Главные вкладки

    Программа объединения "Весёлая палитра"
    методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

    Солодкая  Светлана Анатольевна

    Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon solodkaya_s.a._vesyolaya_palitra_2014.doc158.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

    СТ.  СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

            УТВЕРЖДАЮ

            Директор ДДТ

                     Л.Н.Шурупова

            (подпись)

            Протокол педагогического совета

            «        »          20         г. №        

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

    ОБЪЕДИНЕНИЯ   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    «ВЕСЁЛАЯ  ПАЛИТРА»

            СРОК РЕАЛИАЦИИ – 2 ГОДА;

            ВИД ПРОГРАММЫ – МОДИФИЦИРОВАННАЯ;

            ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-12 ЛЕТ;

            ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

            СОЛОДКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

    ст. Старовеличковская

    2010

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.

    Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

    Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

    Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

    Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно-творческого опыта, обучению приёмам художественно-творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

    Цель: Развитие и формирование ребенка как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Выработка умений и навыков посильного создания художественных образов и композиций в процессе самостоятельной работы.

    Основные задачи 1-го года обучения:

    В обучении: - формировать навыки и умения рисования с натуры, по памяти и представлению; научить видеть красоту форм, пропорций, движений, необходимых для понимания искусства.

    В воспитании:- воспитывать аккуратность, усидчивость, коммуникативные качества личности в процессе коллективной художественной творческой деятельности, интерес к изобразительному искусству.

    В развитии:

    - развивать художественный вкус, аналитические способности в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ, творческую активность.

    Основные задачи 2-го года обучения:

    В обучении: - формировать умения обучающихся, работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции.

     В воспитании: - воспитывать интерес и уважительное отношение к творчеству народных мастеров, к традициям народных праздников.

     В развитии:- развивать творческий потенциал личности в процессе деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.

    Набор детей осуществляется по желанию, особой подготовки при этом не требуется. Программа рассчитана на детей, не умеющих рисовать.

    Реализация программы рассчитана на два года обучения.

    Возраст обучающихся: 6-12 лет.

    Количественный состав: не менее 10-и человек.

    Занятия проводятся по группам:

    Режим занятий:

            1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);

            2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

    УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    Материально-техническая база:

    • учебный кабинет, отвечающий современным требованиям;
    • мольберты,
    • стулья;
    • доска;
    • муляжи;
    • стенды для оформления выставок;
    • рабочий материал: кисти, краски акварельные, гуашевые, альбомные листы, ватман, посуда для воды, карандаши, ластики, кнопки, мука, стеки, салфетки индивидуального пользования и т.д.

    Учебно-методическое обеспечение:

    • наличие дидактического материала;
    • планы-конспекты;
    • планы учебно-воспитательной работы;
    • конспекты, рефераты;
    • инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

    В конце обучения у воспитанников предполагается наличие следующих знаний и умений:

    1-й год обучения:

    Знание:

    • техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительное искусство»;
    • цветового круга;
    • основных, дополнительных, теплых, холодных цветов;
    • знание геометрических форм предметов;
    • правила компоновки.

    Умение:

    • правильно держать и работать карандашом и кистью;
    • смело работать красками;
    • грамотно компоновать на листе;
    • смешивать краски;
    • по назначению использовать цветовую гамму палитры;
    • изображать предметы разных форм (округлых, овальных, квадратных и т.д.) и их сочетаний.

    2-й год обучения:

    Знание:

    • техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительного искусства»;
    • особенностей росписи народных мастеров;
    • воздушной линейной перспективы;
    • академических правил построения натюрморта, животных и композиций.

    Умение:

    • грамотно выполнять построение натюрморта;
    • рисовать с натуры и по памяти;
    • выполнять сюжетные композиции;
    • передавать в рисунках свои творческие замыслы, идеи.

    Чтобы узнать результаты учебного процесса, необходимо выявить знания обучающихся.

    Контроль имеет цель определить качество полученных знаний, позволяет проанализировать и оценить конечный результат.

    № п/п

    Какие знания, навыки, умения контролируются

    Срок выполнения

    Формы проведения

    1-й год обучения

    1.

    Цветовой круг, основные цвета, смешивание красок, использование цветов по назначению

    Октябрь-

    Ноябрь

    Выполнение работ, блиц-опросы, работа по карточкам

    2.

    Чего достигли, чему научились? (на первом году обучения)

    Каждое занятие

    Мини-выставка

    3.

    Законы композиции в выполнении открыток, плакатов

    Декабрь-

    Март

    Выполнение работ,

    Выставка

    2-й год обучения

    1.

    Элементы росписи, техника росписи. Характерные цвета

    Январь

    Блиц-опросы,

    Выполнение образцов

    2.

    Академические правила построения рисунка (компоновка, построение, разработка в цвете). Построение натюрморта

    Март

    Блиц-опросы,

    Выполнение задания

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    1-й год обучения

    п/п

    Наименование дисциплин, разделов, тем

    Всего часов

    Количество часов

    Теоретичес-кие знания

    Практичес-кие знания

    Выездные

    1.

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    -

    2.

    Декоративное рисование

    -

    2.1.

    Дорисуйка

    16

    4

    12

    -

    2.2.

    Волшебные превращения геометрических фигур

    12

    2

    10

    -

    2.3.

    Веселые картинки

    22

    2

    20

    -

    2.4.

    В гостях у народных мастеров

    20

    4

    16

    -

    3.

    Школа живописи

    26

    4

    22

    -

    4.

    Сюжетная композиция

    40

    6

    34

    -

    5.

    Экскурсии, выставки

    4

    -

    2

    2

    6.

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    -

    Итого:

    144

    24

    118

    2

    2-й год обучения

    п/п

    Наименование дисциплин, разделов, тем

    Всего часов

    Количество часов

    Теоретичес-кие знания

    Практичес-кие знания

    Выездные

    1.

    Вводное занятие

    2

    2

    -

    -

    2.

    Живопись

    28

    8

    20

    3.

    Декоративное рисование. Лепка

    64

    15

    49

    4.

    Многоплановая композиция

    26

    6

    20

    -

    5.

    Линейное и тоновое изобра-жение геометрических тел

    6

    2

    4

    -

    6.

    Элементы пейзажа

    14

    2

    2

    10

    7.

    Экскурсии

    2

    -

    -

    2

    8.

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    -

    Итого:

    144

    36

    96

    12

    ВСЕГО:

    288

    66

    220

    12

    СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО  КУРСА

    1-й год обучения:

    1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

    Теория: Знакомство с коллективом. Цели и задачи на учебный год. Путешествие в страну ИЗО: чем рисовать, как рисовать. Техника безопасности.

    РАЗДЕЛ 2. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

    1. ДОРИСУЙКА (16 ЧАСОВ)

    Теория: Сотворчество. От простого к сложному. Приемы расположения предметов в пространстве. правила расположения линий, форм в предмете. цветовое решение.

    Практика: Работа по шаблонам. научить рисовать понятные для окружающих предметы. воспитывать аккуратность в работе с акварелью.

    1. ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (12 ЧАСОВ)

    Теория: Основные формы. Различие форм. Размер. Цвет. Сочетание форм. Краски-подсказки. Компоновка на листе. Сказка о простом карандаше и резинке.

    Практика: Компоновка и изображение предметов различных форм. Использование цветовой гаммы по назначению.

    1. ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (22 ЧАСА)

    Теория: Открытка (из истории). Назначение открыток в быту. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, аккуратности, самостоятельности. Единство содержания, особенности композиции. Значение настроения в выборе цвета (цветовой образ).

    Практика: Рисовать яркие, веселые картинки, открытки. Закреплять графические навыки работы акварелью.

    1. В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ (20 ЧАСОВ)

    Теория: Народные мастера – из истории. Понятие об узоре. Элементы узора, последовательность выполнения. Цветовое решение. Народные традиции в росписи.

    Практика: Работа с образцами. Составление композиций. Разработка в цвете самостоятельное выполнение узора.

    РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА ЖИВОПИСИ (26 ЧАСОВ)

    Теория: Основные, дополнительные цвета. смешивание красок. холодные и теплые цвета. у каждого времени года – свои цвета. растительный и животный мир. видеть необычное в обычном.

    Практика: В игровой форме познакомить детей со свойствами красок (смешивание цветов). Обратить внимание на красоту обычных предметов.

    РАЗДЕЛ 4. СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (40 ЧАСОВ)

    Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Разметка места действия. Разметка главных героев. Изучение плана. Разработка в цвете.

    Практика: Выполнение композиций с применением основных правил. Побуждать проявлять творчество, самостоятельность. выполнение конкурсных работ.

    РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИИ, ВЫСТАВКИ (4 ЧАСА)

    Теория: Иллюстрирование – наглядность, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений. Инструктаж: поведение на улице, поведение на дороге.

    Практика: Организация и проведение выставки работ обучающихся.

    6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

    Теория: Анализ работ обучающихся.

    Практика: Выставка работ. Игра «Малый вернисаж».

    2-й год обучения:

    1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

    Теория: Правила поведения в ДДТ. Техника безопасности. Задачи, содержание деятельности объединения.

    РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ (28 ЧАСОВ)

    Теория: Из истории. Компоновка в листе. Разметка. Построение. От общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям. Цвет: гармоничное сочетание. Светотень.

    Животные: внешний облик, поведение, характер, строение тела. Подобный анализ формы, контуров и размеров животных, их изображение.

    Практика: Разметка и построение предметов. Выполнение учебных натюрмортов, передача объема тоном и цветом.

    Выполнение набросков животных. Выработка приемов изображения. Рисование животных. Выполнение в цвете.

    РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА (64 ЧАСА)

    Теория: Особенности дымковского узора. Знакомство ближе. Характер формы. Техника росписи. Цветовой строй росписи.

    Городецкая роспись. Цветочный узор в изделиях мастеров. Понятие об узоре, ритме, силуэте. Рисование кистью розана и купавки. Оживка. Разделка фона. Гжельская роспись. Различия в изображении элементов росписи, в технике росписи. Цветовые особенности Гжели. Дымковский промысел. Приемы лепки. Этапы лепки. Художественный стиль. Колорит. Роспись. Образцы сказочных героев, поздравительные открытки, фантастика. Художественное выражение идей. Чувство формы, цвета, композиции.

    Практика: Выполнение образцов дымковской игрушки. Самостоятельное выполнение узора и разработка в цвете. Добиваться гармоничного слияния всех элементов. Изучение основ росписи. Выполнение образцов. Выполнение упражнений нанесения темной оживки. Самостоятельная разработка узора, цветового решения. Воспитывать бережное отношение к народным традициям. Выполнить игрушки (барыня, козлик) по мотивам народных образцов. Верно передать форму игрушки, тщательно прорабатывать наиболее характерные декоративные детали. Оценивать удачные и уместные дополнения в игрушках. Роспись изделий. Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса. Самостоятельное выполнение открыток, плакатов с решением творческих задач.

    РАЗДЕЛ 4. МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (26 ЧАСОВ)

    Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Выделить главное (центр композиции), подчинить ему второстепенное, показать взаимосвязь между ними. Цвет – выражение настроения. Соотношение предметов, их расположение в пространстве.

    Практика: Составление и выполнение сюжетных композиций. Активизировать творческое воображение, фантазию. Развивать мышление. Грамотное выполнение работ по законам композиции. Воспитывать усидчивость, трудолюбие. Находить новое решение в выполнении творческих задач.

    РАЗДЕЛ 5.

    ЛИНЕЙНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (6 ЧАСОВ)

    Теория: Ось симметрии. Верх и низ рисунка. Делим ось на отрезки в тех местах, где меняется форма предмета. Прямыми линиями рисуем контуры предмета. Контуры предмета округляем в соответствии с натурой. По горизонтальным линиям рисуем овалы, которые дают объем предмета. Тоновое отношение. Светотень. Штрих. Направление штриха.

    Практика: Разметка и построение геометрических фигур. Отработка штриха. Распределение элементов светотени. Тоновая разработка геометрических фигур.

    РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЙЗАЖА (14 ЧАСОВ)

    Теория: Приемы письма в пейзаже. Разметка. Форма. Прорисовка и детализация. Передача характерных индивидуальных признаков. Законы линейной и воздушной перспективы. Цветовой строй. Тоновые различия между элементами. Передача объема цветом.

    Практика: Изобразить в технике акварель элементы пейзажа. Передать объем каждого элемента. Установить цветовую связь между элементами пейзажа.

    РАЗДЕЛ 7. ЭКСКУРСИИ (2 ЧАСА)

    Теория: Инструктаж по технике безопасности поведения на природе. Изучение цветовой гаммы, формы листьев, деревьев. Содействовать формированию эстетического восприятия действительности.

    Практика: Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за природой.

    8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

    Теория: Общая и индивидуальная характеристика. Отметить наиболее грамотно выполненные работы.

    Практика: Выставка. Просмотр работ.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    В программе определены: содержание обучения, объем знаний, умений и навыков, которые должны приобрести обучающие.

    Содержание обучения состоит из разделов, в которые входят разные виды и жанры изобразительной деятельности. На каждом занятии сообщается материал о данном элементе раздела, разъясняется общее понятие о нем, выполняются соответствующие задания. Методика проведения занятий зависит от его содержания. Комбинированные занятия – наиболее часто применяемы. Чередование различных видов деятельности – основа сохранения интереса, внимания.

    Формы работы на занятиях:

    • Индивидуальная – применяется при выполнении творческих работ, при организации работы со слабыми обучающимися;
    • Групповая – когда каждая группа выполняет коллективную работу;
    • Всем составом объединения – наиболее часто применяемая форма работы, особенно на первом году обучения. Применяется чаще тогда, когда идет процесс усвоения приемов рисования.
    • Игровая – одна из эффективных форм проведения занятий, стимулирующая высокую усвояемость изучаемого материала, познавательную и творческую активность обучающихся, и необходимая на данном возрастном уровне.

    Применяются следующие методы обучения:

    • пассивные – сообщение, показ, рассказ;
    • активные – практические занятия (выполнение образцов, заданий), самостоятельное выполнение творческих работ.

    Упражнения даются при усвоении первоначальных знаний и умений. При этом они усложняются по возрастной степени.

    Для контроля знаний по основным темам программы применяются следующие механизмы:

    • работа по карточкам;
    • работа по шаблонам;
    • краткие блиц-опросы по итогам занятия и пройденной теме;
    • выполнение тематических заданий, рисунков;
    • выставки, конкурсы.

    Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения способствует выполнению интересных, творческих работ, позволяет легко и прочно усвоить изучаемый материал.

    Для поддержки творческой активности детей целесообразно придерживаться следующих правил:

    • не мешать желанию ребенка изобразить что-то по-своему;
    • безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ном же самим, с его прошлым опытом;
    • творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

    ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ

    1. Конвенция о правах ребенка.
    2. Инструкции по охране труда; по противопожарной безопасности; по правилам поведения на дорогах; по антитеррористической безопасности.
    3. Устав ДДТ ст.Старовеличковской.
    4. Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
    5. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2000.
    6. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
    7. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С-Пб, Паритет, 2007.
    8. Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
    9. Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
    10. Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
    11. Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
    12.  Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

    РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

    1. Конвенция о правах ребенка.
    2. Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
    3. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2002.
    4. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
    5. Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
    6. Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
    7. Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
    8. Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
    9. Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа "Музыкальная палитра"

    Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; програм...

    Программа изостудии "Палитра"

    Программа изостудии для обучающихся 1-4 классов. Планирование занятий( 1 час в неделю, 2 часа в неделю)...

    рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"

    Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки....

    ПРОГРАММА КРУЖКА "ПАЛИТРА"

    Данная программа составлена на основе опыта работы с дошкольниками 5-7 лет в системе дополнительного образования. Программа реализуется в художественно-эстетической направленности с элементами к...

    Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"

    Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

    Программа "ИЗО Палитра"

    Программа разработана для работы с детьми с 7 до 15 лет...

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»

    Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...