Мастерская "Образ мамы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Мастерская «Образ мамы» направлена на исследование взаимодействия слова и образа, их роли в процессе создания художественного образа человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskaj.doc38 КБ
PDF icon obrazmami_2.pdf2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока изобразительного искусства

Мастерская «Образ мамы» с презентацией

Векшина Марина Вячеславовна,

Учитель изобразительного искусства

ЧОУ  «Немецкая гимназия «Петершуле»

 «Мать является душой мира, ее началом и                                                                                                                  бесконечностью. Она – живая душа, большая судьба, предмет любви и вдохновенья. Слово «мама» не может нас не заставить вздрогнуть, почувствовать тепло и свет».

Расул Гамзатов

Мастерская «Образ мамы» направлена на исследование взаимодействия слова и образа, их роли в процессе создания художественного образа человека.

Цель мастерской:

  • содействовать формированию эстетического отношения к действительности, умению выражать свои чувства к близким, развитию лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
  • развивать и формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, осуществлять межпредметную связь урока изобразительного искусства и литературным словом;
  • развивать графические навыки и умения;
  • способствовать закреплению знаний предшествующих уроков, пополнение знаний детей новым материалом.

Содержание мастерской

  1. Индуктор – «включение» чувств (слайд 4)

Написать красиво имя своей мамы на листочке и раскрасить его в любой цвет.

Какого цвета имя?

  1. Учитель вывешивает на доске следующие слова (слайд 5):

         

         Мама                род                 Родина

Напишите, какие мысли у вас возникли, когда вы прочитали эти слова. Какой общей мыслью можно эти слова объединить? (в чем связь?)

3.Социализация.

Прочитайте свои записи.

Опрашиваются те, кто желает высказаться, все остальные вслушиваются и дописывают то, что показалось важным.

Материалы для прочтения (в случае затруднений) – слайд 6

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина».

К. Д. Ушинский

4.Задание группам (3-4 человека)

Какими качествами должна обладать женщина (мать), оберегающая свой род?

На эту работу отводится 2-3 минуты, затем участники обмениваются своими мыслями.

Учитель записывает слова на доске.

Например, ученики 4-го класса предлагают следующее:

  • верная;
  • чуткая;
  • гордая;
  • нежная;
  • милая;
  • ласковая;
  • заботливая;
  • ответственная;
  • строгая.

5. Работа в группах со зрительным рядом (слайд8).

Мы составили с вами «словесный» образ мамы.

А это – образ (показ зрительного ряда), созданный художниками.

Какой из представленных портретов подходит для нашего «словесного» образа?

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребенком на руках.

Свет любви издревле ей завещан,

Так вот и стоит она в веках.

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

6.Работа в группах. Стремясь раскрыть образ портретируемого, художник пользуется языком изобразительного искусства и находит нужные средства выразительности.

Какие? (линия, пятно, цвет) – слайд 10

7.От группы выступает один человек (слайд11).

Фигуре человека свойственна большая подвижность, даже когда он находится в покое, в статичной позе, в той или иной степени появляются некоторые элементы движения.

Какими средствами мы можем создать образ (линией):

  • твердого и решительного человека;
  • веселого и задорного;
  • мягкого и вдумчивого.

     Работа ведется со зрительным рядом.

8. Индивидуальная работа. Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроения, для поэтического воплощения замысла (звучание цвета раскрывает образ человека).

Выразите цветом свое настроение в данный момент времени (слайд12).

Листочки с «настроением» вывешиваются на доске.

Какое оно? (дети комментируют)

9.Работа в группе. Подберите к предложенным портретам следующие «настроения» (слайд 13):

  • торжественное, радостное;
  • веселое, шутливое;
  • светлое, прекрасное;
  • противоречивое, непонятное;
  • грустное, печальное;
  • задумчивое, решительное;
  • сонное, равнодушное;
  • бодрое, приподнятое;
  • уютное, мечтательное;
  • тревожное, печальное.

Почему? Обоснуйте свой выбор (представитель от группы). Для создания цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды.

10. Работа в группе.

Учитель вывешивает на доске коллаж и следующие словосочетания:

Образ вечный, идеальный

Образ индивидуальный, конкретный

О чем коллаж? Как вы его понимаете? Использовать в своем рассказе предложенные словосочетания.

11. Социализация. Выступление представителей каждой группы.

Чего больше в маме (вечного или конкретного) и с помощью каких средств выразительности мы можем создать этот образ? (линия, пластика движения, композиция, цветом от пятна) (слайд 14, 15)

12. Создать образ своей мамы.

13. Рефлексия.

Ваши открытия, чувства, мысли.

Что почувствовали?

О чем подумали?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И все-таки лучше всех на земле -мама. Моя мама". Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

"И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама". (Р. Рождественский) - это конкурс чтецов, посвященный Дню матери. Сценарий включает в себя подборку стихотворений, представляемых на конкурсе. В нем ...

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама"

Конкурс чтецов "И все-таки лучше всех на земле - мама. Моя мама" (Р. Рождественский) посвящен Дню матери. Стихи подобраны таким образом, что позволяют охватить всех учащихся школы - от самых маленьких...

Классный час - концерт «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

«Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись еще и ходить. Пока ребенок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на п...

Сценарий праздника 8 Марта "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!"

Сценарий праздника 8 марта на тему "Мамы разные нужны! Мамы разные важны!" был разработан для учащихся 1-6 классов школы для глухих детей. В подготовке и проведении праздника приняли участие учителя н...

Классный час "Мама, милая мама моя"

Сценарий для проведения классного часа в 9 классе ко Дню матери....

Внеклассное мероприятие-утренник "Мама, милая мама моя"

В данной  папке  собран весь материал для проведения  внеклассного  мероприятия, посвящённого Дню Матери (стихи, сценарий утренника и подборка песен)....

Сценарий конкурса чтецов, посвященный «И все-таки лучше всех на земле – МАМА. МОЯ МАМА.»

Этот материал поможет в подготовке к конкурсу чтецов, к празднику " День Матери"....