Программа объединения "Весёлая палитра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СТ. СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ
Л.Н.Шурупова
(подпись)
Протокол педагогического совета
« » 20 г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«ВЕСЁЛАЯ ПАЛИТРА»
СРОК РЕАЛИАЦИИ – 2 ГОДА;
ВИД ПРОГРАММЫ – МОДИФИЦИРОВАННАЯ;
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-12 ЛЕТ;
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
СОЛОДКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
ст. Старовеличковская
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно-творческого опыта, обучению приёмам художественно-творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Цель: Развитие и формирование ребенка как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Выработка умений и навыков посильного создания художественных образов и композиций в процессе самостоятельной работы.
Основные задачи 1-го года обучения:
В обучении: - формировать навыки и умения рисования с натуры, по памяти и представлению; научить видеть красоту форм, пропорций, движений, необходимых для понимания искусства.
В воспитании:- воспитывать аккуратность, усидчивость, коммуникативные качества личности в процессе коллективной художественной творческой деятельности, интерес к изобразительному искусству.
В развитии:
- развивать художественный вкус, аналитические способности в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ, творческую активность.
Основные задачи 2-го года обучения:
В обучении: - формировать умения обучающихся, работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции.
В воспитании: - воспитывать интерес и уважительное отношение к творчеству народных мастеров, к традициям народных праздников.
В развитии:- развивать творческий потенциал личности в процессе деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.
Набор детей осуществляется по желанию, особой подготовки при этом не требуется. Программа рассчитана на детей, не умеющих рисовать.
Реализация программы рассчитана на два года обучения.
Возраст обучающихся: 6-12 лет.
Количественный состав: не менее 10-и человек.
Занятия проводятся по группам:
Режим занятий:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база:
- учебный кабинет, отвечающий современным требованиям;
- мольберты,
- стулья;
- доска;
- муляжи;
- стенды для оформления выставок;
- рабочий материал: кисти, краски акварельные, гуашевые, альбомные листы, ватман, посуда для воды, карандаши, ластики, кнопки, мука, стеки, салфетки индивидуального пользования и т.д.
Учебно-методическое обеспечение:
- наличие дидактического материала;
- планы-конспекты;
- планы учебно-воспитательной работы;
- конспекты, рефераты;
- инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.
В конце обучения у воспитанников предполагается наличие следующих знаний и умений:
1-й год обучения:
Знание:
- техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительное искусство»;
- цветового круга;
- основных, дополнительных, теплых, холодных цветов;
- знание геометрических форм предметов;
- правила компоновки.
Умение:
- правильно держать и работать карандашом и кистью;
- смело работать красками;
- грамотно компоновать на листе;
- смешивать краски;
- по назначению использовать цветовую гамму палитры;
- изображать предметы разных форм (округлых, овальных, квадратных и т.д.) и их сочетаний.
2-й год обучения:
Знание:
- техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительного искусства»;
- особенностей росписи народных мастеров;
- воздушной линейной перспективы;
- академических правил построения натюрморта, животных и композиций.
Умение:
- грамотно выполнять построение натюрморта;
- рисовать с натуры и по памяти;
- выполнять сюжетные композиции;
- передавать в рисунках свои творческие замыслы, идеи.
Чтобы узнать результаты учебного процесса, необходимо выявить знания обучающихся.
Контроль имеет цель определить качество полученных знаний, позволяет проанализировать и оценить конечный результат.
№ п/п | Какие знания, навыки, умения контролируются | Срок выполнения | Формы проведения | |
1-й год обучения | ||||
1. | Цветовой круг, основные цвета, смешивание красок, использование цветов по назначению | Октябрь- Ноябрь | Выполнение работ, блиц-опросы, работа по карточкам | |
2. | Чего достигли, чему научились? (на первом году обучения) | Каждое занятие | Мини-выставка | |
3. | Законы композиции в выполнении открыток, плакатов | Декабрь- Март | Выполнение работ, Выставка | |
2-й год обучения | ||||
1. | Элементы росписи, техника росписи. Характерные цвета | Январь | Блиц-опросы, Выполнение образцов | |
2. | Академические правила построения рисунка (компоновка, построение, разработка в цвете). Построение натюрморта | Март | Блиц-опросы, Выполнение задания | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретичес-кие знания | Практичес-кие знания | Выездные | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - |
2. | Декоративное рисование | - | |||
2.1. | Дорисуйка | 16 | 4 | 12 | - |
2.2. | Волшебные превращения геометрических фигур | 12 | 2 | 10 | - |
2.3. | Веселые картинки | 22 | 2 | 20 | - |
2.4. | В гостях у народных мастеров | 20 | 4 | 16 | - |
3. | Школа живописи | 26 | 4 | 22 | - |
4. | Сюжетная композиция | 40 | 6 | 34 | - |
5. | Экскурсии, выставки | 4 | - | 2 | 2 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 144 | 24 | 118 | 2 | |
2-й год обучения
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретичес-кие знания | Практичес-кие знания | Выездные | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | - |
2. | Живопись | 28 | 8 | 20 | |
3. | Декоративное рисование. Лепка | 64 | 15 | 49 | |
4. | Многоплановая композиция | 26 | 6 | 20 | - |
5. | Линейное и тоновое изобра-жение геометрических тел | 6 | 2 | 4 | - |
6. | Элементы пейзажа | 14 | 2 | 2 | 10 |
7. | Экскурсии | 2 | - | - | 2 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 144 | 36 | 96 | 12 | |
ВСЕГО: | 288 | 66 | 220 | 12 | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1-й год обучения:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Знакомство с коллективом. Цели и задачи на учебный год. Путешествие в страну ИЗО: чем рисовать, как рисовать. Техника безопасности.
РАЗДЕЛ 2. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
- ДОРИСУЙКА (16 ЧАСОВ)
Теория: Сотворчество. От простого к сложному. Приемы расположения предметов в пространстве. правила расположения линий, форм в предмете. цветовое решение.
Практика: Работа по шаблонам. научить рисовать понятные для окружающих предметы. воспитывать аккуратность в работе с акварелью.
- ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (12 ЧАСОВ)
Теория: Основные формы. Различие форм. Размер. Цвет. Сочетание форм. Краски-подсказки. Компоновка на листе. Сказка о простом карандаше и резинке.
Практика: Компоновка и изображение предметов различных форм. Использование цветовой гаммы по назначению.
- ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (22 ЧАСА)
Теория: Открытка (из истории). Назначение открыток в быту. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, аккуратности, самостоятельности. Единство содержания, особенности композиции. Значение настроения в выборе цвета (цветовой образ).
Практика: Рисовать яркие, веселые картинки, открытки. Закреплять графические навыки работы акварелью.
- В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ (20 ЧАСОВ)
Теория: Народные мастера – из истории. Понятие об узоре. Элементы узора, последовательность выполнения. Цветовое решение. Народные традиции в росписи.
Практика: Работа с образцами. Составление композиций. Разработка в цвете самостоятельное выполнение узора.
РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА ЖИВОПИСИ (26 ЧАСОВ)
Теория: Основные, дополнительные цвета. смешивание красок. холодные и теплые цвета. у каждого времени года – свои цвета. растительный и животный мир. видеть необычное в обычном.
Практика: В игровой форме познакомить детей со свойствами красок (смешивание цветов). Обратить внимание на красоту обычных предметов.
РАЗДЕЛ 4. СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (40 ЧАСОВ)
Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Разметка места действия. Разметка главных героев. Изучение плана. Разработка в цвете.
Практика: Выполнение композиций с применением основных правил. Побуждать проявлять творчество, самостоятельность. выполнение конкурсных работ.
РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИИ, ВЫСТАВКИ (4 ЧАСА)
Теория: Иллюстрирование – наглядность, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений. Инструктаж: поведение на улице, поведение на дороге.
Практика: Организация и проведение выставки работ обучающихся.
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Анализ работ обучающихся.
Практика: Выставка работ. Игра «Малый вернисаж».
2-й год обучения:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Правила поведения в ДДТ. Техника безопасности. Задачи, содержание деятельности объединения.
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ (28 ЧАСОВ)
Теория: Из истории. Компоновка в листе. Разметка. Построение. От общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям. Цвет: гармоничное сочетание. Светотень.
Животные: внешний облик, поведение, характер, строение тела. Подобный анализ формы, контуров и размеров животных, их изображение.
Практика: Разметка и построение предметов. Выполнение учебных натюрмортов, передача объема тоном и цветом.
Выполнение набросков животных. Выработка приемов изображения. Рисование животных. Выполнение в цвете.
РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА (64 ЧАСА)
Теория: Особенности дымковского узора. Знакомство ближе. Характер формы. Техника росписи. Цветовой строй росписи.
Городецкая роспись. Цветочный узор в изделиях мастеров. Понятие об узоре, ритме, силуэте. Рисование кистью розана и купавки. Оживка. Разделка фона. Гжельская роспись. Различия в изображении элементов росписи, в технике росписи. Цветовые особенности Гжели. Дымковский промысел. Приемы лепки. Этапы лепки. Художественный стиль. Колорит. Роспись. Образцы сказочных героев, поздравительные открытки, фантастика. Художественное выражение идей. Чувство формы, цвета, композиции.
Практика: Выполнение образцов дымковской игрушки. Самостоятельное выполнение узора и разработка в цвете. Добиваться гармоничного слияния всех элементов. Изучение основ росписи. Выполнение образцов. Выполнение упражнений нанесения темной оживки. Самостоятельная разработка узора, цветового решения. Воспитывать бережное отношение к народным традициям. Выполнить игрушки (барыня, козлик) по мотивам народных образцов. Верно передать форму игрушки, тщательно прорабатывать наиболее характерные декоративные детали. Оценивать удачные и уместные дополнения в игрушках. Роспись изделий. Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса. Самостоятельное выполнение открыток, плакатов с решением творческих задач.
РАЗДЕЛ 4. МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (26 ЧАСОВ)
Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Выделить главное (центр композиции), подчинить ему второстепенное, показать взаимосвязь между ними. Цвет – выражение настроения. Соотношение предметов, их расположение в пространстве.
Практика: Составление и выполнение сюжетных композиций. Активизировать творческое воображение, фантазию. Развивать мышление. Грамотное выполнение работ по законам композиции. Воспитывать усидчивость, трудолюбие. Находить новое решение в выполнении творческих задач.
РАЗДЕЛ 5.
ЛИНЕЙНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (6 ЧАСОВ)
Теория: Ось симметрии. Верх и низ рисунка. Делим ось на отрезки в тех местах, где меняется форма предмета. Прямыми линиями рисуем контуры предмета. Контуры предмета округляем в соответствии с натурой. По горизонтальным линиям рисуем овалы, которые дают объем предмета. Тоновое отношение. Светотень. Штрих. Направление штриха.
Практика: Разметка и построение геометрических фигур. Отработка штриха. Распределение элементов светотени. Тоновая разработка геометрических фигур.
РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЙЗАЖА (14 ЧАСОВ)
Теория: Приемы письма в пейзаже. Разметка. Форма. Прорисовка и детализация. Передача характерных индивидуальных признаков. Законы линейной и воздушной перспективы. Цветовой строй. Тоновые различия между элементами. Передача объема цветом.
Практика: Изобразить в технике акварель элементы пейзажа. Передать объем каждого элемента. Установить цветовую связь между элементами пейзажа.
РАЗДЕЛ 7. ЭКСКУРСИИ (2 ЧАСА)
Теория: Инструктаж по технике безопасности поведения на природе. Изучение цветовой гаммы, формы листьев, деревьев. Содействовать формированию эстетического восприятия действительности.
Практика: Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за природой.
8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Общая и индивидуальная характеристика. Отметить наиболее грамотно выполненные работы.
Практика: Выставка. Просмотр работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В программе определены: содержание обучения, объем знаний, умений и навыков, которые должны приобрести обучающие.
Содержание обучения состоит из разделов, в которые входят разные виды и жанры изобразительной деятельности. На каждом занятии сообщается материал о данном элементе раздела, разъясняется общее понятие о нем, выполняются соответствующие задания. Методика проведения занятий зависит от его содержания. Комбинированные занятия – наиболее часто применяемы. Чередование различных видов деятельности – основа сохранения интереса, внимания.
Формы работы на занятиях:
- Индивидуальная – применяется при выполнении творческих работ, при организации работы со слабыми обучающимися;
- Групповая – когда каждая группа выполняет коллективную работу;
- Всем составом объединения – наиболее часто применяемая форма работы, особенно на первом году обучения. Применяется чаще тогда, когда идет процесс усвоения приемов рисования.
- Игровая – одна из эффективных форм проведения занятий, стимулирующая высокую усвояемость изучаемого материала, познавательную и творческую активность обучающихся, и необходимая на данном возрастном уровне.
Применяются следующие методы обучения:
- пассивные – сообщение, показ, рассказ;
- активные – практические занятия (выполнение образцов, заданий), самостоятельное выполнение творческих работ.
Упражнения даются при усвоении первоначальных знаний и умений. При этом они усложняются по возрастной степени.
Для контроля знаний по основным темам программы применяются следующие механизмы:
- работа по карточкам;
- работа по шаблонам;
- краткие блиц-опросы по итогам занятия и пройденной теме;
- выполнение тематических заданий, рисунков;
- выставки, конкурсы.
Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения способствует выполнению интересных, творческих работ, позволяет легко и прочно усвоить изучаемый материал.
Для поддержки творческой активности детей целесообразно придерживаться следующих правил:
- не мешать желанию ребенка изобразить что-то по-своему;
- безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ном же самим, с его прошлым опытом;
- творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ
- Конвенция о правах ребенка.
- Инструкции по охране труда; по противопожарной безопасности; по правилам поведения на дорогах; по антитеррористической безопасности.
- Устав ДДТ ст.Старовеличковской.
- Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
- Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2000.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
- Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С-Пб, Паритет, 2007.
- Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
- Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
- Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- Конвенция о правах ребенка.
- Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
- Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2002.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
- Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
- Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
- Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"
Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки....

ПРОГРАММА КРУЖКА "ПАЛИТРА"
Данная программа составлена на основе опыта работы с дошкольниками 5-7 лет в системе дополнительного образования. Программа реализуется в художественно-эстетической направленности с элементами к...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...

Программа изостудии "Палитра" ознакомительный уровень
Программа изостудии " Палитра " МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск ознакомительный уровень...

Программа изостудии "Палитра" базовый уровень
Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДюЦ г.Ейск базовый уровень...

