Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Цели урока:

-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

План урока:

1. Орг.момент

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

5. Физкультминутка

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo.docx667.22 КБ
Файл prezentatsiya_zhostovo2.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла».

Цели урока:

-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;

-знакомство с историей художественного промысла Жостово;

-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных композиций;

-развитие творческой и познавательной активности, фантазии, художественного вкуса.

Задачи:

1) обучающая: научить учащихся выполнять несложные элементы «жостовского письма» и составлять узоры из этих элементов;

2) познавательная: познакомить учащихся с традициями и особенностями росписи данного народного промысла, с этапами работы над декоративной композицией;

3) развивающая: развивать умение писать кистью, пользуясь разными приемами (широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти и т.д.);

4) воспитывающая: воспитывать эстетическое отношение к предметам народного промысла, народному творчеству.

План урока:

1. Орг.момент

2. Беседа об истории художественного промысла

3. Решение кроссворда

4. Рассмотрение вариантов композиции и этапов выполнения росписи

5. Физкультминутка

6. Постановка художественной задачи

7. Практическое выполнение задания

8. Подведение итогов и просмотр работ


Ход урока:

1. Орг. момент:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

2.  Подготовка к изучению нового материала.

-Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров.

- Какие народные промыслы мы уже знаем?

Показ предметов декоративно прикладного искусства. (Городец, Хохлома, Дымка…) (слайд 2)

- Скажите, зачем нам в наш динамический век, век научно – технического прогресса, деревянные ложки, когда есть металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество? (Дело в том, что в этом выражается потребность людей к красоте. Нам хочется видеть вокруг себя рукотворные предметы  декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность, праздничность. Некоторые промыслы имеют многовековую историю, другие возникли на наших глазах).

3. Беседа об истории художественного промысла:

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет!

Уже почти 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров одного из подмосковных сел. На Руси с начала 19 века получил распространение заморский напиток – чай. Возник целый ритуал – чаепитие. Тульские мастера едва успевали изготавливать самовары. Непременным участником чаепития стали подносы. (слайд 3) В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую. Каких только подносов не изготавливали те мастера. Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки. (слайд 4) Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные (слайд 5). Что же изображали мастера на своих подносах? Это букеты знакомых каждому цветов.

Букеты сказочных цветов

Глядят на нас с подносов звонких

И шелк волшебных лепестков,

И трепет трав в сиянии тонком.

Именно расписные подносы прославили это подмосковное село, т.к. именно по нему получили свое название.(слайд 6)

 Решение кроссворда:

А мы сейчас попробуем отгадать название этого села (кроссворд с вопросами в приложении №1).

Ребята отвечают на вопросы и отгадывают название художественного промысла Жостово. (слайд 7)

Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Талант народных художников превращает скромные предметы домашнего обихода в подлинные произведения искусства. Они радуют глаз игрой ярких красок, благородным блеском лакированной поверхности.

 Искусствовед А.В. Бакушинский назвал роспись плодом быстрой неповторимой импровизации.

- Как вы думаете, почему?

- Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется, без каких бы то ни было образцов или эталонов. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками (слайд 8 ).

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза, вокруг нее в эффектных ракурсах располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки. (слайд 9)

Под кистью жостовских мастеров такой бытовой предмет, как поднос, неизбежно приобретает высокие качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне. (слайд 10)

Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют.

. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне, но используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.

4. Знакомство  с этапами работы над декоративной композицией;

-Посмотрите, как составляют букет на подносе.

Этапы и приёмы росписи. (слайд 11)

  1. Грунтовка. http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo3.jpg

Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo4.jpg

  1. Замаленок

Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo5.jpg

  1. Тенежка

Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. 



http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo6.jpg

  1. Прокладка

Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo7.jpg

  1. Бликовка

Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.



http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo8.jpg

  1. Чертежка

Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo9.jpg

  1. Привязка

Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.

http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/zhostovo10.jpg

  1. Уборка

Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

5. Физкультминутка.

 6. Постановка художественной задачи

-Каждый из вас нарисует несколько цветов, вырежет, и затем, все вместе вы составите букет на подносе. У всех на столах представлены образцы самых разнообразных видов и форм цветов. При выполнении росписи можете их использовать. Сначала карандашом слегка наметим контуры цветка и листьев. Затем кистью потолще широким мазком намечаем основные цветовые пятна. А дальше работаем уже тонкой кистью, этап за этапом. При необходимости используем палитру для смешивания цветов.

7. Практическая  работа.

Ребята начинают работать над фрагментом росписи, а учитель показывает на доске, как выполняются некоторые элементы росписи: «лепесток», «стебелек» и т.д. По ходу выполнения задания дает учащимся практические советы.

 7. Итог урока.

В конце урока дети собирают букет на заранее подготовленный фон. Каждый ребёнок видит результат:  в коллективной работе частичку своего труда.

-Наше путешествие в село Жостово подошло к концу.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали?

- Какие предметы создают Жостовские умельцы?

- Что особенного в творчестве мастеров из Жостово?

-Действительно, много у нас в России талантливых мастеров. Мастера радуют нас своими изделиями, дарят людям красоту. Труд и талант народных умельцев придает величие нашему Российскому государству. Мы должны гордиться тем, что у нас есть такие мастера, которые поддерживают традиции своих предков, традиции народных промыслов России.

Выставление оценок. Домашнее задание для тех, кто не успел закончить работу – завершить работу дома. Уборка рабочих мест.

Урок окончен. До свидания.

Приложение №1

КРОССВОРД

Г

Ж

Е

Л

Ь

Д

Ы

М

К

О

В

О

С

В

И

С

Т

У

Н

Ь

Я

Т

Р

А

В

К

А

Ф

И

Л

И

М

О

Н

О

В

О

Т

В

Е

Р

С

К

А

Я

Х

О

Х

Л

О

М

А

Вопросы:

1. Название промысла (показать картинку)

2. Эта игрушка из села (показать картинку)

3. Название веселой весенней ярмарки на которую свозили игрушки и свистульки

4. Название хохломского узора (показать фото)

5. Эта игрушка из села (показать картинку)

6. Название игрушки (показать картинку)

7. Название промысла (показать картинку)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ «Ступинская средняя школа № 14» Искусство Жостова . Истоки и современное развитие промысла Учитель ИЗО Рыжикова Н.Л.

Слайд 2

Русские народные промыслы Хохлома Дымковская игрушка Городец

Слайд 3

Тульские самовары

Слайд 4

В старых книгах нашли запись о том, что в 1825 году в подмосковном селе местный крестьянин Филипп Вишняков с сыновьями открыл свою подносную мастерскую.

Слайд 5

Трактирные, или «скатертные», достигали размеров стола, а маленькие «закусочные» - не больше тарелки.

Слайд 6

Подносы имели самую разнообразную форму: и круглые, и овальные, и прямоугольные, и даже треугольные

Слайд 8

Г Ж Е Л Ь Д Ы М К О В О С В И С Т У Н Ь Я Т Р А В К А Ф И Л И М О Н О В О Т В Е Р С К А Я Х О Х Л О М А

Слайд 9

Село Жостово

Слайд 10

Искусство Жостова

Слайд 11

Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых…

Слайд 12

Самым распространенным видом Жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Слайд 13

В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала общепризнанная "царица садов и оранжерей" – роза.

Слайд 16

Поднос радует глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками на блестящем черном или цветном фоне

Слайд 18

Этапы и приёмы росписи 1. Грунтовка. Прежде чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, её грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает чёрным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д. 2. Замаленок . Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

Слайд 19

3 . Тенежка . Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. 4. Прокладка. Пожалуй, самый ответственный этап послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.

Слайд 20

5. Бликовка . Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит. 6. Чертежка . Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, « семенца » в центре чашечек цветов.

Слайд 21

7 . Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном. 8. Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Изучение данного матеириала предполагается при использовании презентации "Искусство Жостова".  Учащиеся знакомятся с историей возникновения этой росписи, ее не легкой технологией изготовления и п...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

ТЕМА УРОКА:  Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла. ПРЕДМЕТ:   Изобразительное искусство. ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания. МЕТОДЫ РАБОТЫ:...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...