Конспект занятия ИЗО в 5 классе "Создание коллажа на основе гербария"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Анастасия Львовна

 Материал конспекта позволяет дать основные понятия о коллажеи научить основным приемам работы. За урок учащиеся осваивают различные техники коллажа,практически выполняя один под руководством педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaharova_konspekt_zanyatiya_kollazh.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия ИЗО 5 класс
Тема: «Создание коллажа на основе гербария»

ЦЕЛЬ:

Научить детей создавать коллективную работу в технике аппликация-коллаж.

ЗАДАЧИ:

1)Образовательные:

дать понятие о практических приемах при изготовлении коллажа. Ознакомить с колористическими решениями. Познакомить с техникой оттиска поролоном. Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами. Пополнять словарь  новыми словами. 

2. Коррекционно-развивающие:

 формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать последовательность работы. Продолжать развивать сенсорные способности, закреплять названия геометрических форм, знание цвета, оттенков.   Развивать мелкую моторику рук путём формирования навыков работы с бумагой, выкройками, гуашью, ножницами, клеем, природным материалом. Развивать внимание, мышление, пространственное воображение, творческую активность.

 3.Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к оборудованию, экономное использование материала. Привить творческое отношение к заданию.

Программное содержание:

Познакомить детей с техникой аппликация-коллаж.
Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге.
Способствовать возникновения интереса к экспериментированию.
Закреплять умение узнавать и называть цвета.
Развивать мелкую моторику рук.
Формировать познавательный интерес.
Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, аккуратность, самостоятельность.

Материалы и оборудование:

Листы белой бумаги, кисти, салфетки, клеенка, листья, гуашевые краски осенних цветов, банка – непроливайка, емкость для использованных листьев, кисти, клей, ножницы.

Предварительная работа:

Наблюдение за осенней природой, рассматривание деревьев, разучивание стихов об осени, чтение художественных произведений. Рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», а также эскизов и иллюстраций с изображением различных деревьев осенью, сбор листьев на прогулке.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Один из учеников  по просьбе учителя раздаёт материал, подготовленный до урока. На доске устанавливается готовый образец коллажа. На стене  развешены иллюстрации. Дети разбиваются на группы.

2. Основная часть.

Коллаж — сравнительно молодое направление в искусстве. Оно детище прошлого бурного столетия, когда художники искали новые средства для выражения своих мыслей, чувств и настроений. Техника коллажа (от фр. collage — наклеивание) дает широкий простор для творчества, поскольку для создания произведений можно использовать самые разные материалы — растения, краски, ткани, металлические детали и т. д.

Преподаватель предлагает воспитанникам посмотреть на иллюстрации работ художника и коллаж, сделанный другими воспитанниками на занятиях. Далее спрашивает воспитанников:

 -  что на нём изображено?

 - какой материал здесь использован?   

 -где можно применить  данную работу?

 -для чего вы сможете использовать умение составлять такие композиции?

 -можно ли одному сделать композицию?

 -сколько на это понадобится времени?

 - как нам за один урок сделать красивую композицию?

Изложение нового материала.

- Коллаж (в переводе с французского – «приклеивать») возник в далёкие времена, когда женщины закладывали между листами книг цветы, а затем засушенными приклеивали их на письма своим любимым.
Наиболее известным представителем этого вида творчества является немецкий флорист Фридхельм Раффел, которому принадлежат необыкновенно выразительные произведения.

Современный коллаж предполагает большое количество разных техник. Коллажи хорошо вписываются в интерьеры современных квартир, офисов и т. д. Создавая определённое «цветовое пятно», они также несут в себе большой положительный заряд, поскольку сделаны вручную, почти всегда в единственном экземпляре. Создание коллажа искусство  импровизационное.

Повторение сведений, известных воспитанникам.

 Педагог напоминает о том, что  в данной работе так же использовалась технология аппликация, применённая ранее при изготовлении искусственных цветов.

- Что такое аппликация?

Аппликация – вид творчества, в котором создаётся картина путём наложения кусочков цветной бумаги или ткани на основу при помощи клея.

Педагог  повторяет виды аппликации, путём опроса.

-Какие виды аппликаций вы знаете?

Плоская и объёмная; вырезная, обрывная.

Дополнение педагога: «Аппликация бывает:

Предметная – состоящая из отдельных изображений предметов;

Сюжетная – в которой изображено какое-либо событие, действие;

Декоративная – украшающая изделие орнаментом».

- Какую аппликацию будем делать мы?

Сюжетную, плоскостную.

- Что такое коллаж?

Коллаж – это технический приём в изобразительном искусстве при создании художественного произведения путём наклеивания на основу разнородных материалов.

Художники, поэты, музыканты по-своему изображают и воспевают красоту осенней   природы.

- А сейчас мы рассмотрим несколько репродукций, иллюстраций и осенних открыток.

    Педагог с детьми, рассматривая репродукции картин и иллюстрации к произведениям, отмечают красоту природы, смену настроений осенних пейзажей, колорит в изображении.

Педагог: Просмотренные иллюстрации помогут вам представить и изобразить художественные образы.

Затем педагог предлагает приступить к практической работе по созданию коллажа.

  1. Выбрать ориентацию листа в соответствии с образом.
  2. Выбрать необходимое количество листьев из гербария.
  3. Расположить первичную композицию на листе. Обвести карандашом.
  4. Выполнить цветовое решение фона с помощью губки-тампона.
  5. Выложить в композицию листья, внести поправки, дополнения.
  6. Закрепить на листе с помощью клейкого карандаша.
  7. Нанести декоративную роспись поверх листьев тонкой кистью белой гуашью.

По мере выполнения работы, педагог следит за правильностью выполнения, помогает по мере необходимости. Направляет ребёнка на самостоятельное мышление, добавляя в композицию новые элементы (и т. д.).

В середине творческой работы педагог предлагает детям отдохнуть.

3) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  • «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно хаотичным встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувств тепла и покраснение ладоней.
  • «Потягивание кошечки». Исходное положение: сидя на стуле парты, прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед.


Педагог: Все подготовленные к коллективной работе детали размещаем на заранее приготовленных листах бумаги с паспарту и приклеиваем.

Дети согласовывают между собой полученную композицию, находят наиболее интересное решение и приступают к наклейке деталей на основу.

4)Заключительная часть

Педагог задает следующие вопросы:

 -ребята, что вы сегодня делали на занятии? (коллаж)

- кто даст понятие коллажа?

-что вы изобразили на своих коллажах?

-какого цвета вы нарисовали фон?

- с помощью чего был нарисован фон, в какой технике? (оттиск гуашью и поролоном)

- каким материалом украшали фон? (гуашь, акварель, сухоцветы,)

-какие были трудности при выполнении?

-какие главные результаты на сегодня?

-какие чувства и ощущения вы испытали при выполнении заданий?

 Педагог вывешивает работы для коллективного  рассмотрения и обсуждения их. Анализирует их с детьми, отмечает оригинальность, фантазию, замысел, аккуратность выполнения. Предлагает провести конкурс на лучшее название работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Коллаж. Осеннее дерево»

Конспект занятия«Коллаж. Осеннее дерево»...

Конспект занятия по теме "Первая помощь.Правовые основы оказания первой помощи"

Конспект занятия кружка "Юный доктор" по теме "Первая помощь"- понятие и правовые основы рказания первой помощи....

План-конспект занятия по теме "Арифметические и логические основы работы компьютера"

Цели:Образовательные:сформировать у студентов понятие форм мышления;сформировать у студентов понимание арифметических и логических основ работы компьютера;сформировать понятия: логическое высказывание...

Конспект занятия "Эскиз в технике коллаж"

Конспект занятия "Эскиз в технике коллаж"  разработан для учащихся дизайн-студии  по моделированию и дизайну одежды в рамках учебной программы, возраст учащихся 10 -17 лет....

Конспект занятия «Изготовление флористического коллажа рыбки» 2-ой год обучения

Конспект занятия «Изготовление флористического коллажа рыбки»2-ой год обучения...

Конспект занятия «Изготовление флористического коллажа рыбки»

Конспект занятия«Изготовление флористического коллажа рыбки»...