Мультимедийная разработка урока по теме "Правила линейной и воздушной перспективы"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Добытина Венера Разифовна

Данный урок рассчитан на учащихся 6 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Урок рассчитан на обучающихся средних и высоких учебных возможностей.

Структура урока соотносится с моделью урока в развивающем деятельностном режиме. Все этапы урока имеют логическую связь и были организованы с тенденцией передачи функции от учителя к ученику: самостоятельное определение темы урока и постановка целей, выполнение творческого задания, самооценивание. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Нефтеюганск Учитель изобразительного искусства Добытина Венера Разифовна Мультимедийная разработка урока по изобразительному искусству 6 класс

Слайд 2

«Правила линейной и воздушной перспективы» Тема урока :

Слайд 3

Цель: дать учащимся представление о понятии «перспектива» и правилах воздушной и линейной перспективы развивать визуально-пространственное мышление, графические навыки школьников через практическую деятельность в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы воспитывать чувство красоты к окружающей природе; развивать навыки самооценивания

Слайд 4

Используемые технологии: Проблемное обучение Диалоговое обучение Информационно-коммуникационные технологии Подходы в организации образовательного процесса: Системно-деятельностный Здоровьесберегающий Дифференцированный

Слайд 5

Тип урока : урок усвоения новых знаний Методы обучения : объяснительно-иллюстративный метод проблемный наглядный аналитический учебный диалог

Слайд 6

Формы деятельности учащихся: индивидуальная самостоятельная практическая работа рефлексивная деятельность по самооцениванию фронтальная

Слайд 7

Средства, имеющиеся у учащихся: основные понятия, умения, связанные с изображением пейзажа Единица деятельностного содержания , которое нужно освоить учащимся: понятие «перспектива», освоение способа передачи пространства по правилам линейной и воздушной перспективы

Слайд 8

Оборудование: к омпьютер э кран проектор Дидактическое обеспечение: презентация к уроку карты самооценивания таблица для самопроверки

Слайд 9

Особенности роли учителя : координатор учебной деятельности учащихся. УМК : программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанная под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского (2011 год издания); учебник для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека». 6 класс: / Л. А. Неменская ; под ред. Б.М. Неменского .- 3-е изд. – М.: Просвещение,2010.

Слайд 10

Этапы урока I Организационный момент (2 мин). II Актуализация опорных знаний (5 мин). III Создание проблемной ситуации (3 мин). IV Построение выхода из ситуации (5 мин). . V . Физминутка (1 мин). VI . Закрепление новых знаний, нового способа (20 мин ) . VII Рефлексия учебной деятельности ( 3 мин). VIII Домашнее задание (1 мин).

Слайд 11

Сценарий урока Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников I .Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. 2 мин. Учитель создает ситуацию успеха для активизации необходимых для новой темы знаний: - в начале урока высказывает добрые пожелания детям; - предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке. Ученики включаются в деловой ритм, готовятся к ра боте.

Слайд 12

СЦЕНАРИЙ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников II . Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 5 мин. 1. Учитель задает учащимся вопросы по теме прошлого урока « Изображение пространства ». Слайд 1 Ученики отвечают на заданные вопросы, комментируют ответ.

Слайд 13

СЦЕНАРИЙ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников II . Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 2. Учитель предлагает выполнить задание для повторения понятий «передний план» и «задний план». Слайд 2 Ученики находят ошибки, аргументируют своё мнение.

Слайд 14

СЦЕНАРИЙ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников II . Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 3.Учитель предлагает учащимся выполнить задание на нахождение ошибки в изображении пейзажа. Ученики находят ошибки, аргументируют своё мнение.

Слайд 15

Найдите изображения, на которых допущены ошибки. В чем заключается ошибка? 1 2 3 4

Слайд 16

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников III. Создание проблемной ситуации Цель: постановка учебной задачи 3 мин. Организация учителем учебного диалога. Вопросы учителя: 1) достаточно ли знать только понятия «передний план» и «задний план» для того, чтобы передать глубину пространства? 2) нужно знать еще какие-то правила ? 3) какова цель нашего урока? Учащиеся приходят к выводу, что необходимо знать правила передачи глубины пространства (правила перспективы).

Слайд 17

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников IV. П остроение выхода из затруднения. Цель: формирование умения обучающихся выполнять новый способ действия 5 мин. Работа с заданием на определение правил, по которым выполнена передача пространства на следующих изображениях. Слайд 4 Вопрос учителя: 1) Что объединяет эти картины? Учитель подводит детей к пониманию понятия «перспектива», просит учащихся дать определение этому понятию. Учитель вместе с обучающимися выводят правила построения линейной перспективы (построение графического рисунка). Слайд 5 Учитель знакомит с примерами линейной перспективы в жизни. Слайд 6 Предполагаемые ответы обучающихся: Изображен пейзаж; Изображено время года – осень; Нарисована дорога, уходящая вдаль к линии горизонта; Предметы изображены на переднем и заднем плане. Самостоятельное выведение понятия «перспектива» на основе проведенной работы. Вывод: определение алгоритма построения линейной перспективы.

Слайд 18

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников IV. П остроение выхода из затруднения. Цель: формирование умения обучающихся выполнять новый способ действия Учитель вместе с обучающимися выводят правила воздушной перспективы. Слайд 7 С целью закрепления полученных знаний предлагает работу на закрепление нового способа действий. Слайд 8 Учитель предлагает поработать с картой самопроверки. Слайд 9 Определение правил воздушной перспективы: 1. По мере удаления планов тон теряет свою насыщенность и контрастность, светлеет; 2.Предметы, находящиеся на первом плане, прорисовываются четко, на заднем плане- размыто; 3.Окутанная воздухом даль голубеет. Ученики заполняют таблицу самопроверки. Выполняют проверку по эталону.

Слайд 19

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников V. Физминутка Цель: сохранение здоровья учащихся. 1 мин. Учитель предлагает детям выполнить электронную физминутку для глаз. Слайд 10

Слайд 20

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников V I . Закрепление новых знаний, нового способа Цель: активизировать полученные знания в практической самостоятельной деятельности 20 мин. 1.Предлагаемое учителем задание: нарисовать пейзаж с учетом правил линейной и воздушной перспективы и при соблюдении следующих условий: 1. Изобразить 3 дерева на разных планах; 2.дорогу или речку, уходящую вдаль; 3. лес на заднем плане. Задание дается двух уровней сложности: Закончить работу в разных цветах, соответствующих изображаемым предметам; Выполнить работу в одном цвете. Выполняют работу самостоятельно. Сами определяют уровень сложности задания.

Слайд 21

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников VII . Рефлексия Цель: постановка обучающегося в рефлексивную позицию, чтобы он сделал вывод о том, что он уже умеет, какие ошибки допускает. 3 мин. 1 . Учитель предлагает карту самооценивания . Слайд 11 2. Задает вопросы учащимся: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленную задачу? • Каким способом? • Какие получили результаты? • Что нужно сделать ещё? • Где можно применить новые знания? Оценивают свою работу по предложенным критериям, ставят себе оценку. Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 22

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Структурный компонент урока Время (мин.) Действия учителя Действия учеников VIII . Домашнее задание Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке. 1 мин. Учитель выдает детям домашнее задание: Подобрать изображения (фото) с примерами высокой и низкой линии горизонта. Объяснить, чем обоснован выбор художником (фотографом) именно такой точки зрения. Урок закончен

Слайд 23

Вопросы для повторения: 1.Что называется пейзажем? 2. Согласны ли вы с тем, что пейзаж – это изображение пространства? Почему вы так решили? 3.Как изображали пространство в древние времена? 4.Какие правила изображения пространства вы уже знаете?

Слайд 24

Каким способом можно получить такое изображение?

Слайд 25

Что объединяет эти картины?

Слайд 26

Перспектива- учение о способах передачи пространства на плоскости изображения.

Слайд 27

Линейная перспектива ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА ТОЧКА СХОДА

Слайд 29

Воздушная перспектива .

Слайд 31

1 2 3 4 Ближе Дальше крупнее мельче подробнее обобщённее теплее холоднее ярче бледнее

Слайд 33

Карта самоконтроля и самооценки Балл Критерии оценивания рисунка 1 Изображение реки (дороги) выполнено при помощи линий, которые сходятся в точке схода на линии горизонта. 2 Деревья на переднем плане прорисованы тщательно, на заднем плане видим только очертание дерева. 3 Размер деревьев меняется в зависимости от расположения по отношению к линии горизонта. 4 Земля и небо выполнены в правильной цветовой тональности (ближе к линии горизонта бледнее, к краю листа – ярче). 5 Изображение леса на заднем плане размытое, выполнено в холодной цветовой гамме.