья Анатольевна

Понравилась содержательность разработки урока.