Урок изобразительного искусства – 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Иванова Елена Викторовна

Технологическая карта урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx449.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок изобразительного искусства – 5 класс

УМК – Н.А. Горяева, О.В. Островская по программе Б.М. Неменского

Тема: «Хохломская роспись»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Содержательная: познакомиться с Хохломской росписью. Ввести новые понятия: «травка», «письмо под фон», «кудрина». Прививать любовь к русскому быту с помощью стихотворений, русской музыки.

Деятельностная: Вызвать у детей желание расписать посуду по  собственному  замыслу, учитывая форму предмета, передавая свое отношение к изделиям.

Учитель изобразительного искусства МАОУ СОШ № 13 г. Балаково, Саратовской области – Иванова Елена Викторовна

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

Время

1.  Мотивация к учебной деятельности

Вступление учителя:

Мир, в котором мы живем,  переполнен информацией, новыми технологиями. Он постоянно подгоняет нас вперед, но ДПИ возвращает нас к нашим корням, к природе, вере русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье. Наши предки жили среди природы и умели видеть красоту земли. Цветы и травы, звери и птицы – все, что было вокруг, о чем знали из сказок, они переносили в быт в виде узоров.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (К),

самоопределение (Л)

1мин.

2. Актуализация (повторение знаний)

Учитель показывает презентацию и задает вопросы: посмотрите на слайд № 1 и скажите,  знаете ли вы росписи здесь представленные?

- Какие цвета встречаются в Гжельской росписи?

- Из какого материала изготавливается Гжельская посуда?

- Только посуду делают гжельские мастера?

- Назовите элементы росписи.

- Какие цвета используют мастера в Городце?

- Какой материал используют городецкие мастера?

- Назовите основные мотивы росписи?

Ученики отвечают на вопросы:

- Да, (Городец, Гжель)

- Голубой, синий, фиолетовый.

- Глина.

- Скульптуру (людей, животных, сценки из жизни).

- Розы, тюльпаны, астры, сеточка, жилка, усики, елочка, завитки.

- Красный, желтый, зеленый, синий, белый, голубой.

- Дерево.

- Жанровые сцены, фигуры коней, петухов, цветочные узоры.

Анализ, синтез, обобщение, аналогия (П),

осознание и произвольное построение речевого высказывания (П),

подведение под понятие (П),

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К),

аргументация своего мнения (К),

учет разных мнений (К).

3мин.

3. Объяснение нового материала:

  • ставят цель,
  • согласовывают тему,
  • выбирают способ,
  • строят план достижения цели,
  • определяют средства

- Есть ли незнакомая роспись?

- Назовите, какие цвета используют художники в этой росписи? Слайд № 2

- Назовите элементы росписи.

- Откройте учебник стр.78 и прочитайте 1 и 2 абзацы.

- Как называется эта роспись?

- Где появилась?

- Из какого материала изготавливаются изделия?

- Что расписывают мастера?

Учитель читает стихотворение: 

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий-

Всех чудес чудесней

Наша хохлома!

- Посмотрите этапы изготовления посуды. Слайд № 3.

  • заготовка из липы
  • грунтовка глиной (вапили)
  • покрытие серебристым порошком (лудили)
  • роспись изделия
  • покрытие лаком
  • сушка в печи

- Ребята, давайте рассмотрим основные приемы росписи на стр.80, 81, 82.

(Травка, под фон, кудрина).

- Да.

- Красный, желтый, черный.

- Листья, цветы, птицы, рыбки, ягодки.

- Хохломская.

- На Волге, близ Городца.

- Дерево.

-Ложки, блюда, солонки, утицы.

Рассматривают вместе с учителем.

Анализ, синтез, сравнение (П),

структуирование знаний (П),

постановка и формулирование проблемы (П),

выражение своих мыслей (К),

аргументация своего мнения (К),

извлечение необходимой информации из текстов (П).

7мин.

4. Первичное закрепление с проговариванием вслух

Учитель предлагает обучающимся выполнить тренировочные упражнения по таблице  «Элементы Хохломской росписи» Слайд № 4

Выполняют мини-упражнения на освоение элементов травного узора по таблице

(лежит на парте)

(Осочки, травка, капелька, завитки, криуль, узор листочки, узор ягодки)

Анализ и сравнение по таблице (П),

выражение своих мыслей (К).

7мин.

Физкультминутка

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(Во время с/р звучит

русская народная музыка)

Учитель предлагает посмотреть мультфильм «Технология создания Хохломской росписи» и просит уточнить:

- тему урока,

- задачу урока,

- назвать алгоритм выполнения росписи.

Обучающиеся на протонированном желто-охристом листе бумаги в форме тарелки (сделали дома заранее) выполняют роспись в живой импровизационной манере.

- Хохломская роспись.

- Расписать посуду по собственному замыслу.

- Наводка стебля криуль,

- расположение по обе стороны ягодок или цветов,

- привязка к стеблю травки,

- ободок.

Выполняют действия по алгоритму (П),

анализируют, сравнивают по эталону (П),

осуществляют коррекцию (Р),

саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

19мин.

6. Включение в систему знаний

Учитель задает вопросы:

- Назовите основные элементы росписи.

- Чем Хохлома отличается от Гжели?

- Пользуетесь ли вы в быту Хохломской посудой?

Учитель предлагает поменяться работами и поставить оценку.

Ответы:

- Травка, капелька, завиток, криуль, кудрина.

- Цвет, элементы росписи, материал.

- Да. Ложки, чашки.

Обучающиеся проверяют работы и выставляют оценки.

Сравнение росписи с другими (П),

построение логической цепи рассуждений (П),

контроль, коррекция, оценка (Р),

умение адекватно воспринимать критику (Л).

3мин.

7. Домашнее задание

Найти в Интернете примеры Хохломской росписи (3-4) и приклеить в тетрадь

Нахождение необходимой информации (П),

осознание ответственности за д/з (Л).

1мин.

8. Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает составить синквейн со словом Хохлома, желающие зачитывают свои варианты

Пример: Хохлома

Золотая, колдовская

Удивляет, восхищает, вдохновляет

Напоминает родную милую сторонку

Праздник

Выставка  работ.

Выражение своих мыслей (К),

адекватное понимание причин успеха, (неуспеха) (Л).

4мин.

Используемые материалы: 

Н.А. Горяева, О.В. Островская «Декоративно-прикладное искусство» учебник для 5 класса

https://www.google.ru/search?client=opera&q=%D1%85%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%B0+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&sourceid=opera&ie=utf-8&oe=utf-8&channel=suggest  - слайд № 1, 2, 3 в презентации

http://lib.znate.ru/pars_docs/refs/58/57512/57512_html_11129052.jpg-  таблица «Этапы выполнения росписи», слайд № 4

http://posramit.ru/1-hjfbj.pl - стихи о Хохломе

 http://www.youtube.com/watch?v=oh6Lc-IUW9I мультфильм «Технология создания Хохломской росписи»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Scan10258.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе"Анималистический жанр в изобразительном искусстве"

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, Посвященный изображению животных. Главным образом в живописи, графике, скульптуреи декоративно- прикладном искусстве. Часто главной задач...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Урок изобразительного искусства в 7 классе.«Библейские темы в изобразительном искусстве».

Конспект урока в 7 классе с презентацией на тему: «Библейские темы в изобразительном искусстве»....

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...