УПРАЖНЕНИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Туманова Мария Олеговна

Сегодня в наших школах на уроках изобразительного искусства все меньше времени уделяется учебным упражнениям. Тем самым страдает развитие художественно-творческих способностей. Общеобразовательные школы работают по вариативным программам и ни одна программа по изобразительному искусству не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения и декоративно- прикладных работ. Эти задания требуют художественных способностей, знаний и умений в изобразительной грамоте, декоративном искусстве.   Поэтому нужно посвящать больше времени упражнениям на уроках изобразительного искусства. Особенно в младшем подростковом возрасте, так как в этом возрасте мыслительная деятельность ребенка приобретает особую значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota_.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская  работа

УПРАЖНЕНИЯ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Автор: педагог Изобразительного искусства

ГБОУ школа №320

Гончаренко Мария Олеговна

Санкт- Петербург 2015


Содержание.

Введение………………………………………………………………………3 стр.

Глава 1. Роль упражнений как учебного

вида задания в обучении младших подростков

  1. Осмысление понятия «Упражнения»

в методической литературе………………………………………….5 стр.

  1. Возрастные особенности детей в младшем подростковом возрасте (психолого-педагогическая характеристика)………………………………...................................15 стр.

Глава 2. Разработка комплекса упражнений направленных на развитие композиционного и графического навыка, на умения стилизовать предмет и декорировать …………………………………………………20 стр.

2.1. Разработка комплекса упражнений

по «Основам графического дизайна». ……………………………………20 стр.

 2.2.Анализ внедрения

 разработанных упражнений ........................................................................24стр

Заключение…………………………………………………………………27стр.

Список литературы………………………………………………………. 28стр.

Приложение.


Введение.

     В наше время молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает. Важно также качество преобразования деятельности таким образом, чтобы сделать как можно более эффективный процесс. Для того, чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, то есть быть «незаменимым». А для этого деятельность человека должна носить творческий характер. Именно поэтому с раннего возраста ребенка надо уделять огромное внимание развитию именно творческих способностей. Поэтому творческие способности нужно развивать с ранних лет и на каждом возрастном периоде.

     Сегодня в наших школах на уроках изобразительного искусства все меньше времени уделяется учебным упражнениям. Тем самым страдает развитие художественно-творческих способностей. Общеобразовательные школы работают по вариативным программам и ни одна программа по изобразительному искусству не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами художественного изображения и декоративно- прикладных работ. Эти задания требуют художественных способностей, знаний и умений в изобразительной грамоте, декоративном искусстве.     Поэтому нужно посвящать больше времени упражнениям на уроках изобразительного искусства. Особенно в младшем подростковом возрасте, так как в этом возрасте мыслительная деятельность ребенка приобретает особую значимость.

Целью работы является- раскрыть художественно- творческие способности, посредством разработанного комплекса упражнений.

Объект исследования- процесс обучения младших подростков на уроках изобразительного искусства;

Предмет исследования- образовательный потенциал комплекса упражнений на уроках изобразительного искусства;

Для достижения цели курсовой были определены следующие задачи :

 - изучить особенности понятия «упражнение» в методической литературе;

- рассмотреть виды упражнений и определить роль упражнения в разных учебных дисциплинах;

- изучить возрастные особенности развития в младшем подростковом возрасте (психолого-педагогическая характеристика);

- разработать комплекс упражнений направленных на развитие композиционного и графического навыка, умения стилизовать и декорировать предмет;

- проанализировать внедрение.

Понятие о воображении, мышлении даны в книге «Общая психология» Петровского А.В, здесь же автор дает свое понятие об упражнении как «многократное выполнение определенных действий и видов действий». В книге «Основы изобразительной грамоты» Беда Г.В. рассматриваются основные теоретические и практические вопросы реалистической изобразительной грамоты, принципов построения композиции. Теоретические положения подкрепляются практическими примерами, а также упражнениями для самостоятельного выполнения.  Н.Н. Ростовцев в книге «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» объясняет и обосновывает необходимость упражнений в учебном процессе. В книге С. Левина «Ваш ребенок рисует» освещены вопросы о детском рисунке, о его выразительности, а также даны возрастные особенности детей младших школьников и подростков.


Глава 1. Роль упражнения как учебного вида задания в обучении младших подростков.

  1. Осмысление понятия «Упражнения» в методической литературе. Виды упражнений и роль упражнений в разных учебных дисциплинах.

     Упражнения являются необходимой составной частью практически каждого предмета в школе. В методической литературе по изобразительному искусству до сих пор наблюдается разночтение в понимании термина «упражнение» и не даётся чёткого определения, что же такое «упражнение» Термин фигурирует во многих учебных пособиях, дидактике и частных методиках, но при этом трактовка его неоднозначна. Поэтому надо постараться раскрыть смысл понятия "упражнение". И для начала нужно дать ему определение.

     В словаре С.И. Ожегова[1] слово упражнение означает «1. ок. упражнять, -ся. 2. Занятие для приобретения, усовершенствования каких-н. навыков; задание, выполняемое тем, кто упражняется в чем-н». В первом значении автор указывает на слово «упражнять», которое означает «постоянной работой прививать какой- н. навык , приучать делать что-н.»[2]. И в первом и во втором значении слова автор определяет упражнение как приобретение каких- либо навыков. Что же такое навык? В словаре С. И. Ожегова «навык»[3] определяется как «уменье, созданное упражнениями, привычкой». В русском толковом словаре В. Даля, где отражается лексика разговорного и литературного языка первой половины XIX в., есть слово «навыкать»[4], которое означает «привыкать, обыкать, приучаться опытом, получать навык , набивать руку, наостриться». Из этого следует, что в упражнениях главное это развитие навыка, его приобретение, который может доводиться до автоматизма и помогать в выполнении и в решении каких- либо задач. Более глубоко понятие «упражнение» раскрыто в Педагогическом словаре . Здесь упражнение определяется как « повторное выполнение действия с целью его усвоения. В различных условиях обучения У. является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса учения(научения(уяснение содержания действия, его закрепление, обобщение и автоматизация), либо одной из процедур, наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют У. и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление».[5] Также, в словаре написано, что упражнение может осуществляться и сразу после объяснения, без предварительного заучивания; при этом закрепление полностью происходит в процессе упражнений. Чтобы лучше понять смысл и особенности упражнений, следует рассмотреть, какие учебные упражнения применяются на различных общеобразовательных предметах (в физической культуре, математике).

    Физическая культура связана непосредственно с телом человека, совершенствованием физических и двигательных его свойств, развитием физических способностей, качеств, ведущих умений и навыков. И основное ее средство- физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях, как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой концентрации при их выполнении. Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.[6] В точных науках, например, в математике от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников, поэтому необходимо развивать познавательный интерес к математике, что возможно с помощью использования различных видов устных упражнений. Устные упражнения – одно из средств формирования устных вычислительных навыков. Именно во время устной работы ребенок эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся.

    Особенность применения устных упражнений на уроках математики заключается в следующем:

  • они способствуют повышению общего уровня математического образования и сознательному усвоению школьного курса;
  • развивают у учеников навык быстро выделять из известных им законов, формул, теорем те, которые следует применить для решения предложенных или возникших в практике задач, расчетов и вычислений;

Эти упражнения содействуют развитию памяти, развивают способность зрительного восприятия математических фактов, совершенствуют пространственное воображение.[7] Устный счет на уроках математики может быть представлен разнообразными формами работы с классом, учениками: математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, “круговые” примеры и многое другое. В комплекс упражнений устного счета может входить алгебраический и геометрический материал, решение простых задач и задач на смекалку, свойства действий над числами и величинами и т.д.

     Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5–10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.[8]

Рассматривая упражнения в педагогической науке, в разных дисциплинах, то можно сделать вывод, что упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

    Далее, для того чтобы понять какие бывают упражнения, разберем их виды и функции. По своему характеру упражнения можно разделить на: устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированнымиКомментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

    Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что и в изобразительном искусстве упражнения можно разделить по своему характеру. Еще ученик Песталоцци И. Шмидт в книге «Элементы рисования по идеям Песталоцци» предлагает проводить специальные упражнения, такие как:

  1. для развития руки и подготовки ее к рисованию;
  2. упражнения в создании и нахождении красивых форм;
  3. упражнения для развития воображения;
  4. упражнения в геометрическом рисовании предметов;
  5. в перспективе.

    Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

Использование термина «упражнения» в некоторых пособиях по изобразительному искусству, по сути, совпадает с определением из словаря С.И. Ожегова.  Если следовать в методике по изобразительному искусству этому определению, что делают авторы многих учебников по живописи и рисунку, например, Г.В. Беда, то упражнениями можно будет назвать любое практическое задание. Так как любая практическая работа имеет в основе своей - цель, в процессе реализации этой цели, учащиеся в любом случае упражняются в достижении этой цели, приобретают навыки ведения подобного вида работы, совершенствуют свои знания, умения и навыки. Г.В. Беда под упражнениями подразумевает все виды работ: с натуры - наброски, зарисовки, рисунки, этюды (как кратковременные, так и многосеансные); этюды и рисунки по памяти, представлению и воображению; музейная и лабораторная практика -копирование работ.[9] Н.Н Ростовцев писал о том, что в каждом учебном задании учащийся должен усвоить большой объём знаний, навыков Например, при выполнении рисунка головы, сложных моментов построения изображения оказывается такое большое количество, что учащиеся усвоить их просто не в состоянии, чего нельзя сделать в процессе построения только одного рисунка.[10] Он также обосновывал необходимость упражнений в учебном процессе тем, что они позволяют объяснения педагога по каждому пункту в отдельности закрепить с помощью специальных упражнений на практике. Здесь речь идет не об одном упражнении, а о серии и о том, что упражнения предшествуют выполнению учебной работы, являясь ее подготовительным этапом. То есть упражнения, это ряд заданий предшествующий учебно-творческим работам, цель которых подготовить учащихся к самостоятельному выполнению учебного задания В отличие от учебно-творческих работ упражнение решает узкий круг задач напрямую связанных с изучаемым материалом и содержанием последующего учебного задания. Исключение составляют корректирующие упражнения. Цель которых заключается в ликвидации пробелов в знаниях или умениях учащихся, в устранении трудностей возникающих в процессе освоения материала. Поэтому они выполняются по мере необходимости в любое время учебного процесса.

   Упражнение может также выступать, как вид задания или деятельности на уроках изобразительного искусства. И целью такой деятельности является подведение учащихся к самостоятельному решению более сложной задачи.

По форме упражнения по изобразительному искусству можно разделить на:

  -изобразительные (рисунок, живопись, лепка);

  -устные (ответы по теоретическим вопросам);

 -письменные (анализ произведений искусства).

Большой интерес для нас представляют изобразительные упражнения, при использовании которых у ребенка развиваются творческие способности. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. 

Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.         Также, есть упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

Существуют упражнения, которые направлены на ознакомление цвета. Учащиеся передают цветом определенное настроение. Такое упражнение способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Выполняя это упражнение, закрепляются знания и умения передавать глубины пространства разными способами.

Условно упражнения подразделяются на виды: обучающие, закрепляющие или тренировочные, развивающие, контрольные. Данные виды упражнений отражают так же цели и задачи определенного этапа овладения учебным материалом: восприятие изучаемого явления, его осмысление, усвоение знаний, закрепление знаний, повторение и применение приобретенных знаний, формирование и совершенствование умений и навыков на практике. С помощью упражнений учитель может научить применять теоретические знания на практике, поддерживать уровень практических умений и навыков на должном уровне. Закреплять полученные знания и умения. Упражнения позволяют совершенствоваться в освоении определенной темы. С их помощью можно развивать природные данные и приобретенные умения и навыки.

 Обучающие упражнения призваны учить, как следует делать что-либо. Объяснять нюансы как осуществить применение теории на практике. Например, как строить ручки у кувшинов, как построить носик чайника напротив ручки и т.д. Они служат для первичного ознакомления учащихся с применением практических действий.

Тренировочные упражнения направлены на закрепление знаний и умений и получение навыков. Степень самостоятельности в них постепенно повышается. Обеспечивая тренировку, способствуя совершенствованию навыка. Большое количество часов на уроке отводится именно этим упражнениям. Они выполняются учениками под руководством учителя. Тренировочные упражнения должны быть выдержаны по принципу нарастания трудностей.

Развивающие упражнения позволяют углублять уже полученные знания, совершенствовать уже имеющиеся умения и навыки учащихся. И что наиболее важно, с помощью развивающих упражнений можно развивать природные данные детей, глазомер, пространственное мышление, аналитические способности, наблюдательность и т.д.

В методике изобразительного искусства существуют еще одно интересное упражнение, которое называется «Клаузура». Оно служит для развития воображения, образного мышления, фантазии и  композиционных способностей. Клаузурой называются короткие творческие задания, их продолжительность от 2 до 6 часов, такие задания давали в архитектурных, дизайнерских и художественных школах, что-то вроде экзамена.  Клаузура - это быстрое решение какой-то проблемы, мысли на бумаге в виде пятен и линий, чисто субъективное восприятие мира в данный момент. Если объяснять простым языком, то клаузуры – это своевольная мазня кисточкой (со смешиванием цветов) для поиска будущей картины. Как происходит процесс работы над этим упражнением? Нужно взять маленькие листочки бумаги, гуашь, тушь или масло и делаем цветные пятнышки живописные по цвету, красивые по колориту, не надо задумываться, что получится, просто делать пятна. Затем рассмотреть эти листики при этом поворачивать их, искать интересную композицию. Можно увидеть там и пейзаж, и натюрморт, и многофигурную композицию. Чтобы найти красивое по цвету и колориту композиционное решение, можно вырезать из белой бумаги рамку и прикладывать к листу. После подбора подходящей композиции, нужно сделать Выход. Выход - это уже не «мазня», а более прорисованная большая работа, с сохранением красивых пятен и цвета.

Это упражнение также можно выполнять тушью на белой бумаге, здесь главное форма пятен.[11]

Разработка универсальной классификации упражнений остается актуальной задачей. Она позволит более целенаправленно и рационально использовать упражнения на всех этапах обучения.  Будет содействовать решению проблем обучения и активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся. Сократит разрыв между теоретическими знаниями и умением применять их на практике.


1.2.Возрастные особенности детей в младшем подростковом возрасте (психолого- педагогическая характеристика)

     Младший подростковый возраст (10- 12 лет) - это переход от детства к отрочеству, появляются новообразования в психической жизни ребенка. У детей возрастает познавательная активность, ведущей функцией является развитие мышления и образование понятий.

     В этом возрасте у детей появляются тревожные сигналы. Ребята, вчера еще с удовольствием предававшиеся рисованию, не знают, что им рисовать. Появляется какая- то вялость и растерянность в их глазах. Ребенок заново оценивается себя и свое место среди сверстников и среди взрослых. Он стремится к своей особой точке зрения на то, что хорошо и что плохо. У детей наступает некий кризис. Рисовать по- старому не хотят, по- новому не умеют. Возникает рубеж между творчеством младших детей и подростков. Выросшая в детстве способность воспринимать впечатления и перерабатывать их в своих рисунках, обостренная наблюдательность, способность анализировать свои зрительные впечатления ложатся в основание творчества младших подростков. Произошедшие перемены в художественном творчестве детей очень серьезны. Пострадал цвет, многим хочется работать графическими средствами. Пропал эстетический инстинкт, интуиция в выборе изобразительных средств, композиционное чувство. Но новый путь открывает подросткам возможность заново строить свое отношение к искусству.

   Изображая предметы того же мира, младшие подростки теперь ориентируются на то, как они выглядят, видны, а не на то, как их себе представляют.[12]  Дети хотят научиться изображать и близкое и далекое, как оно видно глазу, передать на плоскости объемное строение предметов. И вместе с тем подчинить цвет точному воспроизведению предметов. В этом возрасте ребенком владеет желание рассматривать предметы со всех сторон, он оценивает их добротность, анализирует материал и структуру. В рисунке доминирует разум и логика, оттесняя чувства на второй план. Процесс перестройки не мгновенный, он может идти один или два года. Пережитки детства будут соседствовать с новым в рисунках подростков, образуя причудливую смесь. Рисуя по воображению, по памяти и с натуры, дети в конце концов больше предпочитают последний способ рисования. Здесь возникает неуверенность в себе, неспособность создавать образ в умозрительном представлении.

   Новое в методах изображения прежде всего заключается в понимании листа бумаги как прозрачной плоскости, за которой лежит глубокое пространство. Возникает требование показать предмет объемно, воспроизвести не только грани, обращенные к рисующему, но и уходящие в глубину под большим или меньшим углом к плоскости изображения. Но все получается не сразу.

   При передаче объема предметов, младшие подростки чаще всего в рисунках изображают только свет и тень, рефлексы и полутона не замечаются. Граница света и тени лежит не форме предмета и не соответствует направлению освещения. В этом возрасте, также, трудным является воспроизведение светотени с окраской предмета. Ребенок подмешивает черную краску в тени или сгущает локальные цвета.

   В этом возрасте дети больше всего любят рисовать неподвижную натуру, например, натюрморт, в котором предметы простой формы и неяркой окраски, так как они им понятнее всего.[13]  При компоновке на листе младшему подростку мешает привычка помещать предметы в рисунке целиком, не урезывая их. При изображении натюрморта в работах младших подростков иногда проскальзывают следы того прежнего детского рисования. И они могут рассматриваться как проявление своеобразной выразительности: смещение плоскостей в форме предметов, декоративная трактовка плоскости. Это может доставить какое- то переживание, ощущение искренности.

   При рисовании с натуры ребята смотрят порознь на каждый предмет, и в результате рисунок распадается на отдельные части, не связанные единством пространства. Это объясняется тем, что общий взгляд на натуру с рассматриванием отдельных деталей еще не стало привычкой.

    В подростковом возрасте заметно расширяется интерес к графике и к декоративному творчеству. Ребята находят удовлетворение в различных прикладных и орнаментальных работах, в графике- новизна технических приемов и отсутствие необходимости заботиться о цвете. При создании орнаментальной композиции младшие подростки склонны к «оживлению» мотивов узора. Это совпадает с общей перестройкой их подхода ко всякой изобразительной работе, стремление рисовать все как есть в натуре, как видно. В их работах иногда встречаются очень удачные композиции такого рода. Они строятся как непрерывный ряд или сплошные ковровые заполнения квадрата, овала, круга или поля других геометрических форм. Цвет в таких композициях трактуется подчиненно характеру узора. Мягко моделируется форма, освещение выражается условно. Но все же, такие работы требуют декоративного чутья, чувство меры и вкуса. [14]

   Если говорить о манере исполнения, то все рисунки детей различны. У кого – то присутствует чертежная чистота линий, ровная закраска отдельных частей, законченность контуров. Другие заполняют рисунок неровными штрихами, нервно брошенными пятнами краски. Бывает и какое- то среднее отношение, которое совмещает аккуратность со свободой. Здесь проявляется различие мальчиков и девочек. Чаще у девочек преобладает аккуратность, внимание к деталям, в рисунках господствует украшенность и статичность. А мальчики немного неряшливее, но динамичней. Можно сказать, что манера исполнения является одним из признаков своеобразия. Также, разделяет еще ребят склонность либо отдаваться сочинению выдуманных рисунков, либо искать в натуре материл для воспроизведения. Это связано с характером мышления, с активностью фантазии или преобладание логики и памяти. Важно еще, что фантазия может быть не только у сочинителей, а логика и память – у наблюдателей. И то и другое может присутствовать у первых и у вторых.

   Исследуя образное мышление младшего подростка в преломлении к проблемам и задачам учебного предмета «Изобразительное искусство», мы говорим о таком психологическом феномене, как художественно-образное мышление. Оно формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность (как способность к обнаружению и постановке проблем, творческая продуктивность, память, способность к сопереживанию, анализ и сопоставление, ассоциативность (способность при восприятии заданного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самоконтроль, критика и т. д.). В структуре художественно-образного мышления младших подростков особо выделяется чувственная основа образов: чувственное и рациональное содержание. Чувственное содержание основано на образах восприятия, ощущения, представления. Рациональное — на образах логических структур и явлений. Создание образа на основе прошлых ощущений порождает другое качественное свойство чувственного образа — представление. Представление возникает на основе прошлого чувственного опыта.

    Роль представлений в развитии образного мышления у учащихся 5 классов невозможно переоценить. Работы учащихся, в основном тематического характера, часто выполнены на основе имеющихся представлений. А воображение помогает создать план, последовательность выполнения работы.

    Младшие дети выполняют много живописных, графических, декоративных работ. И у каждого педагога свои любимые задания и свои приемы обучения. Но цель при этом одна- расшевелить воображение, научить смотреть и видеть, привить эмоциональное отношение к окружающему.

    Все дети разные и индивидуальность проявляется по силе проявления способностей, по яркости признаков своеобразия. Очень интересно, что дети младшего возраста- преимущественно графики. Затем приходит время преобладания декоративности, несколько позднее все сильнее проступают живописные устремления. Но не у всех, некоторые остаются верны графической или декоративной направленности, а другие больше проявляют интерес к живописи.


Глава 2. Разработка комплекса упражнений направленных на развитие композиционного и графического навыка, на умения стилизовать предмет и декорировать его.

2.1.Разработка комплекса упражнений по «Основам графического дизайна».

Опираясь на теоретические основы, изложенные в первой главе, был разработан комплекс упражнений для изучения темы занятий «Декоративный натюрморт» по предмету «Основы графического дизайна». Были учтены возрастные и психологические особенности детей, а также уровень их подготовленности.

На занятиях по данному предмету уделяется больше времени именно работы графическими средствами. В программе этого предмета есть задание «Декоративный натюрморт». Оно выполняется в графической технике черными гелиевыми ручками и фломастерами.  В процессе работы над творческим натюрмортом происходит активное развитие художественных способностей учеников, формирование таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, способность видеть в натуре и в окружающей жизни интересные с точки зрения изображения темы и сюжеты. Декоративный натюрморт расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать и доводить самое характерное в окружающих предметах до максимальной композиционной и пластической выразительности.

    В комплекс входит четыре упражнения, которые выполняются в логической последовательности.

    Упражнение №1. [15]

На плоскости листа бумаги А4 лежат несколько (3-4) силуэтов предметов натюрморта (вырезанных из картона, разные по тону).

Задача: Составить из предложенных предметов эскизы композиции натюрморта на статическое и динамическое равновесие.

Данное упражнение направлено на усвоение принципов равновесия на плоскости, помогает определить доминанты в композиции, развивает композиционный навык, который очень важен при выполнении любой творческой работы. После выполнения этого упражнения учащиеся правильно организуют композиционный центр в натюрморте, уравновесят композицию предметов, соотнося ее с плоскостью листа.

   Упражнение №2.[16] Выразительные средства графики- линия, пятно, точка. Лист бумаги А5 разделен на несколько квадратов.

Задача: В данных квадратах нужно создать композиции, используя линии, пятна и точки. Сначала выполнить статическую/динамическую композицию только из точек, потом только из линий, пятен. Затем, используя все выразительные средства графики, сделать композицию на статику и динамику.

Материал: гелиевая черная ручка или фломастер.

Это упражнение развивает графический навык. Направлено на более свободный выбор выразительных средств для создания образа при выполнении творческой работы, при этом ребенок усваивает, что выразительный рисунок можно создать, используя все средства графики или только линию, или пятно, точку. Также, оно закрепляет композиционный навык.

    Упражнение№3. «Бабочки». [17]

На листе бумаги А4 изображены три бабочки, узоры только у одной бабочки. Задача: Придумать узоры для остальных бабочек, используя линии, точки и пятна.

Направлено на развитие умения декорировать, выразительно использовать линии, пятна и точки, ритмически чередовать их. Также, упражнение способствует развитию воображения.

Материал: гелиевая черная ручка и черный фломастер.

   Упражнение №4. [18]

На картинке изображены одуванчики. Внимательно рассмотрите их природную форму.

Задача: посредством трансформации и стилизации одуванчика выразить через форму пятна какой- то образ (добрый, злой), передать идею добра и зла через конкретный предмет. Работая над конфигурацией формы, создавая необходимый силуэт пятна, не забывать о выразительности линии, сочетать то и другое.

Материал: Лист бумаги А4, тушь, перо, гелиевая черная ручка или фломастер.

 Данное упражнение развивает умения стилизовать. При рисовании натюрморта помогает упростить форму предмета, усложнить, выразить характерные черты предмета и подчеркнуть их с помощью декоративного контура, добавлением деталей.

      Применение комплекса упражнений способствует наилучшему результату при выполнении творческого задания. Также, в целом упражнения способствуют всестороннему развитию способностей. Выполнив каждое упражнение, ученику будет легче и понятнее изобразить декоративный натюрморт. Он будет знать, как расположить предметы на плоскости, как с помощью выразительных средств графики подчеркнуть форму предмета, как заполнить и украсить пространство, предметы с помощью линий, пятен, точек, как декоративно решить ту или иную поверхность. Выполнение данных упражнений в такой последовательности, ведет к закреплению приобретенного навыка в последующем упражнении. Например, Упражнение №1, которое направлено на развитие композиционного навыка, поможет в выполнение следующего упражнения, в котором нужно нарисовать композиции, используя линии, точки и пятна. Поэтому целесообразно применять именно комплекс упражнений перед выполнением какого- то творческого задания.


2.2. Анализ внедрения разработанных упражнений.

   Для изучения возможностей упражнений на раскрытие художественно-творческих способностей был проведен эксперимент на базе ГБОУ ДОД Центра внешкольной работы (Калининского района, г. Санкт- Петербурга) на занятии «Основы графического дизайна»

В эксперименте приняли участие две группы, в первой -8 человек, во второй -10 человек. Возраст детей 11- 12 лет.

    В проверяющем эксперименте идея заключалась в том, что в одной группе (экспериментальной) применяются упражнения (на композиционный навык, на умение декорировать, на графические навыки, на стилизацию), которые способствуют наилучшему результату в выполнении творческой работы, в другой группе (контрольной) творческое задание выполняется без предварительных упражнений.

Поставленная цель была достигнута и анализирована в ходе следующих этапов:

Этап 1. Для того, чтобы определить уровень развития творческих способностей детей до начала экспериментальной деятельности в двух группах был проведен анализ детских творческих работ по таким параметрам: композиционный навык, умение декорировать, графические умения, умение стилизовать. Критерии оценки выставлялись по пятибалльной шкале: 5-высокий уровень;4- выше среднего; 3-средний уровень; 2-ниже среднего; 1-низкий уровень. Затем был подсчитан средний балл каждой группы. Полученные данные обрабатывались методом сравнения. Диагностика показала, что у двух групп примерно одинаковый уровень-средний. То есть они владеют всеми навыками и умениями, по которым их оценивали, но недостаточно. В одном рисунке изображение по размеру слишком маленькое или слишком большое или размер изображения найден пропорционально размеру листа, но смещено вниз, вверх, влево или вправо. Есть работы, в которых композиционное построение уравновешено и гармонично, но не использованы возможности ритмического взаимодействия элементов изображения с целью организации изобразительной плоскости. Также, есть навыки владения выразительными средствами графики, но при декорировании предметов дети не всегда используют линии, пятна и точки, а изображают какие- то отдельные предметы, что не выражает пластический, плоскостной образ.

Этап 2. В ходе этого этапа проводился эксперимент. Он был рассчитан на четыре занятия, то есть два занятия у первой группы, и два у второй группы. Продолжительность одно занятия два педагогических часа. В первой группе, в предлагаемую экспериментальную методику были включены, беседы и практические занятия, в процессе которых учениками выполнялись задания, содержащие кратковременные упражнения, направленные на разработку декоративных и графических решений, на композиционный навык. На их выполнение было дано ограниченное время, то есть на первое упражнение 5 минут, на второе 10 минут, на третье 5 минут, на четвертое 7 минут. Дети в основном уложились в указанное время, только на второе было затрачено больше времени 15 минут.

    В основных частях занятий (беседа) акцентировались возможности различных способов трансформации предметов в стилизованные декоративно-графические изображения, а также выявлялись композиционные закономерности в рисунке. В целом методические воздействия были направлены на анализ предметов в реалистическом натюрморте, посредством проведения аналогий и выявления закономерностей развития стилизованной формы предметов в декоративном натюрморт, а также нахождения выразительного композиционного решения. Основная часть занятий последовательно раскрывала способы стилистической интерпретации различных предметов с учетом закономерностей построения декоративной композиции натюрморта, а также определяла конкретные учебно-творческие задачи, необходимые для выполнения практического задания. Ученики изучали принципы стилизации предметов, законы построения декоративной композиции (такие как равновесие, динамика, ритм и т.д.), графические приемы и средства, способствующие выведению изображения натюрморта на новый эстетический уровень.

    Во второй группе занятия строились по такому же принципу, но ученики не выполняли упражнения, направленных на разработку композиционных, графических, декоративных навыков и навыка стилизации.

Этап 3. На данном этапе подводились результаты эксперимента. Также, как и в первом этапе, была проведена диагностика детских творческих работ. Критерии оценивания и параметры были такие же. В ходе эксперимента учениками экспериментальной и контрольной групп были выполнены контрольные задания по теме «Декоративный натюрморт».

     Ученики ЭГ, в процессе обучения изображению декоративного натюрморта и в выполнении упражнений по экспериментальной программе, научились находить выразительное композиционное решение предметов и декоративно-графическое решение образа предметов натюрморта. Ученики контрольный группы тоже справились с задание, но их уровень был ниже. Так как, во многих работах композиция предметов была не совсем уравновешена, где- то предметы слишком подняты вверх или, наоборот, опущены вниз. Недостаточно выразительна ритмическая организация черных и белых пятен. Также были работы, в которых не выделялся центр композиции. То есть в большинстве работы были не совсем доделаны и продуманы.

    Сопоставление результатов диагностики до начала и после эксперимента позволили выявить влияние разработанных упражнений на качество работ учеников. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили, что применение упражнений способствует наилучшему результату в выполнении творческой работы.


 Заключение.

     В разных учебных дисциплинах свое место занимают упражнения, считаю, что и в изобразительном искусстве им тоже есть место. Характер и методика реализации упражнений зависит от особенной предмета, возраста учащихся и конкретного материала. Чтобы более рационально и целенаправленно использовать упражнения на всех этапах обучения, нужно разработать универсальную классификацию упражнений, и эта задача остается актуальной.

     В опытно-экспериментальной работе разработанный комплекс упражнений проводился по предмету Основы графического дизайна к теме задания «Декоративный натюрморт». Однако такие упражнения можно применять и на уроках изобразительного искусства, они могут подойти к другим заданиям и темам.

    Таким образом, выполненное исследование подтверждает, что применение ряда упражнений на уроках изобразительного искусства, способствует наилучшему результату при выполнении творческого задания. Также, применение различных видов упражнений обеспечит учащимся высокий уровень умений и навыков в области изобразительного искусства.

    Роль упражнений очень важна в учебном процессе, с их помощью дети могут выйти на любой уровень творческой работы, они без препятствий будут создавать художественные образы и в дальнейшем решать более сложные творческие задачи.


Список литературы.

1.Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности, - Н. Новгород 2004. - 20 с.

2.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение,1989.-192 с.

3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1999 - 93 с.

4.Виленкин Н.Я. Математика – 5-М.: Мнемозина, 2009. – 190 с.

5.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология - Москва: Просвещение, 2006. - 256 с.

6.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.— М., 1989.— с. 389

7. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке:  - М.: Советский художник, 1980.-270 с.

8. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ, студентов педагогических институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. - М., Просвещение, 2005. - 470 с.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка.— 8-е изд.— М., 1970.— с. 683.

10. Н.Н. Ростовцев. Рисование головы человека.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- 239 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. —М.: Академия, 2003. — 478 с.

12.Электронный Педагогический словарь. В нем содержится около 1000 терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики. Включает также определения понятий из смежных дисциплин — психологии, философии, социологии. Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru/87.html. Дата обращения 20.11.12

13.Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru. Дата обращения: 23.11.12

14.Учительский фестиваль педагогических идей. На сайте представлены разделы статей по различным предметам. http://festival.1september.ru/articles/588175/. «Открытый урок». Дата обращения: 18.11.12

15.Рисовать могут все. Уроки для начинающих художников. http://www.mogut-vse.ru/klaus.htm. Дата обращения: 16.11.12



[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка. — 8-е изд.— М., 1970.— С. 683.

[2] Там же. — С. 683.

[3]Там же. — С. 300.

[4] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3.— М., 1989.— С. 389.

[5] http://slovo.yaxy.ru/87.html. Электронный Педагогический словарь. В нем содержится около 1000 терминов, знание которых необходимо при изучении курса педагогики. Включает также определения понятий из смежных дисциплин — психологии, философии, социологии.

[6] См. об этом: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.

Теория и методика физического воспитания и спорта. —М.: Академия, 2003. — 478 с.

[7] См. об этом: Виленкин Н.Я. Математика – 5-М.: Мнемозина, 2009. – С. 190.

[8] http://festival.1september.ru/articles/588175/. «Открытый урок»

Учительский фестиваль педагогических идей. На сайте представлены разделы статей по различным предметам.

[9] См. об этом: Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение,1989.- С. 28.

[10] См. об этом: Н.Н. Ростовцев. Рисование головы человека.- М.: Изобразительное искусство, 1989.- С.50.

[11]  http://www.mogut-vse.ru/klaus.htm. Рисовать могут все. Уроки для начинающих художников.

[12] См. об этом: Левин С. Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке:  - М.: Советский художник, 1980.-С.145.

[13] См. об этом: Левин С. Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке:  - М.: Советский художник, 1980.-С.157.

[14] См. об этом: Левин С. Д. Ваш ребенок рисует: Кн. о дет. рисунке:  - М.: Советский художник, 1980.-С.173.

[15] См. приложение с.33

[16] См. в приложении с.35

[17] Там же с.34

[18] См. приложение с.36