Исследовательская работа "Звук и цвет"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Гриценко Елена Павловна

Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета. Откуда возникает ощущение, что звук «а» — «красный»? Свойственно ли оно всем? Или большинству? Или оно полностью индивидуально, и для другого человека «а» окрашен совсем в другой цвет?

Можно ли использовать такие связи для объяснения того впечатления, которое мы испытываем от прочитанного произведения?  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuk_i_tsvet.doc206 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся



Направление: искусство


Тема: «Звук и цвет»


Богодухов Никита, Ганеев Марат
МБОУ «СОШ № 13» г. Нефтеюганска  Тюменской области
4 класс

Руководитель:
Гриценко Елена Павловна, учитель изобразительного искусства начальных классов.

г. Нефтеюганск, 2013/2014 учебный год

Содержание

Введение.

1. Основная часть.

1.1. Звук, как палитра музыкального произведения.

1.2. Изучение отношения звука и цвета в истории.

1.3. Современный подход в изучении вопроса.

2. Исследование.

2.1  Опрос «Звук и цвет».

2.2  Преобразование звуков в цвет на примере строк стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

2.3  Преобразование звуков в цвет на примере строк стихотворения И. А. Бунина «Листопад».

Заключение.

Список, используемой литературы.

«Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине».

В. В. Кандинский (1866-1944 гг)

Введение

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что связь, ассоциированность цвета и звука издревле привлекает к себе внимание философов и поэтов, психологов и лингвистов, а в современном мире — и специалистов по массовой коммуникации, рекламистов и маркетологов.

            Гипотеза. Цветовое обозначение звуков соответствует цветовому содержанию текста стихотворения.

           Объектом исследования являются текстовые фрагменты стихотворений, предметом исследования – цветовое значение звуков русского алфавита.

Цель. Доказать, что цветовое обозначение звуков соответствует цветовому содержанию текста стихотворения.

        Задачи:

-        изучить литературу по теме;

-        отобрать материал (стихотворения) для проведения исследования;

-        провести анкетирование по выявлению соотношения звука и цвета среди    

            одноклассников;

-         Обобщить полученные материалы;

-         Выявить соотношение звука и цвета в стихотворениях;

-         Нарисовать иллюстрации к подобранным стихотворениям;

-         Оформить  исследовательский проект.

             Методы:

1.        Сбор информации.

2.         Анкетирование.

3.        Анализ информации.

4.        Творческое преобразование звуков в цвет.

5.        Обобщение.

Практическая ценность работы.

     Результаты работы могут использоваться на уроках изобразительного искусства, литературы, технологии и во внеклассной работе.

                                                                                                                                                              1 . Основная часть

1.1 Звук, как палитра музыкального произведения.


Это удивительно, но существует тесная связь звука и цвета. Звуки - это гармонические колебания, частоты которых относятся как целые числа и вызывают у человека приятные ощущения (консонанс). Близкие, но отличающиеся по частоте колебания вызывают неприятные ощущения (диссонанс). Звуковые колебания со сплошными спектрами частот воспринимаются человеком как шум.
Гармоничность всех форм проявления материи была еще давно замечена людьми. Пифагор считал отношения следующих чисел магическими: 1/2, 2/3, 3/4. Основной единицей, которой можно измерить все структуры музыкального языка, является полутон(наименьшее расстояние между двумя звуками). Простейший и основной из них — интервал. Интервал обладает своей окраской и выразительностью, зависящий от его величины. Из интервалов складываются и горизонтали (мелодические линии), и вертикали (аккорды) музыкальных построений. Именно интервалы являются той палитрой, из которой и получается музыкальное произведение.

В. Кандинский охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Он считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения.

То же значение имеют тембры музыкальных произведений.

Звук вообще воздействует очень сильно на человека, возможно сильнее, чем восприятие изображения. Смысл звуков в речи в некоторой степени это нечто такое, что скрыто, такое, что еле пробивается наружу сквозь членораздельную речь. Ведь можно оставить речь и обратиться непосредственно к звуку! Здесь поучительными являются древние культуры. Например шаманские техники врачевания. Их гортанные звуки, вой, дыхание. Интересно в этом смысле и хоровое и/или вокальное искусство.

1.2  Изучение отношения звука и цвета в истории.

Откуда возникает ощущение, что звук «а» — «красный»? Свойственно ли оно всем? Или большинству? Или оно полностью индивидуально, и для другого человека «а» окрашен совсем в другой цвет?

Можно ли использовать такие связи для объяснения того впечатления, которое мы испытываем от прочитанного произведения?  

В начале это были просто интуиции одаренных, затем они сменились попытками объяснения и экспериментального установления фактов. Единого понимания сути этого явления нет до сих пор, однако некоторые факты в науке накоплены.

Звук и цвет.. Поискам точной связи цвета и звука, точному переводу живописи в музыку человечество посвятило более 300 лет своей истории (Ньютон, Кандинский, Скрябин, Шенберг и др. )
Это ощущение и восприятие раздвигает горизонты человеческого взгляда на природу, связывая воедино разные области и разные стороны человеческого чувства: звуковую, световую, обонятельную, тактильную. Становится возможным слышать звучание пламени костра или видеть в цвете, например, лай собаки; становится возможным по-иному общаться с животными: дельфинами, летучими мышами и даже бактериями.
Крупнейшие ученые Западной Европы, в том числе президент Датской Академии наук, специально приезжали в Лондон, чтобы увидеть и услышать светомузыку.
Звук и цвет, связанные воедино в их эмоциональном воздействии на человека, вот основа нового жанра искусства-светомузыки, начало которой положили первые концерты в Москве и Лондоне. Однако, обратившись к истории, мы увидим, что попытки объединить музыку и цвет делались еще в Древней Греции, за 2500 лет до нашего времени.
А существует ли эта связь? Еще Аристотель (384-322 до н. э. ) в философском трактате «О душе» писал: «Цвета при приятности их гармонии могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными» .

Проходили века, а ученые продолжали искать подтверждение мысли этого великого философа.
В один из солнечных весенних дней 1666 года Исаак Ньютон (1643-1727) вместе со своим ассистентом выполнил несложный опыт. Закрыв окно темной бархатной шторой, ученый направил тонкий солнечный луч на стеклянную призму. Луч, выходя из призмы, превратился в радужную полоску-спектр. Основных цветов в спектре оказалось семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Направив спектр на лист белой бумаги, Ньютон попросил своего ассистента, очень хорошо различавшего оттенки цвета, отметить границы, разделяющие отдельные цвета. На бумаге получилось семь полосок различной ширины. Самую широкую полосу занимал фиолетовый цвет. Затем полосы сужались, там, где был красный цвет, снова шла широкая полоса. «Если ширину фиолетовой полосы принять за единицу, — рассуждал Ньютон, -то получится следующее соотношение полосок по ширине: фиолетовый цвет-1, синий-8/9, зеленый-2/3, желтый-3/5, оранжевый-9/16,
красный-1/2».

Изучая это явление, ученый установил, что цвет определяется длиной световой волны, или частотой колебаний. Далее он предположил, что цвет имеет ту же природу, что и звук. Так как октава состоит из восьми звуков (начало и конец ее завершает одна и та же нота) , то Ньютону понадобилось в соответствии со своей гипотезой искусственно ввести еще один цвет. Он ввел новый цвет «индиго» , название которого дошло и до наших дней.

1.3 Современный подход в изучении вопроса.

Один из известных авторов в этой области, лингвист А. П. Журавлев приводит следующие данные по гласным звукам русского языка (обобщенно по результатам нескольких экспериментальных процедур) (Журавлев, 1974):

Надежность полученных результатов подтверждается тем, что различные процедуры дают сходные ответы.

В работах А.П.Журавлева применялись три методики:

1. В первом случае испытуемым предъявлялись гласные, и они свободно называли наименование цвета предъявленного звука.

2. Во втором варианте оба списка — и звуков, и цветонаименований были фиксированными, предлагалось каждому из звуков приписать одно и только одно из предъявленных названий цветов.

3. И в третьей процедуре респонденты работали с фиксированным набором цветов, теперь уже представленных в виде окрашенных в соответствующий цвет карточек.

В результате получились следующие соотношения:

А – ярко-красный,
И – синий, голубой,
О – светло-желтый,
У – сине-зеленый,
Ы – черный, темный,
Э – желто-зеленый.

2. Исследование.

2.1  Опрос «Звук и цвет».

Все эти исследования были проведены только с гласными звуками. Нам показалось это недостаточным. Нам было интересно поработать со всеми звуками алфавита.

По сравнению с экспериментом А.П.Журавлева, наши результаты содержат информацию не только по гласным звукам, но и по согласным.

В ходе опроса 30 испытуемым были розданы анкеты, где были написаны буквы в алфавитном порядке. Предлагалось произнести звук и написать или изобразить цвет, в который, по их мнению, звук окрашен.

Таким образом, нами были получены результаты, представленные в Таблице.

Звук

Цвет

А

Алый

Б

Белый

В

Тёмно-зелёный

Г

Голубой

Д

Коричневый

Е

Зелёный

Ё

Светло-зелёный

Ж

Жёлтый

З

Бирюзовый

И

Синий

Й

Тёмно-синий

К

Коралловый

Л

Светло-малиновый

М

Лиловый

Н

Ярко-синий

О

Белый, светло-жёлтый

П

Охра

Р

Красно-оранжевый

С

Синий или жёлтый

Т

Кирпичный

У

Фиолетовый

Ф

Тёмно-фиолетовый

Х

Серо-коричневый

Ц

Серо-жёлтый

Ч

Чёрно-коричневый

Ш

Оранжево-коричневый

Щ

Серо-коричневый

Ъ

чёрный

Ы

Тёмно-коричневый

Ь

Светло-жёлтый, белый, розовый

Э

Оранжево - красный или светло- голубой, светло-фиолетовый

Ю

Розово-красный или сиреневый, голубоватый

Я

Ярко - розовый

Звуки, которым отдавали больше 60% голосов за какой-либо один цвет, обозначались этим цветом. Были звуки, которым присваивалось цветовое значение, близкое по значению («О» - белый или светло-жёлтый, «Ь» - Светло-жёлтый, белый, розовый).  Также, встретились звуки, цветовое значение которых оказалось противоположным по значению («Э» - оранжево-красный или светло- голубой, светло-фиолетовый, «Ю» - розово-красный или сиреневый, голубоватый). 

Вероятно, не все звуки, обладают одинаковой выраженностью цветовых ассоциаций. По-видимому, в процессе складывания цветовых ассоциаций звука действовали многие различные механизмы.

2.2  Преобразование звуков в цвет на примере строк стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».

«…Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя;

      То, как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя,

      То по кровле обветшалой

      Вдруг соломой зашумит,

      То, как путник запоздалый,

      К нам в окошко застучит…»

«Белых» звуков получилось 24,

«Серо-коричневых» - 26,

 «Зелёных» - 14,

«Красных» - 36,

«Синих, фиолетовых и голубых» звуков – 37.

Холодная цветовая гамма победила с большим перевесом.

2.3  Преобразование звуков в цвет на примере строк стихотворения И. А. Бунина «Листопад».

«… Лес, точно терем расписной,

       Лиловый, золотой, багряный,

       Весёлой, пёстрою стеной

       Стоит над светлою поляной.»

Окраска звуков получилась следующая:

«Красные» - 18,

«Кирпичные» - 8,

«Жёлтые» - 18,
«Синие» - 25,

«Зелёные» - 13,

«Серые, черные» - 3.

Получился только небольшой перевес в сторону тёплых оттенков, но мы решили, что это связано с тем, что в осеннем небе преобладают холодные цвета.

                                                Заключение.

В ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась. Цветовое обозначение звуков, действительно, соответствует цветовому содержанию текста стихотворения.

В дальнейшем, мы планируем попробовать сравнить рисунки, сделанные по цветовой схеме с рисунками, просто иллюстрирующими данные отрывки стихотворений.

Мы пришли к выводу, что цвет и звук – мощные средства воздействия на психику человека. Это, в частности, хорошо понимают ведущие товаропроизводители и политтехнологи. Сила цвета и звука во многом заключается в том, что они способны «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне.

Это исследование должно максимально приблизить нас к пониманию «языка цветов» (В. Кандинский), а тем самым обогатить наше восприятие и сознание, открыть для нас новые краски мира.

                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Базыма Б. А. «Психология цвета». С-Пб, «Речь», 2005
  2. Бунин И. А. Стихотворение «Листопад»
  3.  Журавлев А.П. «Звук и смысл». Москва, «Просвещение»,1991. 
  4. Пушкин А. С. Стихотворение «Зимний вечер»
  5. http://www.p-marketing.ru/publications/applied-marketing/marketing
  6. http://wiasite.com/page/kareva/ist/ist-7--idz-ax35--nf-52.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа "Философия цвета"

Почему каждый человек отдает предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере, не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются — в одежде, обстановке, цвете автомобиля…)...

Научно-исследовательская работа "О чём рассказывает цвет"

Научно-исследовательская работа "О чём рассказывает цвет"...

Исследовательская работа "Влияние цвета на эмоциональное состояние человека"

Ученица выдвигает гипотезу и изучает как цвет влияет на эмоциональное состояние человека.Характеризует воздействие цвета на человека. Выявляет предпочитаемые цвета используя тест М.Люшера и видеофильм...

Костыря Виктория. Символическое значение цветов в иконографии «Благовещения» в середине XV века в творчестве художников Западной Европы на примере «Благовещения из Экса» Бартелеми Д’Эйка. Исследовательская работа ученицы.

Работа удостоена диплома 1 степени на Всероссийской конференции "Университетская гимназия", проводимой на базе СПбГУ, диплома 3 степени Всероссийской конференции "Интеллектуальное Возрождение", провод...

Научно - исследовательская работа "Магия цвета"

Данный материал может помочь при изучении потенциала коллектива людей (детей, взрослых)...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭКОЛОГИИ "Цветы в нашей жизни"

                                                      ...