Главные вкладки

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

    Раменская Ольга Борисовна

    Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zhostovo._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла

     Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью

    Задачи:

    Формирование образовательной среды через знакомство учащихся с русским народным промыслом Жостово;

    Развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия;

    Воспитание эстетического вкуса на основе знакомства с русским народным промыслом Жостово.

    Задание: поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией.

     Материалы: Цветная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, открытки с цветами.

     Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов

    Литературный ряд: Сказка о жостовской росписи, стихотворение о жостовской росписи

    Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского

    Ход урока.

    Экспозиция.

    - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами.

    -  Посмотрите на доску и скажите, какие предметы вам знакомы?

    (На доске картинки с изображением предметов Гжели, Городца, Жостово). Показываем предмет и называем его. (Предполагаемые ответы детей: Это Гжель. Это Городецкая роспись.)

    (На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

    - Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

    - Сегодня на уроке мы узнаем где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

    Завязка.

    (На доске осталась иллюстрация с жостовским подносом)

    - Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос)

    - Сегодня на уроке мы узнаем где делают жостовские  подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в технике живопись с аппликацией подноса.

    Кульминация.

    Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие кадры.  (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

    - После рассказа нам нужно заполнить таблицу.

    Название

    Жостовская роспись

    Месторасположение

    Предмет

    Материал

    Узоры

    Цвета

    Композиция

    1 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.

    Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод , птиц  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

    2 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития.

    Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

    Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.

    Дополнительная информация «История возникновение металла»

    - Дополнительную информацию прочитайте самостоятельно. Листочки лежат у вас на столе.

    Металл появился в 30-х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт.

    - А сейчас заполним таблицу.

    Название

    Жостовская роспись

    Месторасположение

    Московская область

    С. Жостово

    Предмет

    Подносы

    Материал

    Железо

    Узоры

    Цветы, фрукты, листья

    Цвета

    все

    Композиция

    Букет, веночек, уголок, корзинка.

    - Раньше этим промыслом занимались мужчины.

    -Как Вы думаете почему?

    Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров. Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей форме и размеру будущего подноса.

    Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым» или волнистым – «крылатым».

    Современное дополнение: В настоящее время процесс изготовления стальных листов-заготовок для подносов (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером-ковалем на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят соответственно.

    - А сейчас  задание по рядам:

     после просмотра слайдов первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы, а второй - какого цвета бывает фон у жостовских подносов, а третья – как составлена композиция на подносах.

        Проверяем варианты ответов

    Форма жостовских подносов:

    - многоугольная

    - круглая

    - овальная

    - комбинированная

     Цвета фона:

    - Чёрный

    - красный

    - Зелёный

    - Бордовый

    - Синий

    Композиция:

    -«веночек»,

    -«букет»,

    -«корзинка».

    4. Развяка.

    - Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно выполнить эскиз подноса в смешанной технике живопись с аппликацией.

    Вырезаем из цветной бумаги нужного форму подноса (через показ учителя).

    Составляем композицию из цветов, приклеиваем.

    Дополняем композицию листьями (работаем красками)

    Рисуем окантовку желтым цветом.

    Эпилог.

    Афиширование работ.

    Повторение.

    Продолжите предложение:

    - Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……

    - Мастера жостовской росписи расписывали (что?)….

    - На жостовских подносах мы можем встретить изображения….

    - В жостовской росписи используют следующие цвета….

    -Композиция на подносе может быть в форме …

    Рефлексия

    -Что на уроке вам сегодня понравилось?

    Последействие.

    Домашнее задание. Найти дома иллюстрацию жостовских подносов и принести на следующий урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Великие скульпторы" изобразительное искусство 7 класс по программе Б. М.Неменского

    Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великих скульпторов мира....

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс (по программе Б.М. Неменского)

    Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреж...

    презентация к уроку изобразительное искусство 5 класс по программе Б. М.Неменского «Одежда говорит о человеке». (Обобщение темы)

    Урок – путешествие во времени. О серьёзном несерьёзно.  Цели урока:   1.Закрепить знания об одежде  разных народов определенной эпохи, составить умозаключение о назначении одежды людей ...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

    Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

    Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

    Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...