Портрет в скульптуре. конспект.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Окорочкова Ирина Александровна

Методическая разработка урока изобразительного искусства для 6 класса по теме "Портрет в скульптуре", предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portret_v_skulpture.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе

по теме «Портрет в скульптуре»

Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского

Тема: Портрет в скульптуре

Цель: Познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры.

Задачи:

  • Учить создавать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства.
  • Развивать пространственное мышление, зрительную память, глазомер, творческую и познавательную активность.
  • Формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Оборудование:

Для учащихся - клеенка, пластилин, стеки, заготовка для каркаса головы:

Для учителя: - то же, репродукции скульптур - портретов, плакат с изображением головы человека, плакат «пропорции лица человека».

Изобразительная деятельность

Индивидуальная работа, скульптура

План урока:

1.Организационный момент.

2.Актуализация.

3.Изучение нового материала.

  Физкультминутка

4.Постановка художественной задачи

5.Практическая работа.

6.Рефлексия.

7.Подведение итогов.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2.Актуализация.

Учитель. На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры и лица, научились рисовать голову человека. Сможете ли вы полученные знания и умения применить при лепке портрета человека? Сегодня на уроке мы это проверим.

3.Изучение нового материала.

Учитель. Вглядитесь внимательно в портретные скульптурные образы, представленные на классной доске и страницах учебника. Вероятно, вам более знакома монументальная скульптура, то есть памятники, которые поставлены в честь великих людей. В этих торжественных и величественных, иногда скорбных произведениях портретный образ выражен всей постановкой фигуры, ее силуэтом и жестом, размещением в пространстве и соотношением с окружением. Однако есть другой вид скульптуры, когда скульптурное изображение приближено к нам и мы можем заглянуть в лицо, почувствовать характер и жизненную правдивость образа. Это камерная скульптура.

Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства.

Скульптура бывает «круглой» (ее можно обозревать со всех сторон) и рельефной.

Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост - статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.

Рельеф - это скульптурное изображение на плоскости, хорошо обозреваемое только с одной стороны. Здесь фигуры могут быть помещены на каком-то изобразительном фоне. Различаются два вида рельефа: когда фигуры выступают из плоскости фона менее чем на половину своего объема, он называется барельефом; когда фигуры выступают более чем на половину, он называется горельефом.

В живописи или графике, изображая человека, художник воспроизводит обстановку, в которой тот находиться. Воздух, пространство, различные окружающие предметы участвуют в формировании создаваемого художником образа. В скульптуре этой возможности художник полностью лишен, здесь все должно быть выражено самой фигурой, ее движением.

В отличие от всех рассмотренных видов изобразительного искусства, когда видимый мир передавался на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство - объемная форма. Это и дает возможность при ее создании использовать такие долговечные материалы, как дерево, металл, камень.

Материал играет огромную роль в создании образа. Его особенности и свойства подсказывают художнику возможности выразительного решения.

В изображении, созданном из камня, сама его твердость, сколотость каменных граней обязательно станут существенной характеристикой портрета.

В изображении, созданном из пластилина или глины, красота и выразительность рождаются благодаря пластичности, податливости материала.

Физкультминутка

4.Постановка художественной задачи

Задание. Вам предстоит сделать скульптурный портрет выбранного литературного героя. Это может быть персонаж произведения, изучаемого на уроке литературы или придуманный образ. В любом случае будет неинтересно, если все станут лепить одно и то же.

Для выполнения задания потребуется пластилин. Лепить надо на подставке - пластиковой или какой-либо другой дощечке. Хорошо иметь стеки (специальные плоские и неострые ножики для работы с пластилином) и тряпку для вытирания рук. А еще можно использовать небольшую цилиндрическую банку (например, из-под кофе) и смятый в плотный шар лист бумаги, который надо будет втиснуть в горлышко банки. Этот неожиданный для урока предмет послужит каркасом и сильно упростит техническую сторону работы.

Тщательно облепите каркас пластилином так, чтобы получилась общая форма головы. Нижняя часть банки останется в качестве шеи. Найдите соотношение лицевого и черепного объемов, подумайте, какими будут волосы, головной убор. Главный принцип вашей работы - идти от общего к частному и помнить о симметрии. Не бойтесь упрощать форму, не мельчите ее. Упростить - значит не обеднить форму, а лишь подчеркнуть выразительность, опустив малозначительные детали. Ваши пальцы мнут форму, вдавливая и выдавливая из нее необходимые детали, где-то мягкие по очертаниям, а где-то резкие, определенные. Хотя вы наращиваете форму головы прибавлением новых кусков пластилина, следите за цельностью формы, чтобы у вас не получались отдельно прилепленные детали. Не забывайте смотреть на свою работу с разных сторон. Думайте о своем персонаже, мысленно как бы превращаясь в него. Главное - понять меру проработки деталей, чтобы не потерять выразительность образа.

5.Практическая работа.

При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов.

Во всех случаях пластический язык скульптуры должен быть подчинен передаче объемно-пространственной характеристике предмета. Поэтому для того чтобы эта характеристика была точной, необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость.

При лепке головы последовательно решаются задачи: нахождение расположения частей в пространстве (движение); нахождение их относительных размеров (пропорции); нахождение формы (лепка в собственном смысле слова).

В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

6.Рефлексия.

Что нового вы открыли для себя на уроке?

В чем были трудности?

7.Подведение итогов.

1. Выставка портретов из пластилина.

Учитель. Давайте посмотрим на ваши первые скульптурные портреты.

Авторы рассказывают о своих замыслах и их воплощении.

2.Заключительное слово.

Учитель. Несмотря на то, что это первые ваши скульптурные портреты, можно сказать, творческие пробы, хочется отметить, что вы сумели в лучших работах передать характерные особенности внешности литературных героев, соблюсти пропорции человеческой головы. Поэтому портреты получились законченными, выразительными, индивидуальными.

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Портрет в скульптуре"

конспект урока по программе  Б.М.Неменского  6 класс...

конспект урока изо в 6 классе "Портрет в скульптуре"

конспект урока  по теме "Портрет в скульптуре"  для 6 класса...

«ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ».

Конспект урока изо для 6 класса...

Портрет в скульптуре

примеры работ скульпторов...

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

Разработка и конспект урока по ИЗО в 5 классе "Портрет в скульптуре"

1."Портрет в скульптуре "  - разработка урока для 5-х классов....

Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского

Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского...