Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Раменская Ольга Борисовна

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhostovo._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

 Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью

Задачи:

Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;

Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;

Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.

Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

 Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.

 Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов

Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

Ход урока.

Экспозиция.

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

-  Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?

(На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Сегодня на уроке мы узнаем где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

Завязка.

(На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

- Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

- Сегодня на уроке мы узнаем где делают жостовские  подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

Кульминация.

Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.  (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

- После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

Название

Жостовская роспись

Месторасположение

Предмет

Материал

Узоры

Цвета

Композиция

1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

Дополнительная информация «История возникновение металла»

- Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.

Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.

- А сейчас заполним таблицу.

Название

Жостовская роспись

Месторасположение

Московская область

С. Жостово

Предмет

Подносы

Материал

Железо

Узоры

Цветы, фрукты, листья

Цвета

все

Композиция

Букет, веночек, уголок, корзинка.

- Раньше этим промыслом занимались мужчины.

-Как Вы думаете почему?

Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.

- А сейчас  задание по рядам:

 после просмотра слайдов первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третья – как составлена композиция на подносах.

    Проверяем варианты ответов

Форма жостовских подносов:

- многоугольная

- круглая

- овальная

- комбинированная

 Цвета фона:

- Чёрный

- красный

- Зелёный

- Бордовый

- Синий

Композиция:

-«веночек»,

-«букет»,

-«корзинка».

4. Развяка.

- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.

Вырезаем из цветной бумаги нужного форму подноса (через показ учителя).

Составляем композицию из цветов, приклеиваем.

Дополняем композицию листьями (работаем красками)

Рисуем окантовку желтым цветом.

Эпилог.

Афиширование работ.

Повторение.

Продолжите предложение:

- Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……

- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

- В жостовской росписи используют следующие цвета….

-Композиция на подносе может быть в форме …

Рефлексия

-Что на уроке вам сегодня понравилось?

Последействие.

Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Великие скульпторы" изобразительное искусство 7 класс по программе Б. М.Неменского

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира....

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...