Приемы олицетворения в искусстве.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Бурштейн Инесса Григорьевна

В современном обществе существует необходимость нестандартно и творчески мыслить. И это качество необходимо развивать с детства.

Один из способов развить у ребенка способность творчески мыслить использовать приемы олицетворения, которые с давних пор используются в искусстве.

Использование приемов олицетворения для передачи любых образов в рисунках содействует развитию у детей не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, воображения, эстетического вкуса, оригинальности воспроизведения действительности, зоркости видения и остроты восприятия жизни. Знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazy_olitsetvoreniya.docx857.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы олицетворения в искусстве.

В современном обществе существует необходимость нестандартно и творчески мыслить. И это качество необходимо развивать с детства.

Развитие творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, свободу самовыражения.

Творческое мышление, характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободы в выражении своих идей.

Перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка творческого мышления.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Задача учителя заключается в том, чтобы раскрыть творческий потенциал ребенка. Один из способов развить у ребенка способность творчески мыслить использовать приемы олицетворения, которые с давних пор используются в искусстве.

Ребенок пытается осознать видимое и отобразить это. Но может быть разный подход в изображении одного и того же явления.

Использование приемов олицетворения для передачи любых образов в рисунках содействует развитию у детей не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, воображения, эстетического вкуса, оригинальности воспроизведения действительности, зоркости видения и остроты восприятия жизни. Именно эти качества должен развивать в своих учениках учитель на уроках искусства.

Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна и статуи, слушаем симфонии, читаем романы, останавливаемся перед величественными зданиями, следим за движениями танцоров, воспринимаем театральные спектакли и кинофильмы. И все эти очень разные, казалось бы, несовместимые явления обозначаются одним словом – искусство.

Для наиболее полного раскрытия и отображения сложного мира искусства используют разнообразные художественные приемы. Одним из наиболее часто используемых приемов в изобразительном искусстве является олицетворение. Как художественный прием олицетворение широко используется в литературе, живописи, скульптуре.

Олицетворение в изобразительном искусстве – это персонификация, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих и животных, а также наделение животных качествами человека.

С давних времен олицетворение широко использовалось в изобразительном искусстве. Олицетворялись небесные явления: солнце, луна (эти два светила изображались как два взаимосвязанных человеческих существа, непременно разного пола: если солнце мужчина, то луна женщина, и наоборот); созвездия и отдельные звёзды, Млечный путь, полярное сияние; небо и земля (опять-таки как существа разного пола, чаще небо - мужского, земля - женского); атмосферные явления - ветер, тучи, гроза, дождь, радуга и пр.; элементы ландшафта - гора, река, озеро, лес (дерево), пустыня, степь, море и пр.; вся видимая природа; предметы человеческой культуры и социального порядка; человеческое хозяйство, промыслы (изображения духов – покровителей охоты и других промыслов), земледельческое хозяйство (изображение духов – покровителей земледелия, плодородия, урожая), скотоводство (святые – покровители скота); огонь, вода; семейный и домашний быт (покровители семьи, пенаты, лары, домовой и др.); брачно-семейные и кровно-родственные отношения (боги – покровители семьи и брака, любви, деторождения); благополучие и неудачи, войны (божества войны и победы); социальный мир и порядок (боги правосудия, справедливости, хранители обычаев и пр.).

http://funik.ru/uploads/images/05_2015/16/5_8697c14444ce8aa48f40b7aa85f9e015.jpg 

Сандро Боттичелли «Весна» (или «Царство Флоры»); 1477–1478

Особняком стоят чрезвычайно интересные изображения, относящиеся к категории мифологических олицетворений, особенно тесно слитые с обрядностью: таковы Коляда, Карнавал, Куарезима (великий пост), Пэр-Ноэль («отец-рождество»), фея Бефана, Карачун, дед Мороз, русалка и др..

Олицетворение использовалось в древнем мире при изображении животных. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. 

Олицетворение используется в многочисленных скульптурных изображениях у ранних христиан Христа в виде агнца, держащего крест – символ солнца; скульптуры Летнего сада и Екатерининского парка в Петербурге; статуя Свободы в Нью-Йорке.

В изобразительном искусстве отображение олицетворения - аллегория (фигуры с постоянными атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. В эпоху раннего средневековья олицетворяющие аллегории были наглядным "учебным материалом" церкви для воспитания людей и потому играли огромную роль в искусстве и политике. Олицетворение наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. К абстрактным персонажам, наиболее часто изображаемым в искусстве Возрождения, можно отнести фигуры, олицетворяющие семь добродетелей, семь пороков и гуманитарные науки.

Традиция использовать олицетворение ведет свое начало от античной и другой мифологии, когда богам и богиням Олимпа, изображавшимся в основном в виде прекрасных мужчин и женщин, довольно слабо отличавшихся друг от друга своими физическими данными (ростом, возрастом, внешностью), сопоставлялся для запоминания их имени и их сферы деятельности какой-нибудь характерный предмет. Например, Гераклу — палица и львиная шкура, Диане — лук со стрелой и лань, Гермесу — крылатый шлем и высокие сапожки с крылышками, кадуцей в руках, Нептуну — рыба и трезубец, Афине — эгида и сова и т.д.

http://helena-moscow.ru/uploads/posts/2015-09/1443238393_pushk-museum23.jpg

Статуя египетского божества, олицетворяющего реку Нил

Аналогичное положение было и в скандинавской мифологии, где Тор имел — молот, Сиф — золотые волосы, Один — ворона. Это и были атрибуты, олицетворяющие их. Традиция была перенесена на так называемые аллегории — женские или мужские фигуры, изображавшие какое-либо свойство человека, его пороки и добродетели, ибо эти фигуры еще менее, чем мифологические боги, обладали индивидуальными чертами.

Широко используется олицетворение в современном искусстве, в таких направлениях как символизм, абстракционизм, анимализм и др. Например, использование изображения женщины в изобразительном искусстве как образа матери, как олицетворение Родины (И.Тоидзе «Родина-мать зовет!»), надежды на мирную жизнь.

В содержании школьного курса изобразительного искусства использование приема олицетворения предстает как генератор культуры. Формирует в учащихся эстетическое восприятие мира; художественное познание окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии и власти, прославление и увековечивание правителей и героев; способность внушать определенные идеи и пробудить чувства и сознание. Формирует зрительные образы городов, запечатлённые в памятниках живописи и архитектуры.

http://www.help-rus-student.ru/pictures/17/994_1.jpg

В продолжение освоения символики образов искусства учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха, отображенных также в изобразительном искусстве разных народов. Одновременно идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные ритуалы. Важными для понимания представлений и верований людей представляется символическое значение предметов и их отражение в искусстве.

Художественные образы мирового искусства предстают на примере искусства античной Греции, средневековой Европы и нескольких регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются природа, образы человека и его одежда, а также наиболее значимые для каждой культуры образы и традиции. Благодаря их естественному разнообразию на примере разных культур учащиеся знакомятся с изобразительной культурой разных народов, архитектурой и скульптурой, декоративно- прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты и т.п.).

Поскольку именно на основе этих межнациональных, межэтнических образов-представлений формировалось искусство, ими оно питалось на протяжении тысячелетий, знание его основ поможет ребенку войти в мир художественных образов и свободно их интерпретировать в искусстве любого народа, любой эпохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя сказка. Олицетворение.

Последний урок из серии "Превращения слов" ("Изобразительно-выразительные средства языка"). Пятиклассники совершают путешествие в мир сказки, чтобы приобрести необходимую читательскую квалификацию. Уч...

Урок "Лотос на флаге-олицетворение чистоты и святости помыслов""

Конкурсный урок на фестиале учителей истории родного края....

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

Урок литературы в 6 классе Тема: Средства художественной выразительности. Олицетворение.

Стихи С.Есенина — настоящий кладезь  не только для эстетического воспитания, но и для воспитания читательской культуры, а также для знакомства с секретами поэтического мастерства и художест­венны...

Конспект урока русского языка в 10 классе «Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное»

Русский язык. 10 классРазвитие речи. Повторение и обобщение материала за год. Сравнение, метафора, олицетворение. Общее и отличное...

Нетрадиционные методы и приемы в изобразительном искусстве.

Нетрадиционные методы и приемы в изобразительном искусстве....