ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

  Власова Татьяна Валерьевна

Создать условия для формирования представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников, пониманию значения живописной картины как события общественной жизни, развитию умения устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_18.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX В.

Тип урока

Изучение новых знаний

Цели урока

Создать условия для формирования представлений об особенностях развития исторической картины в русском искусстве с появлением светского искусства и исторической науки; способствовать расширению знаний учащихся о творчестве великих русских художников, пониманию значения живописной картины как события общественной жизни, развитию умения устно выражать свою эстетическую позицию, рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся самостоятельно составлять устный рассказ-рассуждение и анализировать наиболее известные исторические картины великих русских художников.

Получат возможность научиться: сравнивать объекты по заданным критериям; характеризовать значение тематической картины XIX в. в развитии русской куль-
туры.

Познакомятся с картинами «Утро стрелецкой казни»,
«Боярыня Морозова»

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока:
выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, контролируют их; проявляют познавательную активность; осознают свои интересы и цели; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру – для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путем трансформации известных


Окончание табл.

Методы и формы обучения

Методы: беседа с постановкой проблемы, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, практический, творческий поиск.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Образовательные
ресурсы

 Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

 Русская живопись. – Режим доступа : http://www.artsait.ru

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Наглядно-
демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентации «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»

Основные понятия и термины

Тематическая картина

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие ком-поненты,
задания
и упраж-
нения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

органи-

зации совзаимодействия

на уроке

Формируемые
умения
(универсальные
учебные действия)

Про-

межу-

точный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организаци-

Беседа
с поста-

– «Век разума и просвещения» – так говорили о своем времени великие мыслители XVIII столетия.

Слушают
учителя.

Фронтальная

Регулятивные: 
определяют цель


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

онный момент

новкой проблемы

В новое столетие – XIX в. – Россия вошла, достигнув больших успехов в искусстве. В это время судьба России складывалась неоднозначно. Несмотря
на неблагоприятные условия и даже вопреки им, Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру.

– Период с конца XIX до начала XX в. вошел в историю русской культуры под названием «Серебряный век». Искусство данного периода можно сравнить
с многоцветной мозаикой, где каждый камень занимает свое место, имеет свое значение. Так что невозможно изъять ни одного, даже самого маленького, не нарушив гармонии целого. Однако в этой мозаике есть камни наиболее ценные, излучающие особенно сильный свет. Именно с такими художниками,
творчество которых стало драгоценным вкладом
в историю нашей национальной культуры, мы
и познакомимся

Осмысливают цель урока

работа

и проблему в учебной деятельности.

Личностные:
проявляют интерес
к изучению нового материала

II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный. Частичнопоисковый

– Начало XIX столетия называют золотым веком русской живописи. В это время русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Первенство оставалось
за историческим жанром. Познакомимся с основными характеристиками исторической картины XIX в. на примере одного из величайших произведений

Обучающиеся
получают пред-ставление о философском размышлении над картиной, о ее особой роли
в искусстве.

Фронтальная и индивидуальная работа.

Познавательные:принимают активное участие в обсуждении нового мате-риала; анализируют сюжет и образы картины; характеризуют художественное


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (см. Ресурсный материал к уроку).

– В. И. Суриков написал картину в 1887 г. Она является одной из самых больших и серьезных русских картин. Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной
О. М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам.

Презентация «Боярыня Морозова». Слайды 2–3.

– Сюжетом картины Суриков избрал тот момент, когда Морозову, измученную в застенке, везут среди толпы по московским улицам. Она сидит в розвальнях, закованная в кандалы, и поднимает руку, сложенную двуперстным крестом – знамением старообрядчества, призывая народ держаться за старую веру.

Презентация «Боярыня Морозова». Слайды 4–8.

– При взгляде на знаменитую картину В. Сурикова «Боярыня Морозова» внимание сосредотачивается на двух полных драматизма образах: образе старо-верки Феодосии Прокопьевны Морозовой, мятежно вскинувшей руку, и на полураздетом юродивом, сидящем на снегу.

Презентация «Боярыня Морозова». Слайды 9–17.

– Все в картине, всякая подробность, всякая мелочь взяты с натуры. Суриков умел разглядеть и сердцем почувствовать красоту простых вещей.

Презентация «Боярыня Морозова». Слайды 18–19.

Учатся анализировать картину на примере произведения В. Сурикова «Боярыня Морозова».

 

произведение; делают анализ картины по заданным крите-риям.

Коммуникативные:

соблюдают нормы коллективного
общения.

Личностные:
проявляют познавательную активность


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Ребята, вы подробно познакомились с картиной. Попрошу вас вместе со мной сделать анализ картины – выделить композицию, пропорции, симметрию, цвет, движение, фактуру, глубину, форму.

Презентация «Боярыня Морозова». Слайды 20–21.

– «Боярыня Морозова» глубоко и ярко национальна
и по содержанию, и по созданным художником образам, и по раскрытым здесь характерам, и по своему живописному решению, по самой «музыке» цвета. Это произведение, которое могло возникнуть только на русской почве, особенно близкое и понятное именно русскому человеку. И вместе с тем неоспоримо общечеловеческое, мировое значение «Боярыни Морозовой». Заключенное в картине трагедийное, героическое начало, ее живописная гармония волнуют любое сердце, чуткое к искусству

Анализируют картину и сравнивают свою работу с вариантом, предложенным учителем

Индивидуальная работа

III. Творческая практическая деятельность

Практи-ческий. Творческий поиск

– Познакомьтесь с еще одним произведением великого мастера – с картиной «Утро стрелецкой казни».

Презентация «Утро стрелецкой казни».
Слайды 2–6.

– Составьте устный рассказ-рассуждение.

План:

– Роль картины в изобразительном искусстве.

– Значение картины как события общественной
жизни.

– Значение творчества великого художника в создании образа народа.

Учащиеся
знакомятся
с картиной.

Самостоятельно составляют устный рассказ-рассуждение
и анализ произведения

Индивидуальная работа

Регулятивные:
планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Личностные:
осознают свои интересы и цели; ищут свои пути решения учебной задачи

Рассказ-рассуждение, анализ картины


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Сделайте анализ по аналогии с анализом картины «Боярыня Морозова»

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Беседа

– Послушаем составленные вами рассказы-рассуж-
дения.

– Дополняйте сообщения своих товарищей. Аргументируйте свои дополнения

Участвуют в беседе о великом русском произведении XIX в.

Индивидуальная и фронтальная работа

Регулятивные:
оценивают конечный результат.

Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства
в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища

Оценивание
работ

Ресурсный материал к уроку

Феодосия Прокопьевна Морозова – верховная дворцовая боярыня, деятельница русского старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За приверженность к «старой вере» в результате конфликта с царем Алексеем Михайловичем была арестована, лишена имения, а затем сослана в Пафнутьево-Боровский монастырь и заточена в монастырскую тюрьму, в которой погибла от голода. Почитается старообрядческой церковью как святая.

Дочь окольничего Прокофия Федоровича Соковнина. Вероятнее всего, входила в число придворных, сопровождающих царицу. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. Брат Глеба Ивановича, Борис Иванович Морозов, владелец огромного состояния, умер бездетным в 1662 г., оставив наследство Глебу Морозову. Вскоре умер и Глеб Иванович и совокупное состояние обоих братьев номинально досталось малолетнему сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу.

Фактически же наследством своего малолетнего сына распоряжалась боярыня Морозова. В одном из многочисленных имений Морозовых – подмосковном селе Зюзино – была обустроена по западному образцу одной из первых в России роскошная усадьба. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближенной царя Алексея Михайловича. По воспоминаниям современников, «дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье».

Боярыня Морозова была противницей реформ патриарха Никона, тесно общалась с протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а ее московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором».

Академик А. М. Панченко, исследуя письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере, и считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».

Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через ее родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из ее вотчины. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

Под предлогом болезни она 22 января (1 февраля) 1671 г. отказалась от участия в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Отказ вызвал гнев царя, он направил к ней боярина Троекурова с уговорами принять церковную реформу, а позднее и князя Урусова, мужа ее сестры. Морозова обоим ответила решительным отказом.

В ночь на 16 (26) ноября 1671 г. в дом Морозовой по приказу царя пришел архимандрит Чудова монастыря Иоаким (впоследствии Патриарх Московский) и думный дьяк Иларион Иванов. Они провели допрос Феодосии и ее сестры (чтобы выказать свое презрение к пришедшим, они легли в постели и лежа отвечали на вопросы). После допроса сестер заковали в кандалы, но оставили под домашним арестом. Затем Феодосия была перевезена в Чудов монастырь, откуда после допросов ее перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных старой вере священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался ее сын Иван. Имущество Морозовой было конфисковано в царскую казну, а двое ее братьев сосланы.

Патриарх Питирим просил царя за сестер, но царь, называя Морозову «сумосбродной лютой», ответил патриарху, что «много наделала она мне трудов и неудобств показала» и предложил ему самому провести допрос боярыни. Патриарх в присутствии духовных и гражданских властей беседовал с Феодосией Прокопьевной в Чудовом монастыре. Решив, что она больна (боярыня не хотела стоять перед патриархом и весь допрос висела на руках стрельцов), попытался помазать ее освященным маслом, но Феодосия воспротивилась. Боярыню вернули под арест.

В конце 1674 г. боярыня Морозова, ее сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно житию Морозовой, в это время уже был готов костер для ее сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущенных возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

По распоряжению Алексея Михайловича она сама и ее сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Боровском городском остроге, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 г. сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась от полного истощения. Феодосия Морозова также была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 2 (12) ноября 1675 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая картина в русском искусстве XIX века. «Значительные события русской истории в произведениях В.И.Сурикова».

план- конспект урока по программе Б.М.Неменского 7 класс.Тематическая картина в русском искусстве XiX века...

Урок по теме "Картины природы в русском искусстве"

В уроке ярко прослеживается синтез трёх искусств:литературы, музыки, изобразительного искусства...

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Разработка урока с презентацией....

Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века".

Презентация к уроку изобразительного искусства  в 7 классе по программе Б. М. Неменского.Тема урока"Тематическая картина в русском искусстве XIX века".  Для более глубокого рассмотрения я вы...

Тематические картины в русском искусстве 19 века

Урок по изобразительному искусству в 7 классе «Тематические картины в русском искусстве 19 века». Цели: Образовательная – обобщить знания учащихся в жанре портрет....

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Презентация "Тематическая картина в русском искусстве XIX века" 7 класс

Знакомство с жанрами и известными картинами русских художников XIX века....